Университетский кластер Московского физико-технического института (ГУ)

Ключевые слова

Читайте в новом номере

Импакт фактор - 0,584*

*пятилетний ИФ по данным РИНЦ

Регулярные выпуски «РМЖ» №6 от 18.03.2014 стр. 433
Рубрика: Актуальная проблема

Для цитирования: Мелерзанов А.В. Университетский кластер Московского физико-технического института (ГУ) // РМЖ. 2014. №6. С. 433

Одним из основных методов, используемых в современной политике государства в области развития инновационной экономики, является реализация кластерной политики – системы государственных и общественных мер и механизмов поддержки кластеров и кластерных инициатив, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер, развитие институтов, стимулирующих формирование кластеров, а также обеспечивающих внедрение инноваций (Министерство экономического развития РФ).

Целью кластерной политики является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры [С.А. Семенов, РАГС при Президенте РФ].

В соответствии с поставленной целью создаются территориально-производственные кластеры. Прообразом такого кластера, созданным еще в 50-е годы прошлого века, является Московский физико-технический институт (МФТИ (ГУ)).

МФТИ создан по постановлению Совета Министров СССР от 25 ноября 1946 г. № 2538 как физико-технический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Постановлением Совета Министров СССР от 17 сентября 1951 г. № 3517–1635 преобразован в Московский физико-технический институт. Приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 21 июня 1995 г. № 936 переименован в Московский физико-технический институт (государственный университет) (Устав МФТИ).

«Был предложен совершенно новый метод: прикомандировать студентов для теоретической, экспериментальной и практической работы к нашим новым институтам и лабораториям и включить их таким образом непосредственно в практическую работу. Таким образом, будущие специалисты начали трудиться рядом с нашими учеными, конструкторами, лабораторными работниками, которые помогали и словом и делом, а студенты получили возможность с первых же дней знакомиться с содержанием и трудностями предстоящей им самостоятельной и коллективной работы» [А.А. Щука «Физтех и физтехи»].

Новая система обучения, получившая название «система физтеха», фактически представляла собой объединение нескольких ведущих в своей области научно-производственных организаций с учебным заведением (табл. 1). Таким образом, специалисты, представляющие разные направления науки и производства, могли объединять свои знания и навыки для подготовки высокопрофессиональных кадров для последующего развития науки и производства в пограничных областях наук, что и является основой инновационного развития экономики.

В настоящее время идея создания кластеров включает понятия «развитие региона» и «частно-государственное партнерство».

МФТИ не является типичным примером регионального кластера. Смысл образования регионального кластера заключается в создании «брэнда» региона для привлечения иностранных инвестиций и развития данного региона. Однако в ситуации с МФТИ понятие регионального положения относительно. Это обусловлено непосредственной близостью к столице, и, несмотря на то, что МФТИ расположен в г. Долгопрудный Московской области, большая часть базовых организаций расположена в Москве, являясь при этом неотъемлемой частью университетского кластера МФТИ. Центральное положение не позволяет считать МФТИ в чистом виде региональным кластером, целью создания которого считается развитие региона, хотя, безусловно, развитие МФТИ привлекает значительные инвестиции в Московскую область. При этом крупнейший участник кластера – компания «Химрар» – расположена в г. Химки, а новый инжиниринговый центр информационных технологий находится хотя и в непосредственной близости к городу Долгопрудный, но все-таки на территории столицы. Москва и Московская область – это два тесно связанных между собой региона, образующих единый высокоразвитый конгломерат, который исторически является основным якорем привлечения иностранных инвестиций и одним из основных регионов-доноров в РФ.

МФТИ следует рассматривать скорее как пример успешного решения другой задачи – создания частно-государственного партнерства. Создание на базе МФТИ биофармкластера «Северный» (БФКС) позволило привлечь значительные частные инвестиции и сделать его базой для перспективных исследований крупнейших зарубежных и российских фармацевтических компаний.

Это было первым этапом современного развития университетского кластера МФТИ. В данный момент по прототипу БФКС организуются новые центры по направлениям: информационные технологии, труднодобываемые полезные ископаемые и др. (рис. 1).

Уникальность кластера МФТИ заключается в создании благоприятной среды для междисциплинарного, межфакультетского и межкафедрального взаимодействия. В одном месте собраны представители многих направлений науки и отраслей промышленности. Специфика учебного процесса в МФТИ заключается в раннем привлечении студентов к реальной исследовательской деятельности. При этом в одной базовой организации могут проходить обучение представители разных кафедр и факультетов. Это позволяет объединить специалистов и студентов разных направлений, что дает возможность обмениваться идеями и создавать совместные проекты. В то же время система базовых кафедр позволяет получать доступ к наиболее современным исследованиям и технологиям в разных областях науки и промышленности и создавать библиотеку интеллектуальной собственности.

Возможность применения защищенных патентами МФТИ разработок в разных областях науки дает широкий простор для творчества. Расхожий термин «работа на стыке наук» в полной мере реализован в МФТИ. Именно таким образом создаются инновационные разработки и новые направления исследований.

Деятельность в рамках развития кластера МФТИ полностью соответствует определению «университетский кластер» (рис. 2). Это способ организации согласованных взаимодействий внутри университета и с его внешними партнерами в сферах основных его компетенций, развивающих взаимосвязи нерыночной и рыночной природы, делающих вклад в инновации, собственную конкурентоспособность и конкурентоспособность своего региона за счет получения синергии от совместной деятельности [Москвин В.М. БелГУ].

В рамках университетского кластера МФТИ осуществляется деятельность 11 факультетов, более чем 120 базовых организаций и 5 инжиниринговых центров – научно-производственных объединений, созданных для интеграции лабораторий МФТИ по актуальным направлениям развития фундаментальной науки и прикладной деятельности.

Научно-образовательная деятельность была значительно реформирована в 2012–2013 гг. Наука и образование были формально разделены, это создало больше вариантов для межкафедральных и межфакультетских проектов и позволило появиться межфакультетским лабораториям, что в прежние годы было не характерно для МФТИ. Была создана матричная структура университетского кластера МФТИ, позволяющая развивать взаимодействие различных научно-исследовательских групп и осваивать разные научные направления студентам и аспирантам. Также появилась возможность привлечения в единый проект специалистов из различных базовых организаций, факультетских и институтских кафедр разных факультетов МФТИ.

Например, в лаборатории электрофизиологии под руководством профессора институтской кафедры высшей математики Р.Р. Алиева занимаются исследовательской деятельностью не только студенты ФБМФ (профиль лаборатории относится к биофизике), но и студенты и аспиранты других факультетов и кафедр, а также представители базовой организации (РНИМУ им. Н.И. Пирогова). Кроме того, лаборатория активно взаимодействует с разнопрофильными зарубежными партнерскими организациями. Взаимодействие представителей разных научных направлений в рамках лабораторий центров позволяет интегрировать различные знания и навыки, что и приводит к созданию новых технологий и продуктов (табл. 2).

В рамках работы университетского кластера МФТИ осуществляется три основных направления деятельности:

1. подготовка высококвалифицированных исследовательских кадров;

2. фундаментальная и прикладная исследовательская деятельность;

3 коммерциализация разработанной продукции.

Фундаментальная подготовка студентов МФТИ в течение первых 3-х лет по направлению 010900 «Прикладная математика и физика» дает возможность студентам «говорить на одном языке» независимо от выбранного впоследствии направления научной деятельности.

Взаимодействие представителей прикладной и фундаментальной наук на старших курсах также способствует интеграции разработок.

Частно-государственное партнерство в рамках университетского кластера МФТИ помогает развиваться прикладным наукам в приоритетных направлениях развития экономики РФ и облегчает последующее внедрение разработанной продукции в промышленность РФ.

С учетом выраженной государственной поддержки со стороны Министерства промышленности и торговли, Министерства образования и науки и других министерств и ведомств, а также поддержки со стороны крупных корпораций в МФТИ удается успешно реализовывать стратегию развития приоритетных направлений экономического развития РФ.

В частности, очень активно развивается биотехнологическое направление. Еще в 1965 г. в МФТИ была открыта кафедра физики живых систем. Идея создания кафедры ректором МФТИ академиком О.М. Белоцерковским заключалась именно в междисциплинарном подходе к развитию медицины. Уже тогда было понимание, что современная медицина не может развиваться без участия физиков, математиков, химиков и других ученых при тесном взаимодействии с практикующими врачами.

В рамках деятельности кафедры и сегодня успешно реализуется принцип такого взаимодействия – с 1993 г. руководят кафедрой выдающиеся врачи: В.И. Шумаков, академик РАН и РАМН, директор ФГУ «НИИ трансплантологии и искусственных органов Росмедтехнологий» (до 2008 г.); с 2008 г. по настоящее время – М.Ш. Хубутия, д.м.н., профессор, чл.-корр. РАМН, заслуженный врач РФ, директор ГУЗМ НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Департамента здравоохранения г. Москвы; научно-исследовательская деятельность осуществляется известными физиками, химиками, биологами.

Направление развития «живых систем» является сегодня одним из наиболее актуальных и входит в категорию «приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации» (Президент РФ В.В. Путин). Для реализации данных задач на базе МФТИ был создан БФКС.

Наличие в университетском кластере МФТИ базовых медицинских организаций, а также базовых организаций и лабораторий, занимающихся фундаментальными и прикладными разработками в областях физики, химии и других наук, позволяющих создавать современные медицинские биотехнологии и биотехнологические продукты,является основой для разработок в области персонифицированной и трансляционной медицины. В 2012 г. был создан факультет биологической и медицинской физики и в его составе открыты две новые кафедры в области персонифицированной и трансляционной медицины – кафедра биоинформатики под руководством профессора М.Ю. Бородовского и кафедра регенеративной и трансляционной медицины под руководством проф. С.А. Румянцева. Таким образом, была дополнена существовавшая ранее система базовых кафедр направления «живые системы» (табл. 3).

2013 г. в МФТИ была также создана магистратура по направлению 240700 «Биотехнологии», которая в совокупности с усилением программ по химии и биологии позволит более направленно готовить специалистов отрасли. В 2013 г. было реформировано и перезапущено образование нового формата – экспериментальная группа обучения студентов по системе двойного образования с перспективой получения дополнительного диплома по специальности «лечебное дело».

Предпринятый руководством МФТИ и БФКС комплекс мер позволил создать систему, которая дает возможность воплощения в жизнь некоторых основных задач, поставленных правительством РФ в сфере здравоохранения:

1. Создание импортозамещающих технологий в медицине.

2. Развитие инновационных технологий в экономике.

3. Повышение качества медицинской помощи населению.

Ступени образования в МФТИ Рис. 1. Университетский кластер МФТИ в 2012 г. до открытия новых инжиниринговых центров (модифицированный слайд из презентации БФКС) Таблица 2. Матричная структура науки и образования МФТИ

Только для зарегистрированных пользователей

зарегистрироваться

Оцените статью


Поделитесь статьей в социальных сетях

Порекомендуйте статью вашим коллегам

Предыдущая статья
Следующая статья

Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь на сайте для того чтобы оставить комментарий.

зарегистрироваться авторизоваться
Наши партнеры
Boehringer
Jonson&Jonson
Verteks
Valeant
Teva
Takeda
Soteks
Shtada
Servier
Sanofi
Sandoz
Pharmstandart
Pfizer
 OTC Pharm
Lilly
KRKA
Ipsen
Gerofarm
Gedeon Rihter
Farmak