Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.
Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.
На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
4943
19 мая 2010
Для цитирования: Василенко В.В. Меланхолия, музыка и надежда. РМЖ. 2010;11:763.
Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости
(Прит. 17, 22)
Меланхолия – это классическое название депрессии, слово «депрессия» (от лат. depressio – подавление) получило распространение лишь в 20–30 годах прошлого века. Меланхолия, в переводе с греческого, дословно означает черная желчь. Термин впервые был введен великим Гиппократом1. Он приводит два значения этого слова. Первое – один из четырех темпераментов человека. Второе – это меланхолия как болезнь: «Если чувство страха и малодушия продолжаются слишком долго, то это указывает на наступление меланхолии... Страх и печаль, если они длятся долго и не вызваны житейскими причинами, происходят от черной желчи». Гиппократ описал характерные симптомы: «отвращение к пище, уныние, бессонница, раздражительность и беспокойство» и утверждал, что «именно мозг делает нас безумными и исступленными, от него все огорчения, печаль, недовольства, бессонница, ошибочные действия, бесцельная тревога и странные поступки. От него мы становимся безумными, нас охватывает тревога и страхи ночью или с наступлением дня».
В России в XIX веке было популярным обозначение «хандра», а в Великобритании – «сплин». В осьмнадцать лет
Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.2
К слову сказать, если «меланхолия» означает черную желчь, то «сплин» – селезенка.
Одно из первых описаний типичного депрессивного состояния можно найти у Гомера в «Илиаде» (VIII–VII вв до н. э.), когда герой Беллерофонт «по Алейскому полю скитался кругом, одинокий, сердце глодая себе, убегая следов человека»3. Позднее в художественных произведениях часто упоминалась беллерофонтова болезнь.
Меланхолия может иметь разное происхождение. Так, Плутарх (ок. 46–120 гг.) рассказывает об истории, произошедшей в III в. до н.э. Сирийский царевич Антиох испытывал тяжелое чувство вины, отказывался от пищи и угасал прямо на глазах. Замечательный врач Эрасистат заподозрил, что причина болезни – тайная любовь. Окончательная диагностика была такова: врач постоянно оставался в его комнате и внимательно наблюдал за ним, когда входила красивая женщина. Когда порог переступала молодая мачеха царевича Стратоника – «тут же являлись все признаки, описанные Сапфо»4:
«...Лишь тебя увижу – уж я не в силах
Вымолвить слова,
Но немеет тотчас язык, под кожей
Быстро легкий жар пробегает, смотрят,
Ничего не видя, глаза, в ушах же
Звон непрерывный.
Потом жарким я обливаюсь, дрожью
Члены все охвачены, зеленее
Становлюсь травы, и вот–вот как будто
С жизнью прощусь я...»5
Общеизвестно, что первый иудейский царь Саул (XI в. до н.э.) страдал меланхолией и спасала его от этого мрачного состояния музыка. «Давид, взяв гусли, играл, – и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него»6. Этот красноречивый эпизод пользовался большой популярностью у художников XIV–XVII веков (Ханс Бехам, Бернардо Каваллино, Эразмус Квеллин, Симоне Мартини, Рафаэль Санти, анонимные авторы), на картинах которых, в соответствии с западной традицией, присутствовала арфа или лютня. Гусли – русский музыкальный инструмент. Имелся в виду, конечно, псалтерион – щипковый струнный инструмент, имевший форму треугольника7.
На картине Давид изображен похожим на юного Рембрандта, а на самом деле «Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем».
Давид, воцарившийся в Иудее после гибели Саула, также испытывал состояния глубокого уныния и, будучи не только музыкантом, но и поэтом, выражал это следующим образом: «Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою. Иссохло от печали око мое»8; «скорбь близка, а помощника нет»9; «Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего»10.
Музыка в трудные минуты поддерживала и жившего в IX в. до н.э. пророка Елисея12. Мифическим родоначальником музыкотерапии следует считать Иувала (значение имени переводят как протяжный звук или рог, труба), «он был отец всех играющих на гуслях и свирели»13.
Гиппократ считал, что меланхолия может возникнуть без видимой причины у людей с врожденной предрасположенностью, а может быть вызвана внешними событиями – сильными потрясениями или переутомлением – «долгий труд души может привести к меланхолии».
Психиатры говорят о самых разных оттенках болезни, таких как скорбная психическая анестезия (т.е. утрата чувств по отношению к окружающим), психическая деградация (обеднение чувств), синдром прекрасного равнодушия, метафизическая интоксикация (оторванность от реальности с уходом в абстрактную умственную деятельность), и, наконец, уход от принципа реальности вообще.
Библия говорит о неком полуденном демоне, демоне духовной скуки: «Не убоишься ужаса ночи, … болезни и полуденного беса»14. Раннехристианские писатели (IV в.) много внимания уделяли «беспричинной» меланхолии, проявлявшейся апатией у отшельников, селившихся в пустынных местах, и монахов. Поскольку страдающие депрессией хуже чувствуют себя в первой половине дня, ее происхождение они связывали с «бесом полуденным». Трудно судить, было ли это недомогание первичным, приведшим к уединению, или вторичным по отношению к иночеству.
«Бес уныния … приступает к монаху около четвертого часа (по нашему десятого утра) и кружит душу его часа до восьмого (второго по полудни), … он вызывает у него досаду на место и на самый род жизни, и на рукоделье» (Евагрий Понтийский15). О том же пишет и преп. Серафим Саровский16 в 1–ой пол. XIX в. (Вселение беса, одержимость, мoрок в религиозной литературе – понятия, означающие временное умопомрачение.)
«Оно (т.е. малодушие) порождает в человеке одолевающую его силу уныния, в котором ощущает он подавление души, … сим наводится на человека дух исступления, из которого источаются тысячи искушений: смущение, раздражение, хула, жалоба на судьбу, превратные помыслы, … и тому подобное»17. Говорят, что если человек впал от малодушия в уныние и отчаяние, сама природа его болезни такова, что сердце и душа мертвеют и не могут откликнуться ни на божью благодать, ни на поддержку братьев.
Печаль и уныние, но не настоящую болезнь меланхолию, религия относит к грехам, т.е. к моральному злу. Игнатий Ставропольский в характеристику греха печали включает тоску и малодушие, а греха уныния – леность ко всякому доброму делу, праздность, излишнее успокоение сном, лежанием (что очень характерно для депрессии), нечувствие, отчаяние18 («Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями»).
При наступлении депрессии, по совету преп. Серафима Саровского (XIX в.), нужно посещать «духовных друзей», таких, кто полон надежды, милости и силы. Необходимо держаться до конца в этой духовной тьме и засухе, покуда не придет свет надежды и утешения. «Болезнь сия врачуется … воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, … и терпением; потому что и рождается она от малодушия и праздности и празднословия». Другого пути нет, он – единственный и «немногие находят его»19. Но «кто борется и победит, у того после подвига следует мирное некое состояние, и душа преисполняется неизреченной радостью» (Евагрий Понтийский).
Меланхолии противоположна надежда. «Ибо мы спасены в надежде»20.
В наше время депрессия во всех своих разновидностях приобрела характер пандемии, т. е. всемирной эпидемии, и она не обделяет вниманием и верующих людей.
Иногда люди думают, что безнадежность – это даже добродетель, и что чем больше они возносят силу беззаконных, чем больше вздыхают и говорят: «Нет нам помощи в боге», тем более благочестивыми и праведными делаются. Подобное настроение на самом деле есть бегство от бога, оно не имеет ничего общего с борьбой со злом настоящих праведников, которые были абсолютно уверены в своей конечной и совершенной победе в боге как источнике их силы и надежды. «Утешайтесь надеждою»21.
Надежда – наш компас земной22.
1 460–356 г до н.э.
2 Пушкин А.С. Евгений Онегин. гл. 1, XXXVIII.
3 Пер. с древнегреч. Н. Гнедича.
4 Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Деметрий, 38.
5 Пер. литератора и врача В. В. Вересаева.
6 1 Цар. 16.21.
7 Анатомическое образование «спайка свода большого мозга»
(commisura fornicis cerebri) в виде треугольной пластинки бело-
го вещества в старину называлb lyra Davidis seu psalterium.
8 Пс. 6.7–8.
9 Пс. 21.12.
10 Пс. 37.9.
11 Yale Medical Library. Manuscript. 28 [Paneth codex]. MS 28 p.
991 [i.e. fol. 496].
12 4 Цар.3:14–15.
13 Быт. 4.21.
14 Пс. 90 в пер. П. А. Юнгерова.
15 Об осьми помыслах к Анатолию, 7; см. «Добротолюбие», т. 1.
16 Духовные наставления. 29. О скуке и унынии.
17 Преп. Исаак Сирин, Слова подвижнические, Слово 79. (IV в.)
18 Свт. Игнатий Ставропольский (Брянчанинов, 1807–1867).
Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями.
19 (Мф. 7.14).
20 Рим. 8.24–25.
21 Рим. 12.12.
22 Из песни Анны Герман, слова Н.Н. Добронравова.
Новости/Конференции
Все новости
23 апреля 2024
XIII Съезд Общества офтальмологов России
Ближайшие конференции
Читать дальше