28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Клинико–терапевтические аспекты острого и осложненного урогенитального хламидиоза
string(5) "19419"
1
ГБОУ ВПО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» МЗ РФ, Москва
Для цитирования: Бутов Ю.С., Васенова В.Ю., Новик Ф.К., Аверкиев В.Г. Клинико–терапевтические аспекты острого и осложненного урогенитального хламидиоза. РМЖ. 2007;6:570.

Широкое распространение урогенитального хламидиоза среди взрослых и детей, как женского, так и мужского пола, с различной выраженностью клинических проявлений, приводящее к значительному ухудшению качества жизни, включая бесплодие, отражает актуальность и социальную значимость проблемы [1,13]. В России частота встречаемости больных хламидиозом в среднем колеблется от 113 до 259 на 100000 населения, а в отдельных регионах она достигает 6–7% у женщин преимущественно репродуктивного возраста, определяя высокий процент инфицированных среди беременных [2,12,15,22,23,26].

Имея тропизм к цилиндрическому эпителию, Chlamidia tr. излюбленно поражает уретру, предстательную железу, придатки яичек, шеечный канал матки, прямую кишку, слизистую оболочку глотки, конъюнктиву глаз и другие органы [8,9,11,14,16].
Показано, что наряду с женщинами ответственность за бесплодный брак в равной степени несут и мужчины. Установлено, что хламидии и другие УГИ нередко приводят к нарушению сперматогенеза [3], формированию простатита, эпидидимита, эректильной дисфункции и, как следствие, к бесплодию [24,27].
Нет единого мнения по принципам классификации урогенитального хламидиоза. В принятой международной классификации болезней человека Х пересмотра учитываются преимущественно топический характер патологии и статистические характеристики. При этом не отражаются клинические симптомы течения процесса и наличие осложнений [10,16].
Высказывается мнение [17] о целесообразности учитывать фазу течения инфекционного процесса, адаптацию микроба в организме и руководствоваться классификацией хламидиоза по принципу гонорейной инфекции [8,16].
Приводятся противоречивые данные, характеризующие иммунный статус у больных хламидиозом. При моноинфекции показано умеренное увеличение В–лимфоцитов и уровней IgA, и IgG при невысоком значении IgM, а также снижении абсолютного количества Т–клеток, Т–хелперов и Т–супрессоров [29], что свидетельствует, по мнению авторов, об активации гуморального и угнетении клеточного звеньев иммунитета. При ассоциированной хламидийной инфекции с уреаплазмой и вирусом простого герпеса у больных достоверно возрастали все классы иммуноглобулинов [27].
Нами в 43% случаев у больных с моно– и микстинфекцией с подострым и торпидным течением выявлено снижение Т–хелперов, увеличение NK–клеток при нормальных показателях IgA, IgM, IgG на фоне повышенного титра сывороточного интерферона в крови выше нормы в 6 раз, что указывает на угнетение Т–клеточного звена и активацию системы интерферонов [6,7].
В лечении урогенитального хламидиоза, мико– и уреаплазмоза успешно применяются тетрациклиновые препараты, фторхинолоны и макролиды [7,8,18,28]. При этом в терапии хламидиоза предпочтение отдается азитромицину (Хемомицину), они обладают высокой антихламидийной активностью, способны накапливаться в тканях и медленно покидать их [8,25]. Для лечения мико– и уреаплазмоза предпочтение отдается доксициклину и джозамицину [4].
Фармакокинетические исследования показали, что после приема 1,0 г азитромицина в предстательной железе определяется 5,31 мкг/г через неделю и 1,7 мкг/г через 2 недели, что в 13,6 раза выше МПК. Это позволило с успехом назначать однократно 1,0 г при неосложненных формах хламидийного уретрита взрослым [20], по показаниям беременным [19] и в адекватной дозе новорожденным [12] и подросткам [21]. Эти данные легли в основу назначения азитромицина при осложненных формах по 1,0 г в первый, седьмой и четырнадцатый день с высокой эффективностью [18,19,25].
Мы изучили эффективность Хемомицина (азитромицина), в терапии острых и осложненных форм хламидийной инфекции мочеполового тракта у 73 больных мужского и женского пола и оценили его влияние на клиническое течение заболевания и лабораторные показатели.
На основании анамнеза, клинических проявлений и лабораторных данных уточняли продолжительность болезни, этиологический и топический диагноз. Забор материала осуществляли: у женщин из уретры, цервикального канала, прямой кишки; у мужчин из уретры – для приготовления мазков и постановки ПИФ и ПЦР до и после лечения. Исследовали секрет предстательной железы и мочу в двухстаканной пробе у пациентов с осложненным уретропростатитом. Для исключения сифилиса ставили реакцию микропреципитации (микрометод), гонореи и трихомониаза – исследовали мазки, окрашенные синькой, и при необходимости по Грамму.
Обследование и лечение Хемомицином было проведено 73 больным (67 мужчин и 6 женщин) в возрасте от 18 до 50 лет с моно– и микст–хламидийно–микоплазменной инфекцией. У 30 больных продолжительность болезни была до 2 месяцев, у 43 – более 2 месяцев.
По этиологии и полу больные были распределены на группы. Данные представлены в таблице 1.
Как видно из таблицы, хламидийный уретрит был диагностирован у 55 из 73 больных мужского пола, хламидийно–уреаплазменная инфекция – у 8 мужчин и 4 женщин, сочетанная хламидийно–уреа– и микоплазменная – соответственно у 4 и у 2 пациентов.
Таким образом, превалирующее большинство больных с монохламидийной инфекцией составили мужчины (75,3%), с хламидийно–уреаплазменной – 16,4% (мужчины и женщины), и с хламидийно–уреа– и микоплазменной – соответственно 8,3%.
Клинические симптомы при остром и хроническом течении УГИ представлены в таблице 2.
Так, у 25 мужчин с острым течением (83,4%) и у 25 мужчин и 4 женщин с хроническим течением (67,4%) констатированы зуд, жжение и дискомфорт в уретре. Гиперемия и отечность наружного отверстия уретры с различной степенью выраженности обнаружены соответственно у 3 мужчин с острым (10%) и у 28 мужчин и 6 женщин с хроническим течением (79,1%). Слизисто–гнойные, необильные выделения и учащенное мочеиспускание обнаружены соответственно у 30 мужчин (100%) с острым течением и у 21 мужчины и 6 женщин с хроническим (62,7%). Неприятные ощущения в виде тяжести в промежности отмечены у 4 мужчин, боли внизу живота – у 2 женщин.
Мутная моча в первой порции, по результатам 2–стаканной пробы, оказалась у 25 пациентов мужского пола, во второй – у 4. У 8 мужчин моча в обеих порциях была относительно прозрачной с отдельными плавающими нитями и комочками.
Из 67 пациентов мужского пола диагноз «передний уретрит» был поставлен 63 больным, «тотальный уретро–простатит» – 4. У 5 женщин обнаружен уретрит, у 1 – эндоцервицит.
Определенный интерес представляет анализ клинических проявлений и лабораторных данных у больных с наличием моно– и микстинфекции. Для этих целей у 55 больных с моноинфекцией и у 18 с микстинфекцией оценивалась интенсивность воспаления в уретре по выраженности выделений и количеству лейкоцитов в приготовленных и окрашенных мазках. Данные представлены в таблице 3.
При оценке лабораторных данных, у больных с острым течением количество палочкоядерных лейкоцитов у 3 больных составило от 5 до 10 в п/зр., у 27 – от 15 до 20 в п/зр.
При анализе лабораторных данных у больных с хроническим течением у 8 больных с неярко выраженным уретритом и скудными преимущественно слизистыми выделениями количество лейкоцитов составило от 5 до 10 в п/зр. У 17 больных со слизисто–гнойными выделениями количество клеток в препаратах варьировалось от 10 до 20.
Во второй группе у 8 мужчин и 4 женщин с хламидийно–уреаплазменной инфекцией наблюдались признаки переднего уретрита, зуд, жжение, эритема и отек наружного отверстия уретры с числом клеток в мазках от 15 до 20 в п/зр.
В третьей группе у 4 мужчин и 2 женщин с хламидийно–уреа– и микоплазменной инфекцией имелись более выраженные признаки воспалительного тотального уретрита у мужчин, которые характеризовались учащенным мочеиспусканием, эритемой, жжением в уретре, тянущими болями, мутной мочой во второй пробе и слизисто–гнойными выделениями.
При микроскопии секрета предстательной железы у 4 пациентов обнаружены лейкоциты в количестве от 20 до 50 в поле зрения, лецитиновые зерна, эпителиальные клетки и слизь определялись в умеренном количестве. Данные ПИФ и ПЦР, микроскопии секрета предстательной железы позволили подтвердить наличие катарального простатита у больных с микстинфекцией. У двух женщин отмечены боли внизу живота, у одной – эрозия шейки матки. Число клеток в мазках составило от 20 до 50.
Таким образом, у больных хламидиозом с моно– и микстинфекцией выявлены воспалительные изменения в уретре, шейке матки с нарастающей тенденцией, которая зависела от вида возбудителей. Выявлено, что у больных с микстинфекцией воспалительная реакция была более выраженной. Уместно предположить, что хламидии, повреждающие цилиндрический эпителий, создают благоприятные условия для более выраженного развития воспалительного процесса.
Больные с острым течением получали Хемомицин по 1,0 г однократно, с хроническим течением – по 1,0 г Хемомицина за 1 ч до еды в первый, седьмой и четырнадцатый дни. Для профилактики кандидоза назначали флуконазол по 150 мг однократно. Больным с тотальным уретритом и уретрогенным простатитом дополнительно назначали сидячие ванночки с теплой водой, микроклизмы с отваром ромашки по 50–70 мл в течение недели, свечи с витапростом со второй недели. Контроль за эрадикацией возбудителя осуществляли через 30 дней.
У всех 30 больных (100%) с острым течением в результате терапии Хемомицином констатирована этиологическая излеченность при клинической эффективности 97,3%.
У больных с хроническим течением под влиянием комплексной терапии с включением Хемомицина элиминация возбудителей констатирована у 35 (94,6%) из 37 больных мужчин и у 5 (83,3%) женщин. Клиническое излечение достигнуто у 33 (89,2%) из 37 мужчин и у 5 (83,3%) из 6 женщин. Анализ клинических проявлений в группе мужчин показал, что у 33 наступило полное разрешение клинических симптомов, включая отсутствие выделений из уретры, разрешение эритемы и отечности наружного отверстия уретры, прекращение дизурических явлений. В мазках идентифицировались эпителиальная слизь, эпителиальные клетки и единичные лейкоциты. У 2 пациентов с уретропростатитом наблюдались необильные слизисто–гнойные выделения, ощущения дискомфорта в уретре, наличие умеренно выраженной эритемы и отечности. При исследовании окрашенных мазков констатировано наличие лейкоцитов от 10 до 30 в п/зр. С помощью ПЦР и ПИФ идентифицированы хламидии, что рассматривалось нами как отсутствие этиологического и клинического выздоровления, возможно, связанного со злоупотреблением алкоголем и активной половой жизнью в процессе лечения. У других 2 больных отмечалось наличие незначительных слизистых выделений, по типу простатареи, ощущения дискомфорта и склеивания губок уретры, что рассматривалось нами как затянувшийся постхламидийный уретрит с наличием в мазках от 3 до 5 лейкоцитов, эпителиальных клеток, слизи. Процесс разрешился в течение последующих 2 недель. У одной женщины с эндоцервицитом клинические симптомы не разрешились (эрозия шейки матки, выделения) и после окончания терапии. С помощью ПЦР и ПИФ вновь были идентифицированы хламидии.
Переносимость препарата была хорошей, развитие аллергических реакций и других соматических жалоб (тошнота, отрыжка, горечь во рту) не наблюдалось.
Таким образом, клиническую оценку эффективности Хемомицина в лечении подостро протекающего хронического хламидийного уретрита и уретрогенного простатита по схеме «первый, седьмой и четырнадцатый день» можно квалифицировать как успешную. Этиологическое излечение у мужчин констатировано у 94,6%, клиническое у – 89,2% больных, у женщин оно составило 83,3%. Безопасность оказалась высокой.
На основании проведенных клинических исследований можно сделать следующие выводы:
1. Хемомицин обладает выраженным антимикробным и противовоспалительным действием, вызывая эрадикацию возбудителей у 94,6% пациентов мужского пола и 83,3% женского.
2. Клиническая эффективность у мужчин составила 89,2%, у женщин – 83,3%.
3. Переносимость Хемомицина в изучаемой курсовой дозе 1,0 г за 1 час до еды в первый, седьмой и четырнадцатый день оценена как очень хорошая.





Литература
1. Аковбян В.А. Рациональная терапия инфекций, передаваемых половым путем. Consilium medicum. 2000. том 2 №4 с.159–161.
2. Башмакова М.А., Савичева А.М.// Генитальный хламидиоз: исходы беременности и проявления инфекции у доношенных новорожденных// Актуальные микробиологические и клинические проблемы хламидийных инфекций// Москва, Медицина, 2000, стр.52–55
3. Бажин Ю.А., Бажина Л.В., Барышева М.В.// К вопросу о репродуктивных нарушениях у мужчин, больных хламидиозом// Тезисы докладов VII Всероссийского съезда дермато–венерологов. Казань, 1998, 104–105
4. Богуш П.Г., Скрипкин Ю.К. Диагностика микоуреаплазмозов и хламидийной инфекции в условиях московского кожно–венерологического клинического диспансера. Клиническая дерматология и венерология. 2005. №3. с.1–5.
5. Бойцов А.Г., Ластовка О.Н., Горин А.А.// Вопросы качества при лабораторной диагностике урогенитальных инфекций// Клиническая и лабораторная диагностика, 2000, 2, 37–38
6. Бутов Ю.С., Сухих Г.Т., Евсеева О.Т., Матвеева Н.К., Логинова Н.С., Файззулин Л.З.// Некоторые клинические и иммунологические показатели у супружеских пар, страдающих хламидиозом// Российский журнал кожных и венерических болезней, 1998, 4, 55–58
7. Бутов Ю.С., Сухих Г.Т., Евсеева О.Т.// Влияние ровамицина и циклоферона на течение урогенитального хламидиоза// Российский журнал кожных и венерических болезней, 1999, 1, 53–56
8. Бутов Ю.С., Васенова В.Ю., Новик Ф.К., Аверкиев В.Г. Эффективность и безопасность азитромицина при лечении неосложненного хламидийного уретрита у мужчин.//Инфекции, антимикробная терапия, 2003,том5, №5/6 с.154–156.
9. Бутов Ю.С., Васенова В.Ю., Новик Ф.К,. Аверкиев В.Г. Лечение хемомицином больных урогенитальным хламидиозом с хроническим осложненным течением. // Росс. журнал кожных и венерических болезней. –№4. – 2005. – С.53–58.
10. Глазкова Л.К., Башмакова Н.В., Моторнюк Ю.И., Ремизова И.И.// Особенности течения хламидийной инфекции у беременных, совершенствование диагностики и лечения// ИППП, 2002, 2, 15–20
11. Гомберг М.А., Ковылок В.П.// Хламидиоз и простатиты// ИППП, 2002, 4, 3–8
12. Евсюкова И.И.// Антибиотикотерапия хламидийной инфекции у беременных и новорожденных детей// Российский Вестник перинатологии и педиатрии, 2001, 3, 11–15
13. Кисина В.И., Колиева Г.Л., Рахматуллина М.Р. // Клиническое значение и оптимальная терапия урогенитального хламидиоза у женщин. Consilium medicum. 2003. том 5. №3. с 154–157.
14. Кисина В.И.// Урогенитальный хламидиоз. Оптимальная программа лечения. Consilium medicum. 2006. с.36–38.
15. Кубанова А.А.,Васильев М.М.,Говорун В.М., Лазарев В.Н., Герман О.А.// Современные подходы к диагностике и терапии латентной хламидийной инфекции урогенитального тракта // Вестник дерматологии и венерологии, 2004, №3, с.6–10.
16. Молочков В.А.// ИППП. Клиника, диагностика, лечение. // Москва, Медицина, 2006.
17. Прохоренков В.И., Шапран М.В.// О классификации урогенитального хламидиоза// ИППП, 2002, 2, 3–5
18. Сидоренко С.В.// Азитромицин и другие макролидные антибиотики. // Клиническая антибиотикотерапия, 2002, 1,(15), с.11–14.
19. Соловьев А.М., Поздняков О.Л, Терещенко А.В.// Почему азитромицин считается препаратом выбора для лечения урогенитальной хламидийной инфекции. // Русский медицинский журнал 2006. – том 14 №15. (267) с 1160–1163.

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше