28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Применение фитоэстрогенов для лечения гипоэстрогенных состояний
string(5) "26285"
1
ГБУЗ МО МОНИИАГ, Москва, Россия
2
ГБУЗ МО МОНИИАГ, Москва;ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского», Москва
Для цитирования: Балан В.Е., Зайдиева Я.З. Применение фитоэстрогенов для лечения гипоэстрогенных состояний. РМЖ. 2000;3:156.

Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН




Мировая женская популяция не только растет, но и “седеет”. Около 10% ее на сегодняшний день составляют женщины постменопаузального возраста. Ежегодно к их числу прибавляется 25 млн, а к 2020 г. ожидается увеличение этой цифры до 47 млн. Прогнозируется, что к 2030 г. количество женщин старше 30 лет составит 1,2 млрд [1].

В связи с увеличением продолжительности жизни в современном обществе растет интерес к проблемам здоровья женщин старшей возрастной группы. Универсальными маркерами эстрогенного дефицита в перименопаузе принято считать вазомоторные и эмоционально-психические нарушения, проявляющиеся в виде климактерического синдрома различной выраженности [1–3].

В связи с увеличением продолжительности жизни в современном обществе растет интерес к проблемам здоровья женщин старшей возрастной группы. Универсальными маркерами эстрогенного дефицита в перименопаузе принято считать вазомоторные и эмоционально-психические нарушения, проявляющиеся в виде климактерического синдрома различной выраженности [1–3].

Климактерий – период жизни, продолжающийся около 25–30 лет, являющийся переходной ступенью от репродуктивного периода к старости и характеризующийся следующими гормональными критериями [2, 3]:

 

• низким уровнем эстрадиола (<40 нг/мг);

• высоким уровнем ФСГ, индекс ЛГ/ФСГ<1; индекс эстрадиол/эстрон <1;

• относительной гиперандрогенией;

• низким уровнем ингибина.

 

В течение репродуктивного периода влияние половых гормонов осуществляется путем связывания рецепторами к половым стероидам. У 60–80% женщин функции классических нейромедиаторов могут выполнять андрогенные пептиды (тироглобулин, соматостатин, вазопрессин, окситоцин, субстанция Р, энкефалин), гистамин, простагландины. Видимо, сложное взаимодействие нейротрансмиттеров определяет всю сложность психоэндокринных взаимоотношений.

Наиболее изученной является роль катехоламинов: допамина, норадреналина и серотонина в регуляции как гипоталамических, так и психоэндокринных функций.

Центральные допаминергические системы участвуют в регуляции двигательной активности, секреции тропных гормонов, сегментарных вегетативных симпатических реакциях, сенсорных процессах: восприятии света, запахов, боли, терморегуляции [9, 10].

Функциональное состояние церебральных норадренергических систем поддерживает состояние бодрствования, участвуют в регуляции поведения, настроения и сна [11, 12].

Работами последних лет показано не только ингибирующее влияние серотонина на выделение гонадолиберинов и гонадотропинов, но и стимулирующее на выброс пролактина при стрессе, а также на выделение антидиуретического и соматотропного гормонов [13, 14]. Полагают, что в основе нейроэндокринных механизмов депрессии, ожирения, мигрени, других видов головной боли лежит серотониновая дисрегуляция [15].

Качество жизни у многих женщин в постменопаузе значительно снижается. Качество жизни – это оптимальное состояние, при котором физические, эмоциональные и социальные аспекты жизни человека не подвержены влиянию заболевания и/или его лечения [16, 17].

Среди факторов, влияющих на качество жизни в постменопаузе, первыми развиваются вазомоторные симптомы, нарушения сна, психологические симптомы и эмоциональные стрессы, являющиеся признаками климактерического синдрома (КС).

Позже к ним присоединяются урогенитальные и сексуальные расстройства, изменения внешности, остеопороз: боли в спине, переломы; стенокардия, болезнь Альцгеймера [2]. Однако первые и ранние обращения женщины к гинекологу-эндокринологу связаны именно с симптомами КС (100% пациенток) [3].

Основными показаниями к назначению заместительной гормональной терапии (ЗГТ) в перименопаузе чаще всего являются ранние типичные проявления КС и реже – урогенитальные симптомы.

Вместе с тем частота назначения заместительной гормонотерапии в странах Европы колеблется от 5% в Италии до 50% в Швейцарии и составляет в среднем 30%. Часть женщин имеет абсолютные или относительные противопоказания к ЗГТ на момент обращения к врачу.

В последние 10 лет число противопоказаний значительно уменьшилось, а бывшие абсолютные противопоказания стали относительными.

Безусловно, назначение ЗГТ должно соответствовать желанию женщины. При наличии абсолютных либо комплекса относительных противопоказаний или нежелании женщины принимать препараты ЗГТ назначаются альтернативные виды терапии. Как правило, противопоказания к ЗГТ (либо состояния, требующие особого внимания врача) выявляются при проведении комплексного обследования, являющегося обязательным для женщин в климактерии. Это обусловлено высокой частотой доброкачественных и злокачественных заболеваний молочной железы, половых органов (матки, придатков, эндометрия).

Фармакологическое действие и режим дозирования Климадинона

Одним из видов альтернативной терапии климактерического синдрома являются фитоэстрогены, к которым относится Климадинон, действующим веществом которого является экстракт цимицифуги, обладающий эстрогеноподобным действием [6].

Предполагаемый механизм действия цимицифуги сравним с низкодозированными конъюгированными эстрогенами. Связываясь с эстрогеновыми рецепторами в лимбикоретикулярном комплексе, препарат нормализует синтез и обмен катехоламинов мозга: серотонина, дофамина, норадреналина, павышает уровен b-эндорфина, увеличивает уровень нейротензина, нормализует активность центра терморегуляции.

Предполагают, что введение фитоэстрогенов снижает уровень лютеинизирующего и тиреотропного гормонов, роль которых в развитии “прилива” жара считается доказанной [18].

Лечение следует начинать при появлении первых симптомов климактерического синдрома [3, 17].

Анализ клинических симптомов, характерных для 250 обследованных больных КС, показал, что самыми частыми были “приливы” жара (98,3%), потливость (91,2%), чувство ползанья мурашек (43,3%), головные боли (39,6%). Психоэмоциональные проявления характеризовались в основном повышенной утомляемостью (68,3%), изменением настроения (47,1%), снижением работоспособности (52,8%), ухудшением памяти (33,6%) [3].

Использование индекса Куппермана для оценки степени тяжести климактерического синдрома позволило выявить наличие слабых проявлений у 15,3% женщин, умеренную степень тяжести симптомов у 49,8% женщин и тяжелое течение КС в 34,9% случаев. Средний показатель индекса Куппермана составил 30,5±6,6 балла [3].

Климадинон применяется в двух видах: таблетки по 20 мг или капли, содержащие 36% этанол (по 1 таблетке в оболочке 2 раза в день или по 30 капель 2 раза в день). Прием препарата может проводиться под наблюдением врача в течение длительного (несколько лет) времени.

15% (75) женщин на момент обращения имели либо абсолютное (12), либо относительное (63) противопоказание к ЗГТ, 18 пациенток отказались от системной терапии препаратами половых гормонов.

Эффект Климадинона проявлялся через 2–4 нед, а максимальное лечебное действие развивалось через 2 мес и выражалось снижением индекса Куппермана более чем вдвое (с 30,5±6,6 до 12,6±4,9 балла).

Однако эффективность препарата снижалась при тяжелой, длительно существующей форме климактерического синдрома, хотя симптомы КС приобретали более легкое течение.

Таким образом, исчезают или уменьшаются характерные для климактерического синдрома симптомы: “приливы” жара, гипергидроз, нарушение сна, изменения настроения, склонность к депрессии. Отмечена пролиферация вагинального эпителия через 3 мес приема климадинона и увеличение КПИ с 2 до 60%. В настоящее время изучаются его защитные действия на костную ткань и сердечно-сосудистую систему.

Особенности применения Климадинона

В гинекологической клинике практическому врачу приходится сталкиваться с проблемой гипоэстрогенных состояний у женщин разных возрастных групп. Наиболее частыми причинами развития этих состояний являются: синдром постовариэктомии, развивающийся вследствие гинекологических операций, и “медикаментозная менопауза”.

Симптомокомплекс, возникающий после хирургического выключения функции яичников или побочного воздействия гормональной терапии при лечении ряда гинекологических заболеваний, аналогичен по характеру клинических проявлений гипоэстрогенному состоянию в климактерии.

Остро возникающее эстрогендефицитное состояние после оперативного удаления яичников в детородном возрасте сопровождается, помимо необратимой утраты репродуктивной функции, вегетативно-сосудистыми симптомами у 85% женщин и является серьезным психотравмирующим фактором для большинства пациенток, усугубляющим течение депрессии, частота которой составляет 30–40%. У 30–50% оперированных женщин выявляются нарушения памяти, способности концентрировать внимание, существенно снижается познавательная функция [19].

Необратимость развивающихся состояний и усугубление их с течением времени требуют длительной коррекции для сохранения здоровья и адаптации женского организма к новым условиям. Очевидно, что в этих случаях представляется перспективным применение Климадинона, благодаря его эстрогеноподобному влиянию на многие типичные вегетативные и психические симптомы.

Клинический опыт подтверждает высокую эффективность Климадиона. 63 пациентки получали лечение Климадиноном в течение 20 нед. В первые 12 нед больные получали по 1 таблетке 3 раза в день, а затем назначалась поддерживающая доза (по 1 таблетке 2 раза в день).

Оценка симптомов и эффективности терапии проводилась при помощи индекса Куппермана. В результате лечения у 79,3% пациенток через 20 нед наблюдалась положительная динамика. При оценке отдельных симптомов улучшение отмечено у 52–89% пациенток, причем наиболее выраженный эффект отмечен в отношении так называемых ранних (острых) симптомов (приливы жара и потливость), более всего беспокоивших женщин. Аналогичная положительная динамика наблюдалась и со стороны психических и вегетативных расстройств, однако в более поздние сроки терапии (спустя 12 нед).

В подавляющем большинстве случаев, по данным опроса пациенток, Климадинон переносили хорошо: более чем в 61% случаев переносимость оценена как “очень хорошая”, 35% женщин дали “хорошую” оценку и около 3% из числа лечившихся оценили как “удовлетворительно”. Менее чем в 1% случаев имели место негативные явления в виде слабости и головокружения, диспептических жалоб со стороны желудочно-печеночного комплекса в основном при использовании препарата в виде раствора.

Эффективность Климадинона в отношении коррекции гипоэстрогенных состонияй и связанных с этим клинических проявлений, значительно снижающих качество жизни женщин, позволяет расширить спектр применения препарата и дает право признать его методом выбора при указанных состояниях.

Таким образом, Климадинон является эффективным альтернативным методом лечения климактерического синдорма в пери- и постменопаузе, пациенток, подвергшихся хирургическому выключению функции яичников, а также в качестве адъювантной терапии для коррекции побочных эффектов на фоне “медикаментозной менопаузы”, что позволяет значительно улучшить качество жизни женщин разных возрастных групп.

 

 


Литература

1. Samsioe G. Medical and surgical Strategies for treating urogynecological disorders. // Int. J.Ferticl. - 1996; 2, 41(2), 139–41.

1. Samsioe G. Medical and surgical Strategies for treating urogynecological disorders. // Int. J.Ferticl. - 1996; 2, 41(2), 139–41.

2. Сметник В. П. Клинические аспекты климактерических расстройств // Материалы конференции “Гормональная терапия климактерических расстройств”. М., 1994; 4–8.

3. Зайдиева Я.З. Гормонопрофилактикакция системныз нарушений у женщин в перименопаузе. // Дис.. докт. мед. наук. М., 279.

4. Вихляева Е.М. Климактерический синдром. В кн.: Гинекологическая эндокринология. // Под редакцией Жмакина К.Н. М., 1989.

6. Oldenhave A., Jaszmann L.J., Haspels A.A. et all. Impact of climacteric on well-being, a survey based on 5213 women from 39 to 60 years old. // Amer. J. Obstet. Gynecol. 1993; 168 (3): 765–89.

7. Joney E.C. The post-reproductive phase in mammaes. // Workshop Conference in Geneva. 1974.

8. Urban R.J. Neuroendocrinology of aging in the male and female. // J. Endocrinol. Metabol. Clin. North. Amer. 1992; 21(4): 921–31.

9. Fuxe K., Hocfelt T., Nillsen O. Effect of contrastant light and androgensterilisation on the median eminence. - Acta endocrinol. 1972; 69: 625–39.

10. Fuxe K., Hokhelt T., Jahanson D. The origin of the dopamine nerve terminals in limbic and frontal cortex. Evidence for mesocortico dopamine neurons. Drain. Res., 1974; 82: 349–55.

11. Schildkraut J.J. - Amer. J. Psychiatr., 1965; 122: 509.

12. Schildkraut J.J., Dodge G.A., Loue M.A. - J. Psychiat. Rev. 1969; 7: 29.

13. Levy A.d. et all. Investigation of the role of 5-ht 3 reserptors in the secretion of prolactin, ACTG and renin. - Neuroendocrinology, 1993; 56(3): 371–7.

14. Тепермен Дж., Тепермен Х. Физиология обмена веществ и эндокринной системыю Мир, 1989; 652.

15. Brewerton T., Murphy D., Brand H., Lesem M. Serotonin disregulation in bulimia nervosa. In% The role of serotonin in psychiatric disorgers. / Ed. by Brown S., Van Praag H./ Kiel, 1991; 239–60.

16. Fletcher C.D., Bulpitt C.J. // Measurement of quality of life in ceinical trials therapy. - Cardiology. 1987; 75(1): 44–52.

17. Балан В.Е. Урогенитальные расстройства в климактерии (клиника, диагностика, заместительная терапия). // Дис. ... докт.мед.наук. М., 253.

18. Gerhard I. Arrtliche Allgemeine. 1994; 32–4.

19. Юренева С. В. Синдром постовариэктомии. Ж. Materia Medica. 1999; 3–10.

 

Фитопрепарат эстрогеноподобного действия –

Климадинон (торговое название)

(BIONORICA Arzneimittel GmbH)


Приложения к статье

Алгоритм обследования перед назначением ЗГТ:

• тщательный сбор анамнеза (гинекологического и соматического);

• маммографическое исследование;

• УЗ- исследование эндовагинальным датчиком;

• денситометрия;

• кольпоскопия;

• мазок по Паппаниколау


Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше