28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Позитивное влияние препарата Гепон на клинико-лабораторные показатели и дисбиоз кишечника при вирусных гепатитах у детей
string(4) "9679"
Для цитирования: Чередниченко Т.В., Учайкин В.Ф. Позитивное влияние препарата Гепон на клинико-лабораторные показатели и дисбиоз кишечника при вирусных гепатитах у детей. РМЖ. 2003;8:468.

РГМУ



Вирусные гепатиты относятся к числу широко распространенных в Российской Федерации инфекционных заболеваний. Лидирующее место занимает гепатит А: на него приходится до 80% всех регистрируемых гепатитов, доля гепатитов В и С - 15-20%.

Заболевание нередко имеет неблагоприятное течение, что определяется характером иммунологических сдвигов. С постоянством при данных заболеваниях регистрируются существенные изменения со стороны Т–системы иммунитета в виде дефицита общего числа Т–лимфоцитов, дисбаланса иммунорегуляторных субпопуляций, а также нарушения функционального состояния макрофагов.

Для острых гепатитов свойственны транзиторные изменения иммунологических показателей макрофагальной системы. В итоге формируется иммунный ответ, приводящий к освобождению от возбудителя и выздоровлению.

Затяжное течение возникает при запаздывании иммунного ответа, но в конечном счете и при этом варианте течения наступает выздоровление.

Хроническое течение, присущее гепатитам В и С, обусловлено стойким иммунопатологическим процессом, выражающимся недостаточностью Т–системы иммунитета, неэффективностью специфического антителообразования и депрессией макрофагального звена защиты. Указанные нарушения в иммунном статусе приводят к персистенции вируса–возбудителя и пролонгированию воспалительного процесса в печени.

К неблагоприятным последствиям вирусных гепатитов относятся дисбиотические явления со стороны кишечника, отмечаемые клиницистами при данных заболеваниях у детей и взрослых. Так, сообщается [1,2,3], что острые и хронические гепатиты сопровождаются выраженными патологическими сдвигами в составе микрофлоры кишечника, а именно: возникновением дефицита облигатных микроорганизмов и ростом контаминации толстой кишки. При этом дисбиоз имеет различную степень выраженности и самостоятельно практически не разрешается в периоде реконвалесценции; для его коррекции применяются главным образом пробиотики [4,5].

С учетом ведущей роли иммунологических нарушений при неблагоприятном, особенно хроническом течении вирусных гепатитов предполагалось, что иммунокорригирующие препараты (как монотерапия, так и в сочетании с интерфероном–альфа) будут положительно воздействовать на патологический процесс при данных заболеваниях. Однако известные иммуномодуляторы (левамизол, препараты тимуса) оказались малоэффективными при вирусных гепатитах.

В последние годы внимание клиницистов привлекли сообщения об иммуномодуляторе нового поколения – Гепоне, который обладает способностью активировать иммунные механизмы защиты от инфекций, оказывает прямое противовирусное и выраженное противовоспалительное действие [6]. Что очень важно, установлено ингибирующее влияние Гепона на репликацию вируса гепатита С в культуре инфицированных HCV клеток человека [7].

Сообщается об эффективном применении Гепона при поражениях кожных покровов и слизистых оболочек, обусловленных вирусами простого герпеса и опоясывающего герпеса [8], а также при осложненных синдромом крупа острых респираторных вирусных инфекциях у детей [9].

В связи с изложенным выше целью работы была оценка влияния препарата Гепон на клинико–лабораторные показатели и биоценоз кишечника при острых гепатитах и хронических гепатитах В и С.

Материалы и методы

Под наблюдением находилось 77 детей в возрасте от 3 до 14 лет, больных вирусными гепатитами. Гепатит А был диагностирован у 38, гепатит В у 21; хронический гепатит был у 18 больных: – у 2 – хронический гепатит В (ХГВ) и у 16 – хронический гепатит С (ХГС).

Диагноз гепатита А (ГА) основывался на обнаружении в сыворотке крови анти–HAV IgM, гепатита В (ГВ) – на выявлении HВsAg и анти–HВs IgM, гепатита С – на идентификации в сыворотке крови анти–HCV и РНК HCV.

Среди больных острым гепатитом 40 имели легкую форму, 19 – среднетяжелую форму болезни. Среди больных хроническим гепатитом у 10 установлена минимальная, а у 8 – низкая активность патологического процесса. У всех больных с ХГС и ХГВ отмечался слабый или умеренный фиброз печени.

Поражение желчевыводящих путей и поджелудочной железы по данным УЗИ регистрировалось у 40 больных (гипомоторная дискинезия желчного пузыря – у 18, холецистит – у 12, холестаз – у 3, реактивный панкреатит – у 35 детей ).

У 31 больного (у 20 – с острым гепатитом и у 11 – с хроническим гепатитом) в динамике заболевания определялась кишечная микрофлора.

Среди наблюдавшихся больных были выделены 2 группы: 1–я основная – 39 больных (20 – с острым гепатитом А и 8–с ГВ, 11 – с ХГС) получали лечение препаратом Гепон. Вторая группа (контрольная) – 38 больных (18–с ГА, 13–с ГВ и 7–с ХГС) находились только на диете и желчегонных препаратах и не получали никаких противовирусных и иммуномодулирующих препаратов.

Схема лечения Гепоном:

  • Больные острым гепатитом получали препарат ежедневно внутрь (per os) по 1 мг 2 раза в день в течение 7 дней.
  • Больные хроническим гепатитом получали Гепон ежедневно по 1 мг 2 раза в день (per os) в течение 30 дней.

Результаты и обсуждение

У всех наблюдавшихся больных отмечались клинико–лабораторные признаки острого или хронического гепатита, а у обследованных на биоценоз – нарушения состава микрофлоры толстой кишки. Дисбиотические явления заключались в существенном снижении содержания индигенной микрофлоры: бифидобактерий и лактобактерий, а также росте количества представителей условно патогенной флоры (УПФ) – клебсиелл, грибов рода Candidа, эпидермального стафилококка (табл. 1). При этом частота нарушений биоценоза кишечника при остром гепатите (в основной группе) была следующей: у 70% больных имелся дефицит бифидобактерий, у 30% – дефицит лактобактерий, у 20% – дефицит кишечной палочки с нормальными свойствами. В то же время в 20% случаев возрастало содержание клебсиелл, в 40% – стафилококков и в 30% – грибов рода Candidа (табл. 1). Примерно такие же нарушения биоценоза кишечника фиксировались у больных контрольной группы.

 

Под влиянием назначенного Гепона у больных острым гепатитом отмечена достоверно более быстрая обратная динамика клинико–биохимических проявлений болезни. Как видно из данных рисунка 1, симптомы интоксикации исчезали раньше на 1–3 дня в опытной группе (ГА) по сравнению с группой контроля. Желтушность кожных покровов и склер у получавших Гепон исчезала к 9–11 дню от начала лечения, в то время как у больных контрольной группы желтушность переставала определяться лишь к 17–18 дню от начала параллельного наблюдения. Нормализация размеров печени у леченных Гепоном происходила на 12–13 день от начала терапии, а у больных контрольной группы только к 20-му дню наблюдения.

 

Рис. 1. Динамика клинических симптомов у больных гепатитом А при лечении Гепоном

Биохимические показатели также быстрее нормализовались на лечении Гепоном, нежели у больных группы контроля. Так, уровень общего билирубина по окончании лечения Гепоном почти нормализовался, составив 20% от начального; в группе контроля в те же сроки уровень билирубина равнялся 50% от исходного (рис. 2). Примерно такой же была динамика билирубина у больных ГВ. Вместе с тем темп снижения активности аминотрансфераз в обеих группах ГА практически не различался. В то же время у больных ГВ, получавших Гепон, отмечалось более быстрое падение активности AлAТ и АсАТ по сравнению с таковой у больных контрольной группы. Так, активность АлАТ у больных ГВ по окончании терапии Гепоном составила 18% от исходной, а в группе сравнения – 37% от начальной (рис. 3).

 

Рис. 2. Динамика общего билирубина при лечении Гепоном у больных гепатитом А

Рис. 3. Динамика уровня АлАТ при лечении Гепоном больных острым гепатитом В

Достоверным оказалось различие в темпе нормализации уровня щелочной фосфатазы при ГВ. При этом у больных, получавших Гепон, по окончании терапии показатели щелочной фосфатазы составили 38% от исходного, а в группе контроля таковой равнялся 65% от начального (рис. 4).

 

Рис. 4. Динамика показателей щелочной фосфатазы при лечении Гепоном у больных острым вирусным гепатитом В

Под влиянием Гепона мы отмечали улучшение показателей нарушенного биоценоза кишечника у больных острым гепатитом: содержание облигатной флоры – бифидобактерий и лактобактерий практически приближалось к норме, а количество УПФ – клебсиелл и грибов Candida снижалось; однако содержание эпидермального стафилококка сохранилось на прежнем повышенном уровне (табл. 2). Как видно из данных таблицы 2, частота нарушений биоценоза кишечника у больных, получавших Гепон, значительно уменьшилась. Так, пониженное содержание бифидобактерий отмечалось у 40% против 70%, сниженное количество лактобактерий – у 10% против 30% больных в начале наблюдения. Наличие грибов рода Candida выявлялось после лечения Гепоном у 10% больных против 30% перед началом терапии.

 

После лечения Гепоном клебсиеллы определялись в 10% по сравнению с 20% в начале наблюдения, стафилококк соответственно в 20% против 40%.

В контрольной группе у больных острым гепатитом дисбиотические изменения в кишечнике сохранились такими же, как и в начале наблюдения.

У больных с ХГВ и ХГС не выявлено нарушений биоценоза толстой кишки, при этом регистрировалось нормальное содержание облигатной флоры, однако имелось некоторое увеличение гемолизирующих форм эшерихий (табл. 3).

 

Таким же состав микрофлоры кишечника сохранялся после курса терапии Гепоном.

Значительным было влияние Гепона на клинико–лабораторные показатели ХГС. В прцессе лечения Гепоном состояние и самочувствие больных ХГС улучшалось, они меньше жаловались на слабость, утомляемость. Наблюдалась тенденция к устойчивому снижению активности АлАТ и АсАТ у леченных Гепоном больных. Так, через месяц по окончании курса Гепона активность АлАТ снизилась до 80±5 ЕД/л от исходных 95±10 ЕД/л, в то время как у больных контрольной группы таковая повысилась до 120±15 ЕД/л при исходной 90±8 ЕД/л (р<0,05).

Самым существенным оказалось ингибирующее воздействие терапии Гепоном на репликацию вируса гепатита С. У всех больных с ХГС выявлялась РНК НСV в сыворотке крови и титры ее определялись от 1:1000 до более чем 1:100000.

После месячного курса Гепона произошло резкое снижение титров РНК НСV.

Так, среднее значение титров РНК НСV до лечения равнялось 1:2683, а после лечения они упали до 1:268. У больных контрольной группы титры РНК НСV колебались, не снижаясь, весь период наблюдения от 1:1668 в начале до 1:7743 в конце наблюдения (рис. 5).

 

Рис. 5. Динамика уровня HCV RNA у больных хроническим гепатитом С при лечении Гепоном

Заключение

Таким образом, наши исследования показали, что иммуномодулятор Гепон оказывает положительное действие на клинико–лабораторные показатели острых и хронических вирусных гепатитов, а также способствует нормализации биоценоза кишечника, нарушенного у больных в остром периоде заболевания.

Таким образом, наши исследования показали, что иммуномодулятор Гепон оказывает положительное действие на клинико–лабораторные показатели острых и хронических вирусных гепатитов, а также способствует нормализации биоценоза кишечника, нарушенного у больных в остром периоде заболевания.

Под влиянием Гепона констатирована более быстрая обратная динамика клинических и биохимических проявлений при ГА и ГВ по сравнению с таковыми у больных контрольной группы.

Существенным оказалось влияние и на нарушеный биоценоз кишечника у больных острыми гепатитами – у получавших Гепон больных в большинстве случаев нормализовалось содержание облигатной микрофлоры и уменьшилось наличие УПФ.

В то же время в литературе [2,3,4] указывается, что нормализация нарушений микроэкологии кишечника при вирусных гепатитах возможна лишь с помощью пробиотиков; опыта с применением иммуномодуляторов для воздействия на дисбиоз кишечника практически нет.

Влияние Гепона на состояние желчевыводящих путей у детей с вирусными гепатитами не отмечено.

Принципиально важным является то, что при ХГС Гепон способствует снижению активности патологического процесса и подавляет репликацию вируса–возбудителя. Это документируется падением среднего титра РНК НСV по окончании весьма короткого курса Гепона (месячный) до 1:268 против начального, равного 1:2683. У больных же контрольной группы титры РНК НСV не снижались. Факт ингибирующего действия Гепона на репликацию вируса гепатита С у больных с ХГС совпадает с результатами экспериментальных исследований, в которых было показано, что Гепон тормозит репликацию вируса гепатита С и защищает клетки человека в культуре in vitro от цитопатогенного действия данного вируса [7]. Авторы связывают полученный позитивный эффект Гепона с опосредованным влиянием на репликацию НСV через систему клеточных цитокинов, в том числе и интерферонов.

Позитивное противовирусное действие Гепона показано также при ВИЧ–инфекции [10] и герпес–симплекс–вирусной инфекции [8].

Следовательно, полученные нами данные свидетельствуют о широком спектре положительного воздействия Гепона – от противовирусного до нормализующего микробный пейзаж кишечника.

Целесообразно дальнейшее изучение клинической эффективности препарата Гепон при вирусных гепатитах. Имеются основания для включения иммуномодулятора «Гепон» в протокол комбинированной противовирусной терапии при ХГС.

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше