28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Препарат Афлодерм® в терапии хронической экземы у лиц пожилого и старческого возраста
string(5) "19420"
1
Калужский филиал ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России, Калуга, Россия
2
КГУ им. К.Э. Циолковского, Калуга, Россия
Для цитирования: Звездина И.В., Ляпон А.О., Терещенко А.В. Препарат Афлодерм® в терапии хронической экземы у лиц пожилого и старческого возраста. РМЖ. 2007;6:573.

Известно, что частота встречаемости дерматозов в пожилом возрасте значительно выше, чем у остального населения. По данным Д.Е. Фитцпатрика [1], у 40% людей в возрасте от 65 до 74 лет присутствует то или иное кожное заболевание, и с каждым последующим годом риск развития кожной патологии неуклонно растет.

Масштабность проблемы видится более отчетливо в рамках сложившейся на сегодняшний день демографической ситуации, поскольку во всем мире на протяжении длительного времени сохраняется тенденция увеличения численности людей пожилого и старческого возраста. По демографическому прогнозу, количество людей старше 60 лет в XXI веке удвоится по сравнению с прошлым столетием, что неизбежно отразится на структуре заболеваемости [2].
Инволюционные изменения происходят во всех органах и тканях человеческого организма, начиная проявляться в среднем с 40 лет. Стареющая кожа претерпевает ряд структурных и функциональных изменений: истончение эпидермиса, замедление процессов десквамации, снижение синтеза эпидермальных липидов, интенсификация трансэпидермальной потери влаги и, как следствие, нарушение барьерной функции кожи, уменьшение числа и размеров клеток дермы, дегенеративные изменения коллагеновых и эластических волокон, утолщение и облитерация сосудов, атрофия сально–волосяного аппарата и многое другое [3,4,5]. Возрастные метаморфозы кожи способствуют развитию кожных заболеваний. К сожалению, процессы старения необратимы и неподвластны современной медицине, что несколько ограничивает возможности терапии в пожилом возрасте. Зачастую применение тех или иных лекарственных средств в старшей возрастной группе сопряжено с определенными трудностями, связанными с возникновением нежелательных осложнений в результате использования фармакологических препаратов даже в терапевтических дозах [6,7].
Учитывая данные обстоятельства, значительную роль в лечении хронических дерматозов у лиц пожилого и старческого возраста играет местная терапия, которая при достаточно высокой эффективности снижает риск возникновения побочных эффектов.
Среди наружных средств наибольшей востребованностью пользуются топические кортикостероиды (ТКС), обладающие противовоспалительным, антипролиферативным, противозудным, иммуносупрессивным, противоотечным, антиаллергическим и др. действиями.
Эффективность местной кортикостероидной терапии, в свою очередь, находится в прямой зависимости от физико–химических свойств препарата: липофильности, размера молекулы, заряда, способности связываться со структурными компонентами кожи, характеристики основы, а также от состояния кожного покрова, области и площади нанесения препарата, возраста пациента, физических факторов [8,9].
На фармацевтическом рынке России существует большое количество топических глюкокортикостероидов, различающихся по степени противовоспалительной активности, по составу и характеристикам основы, по стоимости и т.д., однако для лечения пожилых больных дерматологи используют достаточно ограниченный круг наружных ТКС, среди которых важное место занимает препарат Афлодерм“ (BELUPO, Хорватия).
Материалы и методы
Под нашим наблюдением находилось 44 пациента, страдающих хронической экземой, которые были распределены на 2 равные группы. Пациенты первой группы получали 0,05% мазь Афлодерм“ 2 раза в сутки в течение 4 недель в сочетании с комплексной терапией, включающей в себя глюконат кальция по 0,5 г 3 раза в сутки и хлоропирамин по 0,025 г 3 раза в сутки двумя курсами по 10 дней каждый с недельным перерывом между ними. Пациенты второй группы получали 1% гидрокортизоновую мазь дважды в день в течение 4 недель в сочетании с антигистаминной и гипосенсибилизирующей терапией в аналогичных с первой группой дозировках.
Больные предъявляли жалобы на высыпания на коже, зуд, ощущение стягивания, чувство жжения и сухость кожных покровов. Процесс носил симметричный, полиморфный характер, локализовался преимущественно в области дистальных отделов верхних и нижних конечностей, в пределах патологического очага кожа была отечна, инфильтрирована, лихенифицирована, имела багрово–синюшную окраску с многочисленными трещинами, экскориациями, шелушением различной степени выраженности, серозными и геморрагическими корочками на поверхности.
Возраст пациентов варьировал от 60 до 89 лет. Длительность заболевания составляла от нескольких месяцев до нескольких десятков лет.
В ходе исследования проводились:
– клиническая оценка эффективности терапии с использованием дерматологического индекса шкалы симптомов (ДИШС);
– оценка состояния кожных покровов по показателям себуметрии, корнеометрии и рН–метрии;
– оценка безопасности терапии путем определения концентрации эндогенного кортизола в плазме крови, с использованием радиоиммунологического метода.
Результаты и обсуждение
Динамика клинической симптоматики
под влиянием терапии
У всех пациентов максимальный исходный ДИШС был равен 15–16 баллам. Относительно невысокий уровень ДИШС обусловлен хроническим течением заболевания, отсутствием у всех обследуемых пациентов мокнутия и везикуляции, слабо выраженной отечностью и в большинстве случаев пассивной эритемой, что, возможно, указывает на характерное для лиц пожилого возраста несоответствие тяжести заболевания и выраженности клинической симптоматики.
Изменения клинической симптоматики в ходе проводимой терапии характеризовались следующим образом: наблюдаемая у большинства больных застойная эритема, инфильтрация, лихенификация особенно плохо поддавалась коррекции во второй группе, у подавляющего большинства пациентов данные клинические проявления уменьшились незначительно. В первой группе у всех больных с отеком в очаге поражения отмечалось его полное разрешение, тогда как во второй группе отечность полностью исчезла менее, чем у половины больных (45,5%), у 27,3% уменьшилась и у 27,2% осталась без изменения. Более эффективной проводимая терапия оказалась для таких проявлений как корки, шелушение и трещины. В первой группе у всех больных (за исключением одного случая) отмечалось полное заживление трещин, отторжение корок и полное исчезновение шелушения в очаге поражения. Во второй группе корки исчезли полностью только у половины пациентов, шелушение – у 9 человек из 22 (табл. 1).
Соответствующие благоприятные сдвиги клинической симптоматики, произошедшие под влиянием лечения, нашли свое достоверное (р<0,05) отражение в снижении значений ДИШС. Так, в первой группе наблюдалось снижение уровня ДИШС на 11,1±0,3. Во второй группе значение ДИШС упало только на 5,9±0,3. То есть при изначально аналогичной клинической тяжести заболевания выраженность положительной клинической динамики у пациентов, получавших комплексную терапию в сочетании с мазью Афлодерм“, практически вдвое превышала таковую по сравнению со второй группой.
Таким образом, терапия, в состав которой входила 0,05% мазь Афлодерм“ показала себя клинически значительно более эффективной по сравнению с терапией, включающей в себя 1% гидрокортизоновую мазь.
Динамика состояния кожных покровов
под воздействием терапии
До лечения у всех обследуемых пациентов отмечалось значительное снижение показателей себуметрии по сравнению с нормой, что говорит о чрезмерно сухой коже. При этом себуметрия на участках видимо здоровой кожи показала, что экскреция кожного сала также понижена, но несколько в меньшей степени, чем в области поражения, и находится на нижней границе нормы (в среднем 20 мкг/см2).
После проведения курса лечения у пациентов, получавших в качестве наружной терапии мазь Афлодерм“, наблюдалось увеличение измеряемого параметра до уровня контрольных величин. У пациентов, применявших местно гидрокортизоновую мазь, отмечалось минимальное повышение показателей себуметрии (табл. 2).
Приведенные выше изменения показателей себуметрии обусловлены пропитыванием жировой основой поверхностных слоев эпидермиса с образованием визуально незаметной и не причиняющей дискомфорта жировой пленки.
При проведении корнеометрии уровень гидратации в области поражения до терапевтического воздействия варьировал от 4 до 24 у.е. и в среднем составлял 13,4±0,7, что свидетельствовало о выраженной дегидратации, так как уровень нормальной влажности кожи превышает 45 у.е. В области визуально здоровой кожи показатели корнеометрии были снижены в среднем до 27,1 у.е.
На фоне лечения препаратом Афлодерм“ наблюдалось достоверное повышение показателей корнеометрии. В группе сравнения существенных изменений измеряемого параметра отмечено не было, его величина оставалась достоверно сниженной (табл. 3).
Приведенные выше изменения показателей корнеометрии, выражающиеся в повышении гидратации кожи, обусловлены особенностями мазевой основой препарата Афлодерм“. Входящие в его состав дополнительные вещества, такие как: пропиленгликоль, гексиленгликоль, белый воск и белый вазелин, оказывали окклюзионное действие, препятствуя трансэпидермальному испарению жидкости, а также способствовали повышению скорости проникновения действующего ингредиента (алклометазона дипропионата) в глубьлежащие слои дермы.
Важной характеристикой состояния кожи наряду с уровнем экскреции кожного сала и степенью влагонасыщения является ее кислотно–щелочное состояние или рН. Как известно, уровень рН преимущественно зависит от состава пота. Обычно реакция поверхности кожи благодаря поту слабокислая. Однако величина перспирации пота значительно изменяется в результате снижения функции потовых желез при ряде хронических дерматозов. Соответственно изменяется и кислотно–щелочное состояние пораженной кожи. Установлено, что нарушенный при многих дерматозах электролитный гомеостаз также влияет на рН [Г.Ф. Романенко, О.С. Рождественская, 1999]. Вышеизложенные наблюдения подтверждаются и результатами нашего исследования, в ходе которого было установлено, что у пожилых больных хронической экземой, в области пораженной кожи выявляются отклонения рН в ту или иную сторону. При этом необходимо отметить, что щелочная реакция (59,1%) в пределах патологически измененной кожи наблюдалась практически вдвое чаще кислой (36,4%), а нейтральная была зафиксирована в единичных случаях (4,5%).
Под влиянием терапии кислотно–щелочное состояние кожи в области очага поражения нормализовалось у большинства пациентов первой группы (90%), в то время как во второй группе у 43,3% пациентов отклонения рН от нормы остались без изменения.
Оценка безопасности терапии
Для местного лечения больных группы сравнения мы использовали гидрокортизоновую мазь, поскольку данный препарат является эталоном безопасности наружной кортикостероидной терапии.
Из рисунка 1 видно, что уровень кортизола, находящийся в пределах нормальных значений до лечения (5–20 мкг/дл), одинаково незначительно снизился после лечения как у больных, применявших Афлодерм“, так и у больных, использовавших гидрокортизоновую мазь. Из чего следует, что Афлодерм“ не угнетает систему «гипоталамус–гипофиз–надпочечники» и так же безопасен, как и гидрокортизон.
Выводы
1. Препарат Афлодерм“ достаточно эффективен при использовании его в качестве наружной терапии у лиц пожилого и старческого возраста, страдающих хронической экземой.
2. Наряду с терапевтическим действием препарат Афлодерм“ оказывает позитивное влияние на патологически измененную кожу, способствуя нормализации состояния гидролипидного барьера.
3. Высокая безопасность препарата Афлодерм“ позволяет рекомендовать его в виде мази для наружной терапии хронической экземы у лиц пожилого и старческого возраста.







Литература
1. Фитцпатрик Д.Е. Гериатрическая дерматология. В кн. Секреты дерматологии. Перевод с англ.–М.;СПб.: «Издательсто БИНОМ» – «Невский диалект», 1999. – 436 – 444.
2. Лазебник Л.Б. Практическая гериатрия. М. 2002.
3. Gilchrest B.A. Age associated changes in the skin: overview and clinical revelance. // J. Am. Geriatr. Soc. 1982. – 30. – 139 – 142.
4. Семкин В.И. Морфофункциональные изменения эпидермальных дифферонов при старении. // Клиническая геронтология. 2001. – 9. – 27 – 31.
5. Андреев С. Коллаген: структура и функции. // Косметика и медицина. 2001. – 3;4. – 41 – 46; 14 – 22.
6. Довжанский С.И. Патогенез и клиника хронических дерматозов у больных пожилого и старческого возраста. // Вестник дерматологии и венерологии. 2002. – 6. – 8 – 11.
7. Цыганок С.С. Особенности патогенеза и терапии нейродермита в пожилом возрасте. // Клиническая геронтология. 2001. – 1. – 29 – 32.
8. Эрнандес Е., Марголина А., Петрухина А. Липидный барьер кожи и косметические средства. М. 2003. – 340.
9. Braun–Falko O., Pleving G., Wolff H.H., Burgdorf W.H. Topical therapy. // Dermatology Ed 2nd. – Berlin: Springer, 2000. – 1719 – 1749.

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше