Смерть В–А. Моцарта. Тайна трех веков

Читайте в новом номере

Импакт фактор - 0,584*

*пятилетний ИФ по данным РИНЦ

Регулярные выпуски «РМЖ» №20 от 15.10.2007 стр. 1514
Рубрика: История медицины

Для цитирования: Горелова Л.Е. Смерть В–А. Моцарта. Тайна трех веков // РМЖ. 2007. №20. С. 1514

Изучение тайны смерти Моцарта и возникших при этом вопросов привлекают все более пристальное внимание не только врачей и «официальных моцартоведов», но и историков медицины.

Моцартские патографии по содержанию можно разделить на четыре группы:
1. «отравление», самый ранний диагноз, возникший в 1791 г.; 2. «почечный»; 3. «ревматический»; 4. «заговор».
Особое внимание исследователей обращено на ужин у Сальери, который произошел за три недели до смерти Моцарта. Вот как он представлен в рассказе Констанции, жены Моцарта:
«Сальери приготовил ужин сам, но почти ни к одному блюду не прикоснулся, а только уговаривал Моцарта всего отведать.
По возвращению через два часа Вольфгангу стало плохо: закружилась голова, началась рвота, рези в желудке, продолжавшиеся всю ночь. За завтраком началась опять рвота с потерей сознания». Моцарт был убежден в том, что его отравили, и сказал об этом своей жене.
«Тезис отравления» положен в основу трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».
Сальери: «Вот яд, последний дар моей Изоры
Осьмнадцать лет ношу его с собою –
И часто жизнь казалась мне с тех пор
Несносной раной…
Все же медлил я…
… Теперь – пора! заветный дар любви,
Переходи сегодня в чашу дружбы».
12 декабря 1791 года берлинский «Музыкальный еже­недельник» опубликовал корреспонденцию из Вены, в которой говорилось о кончине Моцарта. В ней сообщалось: «Так как после смерти тело его распухло, то утверждают даже, что он был отравлен». Об отравлении свидетельствуют записи посетителей оглохшего Бетховена, сделанные в его разговорных тетрадях. В записях 1823 года отмечено, что Сальери признался в том, что отравил Моцарта и, мучимый угрызениями совести, перерезал бритвой горло, пытаясь покончить с собой.
Об этом факте писали и газеты. Вена, осень 1823 г.: «Антонио Сальери, первый капельмейстер Импера­тор­ского двора, признался в том, что отравил Моцарта». «Речь шла о медленно действующем яде, который давался Моцарту с большими промежутками».
«После исповеди и признания священнику разум Сальери помутился, и он пытался перерезать себе горло… по приказу императора его поместили в дом умалишенных».
Вена. 1 мая 1825 год.
«Исповедь Сальери хранится в венском церковном архиве».
Странный внешний вид тела покойного, распространенные массивные отеки, таинственность похорон композитора и явились одним из источников слухов об отравлении Моцарта каким–то неведомым, медленно действующим ядом. Имело значение, вероятно, и то обстоятельство, что свидетельство о смерти не содержало никаких достоверных показаний на диагноз его заболевания. Патологоанатомическое вскрытие не производилось, и тело композитора было предано погребению в общей могиле.
Однако тезис, связанный с отравлением, опровергается. Против «тезиса об отравлении» представлены следующие аргументы:
1. Не найден текст исповеди Сальери.
Вена. 7 мая 1825 год. Сообщение в газете:
«Церковь отрицает, что такая исповедь существует».
2. Письмо в Biblioteca Italiana, присланное в 1818 г. юристом, доктором права Карпани, где он полностью снимает все подозрения с Сальери, связанные с отравлением. «…Маэстро Сальери обвиняют в том, будто, использовав какой–то яд, он стал причиной смерти знаменитого Моцарта, своего коллеги и приятеля. Сальери смог подать сумрачный, смертоносный напиток? Да никогда в жизни! Между обоими славными композиторами всегда царила ясная гармония и взаимная предупредительность. Удостоенные особого расположения императора Йозефа II, они встречались при дворе как братья. Достаточно было б этого, чтобы все, в ком сохранился еще здравый смысл, отшатнулись от вздорного слуха. По правилам, прежде чем оправдать или осудить обвиняемого, назначается судебное разбирательство. Итак, Моцарт был отравлен? Где доказательства? Нет доказательств и нет надежды, что оные отыщутся, ибо Моцарт умер от ревматической лихорадки, унесшей не только его, но и многих других несчастных, в те дни страдавших ею. Это доказывает прилагаемый ниже документ А, собственноручное письмо императорского и королевского гофрата Гульденера, который по долгу службы постоянно был в курсе дела о разрастании сей болезни, не на шутку разбушевавшейся в столице. Что скажете вы по поводу столь авторитетного и неоспоримого свидетельства? Подлость, с которой была распространена гнусная клевета об отравителе Сальери, теперь потеряла почву под ногами. Трагедия закончилась …».
3. Сын Моцарта Карл Томас: также снимает обвинение с Сальери, но не снимает «тезис отравления» вообще.
Роковая встреча Моцарта и Сальери состоялась за два месяца до смерти Моцарта. Науки неизвестны такие отравляющие химические вещества, скрытый период действия которых на организм длился бы такое длительное время после однократного приема массивной (смертельной) дозы. Наряду с этим может возникнуть и другое предположение: что Моцарт подвергался длительному систематическому отравлению дробными дозами химического яда. Такое преступление могли совершить, разумеется, только самые близкие люди, окружавшие композитора в последние месяцы его жизни. Тогда странные обстоятельства похорон композитора, в которых родные непосредственного участия не принимали, невольно бросают тень подозрения на тех лиц, которые окружали и хоронили Моцарта.
Возникает еще один сложный вопрос: чем, каким химическим веществом мог быть отравлен Моцарт? Известно, что в XVIII веке в качестве отравляющих веществ применяли, как правило, только производные мышьяка и ртути.
Если говорить о хронических отравлениях небольшими (дробными) дозами, то со временем развивается тяжелое расстройство пищеварения с неукротимым поносом, рвотой и другими диспепсическими явлениями. Во–вторых, развиваются тяжелые полиневриты с параличом рук и ног. А ведь Моцарт, лежа в постели, собственноручно писал до последнего дня своей жизни! Мало того, уже совсем незадолго до смерти Моцарт вдруг поднял руки над головой и стал ими как бы дирижировать. Кто–то из домочадцев наклонился над ним, желая поправить одеяло. Композитор сделал знак, чтобы ему не мешали и сказал:«Дайте мне в последний раз насладиться звуками музыки!». Следовательно, видимых полиневритических повреждений действительно не было.
Между тем и об остром ртутном отравлении вряд ли приходится говорить: бурное, быстрое развитие клинической картины «сулемовой почки» привело бы Моцарта к гибели в течение нескольких часов или в крайнем случае – нескольких дней после последней встречи с Сальери. Признаки уремии были бы таковы, что ни «Волшебная флейта», ни «Реквием» ни вышли бы из–под пера композитора.
Если бы Моцарт длительное время подвергался отравлению малыми дозами ртути, то возникла бы хроническая интоксикация. Одним из объективных признаков хронического отравления ртутью является изменение подчерка больного: из–за «ртутного дрожания» почек он претерпевает очень характерные изменения. Между тем сохранившиеся партитуры «Волшебной флейты» и «Реквиема» не содержат, по свидетельству доктора Д. Кернера, каких–либо самых отдаленных признаков «ртутного дрожания».
Второй, наиболее распространенный, «почечный тезис».
В поддержку «почечного диагноза» приводятся разные доказательства:
1) болезнь Моцарта началась в раннем возрасте с очаговой инфекции и закончилась полным отказом почек вследствие нефрита (Хольц);
2) в истории болезни Моцарта имел место декомпенсированный нефрогенный гипертонус, который в уремической стадии вызвал «циркулярный психоз», проявившийся в параноидной форме;
3) Моцарт в раннем детстве перенес гломерулонефрит и вследствие «вторично сморщенной почки» умер в результате уремической комы (нет документов, только письмо отца от 14.IX.1784 г.: «сын испытывает ужасные колики и сильную рвоту».
С середины сентября 1791 г. у Моцарта появились отчетливые признаки депрессии: раздражительность, головокружение, слабость, резкая потеря веса, истерические плачи. «Последние месяцы жизни его постоянно преследовали галлюцинации, руки и ноги опухли, его бледность и худоба были ужасными». Все это может указывать на почечную недостаточность.
«Почечный тезис» выступает еще при одном диагнозе – «почечный рахит» (Минут, 1963 г.). Автор утверждает, что Моцарт в раннем детстве перенес рахит, что впоследствии и стало причиной серьезного заболевания почек.
Версия (Кернер, 1956 г.) о ртутном нефрозе объединяет «почечный диагноз» с отравлением.
1) Симптомы, проявлявшиеся в течение пяти месяцев (боли в пояснице, слабость, бледность, депрессии, обмороки, раздражительность) относятся к предстадии ртутного нефроза, а затем скоротечного (рвота, общий отек, зловонный запах, тремор, экзантема), приводящие к токсичной финальной стадии, которые выливаются в классический ртутный нефроз.
2) Моцарт в течение нескольких недель чувствовал «на языке горький (металлический) привкус смерти» (Бенц), что говорит о вкусе Liquor mercuril (ртутной настойки).
3) Симптомы: тошнота, рвота, судороги – вписываются в картину возникшего сублиматного нефроза при отравлении ртутью.
И, наконец, последний вывод, сделанный в 1983 г.: «Причиной смерти была, видимо, почечная недостаточность (болезнь Брайта)» (Стевенсон).
Однако ряд авторов свидетельствуют против «почечного диагноза».
Вот эти аргументы против «почечного диагноза»:
1) если бы Моцарт переболел в детстве гломерулонефритом, то он не прожил бы более 20 лет. Средняя продолжительность жизни пациента с хроническим гломерулонефритом составляет самое большее 15 лет;
2) у пациентов, умирающих от хронического заболевания почек, не наблюдается значительных отеков «с наступлением и усилением почечной недостаточности нефротический элемент может купироваться»;
3) у Моцарта не было жажды – обязательного симп­тома любой хронической почечной недостаточности.
Третьим направлением в причинах, вызвавших смерть Моцарта, была «ревматическая лихорадка». Какие же были аргументы, свидетельствующие в поддержку «ревматической лихорадки»: 1761 год – Моцарт болеет тяжелой ангиной; 1762 год (в письме отца) – у Моцарта появляется сыпь (erythema nodosum) – признак ревматической лихорадки; 1784 год – острая гриппозная инфекция: «В Вене мой сын очень заболел – он пропотел на новой опере Панзиелло так, что вся одежда у него была мокрой… Из–за этого не только он, но и многие другие лица схватили ревматическую лихорадку». 1781 год – Моцарт лежит несколько дней в тяжелой лихорадке (воспаление легких).
В настоящее время высказывается и новое предположение: о «ревматическом энцефалите», протекающем с тяжелыми психозами, бредами и высокотемпературной лихорадкой.
В 1966 г. вышла книга Бэра «Моцарт. Болезнь – смерть – погребение», где автор возвращается к ревматизму, считая, что причиной смерти Моцарта стал «острый ревматизм» с опуханием суставов и «сердечной слабостью».
Что же противоречило данному диагнозу?
Против «ревматического тезиса» выставляются следующие аргументы:
1. Смерть от сердечной недостаточности, сопровождающей данное заболевание, маловероятна, так как перед самой кончиной он пел партию альта в Реквиеме.
2. Катнер (1967 г.): «Тезис ревматизма исчерпывает себя тем, что, согласно современным представлениям, ревматическое заболевание – к тому же смертельное – после перенесенных в детстве ревматических приступов, которые у Моцарта, без сомнения, были, у взрослого человека не встречаются, что Бэру, впрочем, известно и должно объясняться происшедшими со времен XVIII века изменениями ревматической картины болезни. Для подобной патоморфозы оснований нет».
Последний, четвертый тезис «Заговор», связан с участием Моцарта в венской масонской ложе и о его намерении создать собственную ложу «Грот». Масонская ложа «Увенчанная надежда», куда входил Моцарт, обладала огромными богатствами и пользовалась большим влиянием. Ложа ревностно поддерживала «своих достойных членов, возносила их при жизни и торжественно провожала в мир иной». Почему они (члены масонской ложи) так поступили с Моцартом? Возникает много вопросов и противоречивых фактов.
1. Моцарта отпевали у входа в капеллу Св. Креста, а не на кладбище Св. Марка, где он якобы похоронен. Из капеллы выход ведет прямо в катакомбы, где хоронили людей, умерших во время эпидемии чумы, что и отмечено специальными сооружениями, «чумной колонной». Гроб с телом Моцарта вынесли через выход, ведущий в катакомбы. Дальше неизвестность. Никто не мог подтвердить, куда отправили гроб.
2. Ни один человек не провожал тело Моцарта на кладбище. Существовала версия, что была снежная буря. Она в настоящее время опровергнута (по данным венских архивов, было 3°С тепла, слабый ветер и вообще не было осадков).
На похоронах не присутствовала и вдова Моцарта Констанция. Ее не пустили на похороны (или она сама отказалась) из–за болезненного состояния. Посетила она кладбище только через 18 лет, могилу мужа не нашла. Но о какой могиле могла идти речь!
3. Моцарта хоронил только могильщик по «третьему разряду», то есть в общей могиле (где укладывалось по 3–4 трупа в 3 ряда без гробов). И он уже на следующий день не мог указать, где проходило захоронение.
В то же время достаточно было собрать несколько гульденов, чтобы похоронить композитора, у которого было столько почитателей, в отдельной могиле. Да и в семье Моцарта оставались средства, на которые можно было достойно похоронить великого композитора. Когда в 1832 году король Людвиг Баварский посетил в Зальцбурге вдову Моцарта и спросил, почему она не позаботилась о могиле мужа, она наивно ответила: «Я подумала, что о кресте заботится приход, в котором происходит благословение». Тайна, связанная с захоронением Моцарта, составляющая основной тезис «Заговора», продолжает оставаться нераскрытой.
Итог: все патографы Моцарта едины в том, что Моцарт умер в результате почечного заболевания инфекционной или токсической этиологии. Чем вызвано было это заболевание, остается тайной.

Литература
1. Бэлза И. Моцарт и Сальери. – М., 1953.
2. Дэвид Вейс. Возвышенное и земное. – Киев, 1984.
3. Дэвид Вейс, Дуда Г., Кернер Д. Убийство Моцарта. –Киев, 1989.–С.366.
4. Дальхов и др. В–А. Моцарт. Хроника последних лет жизни и смерти.
5. Лихтенштейн Е.И. Помнить о больном. – Киев, 1978. – С.173
6. Риттер В. Так был ли он убит? – М., 1991. – С.287

Оцените статью


Поделитесь статьей в социальных сетях

Порекомендуйте статью вашим коллегам

Предыдущая статья
Следующая статья

Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь на сайте для того чтобы оставить комментарий.

зарегистрироваться авторизоваться
Наши партнеры
Boehringer
Jonson&Jonson
Verteks
Valeant
Teva
Takeda
Soteks
Shtada
Servier
Sanofi
Sandoz
Pharmstandart
Pfizer
 OTC Pharm
Lilly
KRKA
Ipsen
Gerofarm
Gedeon Rihter
Farmak