Введение
Персонализированная медицина (ПМ) играет важную роль в развитии современной медицины. Она способна объяснить генетическую природу здоровья и заболеваний человека [1]. По словам президента Европейского института персонализированной медицины и здоровья Е.В. Барановой, «главная цель персонализированной медицины сегодня — научить человека жить в гармонии со своими генами» [2].На данный момент ПМ активно развивается во всем мире и уже стала одним из главных трендов здравоохранения в развитых странах. Однако многие аспекты этой области нуждаются в дальнейших обсуждениях и исследованиях [3].
Отдельного внимания заслуживает вопрос проведения генетического тестирования. Данное исследование позволяет предусмотреть развитие серьезного заболевания не только у взрослого человека, но уже при планировании беременности и в дальнейшем у будущего ребенка. Становится возможной диагностика определенных наследственных особенностей, ведущих к повышенному риску развития генетических и мультифакторных заболеваний [4, 5]. Тем не менее остается спорным вопрос его обязательного прохождения и внедрения в повседневную клиническую практику. Необходимо помнить о нежелательной и неприятной для пациента информации о предрасположенности к заболеванию, т. к. данный факт может быть потрясением для него [6]. C. Licklederer et al. указывают на повышение тревожности, появление после генетического исследования депрессии и попыток суицида у пациентов с выявленной предрасположенностью к болезни Гентингтона [7]. Информация о возможном заболевании способна вызвать беспокойство о здоровье родственников, что может привести к неверной самодиагностике [6]. Также важно учитывать, что религиозные и морально-этические взгляды некоторых пациентов могут быть причиной отказа от проведения генетического тестирования [3]. Потенциальной проблемой является дискриминация в обществе по генетическим признакам. Генетическая дискриминация — негативное отношение к человеку, определяемое его генетическими признаками, а не личными достоинствами [8].
Вместе с тем прохождение генетического тестирования дает возможность более детальной постановки диагноза, точного прогнозирования рисков для здоровья, своевременной профилактики и лечения различных заболеваний [9]. На основе фармакогенетического теста появляется возможность индивидуального выбора подходящих лекарственных средств, дозировок и рационального режима использования [10]. Получение отрицательного результата исследования на предрасположенность к предполагаемому заболеванию уменьшает тревожность пациента, тем самым улучшая качество его жизни [11].
Поскольку ПМ является сравнительно молодой областью медицинской науки, социально-этические аспекты генетического исследования еще не определены. Вместе с тем актуальным вопросом является информированность населения о ПМ и о проведении различных исследований в ее рамках.
Цель исследования: оценить осведомленность студентов различных учебных учреждений о генетическом тестировании и отношение к его проведению.
Материал и методы
Для проведения данного исследования была разработана анкета из 14 вопросов, позволяющая узнать мнение респондентов о ПМ и оценить отношение к проведению молекулярно-генетического тестирования. К участию в опросе приглашались все желающие — анкета была размещена в сети Интернет на базе сервиса Google Формы, а приглашения респондентам рассылались по электронной почте и через социальные сети. Исследование проводилось на условиях анонимности. За период проведения опроса (октябрь — декабрь 2017 г.) было получено 982 анкеты (из них 70 анкет исключили в связи с некорректным заполнением).Всего в анкетировании приняли участие 912 человек в возрасте от 16 до 30 лет (средний возраст 20,9±2,3 года) — 500 студентов-медиков (113 мужчин и 387 женщин) и 412 студентов немедицинских вузов (128 мужчин и 284 женщины).
Статистическая обработка материалов исследования проведена с использованием программного обеспечения SPSS 22.0., Statistica 8.0 for Windows (StatSoftInc., USA) и BioStat (издательский дом «Практика», 2006) по общепринятым методикам. Различия считались значимыми при уровне ошибки p<0,05.
Результаты исследования
В ходе исследования на вопрос об информированности относительно существования ПМ положительно ответили 378 (75,6%) студентов медицинских вузов, в то время как среди респондентов, обучающихся в немедицинских вузах, знали о ПМ 202 (49,0%) человека (p=0,0002; критерий Фишера 0,0001). Сравнительная характеристика представлена в таблице 1.
Ответы на вопрос о желании провести себе генетическое тестирование были распределены следующим образом: выразили желание провести генетическое тестирование 421 (84,2%) студент-медик и 319 (77,4%) студентов других вузов. Примечательно, что у обучающихся в медицинских вузах причиной положительного ответа чаще являлось желание узнать больше о своем геноме — 220 (44,0%) человек, чем желание узнать о генетических заболеваниях — 201 (40,2%) человек. В группе студентов немедицинских вузов, наоборот, бóльшая часть респондентов — 165 (40,0%) — положительно отнеслась к шансу получить информацию о возможном заболевании, и меньшая — 154 (37,4%) — проявила интерес к информации о геноме. Опасение узнать о неизлечимом заболевании выразили 17 (3,4%) и 15 (3,6%) студентов медицинских и немедицинских вузов соответственно. Заслуживает внимания тот факт, что чаще высказывали опасение, чем юноши (27 против 5). Отрицали необходимость проведения генетического тестирования 32 (7,8%) студента немедицинских вузов (17 [13,3%] юношей и 15 [5,3%] девушек) и 18 (3,6%) студентов-медиков (7 [6,2%] юношей и 11 [2,8%] девушек). При этом 41 (8,2%) и 41 (10,2%) студент медицинских и немедицинских вузов соответственно сообщил о том, что не могут позволить себе проведение генетического тестирования по причине нехватки времени или финансовых средств. Юноши-медики чаще указывали на недостаток времени — 4 (3,5%) — в сравнении со студентками — 1 (0,3%). Тревогу в отношении дискриминации высказал 1 (0,1%) участник исследования (студент медицинского вуза). Два (0,4%) студента-медика и 5 (1,2%) студентов других вузов соответственно высказали опасение в связи с вероятностью врачебной ошибки. Следует отметить, что никто из респондентов не был против проведения генетического тестирования по мотивам вероисповедания.
Распределение ответов на вопрос: «Готовы ли Вы узнать, что больны неизлечимым заболеванием?» — представлено на рисунке 1.
Ответы показали, что большинство студентов готовы изменить образ жизни в случае обнаружения высокого риска заболевания: 422 (84,4%) студента медицинских вузов и 345 (83,7%) студентов немедицинских вузов.
Положительно отнеслись к проведению фармакогенетического анализа 431 (86,2%) студент-медик и 341 (82,8%) студент других вузов.
В то же время 274 (54,8%) студента-медика и 245 (59,5%) студентов немедицинских вузов выразили нежелание проводить генетическое тестирование или использовать непроверенный препарат.
Ответы на вопрос о проведении генетического тестирования детям между студентами-медиками и студентами-немедиками распределились следующим образом: на целесообразность тестирования во время беременности указали 267 (53,4%) и 145 (35,2%), согласились бы на тестирование после рождения своего ребенка 119 (23,8%) и 121 (29,4%), отметили необходимость учитывать желание ребенка 65 (13,0%) и 94 (22,8%), не считали нужным проводить тестирование 49 (9,8%) и 52 (12,6%) респондента соответст-
венно.
Генетическое тестирование может быть выполнено на этапе планирования семьи. Отношение респондентов к этому вопросу представлено на рисунке 2.
По результатам опроса выяснилось, что 760 (83,3%) студентов рассказали бы о своем заболевании близким.
Высказали желание ввести повсеместное исследование генетического кода 368 (73,6%) студентов медицинских вузов, (из 160 человек обучались на младших курсах, 208 человек - на старших курсах) и 299 (72,6%) студентов из других вузов.
Заключение
В ходе проведенного исследования при ответе на первый вопрос анкеты выяснилось, что студенты, обучающиеся в вузах немедицинского профиля, значительно меньше осведомлены о возможных тестированиях в области ПМ. Примечательно, что и студенты медицинских вузов не в полной мере информированы относительно ПМ. Для повышения информированности необходимо проведение лекций, семинаров по данной тематике. В ответах на остальные вопросы не отмечено статистически значимой разницы между студентами-медиками и студентами других вузов, а также между студентками и студентами. В основном анкетируемые проявляли интерес к проведению генетического тестирования, что говорит об интересе к этой области медицинской науки и необходимости ее развития.Подобные исследования, проведенные ранее S. Oliveri и соавт. (2016), показали, что 67% опрошенных не знали о доступности проведения генетического тестирования, но большинство посчитали его полезным [12]. Н.Н. Седова и Б.А. Навроцкий (2015) отметили, что среди 328 пациентов и 378 врачей, проживающих в Германии, большинство (96 и 52% соответственно) положительно относились к проведению фармакогенетических тестов, однако врачи выражали настороженность в отношении дискриминации по месту работы. Аналогичный опрос был проведен в Томске, где выяснилось, что 85% опрошенных хотели бы знать о предрасположенности к заболеваниям, а 88,5% при установлении высокого риска заболевания изменили бы образ жизни [13]. Это особенно важно, учитывая недостаточную информированность о здоровом образе жизни, а также низкую престижность и социальную значимость занятий спортом среди молодежи [14]. Наши данные подтверждают, что большинство респондентов хотели бы провести фармакогенетическое исследование и были заинтересованы в изменении образа жизни при необходимости. При этом опасение в отношении дискриминации отметил лишь один участник опроса, что может быть связано с неактуальностью дискриминации для российского здравоохранения в связи с иной системой страхования. Таким образом, нами определена информированность о ПМ среди студентов России, а также выявлено их отношение к проведению генетического и фармакогенетического исследований.