28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Памятники русской медицинской письменности
string(5) "26302"
Для цитирования: Горелова Л.Е. Памятники русской медицинской письменности. РМЖ. 2000;5:227.

Кафедра истории медицины и культурологии ММА им. И.М. Сеченова




Самые древние книги на Руси, из которых мы можем почерпнуть сведения, связанные с медицинскими аспектами медицины Древней Руси, были: “Остромирово евангелие”, “Изборник (сборник) великого князя Святослава Ярославича”, “Архангельское евангелие” и другие. В медицине, как в зеркале, отражаются все политические, военные, экономические события государства. Древнейшими памятниками медицинской письменности являются лечебники и травники. Старинная врачебная рукопись – “Лечебник Строгановых лекарств” – составлена врачом Строгановских солеварен в 15 в. В 16 в. в русской литературе появились переводные лечебники, такие, как “Книга, глаголемая Травник, травами всякими по азбучным словам”, “Травник” воеводы Бутурлина и другие.

Рукописные лечебники можно считать медицинскими энциклопедиями, так как, помимо болезней и лекарств, в данных лечебниках излагались патогенез болезней, способы их распознания и т.д. Такой формы и были в 17 в. “Вертограды” (сады). Так, “Вертоград” обычно начинался вопросом: “Грех ли прибегать к хитростям врачебным?..” И давался ответ: медицинское искусство нужно “как земледелие”. Составители “Вертоградов” касались поведения врача с пациентами (по современной терминологии – деонтологических принципов): “Пришедшему лекарю к больному человеку сести подле него прилично, не торопясь, и разговаривать бы речи к развеселению болезненного человека...” [1].

В “Вертограде” (1534 г.), в разделе “о камениях” – “лапидарии” описаны 122 названия, четверть из них принадлежит странам Древнего Востока (Индии, Китаю), с которыми Русь всегда торговала. Среди многих “зелий” описано олово, “мышье зелье” - мышьяк, который лечьцы употребляли как депиляторий при болезнях кожи, сопровождавшихся разрастанием рогового слоя; ртуть и киноварь (производное ртути), также используемых для лечения кожных болезней. С помощью этих препаратов изгоняли нательных паразитов (вшей и блох). Любопытно отметить, что на Руси были известны методы, предупреждающие болезни, которые возникали в результате применения ртути – стоматиты.

Древнерусскими целителями использовался также синий камень – лазурит, в качестве слабительного и для лечения перемежающейся лихорадки – “трясовлук четырехдневной”.

Алмаз, или, по древнерусской прописи “алмас”, применялся для смазывания краев гнойных ран и язв, для лечения десен при цинге.

Из агата, или “ахатиса”, как он назван в “Изборнике Святослава”, в древней Руси изготовляли сосуды для перевозки и хранения лекарств. Уже тогда агат славился как лечебное средство. Его применяли в виде мази или присыпки при укушенных ранах, “будь то язва скорпийная” (от скорпиона), или “от укушеню человеческаго зубнаго”. В лечебнике описана и разновидность агата – оникс, который применялся для изготовления “копии кровопусьтныя” – инструментов для кровопускания. На Руси особым уважением пользовался аметист. Он почитался, как противоядие при алкогольном отравлении.

В Древней Руси был распространен и обычай лечения болезней некоторыми органами, желчью, соками животных, яйцами птиц, масляными, водными, винными вытяжками из тел насекомых (бобровая струя, рыбий жир и т.д.). Сырье для лечебных средств животного происхождения добывали и на родине, и привозили из разных стран, особенно восточных. Одним из самых популярных средств при любых расстройствах желудка считался “камень безоар” – “безуй”, который находили в кишечнике многих жвачных животных.

Заслуживает внимания еще одно средство животного происхождения, применявшееся на Руси, – секрет железы кабарги – источник мускуса. Его применяли при болезнях сердца, а также для лечения эпилепсии, душевнобольных, находящихся в состоянии “меланхолии” и “кручины черной”; лечили им и запои.

Огромной популярностью среди врачей московского государства пользовались пантовые “оттирки” – панты пятнистых оленей (из рогов этих оленей добывали общеизвестный препарат пантокрин). На Руси пантовые “оттирки” назначались “падучим” (при эпилепсии), при желудочных и маточных кровотечениях, “расслабленным” (при параличах). Больные пили их с вином и водой при “сердечной кручине”, “егда серьдце клокочет, клещить обмираеть”.

Особенно ценили на Руси вещества, действующие благотворно на сердце, успокаивающие нервы, придающие бодрость. В древнерусских лечебниках их называли нежными ласкательными именами: “любка”, “зелие милое”, “дар небес” и т.д. Так, о настойке “крина польского” (ландыша) написано, что она “есть недюжему драже злата драгого”.

Но основное место в древнерусской медицине занимали “зелия” растительного происхождения. В настоящее время они более изучены, и многие из них успешно применяются современными врачами. Так, гвоздика рекомендовалась при слабости зрения, при заболеваниях желудка, печени, сердца. Перец (черный) считался у русских лекарей настоящей панацеей от всех болезней. Лечили им и “камчюжные” (ревматические) болезни. В качестве противопростудных средств давали имбирь. К сожалению, в настоящее время он незаслуженно забыт в терапевтической практике. Его принимали в уксусе “ложася спать”.

Популярны были также мускатный орех, мускатный цвет, которые привозили из Индии. Они применялись как мочегонное средство и для возбуждения “усталых и печальных больных, обвеселяя им сердце”.

В качестве обеззараживающих средств в Древней Руси использовалась полынь, багульник и др. В “Киево-Печерском патерике” (16 в.) упоминаются сенна и ревень, которые употреблялись в качестве слабительных средств.

Однако далеко не все было благополучно с сохранением лечебников и травников. Держать их у себя дома было небезопасно. Так, известно дело боярина Артамона Матвеева, оговоренного в 1676 г. своими коллегами. В доносе указывалось на имеющуюся у Матвеева тетрадку, “а в той тетрадке писаны приемы от всяких болезней и подмечены те статьи словами циферными для прописки лекарств”. “Бесовные” дела усмотрели в данной тетрадке. Боярина судили, все имущество забрали в казну, а он был сослан в Пустоозерский монастырь. Таких дел на Руси было немало.

Тем не менее, лечебники, травники продолжали тайно хранить во многих домах, благодаря чему мы и имеем представление о многих элементах народной медицины Древней Руси.

С “зельем” связано и много политических дел. Так, Григорий Отрепьев (Лжедмитрий) уделял большое внимание медицине. Предметом его заботы была Верхняя (“царская”) аптека, созданная еще Иваном Грозным. “Новый царь” бывал в ней, внимательно изучая прописи и приготовление лекарств. И в этом была своя закономерность. Вспомним некоторые эпизоды из жизни Григория Отрепьева. Он многие годы провел в Чудовском монастыре в Москве, Спасо-Евфимьевском в Суздале. В них, как отмечают летописцы, стал “зело грамоте горазд” [2]. Не могли обойти инока-царя секреты монастырской медицины. Он прекрасно разбирался в травах и кореньях и поставлял в свое время их ко двору бояр Федора и Александра Никитичей Романовых в их костромскую вотчину – село Домнино. Это едва не стоило Григорию Отрепьеву жизни, ибо Борису Годунову был отправлен донос, что Романовы хранят в своей казне волшебные коренья, с помощью которых намерены извести царя и всю его семью.

Донос положил начало одному из самых громких колдовских процессов 17 в. в России. После ареста Романовых в казне действительно был найден мешок с кореньями. Были ли они доставлены Отрепьевым и являлись ли они ядовитыми, сейчас сказать трудно. Но это была основная улика против Романовых в Боярской Думе, которая и приговорила семью к смертной казни, но Борис Годунов заменил ее ссылкой. В приговоре говорилось: “Злодеи-изменники, хотели достать царство ведовством и кореньями” [3]. Конечно, это был только предлог для расправы над сильными соперниками. Но “зелья” в эти годы стали весьма модными. В обозе царской невесты Марины Мнишек, прибывшей в мае 1606 г. в Москву, были мешки, набитые заморскими кореньями, предназначенные для врачевания. Современники Марины Мнишек отмечали мистический характер многих ее действий. Она знала заклинания, которыми была так богата средневековая Европа. До сегодняшнего дня остается загадкой ее проклятие рода Романовых. Марина Мнишек и ее пятилетний сын, известный по царским указам, как “Ивашка-воренок”, были арестованы в Астрахани. Марина, хотя и жена самозванца, но была “венчанная” на царство и казнить ее по закону нельзя было. Поэтому бояре приговаривают пятилетнего “воренка” к смерти на плахе. И страшная казнь свершилась. Марина Мнишек, узнав о казни сына, произнесла проклятие роду Романовых, предсказав, что ни один из них не умрет своей смертью, и что в их семье не прекратятся преступления, пока они вовсе не погибнут.

В арсенале лечебников русской медицины большое значение приобретают растения. Заготовка лекарственных растений выходит на первое место путем введения натуральной повинности, а также благодаря экспедициям травников аптекарского приказа. Особый “авторитет” имело все семейство луковых, а в особенности чеснок и лук. В старинных травниках отмечалась их способность стимулировать регенерацию кожи при ожогах, ушибах, ранениях.

Чеснок рекомендуется и современными медиками как натуральный продукт, обладающий лечебно-профилактическими свойствами. Известно, что лук, лук-порей и чеснок пополняют организм незаменимыми аминокислотами, которые в свою очередь, необходимы для воспроизводства лейкоцитов, Т-лимфоцитов и макрофагов, подавляющих все возможные инфекции. При регулярном употреблении чеснока уменьшается риск сердечно-сосудистых заболеваний, снижается артериальное давление и содержание холестерина в крови. Доказано благотворное влияние чеснока на пищеварительную, дыхательную и иммунную системы. Не случайно в наши дни пользуются спросом лекарственные таблетированные формы чесночного порошка. Таким образом, лекарственные растения, использовавшиеся на Руси, и по сей день не потеряли своей актуальности.

 

 


Литература

1. Цит. по книге Ф.Л.Германа “Врачебный быт допетровской Руси”. Харьков. 1891.

2. Цит. по книге Ф.Л.Германа “Врачебный опыт допетровской Руси”. Харьков. 1891.

3. Цит. по книге В.Г.Скрынникова “Самозванцы в России в начале 16 века”. М., 1990.


Приложения к статье



Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше