Эффективность амбулаторного комплексного лечения подростков с затруднениями обучения и школьной адаптации с применением препарата Церетон®

Ключевые слова
Похожие статьи в журнале РМЖ

Читайте в новом номере

Импакт фактор - 0,584*

*пятилетний ИФ по данным РИНЦ

Регулярные выпуски «РМЖ» №16 от 10.08.2015 стр. 938
Рубрика: Неврология

Для цитирования: Рафикова З.Б., Нурматова Д.А., Ташбекова Д.Б. Эффективность амбулаторного комплексного лечения подростков с затруднениями обучения и школьной адаптации с применением препарата Церетон® // РМЖ. 2015. №16. С. 938

Заболевания нервной системы удетей иподростков лидируют поитогам диспансеризации детского населения. Это можно объяснить рядом факторов, вихчисле возрастание психоэмоциональной нагрузки надетей вэтом возрасте, вызванное школьными идополнительными занятиями, содной стороны, инекоторой инфантильностью психики многих современных подростков, обусловленной гиперпротективным, эгоцентричным воспитанием, характерным для многих семей, сдругой стороны. Такие дети затрудняются вобучении при нормальных показателях интеллектуального развития, аеще более— при наличии незначительных нарушений интеллектуального развития (минимальная мозговая дисфункция).

Лечение детей и подростков с различными нарушениями школьной адаптации является одной из наиболее актуальных проблем современной неврологии, что связано с их широкой распространенностью, возникновением конфликтных ситуаций между школьниками, учителями и родителями. Это приводит в дальнейшем к ограничениям общей образованности взрослого населения.

Материалы и методы исследования

Проанализированы результаты лечения группы амбулаторных пациентов с жалобами на нарушение поведения, адаптации и успеваемости.

Всего обследовано 46 подростков 16–17 лет, т. к. именно в этом возрасте возрастает школьная нагрузка, и родители чаще обращаются к детскому невропатологу. Обследование больных проводилось до и после комплексного лечения с применением препарата Церетон®.

Исследование возможностей препарата Церетон® было связано с особенностями его фармакологического действия и фармакокинетики, которые отвечали требованиям, предъявляемым к лечению обследованного контингента.

Церетон® обладает:

  • выраженным нейропротекторным действием, улучшает проведение нервных импульсов, стабилизирует мембраны клеток мозга;
  • хорошей переносимостью пациентами, без выраженных побочных эффектов.

Отсутствует привыкание к препарату при курсовом применении.

Церетон® (холина альфосцерат) является центральным холиностимулятором. Содержит 40,5% метаболически защищенного холина. Легко проникает через гематоэнцефалический барьер, накапливается преимущественно в мозге (концентрация в мозге — до 45% от уровня в крови), расщепляясь на холин и глицерофосфат. Обеспечивает синтез ацетилхолина и фосфатидилхолина нейрональных мембран. Стимулирует холинергическую нейротрансмиссию, метаболизм ЦНС, улучшает пластичность нейрональных мембран и функцию рецепторов, активирует церебральный кровоток, ретикулярную формацию.

В литературе имеется описание опыта применения препарата у подростков, при проведении нашего лечения мы основывались на этом опыте.

Все пациенты получали препарат Церетон® в 1-й половине дня по 400–800 мг в комплексе с мероприятиями по нормализации режима дня, занятиями лечебной физкультурой и спортом, дополнительными занятиями с педагогами и работой с психологом. Курс лечения составил в среднем 3 мес.

Методы исследования

1. Клинико-неврологическое обследование.

2. Электроэнцефалография (ЭЭГ).

3. Магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга.

4. Консультация окулиста, осмотр глазного дна.

5. Метод балльной оценки.

Был выделен ряд доминирующих клинико-поведенческих симптомов, на которые чаще всего указывали родители. Выраженность симптома была оценена по 3-балльной системе (субъективная оценка родителями): 1 балл — симптом слабо выражен, 2 балла — симптом выражен, 3 балла — симптом очень выражен, превалирует над другими симптомами. Родители оценивали состояние ребенка до и после проведенного комплексного лечения. Баллы высчитывались по средним превалирующим у детей и суммировались до и после лечения.

Обсуждение результатов

В структуре неврологической патологии помимо нарушений школьной адаптации, которые проявлялись нежеланием учиться, затруднениями при запоминании и логическом осмыслении материала, неровностью в учебе, конфликтностью, у большинства обследованных подростков отмечались следующие симптомы: утомляемость, эмоциональная лабильность, трудности концентрации внимания и снижение памяти, тревожность, нарушения сна, поведения, метеозависимость и другие нервно-вегетативные симптомы. Достаточно часто были жалобы на болевой синдром.

Отмечались головные боли различного характера — напряжения, мигрень, астенопические и риносинусогенные, психогенные. Головные боли нередко сопровождались головокружением, носовыми кровотечениями, шумом в ушах, чаще после нагрузки (физической или психоэмоциональной) и на фоне дополнительных занятий.

Кроме того, отмечались боли в шейном отделе позвоночника, сердце, животе, ногах и др. Боли носили функциональный характер или сопровождали негрубые ЖКТ-заболевания, ЛОР-патологию, нарушение осанки и плоскостопие.

При объективном исследовании чаще выявлялась незначительная неврологическая симптоматика: установочный нистагм, легкий страбизм, асимметрия носогубных складок, негрубая девиация языка, неравномерное оживление рефлексов, нестойкие патологические стопные и кистевые рефлексы, изменения мышечного тонуса, неуверенность и интенция при выполнении координаторных проб, шаткость при пробе Ромберга, асимметрия надплечий, болезненность в шейном отделе позвоночника. Особенно часто встречались вегетативные нарушения: снижение или колебания артериального давления, локальный и диффузный гипергидроз, нарушения терморегуляции, метеочувствительность, склонность к обморокам, паническим пароксизмам.

Всем больным была проведена ЭЭГ для изучения функционального состояния структур головного мозга. В целом изменения ЭЭГ характеризовались умеренными нарушениями в виде дезорганизации корковой активности и уплощения и снижения индекса α-ритма, на этом фоне отмечалось наличие медленноволновой активности (4–7 Гц), заостренных и острых волн преимущественно в теменно-центральных и теменно-затылочных отделах. Пробы с фотостимуляцией и гипервентиляцией приводили к еще большей дезорганизации ЭЭГ, что свидетельствовало чаще о дисфункции надсегментарных регуляторных структур вегетативной системы. После курса лечения у большинства детей (63,04%) регистрировалась более организованная ЭЭГ-картина.

Данные МРТ свидетельствовали о наличии хронической ЛОР-патологии, встречались МРТ с признаками легких атрофических изменений в коре головного мозга, незначительного расширения желудочковой системы головного мозга. Соотношение нормальных и легкоизмененных МРТ составляло 90 и 10% соответственно. При осмотре у окулиста выявлены снижение зрения, астенопия, спазм аккомодации и явления ангиопатии сетчатки.

После курса лечения препаратом Церетон® родители отмечали у детей явные положительные изменения, которые заключались в улучшении качества учебы и школьной адаптации в результате повышения концентрации внимания, усидчивости, улучшения усвоения материала, запоминания и осмысления заданий. Все это приводило к повышению самооценки подростков, уверенности в себе и, как следствие, к уменьшению симптомов школьного стресса и невротических реакций. Данные представлены в таблице 1.

Балльная оценка родителями клинико-поведенческих симптомов у подростков до и после лечения представлена в таблице 2. В результате анализа балльной оценки выявлено, что наибольшее количество баллов набрали дети, у которых были выявлены различные нарушения поведения, нервно-психические симптомы и трудности в обучении. Среди них превалировали снижение памяти, инициативности, раздражительность и утомляемость при выполнении заданий. После лечения все симптомы стали менее выраженными, и в целом, по оценке родителей, выраженность отрицательных поведенческих, характерологических и психоэмоциональных нарушений уменьшилась в 2 раза (общее число баллов до лечения составило 49, а после лечения — 25). В целом результаты комплексного лечения оценивались положительно.

На основании анализа эффективности комплексного лечения с применением препарата Церетон® обследованной группы подростков можно сделать следующие выводы:

1. Улучшение (от небольшого до значительного) достигнуто у всех обследованных.

2. Препарат влияет на регресс субъективной и объективной клинико-поведенческой симптоматики.

3. При нейропсихологическом исследовании отмечались улучшение когнитивных функций (улучшение памяти, концентрации внимания, продуктивности запоминания, отношения к учебе, поведения в школе) и, как следствие, уменьшение симптомов школьного невроза, повышение интереса к жизни, улучшение настроения.

4. Отмечалась положительная динамика биоэлектрической активности мозга по данным ЭЭГ.

Таким образом, Церетон® показал высокую эффективность и безопасность при лечении подростков с нарушениями школьной адаптации и ухудшением качества учебы на фоне минимальной мозговой дисфункции и нарушений поведения и может быть рекомендован для коррекции субъективных и объективных неврологических и когнитивных нарушений в комплексной терапии в амбулаторных условиях.

Литература
  1. Беликова И.А. Диагностика интеллектуальных способностей учащихся 10–12 лет. http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2012/05/07/diagnostika-intellektualnykh-sposobnostey-uchashchikhsya.10.
  2. Благосклонова Н.К., Новикова Л.А. Детская клиническая электроэнцефалография: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1994. 204 с.
  3. Вейн А.М., Колосова О.А., Яковлев Н.А. Головная боль. М., 1994.
  4. Горищак С.П. Опыт применения Цераксона в лечении детей с легкой черепно-мозговой травмой. http://health-ua.com/article/7016.html.
  5. Диагностика и лечение болезней нервной системы у детей / под ред. В.П. Зыкова. М.: Триада–Х, 2006. 256 с.
  6. Клейменова И.С., Скворцов И.А. Как восстановить функции мозга при нарушении его развития. http://www.dcp-krug.ru/index.php/encyclopedia/62-dcp/105-vosstanovlenie.
  7. Зыков В.П., Ширеторова Д.Ч., Чучин М.Ю., Шадрин В.Н. и др. Лечение заболеваний нервной системы у детей. 2-е изд. М.: Триада–Х, 2003. 288 с.
  8. Парфенов В.А. Цитиколин в лечении цереброваскулярных заболеваний // Лечащий врач. 2007. № 8. С. 72–74.
  9. Перспективные направления и новые технологии в здравоохранении:  Мат-лы конф. / под ред. В.А. Анохина, А.Л. Азина, В.И. Данилова и др.  Йошкар-Ола: ООО «Стринг», 2006. 127 с. http://www.cereton.ru.
  10. Полушина Н.В. Применение препарата Церетон в лечении заболеваний нервной системы у детей и подростков // РМЖ. 2009. № 11. С. 770.

Только для зарегистрированных пользователей

зарегистрироваться

Оцените статью


Поделитесь статьей в социальных сетях

Порекомендуйте статью вашим коллегам

Предыдущая статья
Следующая статья

Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь на сайте для того чтобы оставить комментарий.

зарегистрироваться авторизоваться
Наши партнеры
Boehringer
Jonson&Jonson
Verteks
Valeant
Teva
Takeda
Soteks
Shtada
Servier
Sanofi
Sandoz
Pharmstandart
Pfizer
 OTC Pharm
Lilly
KRKA
Ipsen
Gerofarm
Gedeon Rihter
Farmak