Страницы истории геронтологии

Читайте в новом номере

Импакт фактор - 0,584*

*пятилетний ИФ по данным РИНЦ

Регулярные выпуски «РМЖ» №28 от 20.12.2007 стр. 2199
Рубрика: История медицины

Для цитирования: Горелова Л.Е. Страницы истории геронтологии // РМЖ. 2007. №28. С. 2199

В историко–медицинской литературе возникновение геронтологии относят к разным историческим периодам: к периоду античности, к Возрождению, к концу XIX века – началу XX века, к середине XX в. Так, в монографии И.В. Давыдовского приводятся следующие точки отсчета: «Первые работы по геронтологии находим у Гиппократа», «Первый печатный труд, сделавший науку о старости особым предметом, принадлежит итальянскому анатому Zerbi (Gerontocomia, 1489)». Но все–таки один факт можно утверждать: только с конца XIX века и, особенно к середине XX века проблема старости выросла в науку – геронтологию.

Возникновение понимания того, что существуют способы продления жизни, также начало применения средств, действительно продлявших жизнь, теряются глубоко в веках. Одним из наиболее древних письменных свидетельств считается миф о шумерском царе Гильгамеше (включенный в эпос, вероятно, в первой половине второго тысячелетия до н.э.), в котором рассказывается, что Гильгамеш в поисках бессмертия нашел растение, омолаживающее тело, но не сумел им воспользоваться. Что касается практических рецептов, то рекомендации по продлению жизни можно найти уже в произведениях древнеегипетских и древнеиндийских авторов (для продления жизни древние египтяне употребляли в больших количествах чеснок).
Египетский фараон Рамзес II советовал в целях продления жизни жевать табак. Сам благодаря этому средству якобы дожил до 95 лет. Прожил бы и дольше, не случись отравления из–за больного зуба. Египетский владыка умер более 3 тыс. лет назад.
4 тыс. лет назад на Тибете древние тибетские врачи рекомендовали ежедневно принимать по несколько капель алкоголя, настоянного на чесноке.
В то же время ассирийцы полагали, что человеческая жизнь увеличивается на то количество времени, которое человек провел на рыбалке. Свое утверждение они обосновывали тем, что время, проведенное на рыбалке, не засчитывается в общую продолжительность жизни, отмеренную человеку богами.
Однако, первые целенаправленные, систематические попытки достичь цели продления жизни достоверно зарегистрированы в древнем Китае у даосов. В самой старой китайской медицинской рукописной книге «Ней дцин» (4 тыс. до н.э.) имеется много рассуждений о старении. Правда, зачастую попытки достичь бессмертия или хотя бы омолодиться приводили к обратному результату. В Древнем Китае считалось, что даосские монахи владеют тайной эликсира вечной жизни.
В даосизме для продления жизни существовали следующие позиции: религиозные – в основном, медитация (для оказания влияния на дао); дыхательная техника – задержка дыхания и т.д. (поскольку считалось, что через дыхание осуществляется связь между человеком и божеством, то контроль процесса дыхания означал контроль над духом); диета – ее основу составляли малокалорийные продукты растительного происхождения (поскольку считалось, что такая пища содержит больше воздуха); специальные гимнастические упражнения – гимнастика даосов у нас известна под название кунг фу (имела вспомогательное значения для достижения совершенства в дыхательной и сексуальной технике); сексуальная техника – у нас известна как дао любви (применялась для увеличения своей жизненной силы за счет получения ее от партнера, из чего следовало, что партнеров должно быть много и они не должны быть даосами). Эти вышеперечисленные методы, называвшиеся внутренней трансформацией дополнялись внешней трансформацией, включавшей в себя применение специальных веществ, продляющих жизнь, а также поиск эликсира – субстанции, способной превращать одни вещества и существа в другие, например, ртуть и золото (что рассматривалось как «лечение» металлов), смертного человека в бессмертного. Особое место занимал метод мокса (прижигание) определенных точек. Интересно описание, приведенное в одной из японских книг, посвященных мокса: в 1795 году в Токио (Эдо) «прибыл по приглашению первого министра один из старейших людей Японии – крестьянин Мампэ. Ему было тогда 194 года. Министр попросил его поделиться секретом причины своего долголетия. Старик ответил: «У предков своих я научился мокса и пользовался им всю жизнь. Я и вся моя семья ежемесячно с первого по восьмое число делаем себе прижигания на ногах в точке цзу–сан–ли. Жене моей сейчас 173 года, сыну –153, внуку –105 лет». Старика богато одарили рисом и деньгами и с почетом отправили домой. Через 48 лет после этого Мампе снова прибыл в Эдо для участия в торжествах открытия нового моста. Ему было 242 года, жене 221 год, сыну – 201, жене сына – 193 года, внуку – 153 года, жене внука – 138 лет».
Отношение древних греков к проблеме продления жизни было неоднозначно. С одной стороны, оно было преимущественно фаталистическим – в мире все предопределено, и человек не может влиять на природные процессы, не может изменить свою изначально смертную природу. Это отражено как в их мифах, где даже боги были не властны над судьбой, так и во многих философских системах, описывающих мир как полностью детерминированную сущность. С другой стороны, есть отдельные свидетельства, что мысль о существовании средств, дающих бессмертие, была чужда древним грекам. Например, в некоторых мифах таким средством считался огонь, который делал человеческое тело бессмертным, выжигая его смертные части. Возможно, на возникновение таких представлений повлияли идеи зороастрийцев, в религии которых доминировал культ огня и бессмертия.
Примерно в то же время, что и даосизм в Китае, в Древней Греции зародилась герокомия (или герокомика) – направление, связанное с возможностью достижения здоровой старости с помощью умеренности во всем. Это направление получило свое развитие в Древнем Риме. Еще во II в. н. э. известный врач Гален утверждал, что старость не заболевание, а определенное состояние организма, когда в нем происходит нарушение равновесия. Гален заботился о том, чтобы будущие врачи не только умели распознавать болезни, но и знали все о здоровье, а также о состоянии между здоровьем и болезнью. Он предполагал, что именно старость могла бы быть чем–то вроде пограничного состояния между больным и здоровым организмом. Но уже тогда Гален подчеркивал, что «быть старым не означает быть больным». В Древнем Риме также продление жизни было предметом интереса, хотя для омоложения использовались необычные методы, например, известно, что старики бросались на арену после окончания боев гладиаторов, чтобы умыться молодой кровью поверженных.
Начиная с Гераклита (конец VI – начало V вв. до н.э.), старение обычно объяснялось как потеря внутреннего тепла и влаги. Тепло тогда было синонимом энергии, а, согласно современным теориям, в основе старения действительно может лежать ухудшение способности клетки к выработке энергии вследствие накопления молекулярных повреждений.
В работах Гиппократа, Аристотеля, Цельса, Асклепиада и др. для со­хранения тепла и влаги рекомендовалась диета, умеренные физические упражнения, массаж, водные процедуры. Важное место в герокомии отводилась и заботе о пожилых людях (т.е. герогигиене). Большинство из этих методов, безусловно, полезны для достижения здоровой старости, хотя они не могут радикально продлить жизнь. Гиппократ (460–377 гг. до н.э.) в своих «Афоризмах» и Аристотель в трактатах «О молодости и старости» высказывали взгляды на причины старения и давали советы по здоровому образу жизни. Древний грек Эрасистрат рекомендовал свое средство продления земного пути – 3 капли хорошего вина добавлять в пищу, даже в молоко.
Асклепиад увлекался промыванием кишечника с помощью клистира, советовал массаж живота, баню, занятия гимнастикой и ограничения в еде.
В отличие от сторонников герокомии алхимики в средние века предполагали, что победа над смертью возможна. Они считали смерть следствием несовершенства человеческой природы и, следовательно, ликвидация этого несовершенства могла бы привести к достижению практического бессмертия. Устранить несовершенство предполагалось некой трансформации человека в бессмертное существо. Под этим либо понималась гармонизация соотношения составляющих его элементов, либо поиск и «выращивание» (путем химических превращений) некой бессмертной составляющей человека. В любом случае средством для этого должна была служить особая субстанция – эликсир, или философский камень, или пятый элемент (считалось, что тело человека и других земных существ состоит из четырех типов элементов, а пятый элемент является божественным). Поиск этой субстанции и являлся основной целью алхимиков. Сохранились рецепты сохранения молодости. Вот компоненты одного из них: «мед из Африки, горечавка с Крита, четыре вида живых гадюк из Спарты, коренья из Галии, Скифии и Македонии, волосы кентавра».
Наиболее известными учеными исламского мира, касавшихся проблемы продления жизни были Гебер (VIII–IX вв.), Аль–Рази (850–923) и Авиценна (Ибн–Сина) (980–1037).
Ученые средневековой Европы тоже занимались вопросами, связанными с продлением жизни. Так, английский философ и естествоиспытатель Р. Бекон (1214–1294) считал, что короткая жизнь не норма, а отклонение от нее. В частности для продления жизни он рекомендовал золото, ладан, жемчуг, змеиное мясо, дыхание девушек.
Однако, перенесемся из периода средних веков в XIX–XX вв.
Одним из пионеров поиска методов продления жизни на основе эволюционных представлений о природе старения был великий русский биолог И.И. Мечников (1845–1916). В частности он писал: «Из всех дисгармоний человеческой природы самая главная есть несоответствие краткости жизни с потребностью жить гораздо дольше». Возникает же эта дисгармония как результат того, что у человека «высокое умственное развитие обусловило со­знание неизбежности смерти, а животная природа сократила жизнь вследствие хронического отравления ядами». Яды здесь следует понимать в широком смысле, так как он считал, что «весьма вероятно, что естественная смерть также сводится к отравлению – только не чуждыми организму бактериями, а самими элементами нашего тела». Аналогом такого самоотравления может служить повреждение клетки свободными радикалами, считающимися сейчас одной из главных причин старения, т.е. тут Мечников был недалеко от истины.
Метод же, предложенный Мечниковым для продления жизни, был связан с его работами в области микробиологии. По его мнению, главнейшей дисгармонией, ведущей к преждевременному старению, является толстый кишечник, первоначально служивший для переваривания грубой растительной пищи, а при изменении характера питания стал своего рода инкубатором для гнилостных микроорганизмов, продукты обмена которых отравляют организм, тем самым, сокращая продолжительность жизни. В связи с этим для увеличения продолжительности жизни он предлагал употреблять кисломолочные продукты (простокваша Мечникова), угнетающие деятельность гнилостных бактерий. Как перспективный метод, он даже предлагал производить хирургическое удаление толстой кишки.
Другим направлением продления жизни в конце XIX в. и в начале XX в. было использование экстрактов половых желез. Оно основывалось на очевидной связи между здоровьем и половой активностью, т.е. считалось, что стимуляция половой функции может привести к удлинению жизни (стоит заметить, что еще даосы использовали вытяжки из семенников в пищу). Возникновение интереса к этому методу связано с именем французского физиолога Ш. Броун–Секара (1818–1894), вводившего себе (правда, после опытов на животных) инъекции вытяжки из семенников собак и кроликов и утверждавшего, что он помолодел на 30 лет.
Это был один из первых опытов по омоложению. В 1889 году, когда ему был 71 год, он доложил Парижской Академии наук об опыте, проведенном на самом себе, который, когда стал достоянием общественности, вызвал необычайный интерес. Не вдаваясь в подробности, отметим, что эксперимент состоял в использовании экстрактов половых желез собак и кроликов.
В дальнейшем австрийский хирург О. Штейнах (1861–1944) пытался стимулировать функции семенников хирургическим путем, включая пересадку семенников животных. В широкую практику пересадку семенников человекообразных обезьян ввел русский хирург (работал в основном во Франции) С. Воронов (1866–1951). Еще более известен метод «клеточной терапии» швейцарского врача П. Ниханса (1882–1971), использовавшего тканевые экстракты (в том числе эмбриональные) для омоложения десятков тысяч людей, включая достаточно известных (папа Пий XII, У. Черчилль, Ш. де Голль, К. Аденауэр, С. Моэм, Т. Манн).
В этом направлении представляют интерес работы профессора А. Пеля. В созданном им в С.–Петербурге Институте опотерапии (термин, применявшийся для обозначения использования препаратов (вытяжек или экстрактов) или употребления в пищу тех органов, на которые хотели оказать лечебное воздействие) больным для восстановления сил и продления их жизни вводился препарат спермин, выделяемый из семенной жидкости животных. В ХХ веке Э. Бауэр и И.И. Шмальгаузен в ряде своих работ утверждали, что жизнь можно продлить гормональными воздействиями.
Еще одним вариантом активации функций организма и, соответственно продления жизни, еще со времен средневековья считалось употребление человеческой крови (она считалась переносчиком жизненного тепла). В начале XX в. была популярна теория о том, что бессмертие одноклеточных организмов может быть объяснено их возможностью конъюгировать друг с другом (в современном понимании – осуществлять обмен генов). Также считалось, что могут конъюгировать между собой и подвижные элементы крови. Отсюда следовал логический вывод, что конъюгация клеток крови разных людей может привести к продлению их жизни. Исследование этой возможности связано с работами российского врача (основателя теории систем) А.А. Богданова (1873–1928). Богданов считал, что старение вызывается случайными нарушениями деятельности отдельных органов, которые ослабляют отдельные звенья (части системы) организма. Причем самым критичным к таким нарушениям является самое слабое звено. Следовательно, воздействуя на него, можно эффективно замедлить процесс старения. Самым слабым звеном он считал подсистему, связывающую другие системы организма – кровеносную систему. В качестве воздействия на нее он выбрал обмен кровью между двумя людьми с целью осуществления конъюгации элементов крови. Для реализации своей концепции Богданов основал Институт переливания крови в 1926 году. Но вскоре он погиб, проводя эксперимент на себе.
По мнению известного советского геронтолога А.А. Богомольца (1881–1946) ведущая роль в старении принадлежит не только крови, а вообще всей соединительной ткани организма. Методом борьбы со старением стала активация функций соединительной ткани путем ввода антител к этой ткани.
И хотелось бы закончить небольшой экскурс в историю геронтологии словами Гете: «Красивые молодые люди – всего лишь прихоть природы, в то время как каждый пожилой человек есть произведение художника».

Литература
1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. – Л.: Изд–во ЛГУ, 1974.–136 с.
2. Анисимов В.Н., Соловьев М.В. Эволюция концепций в геронтологии. – СПб.: Эскулап, 1999.
3. Гаврилов Л.А., Гаврилова Н.С. Биология продолжительности жизни. – М.: Наука, 1991. – 280 с.
4. Говорка Я. Дорога к долголетию / Пер. с чеш. Е.И.Сучковой. – М.: Профиздат, 1990. – 336 с.
5. Сорокина Т.С. Медицина в первобытном и рабовладельческом обществе. Методическое руководство к семинарским занятиям по истории медицины. – М., 1978. – 54 с.
6. Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко–религиозного описания. – СПб.: Лань, 1998. – 448 с.

Оцените статью


Поделитесь статьей в социальных сетях

Порекомендуйте статью вашим коллегам

Предыдущая статья
Следующая статья

Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь на сайте для того чтобы оставить комментарий.

зарегистрироваться авторизоваться
Наши партнеры
Boehringer
Jonson&Jonson
Verteks
Valeant
Teva
Takeda
Soteks
Shtada
Servier
Sanofi
Sandoz
Pharmstandart
Pfizer
 OTC Pharm
Lilly
KRKA
Ipsen
Gerofarm
Gedeon Rihter
Farmak