28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Кеторол® в лечении болевых синдромов (обзор)
string(5) "23128"
1
АНО «Международное общество «Стресс под контролем», Москва, Россия
2
ФГАОУ ВО РУДН, Москва, Россия
Для цитирования: Рябоконь И.В., Акарачкова Е.С., Вершинина С.В., Котова О.В. Кеторол® в лечении болевых синдромов (обзор). РМЖ. 2013;30:1600.

Боль является одним из самых распространенных симптомов и одной из наиболее частых причин, по которой люди обращаются за медицинской помощью. Боль – это не просто ощущение. Это сложное явление или синдром, где чувство, фактически называемое болью, является лишь одним из его компонентов. Важно подчеркнуть, что болевой синдром – системный патологический процесс, включающий в себя местную реакцию на повреждение, передачу и восприятие болевого импульса, его психоэмоциональную оценку и ответную вегетативную и поведенческую реакцию организма.

Наиболее часто в клинической практике встречается ноцицептивная боль, связанная с активацией периферических болевых рецепторов вследствие локального повреждения, вызванного травмой, хирургическим вмешательством, воспалением, отеком или ишемией тканей, стойким спазмом поперечно-полосатых или гладких мышц и др. [12]. Современная концепция рациональной анальгетической терапии предусматривает влияние на различные звенья патогенеза болевого синдрома. Первый ее этап – устранение воздействия повреждающего фактора (если это возможно), а также подавление локальной реакции организма на повреждение с использованием препаратов, блокирующих синтез медиаторов боли и воспаления. Среди этих медиаторов наиболее важное место принадлежит простагландинам, которые активно синтезируются в области повреждения при участии фермента циклооксигеназы-2 (ЦОГ-2). Простагландины ответственны за развитие локального отека, повышение проницаемости сосудов, нарушение микроциркуляции, хемотаксис клеток воспалительного ответа и т.д. и непосредственно влияют на процесс возникновения и передачи болевого импульса, вызывая повышение чувствительности периферических ноцицепторов и афферентных нейронов задних рогов спинного мозга. В патогенезе болевого синдрома этот механизм имеет универсальный характер независимо от причины, вызвавшей локальное повреждение, и является обоснованием для применения в комплексной анальгетической терапии нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП).
В настоящее время показаниями к применению НПВП являются:
• послеоперационная боль;
• боль при артритах;
• боль при вертеброгенной патологии;
• болевой синдром при ушибах костей, суставов, растяжении, разрыве связок, трещинах костей и других незначительных травмах, включая спортивные;
• головная боль (включая мигрень) и зубная боль;
• невралгия, миозит простудной и травматической природы;
• острый болевой синдром при спазмах внутренних органов и менструациях.
Одним из современных НПВП является Кеторол® (кеторолак производства компании «Д-р Редди'с Лабораторис», Индия) – производное арилуксусной кислоты, неселективный ингибитор ЦОГ. Его основная клиническая ценность связана с мощным анальгезирующим действием, по степени которого он превосходит другие НПВП. Препарат быстро всасывается, обладает высокой биодоступностью (80–100%). Кеторол® связывается с белками плазмы на 90–99%, подвергается печеночному метаболизму, выводится почками (90%) и кишечником (6%). Продолжительность действия препарата – 6–10 ч. Выпускается в трех формах: таблетки для приема внутрь по 10 мг, раствор для парентерального введения в ампулах 30 мг/1 мл и гель для наружного применения 2% 30 г.
Кеторолак, как и другие НПВП, ингибирует синтез простагландинов и тромбоксанов, блокируя фермент циклооксигеназу (ЦОГ) метаболизма арахидоновой кислоты. Арахидоновая кислота образуется из разрушенных фосфолипидов клеточных мембран. Физические, химические и механические негативные факторы (прямое повреждение, гипоксия, иммунный процесс) запускают метаболизм арахидоновой кислоты. В последние годы было установлено, что существуют как минимум два изофермента ЦОГ, которые ингибируются НПВП. Первый изофермент – ЦОГ-1 (англ. – СОХ-1) контролирует выработку простагландинов, регулирует целостность слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта, функцию тромбоцитов и почечный кровоток, а второй изофермент – ЦОГ-2 – участвует в синтезе простагландинов при воспалении. Причем ЦОГ-2 в нормальных условиях отсутствует, а образуется под действием некоторых тканевых факторов, инициирующих воспалительную реакцию. В связи с этим предполагается, что противовоспалительное действие НПВП обусловлено ингибированием ЦОГ-2, а их нежелательные реакции – ингибированием ЦОГ-1. Соотношение активности НПВП в плане блокирования ЦОГ-1/ЦОГ-2 позволяет судить об их потенциальной токсичности. Ингибирование ЦОГ-2 рассматривается как один из основных механизмов противовоспалительной активности НПВП. Снижение количества простагландинов под воздействием НПВП обусловливает противовоспалительный и анальгетический эффекты. С точки зрения фармакологии, эти два эффекта реализуются кеторолаком в разной степени. Так, в клинически допустимых дозах кеторолак оказывает больше обезболивающий, нежели противовоспалительный эффект [6].
По результатам исследования анальгетической эффективности кеторолака на животных установлено, что кеторолак эффективнее ацетилсалициловой кислоты в 800 раз [7]. Исследованием C. Brown и соавт. доказано, что внутримышечное введение 30 мг кеторолака оказывает действие, сопоставимое с эффектом 10–12 мг морфина или 50 мг меперидина [8].
Кеторолак не взаимодействует с опиатными рецепторами и не обладает центральным анальгетическим эффектом. Преимуществом кеторолака по сравнению с наркотическими анальгетиками является отсутствие влияния на функцию дыхания, седативного и психомоторного действия. Так, в эксперименте кеторолак не вызывал таких побочных эффектов, как тошнота и рвота. Кеторолак при внутримышечном введении по эффективности сравним с кодеином, но реже вызывает явления диспепсии. Аналогичные результаты получены и в ряде других исследований [9, 10].
По данным М.А. Тамкаева и соавт., после инъекции диклофенака пациенты отмечали заметное уменьшение боли через 20,6±0,9 мин., по скорости наступления отчетливого обезболивающего эффекта диклофенак достоверно уступал (p<0,01) кеторолаку – заметное уменьшение боли наступало в среднем через 13,1±0,6 мин. Таким образом, согласно оценке динамики боли с помощью визуально-аналоговой шкалы и шкалы облегчения боли, по силе обезболивающего действия исследуемые препараты можно расположить следующим образом: кеторолак > диклофенак [13].
В исследование, проведенное кафедрой общей врачебной практики Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова и Медицинским центром Управления делами Российской академии наук на базе поликлиник № 37, 56 и 102 Департамента здравоохранения г. Москвы и поликлиники № 3 Центральной клинической больницы Российской академии наук, были включены пациенты с болью различной этиологии [11]. Под наблюдением находились 95 пациентов (35 мужчин и 60 женщин) в возрасте от 20 до 68 лет (средний возраст – 54,6±10,6 лет). Болевой синдром у пациентов был обусловлен следующими заболеваниями: артропатии (ревматоидный артрит – 1, подагрический артрит – 2, деформирующий остеоартроз – 37 случаев), дорсопатии (остеохондроз – 30), спондилопатии (анкилозирующий спондидит – 1, спондилез – 1), поражения мягких тканей (теносиновиты – 3, бурситы – 1, невралгии – 6, невриты – 2), травмы опорно-двигательного аппарата (переломы – 2, ушибы – 3), пульпит – 1, постоперативный свищ передней брюшной стенки – 1, мочекаменная болезнь – 2, вросший ноготь – 1, пяточная шпора – 1, хроническая венозная недостаточность – 1 случай. Противопоказания для применения препаратов отсутствовали. Пациенты были разделены на 2 группы, сопоставимые по полу, возрасту, характеру заболевания и выраженности болевого синдрома. Пациенты 1-й группы (52 чел.) получали Кеторол®, пациенты 2-й группы (43 чел.) – препарат сравнения кетопрофен. Максимальная продолжительность лечения составила 5 дней. В первый день препараты вводились преимущественно внутримышечно, а в течение следующих 4 дней – перорально. Дозы препаратов и кратность их приема зависели от выраженности болевого синдрома. Проведенное исследование продемонстрировало клиническую эффективность и безопасность среднетерапевтических доз Кеторола® при лечении пациентов с острым болевым синдромом различного происхождения в течение 5 дней. При применении Кеторола® отмечены более быстрый регресс болевого синдрома в первый день лечения и большее количество хороших и отличных результатов лечения (96%; средний балл 2,38 и 0,07) по сравнению с кетопрофеном (82–86%; средний балл 2,23 и 0,11), а также меньшее количество побочных эффектов (4 vs. 6), которые не привели к необходимости отмены препарата.
Национальным научно-практическим обществом скорой медицинской помощи было проведено исследование «Эффективность и безопасность Кеторола® при болевом синдроме на догоспитальном этапе» [А.Л. Верткин, Е.А. Прохорович, Е.А. Горулева, О.И. Гирель]. Его целью было определить сравнительную обезболивающую эффективность и безопасность кеторолака и метамизола натрия при болевом синдроме на догоспитальном этапе. В исследование включались больные с:
– острым болевым синдромом или обострением хронического болевого синдрома при воспалительных заболеваниях суставов, дегенеративных заболеваниях (деформирующий остеоартроз, остеохондроз), при люмбаго, ишиасе, невралгии, миалгии и с посттравматическими болевыми синдромами;
– плевральной болью при пневмонии;
– почечной коликой;
– хроническим болевым синдромом при онкологических заболеваниях.
В исследование были включены 445 пациентов: 220 в группу Кеторола® и 225 – в группу метамизола натрия. При сравнении анальгетической эффективности кеторолака и метамизола натрия с использованием визуально-аналоговой шкалы эффективность кеторолака оказалась в 2,6 раза выше, чем метамизола натрия. У пациентов, получивших кеторолак, боль полностью исчезла в 12,7% случаев, а метамизол натрия – только в 2%. Не было эффекта от приема препарата в 5,3% случаев в группе больных, получавших метамизол натрия, в группе больных, получавших кеторолак, его введение было эффективным во всех случаях.
В другом исследовании [Е.А. Галушко, Е.Г. Зоткин, И.Г.Салихов, И.Б. Виноградова, Ш. Эрдес], целью которого явилось изучение клинической эффективности и переносимости двух лекарственных форм Кеторола® (таблетки и раствор для инъекций) у больных остеоартрозом (ОА) коленного сустава и двух аналогичных форм диклофенака натрия, приняли участие 109 больных ОА с преимущественным поражением коленных суставов (по критериям R. Altman и соавт.) в четырех ревматологических центрах РФ: Санкт-Петербург – 25 человек, Ульяновск – 26, Казань – 29, Москва – 29. Все больные были женского пола, средний возраст составлял 52,4±4,9 лет (разброс показателя по городам от 51,6 до 54,2; при попарном сравнении р>0,05). Пациенты были разделены на две группы. В основную группу был включен 51 больной с гонартрозом, из которых 25 получали таблетированную форму Кеторола®, а 26 – инъекционную форму этого же препарата. В контрольной группе, получающей диклофенак, было 58 больных: по 29 пациентов в зависимости от лекарственной формы препарата (таблетки и раствор для инъекций). Длительность терапии препаратом Кеторол® составляла 5 дней. Все 109 больных закончили 9-дневное исследование. Оценка показателей краткосрочной эффективности проводимой терапии показала, что Кеторол® не только не уступает диклофенаку в эффективности подавления боли при ОА, но и превосходит его по выраженности купирования болевого синдрома практически на 25–30%. При использовании Кеторола® улучшение самочувствия больного, как по мнению самого пациента, так и врача, было достоверно значимее, чем при приеме диклофенака. Также, в первую очередь вследствие более выраженного подавления боли, на фоне терапии Кеторолом® достоверно уменьшился альгофункциональный индекс Лейкена, отражающий степень функциональной способности коленного сустава.
На кафедре факультетской терапии им. акад. А.И. Нестерова (РНИМУ им. Н.И. Пирогова) было проведено исследование эффективности и безопасности препарата Кеторол® у пациентов с болевым синдромом различного происхождения в клинике внутренних болезней [14]. В исследовании оценивалась эффективность парентеральной и пероральной форм Кеторола® при последовательном назначении больным с умеренным и выраженным болевым синдромом (не менее 40 мм по ВАШ). В исследование были включены 20 пациентов в возрасте от 28 до 69 лет (средний возраст – 52,3 года), из них 8 мужчин и 12 женщин, страдающих болевым синдромом различного происхождения, а именно: внебольничная плевропневмония – у 3 пациентов, сухой плеврит – у 1, обострение хронического некалькулезного холецистита – у 2, дивертикулез толстого кишечника, обострение хронического дивертикулита – у 2, мочекаменная болезнь, острая почечная колика – у 2, острый илеофеморальный флеботромбоз – у 3, обострение хронического сальпингоофорита – у 2, туннельный синдром на уровне карпального канала – у 2 (посттравматический теносиновит – у 1, на фоне декомпенсации первичного гипотиреоза – у 1), кокцигодиния – у 1, герпетическая инфекция (Herpes zoster) на фоне медикаментозной иммуносупрессии у пациента с ревматоидным артритом – у 1, на фоне онкопатологии – у 1 пациента. Критериями включения в исследование были болевой синдром умеренной или выраженной интенсивности на фоне медикаментозной терапии основного заболевания и возраст от 18 до 70 лет. Критериями исключения из исследования – наличие обострения язвенной болезни в последние 6 мес., геморрагический синдром, прием других НПВП или анальгетиков. Назначение Кеторола® проводилось на фоне базовой терапии основного заболевания в виде внутримышечных инъекций в суточной дозе 60 мг (30 мг/1 мл 2 раза/сут. в течение 2 дней) с последующим переходом на таблетированную форму в суточной дозе 20 мг (10 мг 2 раза/сут. в течение 3 дней). Шести больным оказалось достаточным однократного введения Кеторола® (1 инъекция), двукратного введения – 5 пациентам (2 инъекции), у 9 пациентов с плевропневмонией, сухим плевритом, туннельным синдромом, герпетической инфекцией продолжительность использования Кеторола® составила 5 дней. При оценке эффективности Кеторола® в лечении болевого синдрома различной локализации отмечено исчезновение боли у 3 пациентов, значительное уменьшение – у 12, уменьшение – у 5.
Выраженный анальгетический и противовоспалительный эффект Кеторола® был продемонстрирован у пациентов с плевропневмониями, обострением хронического некалькулезного холецистита, мочекаменной болезнью. Отчетливая положительная динамика болевого синдрома и тенденция к быстрому разрешению симптомов заболевания были выявлены при использовании препарата Кеторол® в комплексной терапии плевропневмонии. В вышеописанном исследовании назначение Кеторола® у пациентов с различной патологией в клинике внутренних болезней позволило полностью купировать болевой синдром у 20% больных, значительно ослабить выраженность болевого синдрома – у 55%, уменьшить выраженность болевого синдрома – у 25%.
Таким образом, вышеописанные данные позволяют отнести препарат Кеторол® к числу эффективных и безопасных средств, применяемых в терапии болевых синдромов, обусловленных различной этиологией.

Литература
1. Torabinejad M., Bakland L. Prostaglandins: their possible role in thepathogenesis of putpal and periapical diseases. Part 2 // J. Endodon. 1980. Vol. 6. P. 769–771.
2. McNicholas S., Torabinejad M. et al. The concentration of prostaglandin E2 in human periradicular lesions // J. Endodon. 1991. Vol. 17. P. 97–100.
3. Cohen J.S. et al. A radioimmunoassay determination of the concentrations of prostaglandins E2 and F2 in painful and asymptomatic human dental pulps // J. Endodon. 1985. Vol. 11. P. 330–335.
4. Martin H., Basbaum A., Kwiat G. et al. Leukotriene and prostaglandin sensitization of cutaneous high-threshold C- and A-delta mechanoreceptors in the hairy skin of rat hindlimbs // Neuroscience. 1987. Vol. 22. P. 651.
5. Perl E.R. Sensitization of nociceptors and its relation to sensation // Bonica J., Albe-Fessard E. (Eds). Advances in pain research and therapy. Vol. 1. New York: Raven Press, 1976. P. 17–34.
6. Rooks W.H., Maloney P.J., Shott L.D. et al. The analgesic and anti-inflammatory profile of ketorolac and its tromethamine salt // Drugs Exp. Clin. Res. 1985. Vol. 11. P. 479–492.
7. Rooks W.H., Tomolonis A.J., Maloney P.J. et al. The analgesic and anti-inflammatory profile of RS-37619 // Agents Actions.1982. Vol. 12. P. 684–690.
8. Brown C.R. et al. Comparison of intravenous ketorolac tromethamine and morphine sulfate in the treatment of post-operative pain // Pharmacother. 1990. Vol. 10. P. 116S–21SС.
9. Negm M.M. Management of endodontic pain with nonsteroidal anti-inflammatory agents: a double-blind, placebo-controlled study // Oral. Surg. Oral. Med. Oral. Pathol. 1989. Vol. 67 (1). P. 88–95.
10. Torabinejad M., Cymerman J.J., Frankson M. et al. Effectiveness of various medications on postoperative pain following complete instrumentation // J. Endod. 1994. Vol. 20 (7). P. 345–354.
11. Брагина Г.И., Виноградова Л.А., Горшкова Ю.М. и др. Болевой синдром в поликлинической практике: Кеторол // Вестник семейной медицины. 2006. № 2. С. 44–47.
12. Овечкин А.М., Свиридов С.В. Послеоперационная боль и обезболивание: современное состояние проблемы // Региональная анестезия и лечение острой боли. 2006. № 1. С. 61–75.
13. Тамкаева М.А., Коцелапова Э.Ю., Сугаипов А.А., Шамуилова М.М. Эффективность кеторолака для купирования острых болевых синдромов. Неотложная помощь. М.: МГМСУ.
14. Шостак Н.А. Комплексные болевые синдромы в практике врача-интерниста: диагностика, лечение // Современная ревматология. 2009. № 1. С. 8–13.
Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше