28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Нервно–психические нарушения у наблюдаемых больных с болезнью Паркинсона
string(5) "22453"
Для цитирования: Гашилова Ф.Ф., Муравлева Ю.Г., Шляков А.В., Стан В.М. Нервно–психические нарушения у наблюдаемых больных с болезнью Паркинсона. РМЖ. 2012;11:568.

Введение Болезнь Паркинсона (БП) – хроническое прогрессирующее заболевание головного мозга с дегенерацией нигростриарных нейронов и нарушением функции базальных ганглиев [4]. Клиническая картина БП не ограничивается только двигательными расстройствами (гипокинезия, ригидность, тремор покоя и постуральная неустойчивость) [2,4]. По мере прогрессирования заболевания появляются так называемые немоторные симптомы [2,4,8]. Клиническое разнообразие, высокая частота, значимое влияние на качество жизни пациентов и их близких выделяют нервно–психические нарушения (утомляемость, нарушения сна, тревожно–депрессивные проявления) среди спектра всех недвигательных симптомов БП [9].

Болезнь Паркинсона (БП) – хроническое прогрессирующее заболевание головного мозга с дегенерацией нигростриарных нейронов и нарушением функции базальных ганглиев [4]. Клиническая картина БП не ограничивается только двигательными расстройствами (гипокинезия, ригидность, тремор покоя и постуральная неустойчивость) [2,4]. По мере прогрессирования заболевания появляются так называемые немоторные симптомы [2,4,8]. Клиническое разнообразие, высокая частота, значимое влияние на качество жизни пациентов и их близких выделяют нервно–психические нарушения (утомляемость, нарушения сна, тревожно–депрессивные проявления) среди спектра всех недвигательных симптомов БП [9].
Согласно многочисленным исследованиям у пациентов, страдающих БП, в 40–56% случаев отмечается утомляемость, которая может предшествовать появлению основных двигательных симптомов. Около трети больных описывают данный симптом как наиболее инвалидизирующий [11]. Утомляемость имеет тенденцию развиваться в начале заболевания и при отсутствии лечения усиливается. Данный синдром в клинической практике обычно не фиксируется врачами в связи с недостаточной информированностью [8]. Для многих людей, страдающих БП, утомляемость – ощущение физической усталости, уменьшение двигательной активности, что приводит к нарушению всех видов ежедневной деятельности, затруднению двигательной реабилитации [8,9].
Нарушения сна также являются одним из наиболее частых встречающихся немоторных симптомов и наблюдаются у 80–90% пациентов с БП, однако до недавнего времени не было каких–либо четких рекомендаций по терапии указанных нарушений при БП [7]. Между тем значительная часть случаев нарушений сна и бодрствования оказывает крайне неблагоприятное влияние на общее состояние больных, тогда как активная терапия этих расстройств способна существенно улучшить качество жизни пациентов с БП. Нарушения ночного сна, повышенная дневная сонливость и утомляемость являются клинически значимыми нервно–психическими проявлениями БП, усиливающими у пациентов и тревожность (наблюдается в 40% случаев). Как и депрессия, тревожные расстройства могут предшествовать моторным проявлениям БП [6]. Нервно–психические проявления приводят к ограничению социальной и бытовой адаптации, что в целом неблагоприятно влияет на качество жизни больных БП [6,8,9].
В последние годы в клинической медицине все большее применение находят так называемые метаболические препараты. Метаболическая терапия в настоящее время рассматривается как дополнительная к основному лечению и используется, как правило, при амбулаторном лечении. Среди основных направлений метаболической терапии: коррекция энергетического обмена; снижение степени утомления; защита клеточных структур от перекисного и свободнорадикального окисления; оптимизация нейроэндокринной регуляции, восстановление цикла «сон – бодрствование», уменьшение выраженности психологических расстройств.
Перспективным является использование производного сукцината (этилметилгидроксипиридина сукцинат) – препарата Нейрокс (производство компании «Сотекс», Россия) [3,10]. Оценка у пациентов с БП нервно–психических нарушений важна для их раннего выявления с целью определения адекватной терапевтической тактики, для позитивного изменения качества жизни больных.
Цель работы: исследование некоторых аспектов нервно–психических нарушений (утомляемости, тревожности и нарушения сна) у наблюдаемых пациентов с БП и лечебного действия на них препарата Нейрокс.
Материалы и методы
Обследовано 38 пациентов (женщин – 24, мужчин – 14) с подтвержденным диагнозом «болезнь Паркинсона», средний возраст которых составил 56,7±6,3 года, длительность заболевания – от 1 до 8,5 года. С целью сравнительной оценки позитивного влияния препарата Нейрокс больных в произвольном порядке распределили на 2 группы, сопоставимых по возрасту, стадии и длительности заболевания. Пациенты 1–й (основной группы) (n=22) помимо противопаркинсонической терапии принимали препарат Нейрокс по следующей схеме: 10 дней внутривенно по 250 мг (5 мл), затем 10 дней внутримышечно по 100 мг (2 мл) 2 раза/сут. Во 2–й (контрольной группе) (n=16) принимали только противопаркинсонические препараты.
Сравнительную оценку эффективности действия препарата Нейрокс проводили по различным критериям. Так, степень выраженности утомляемости оценивали с помощью шкалы PFS–16 (The Parkinson Fatigue Scale) [8], нарушение сна – по шкале сонливости Эпворта (Epworth Sleepiness Scale), а также по оригинальной шкале комплексной оценки факторов, нарушающих сон при БП (выраженности ночных симптомов) [5]. Тревожные проявления выявляли по госпитальной шкале тревоги HADS [1]. Качество жизни оценивали с помощью специального опросника PDQ–39. Кроме того, всем пациентам выполнялась электроэнцефалография (ЭЭГ) для изучения функционального состояния структур головного мозга до и после приема препарата Нейрокс.
Дизайн исследования был следующим: проводили сравнение психологического фона, ЭЭГ–мониторирование, оценку жалоб у наблюдаемых пациентов в первый день лечения и после окончания его курса. Оценка безопасности включала регистрацию всех нежелательных явлений (НЯ).
Для статистической обработки фактического материала использовали статистический пакет Statistica 6.0 и Microsoft Excel c оценкой достоверности различий средних величин с помощью параметрического метода (t–тест Стьюдента) и непараметрического критерия Манна – Уитни. Фактические данные представлены в виде среднего ± стандартного отклонения (М±SD). Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в исследовании принимался равным 0,05.
Результаты
исследования
При активном опросе 98% пациентов обеих групп предъявляли жалобы на утомляемость различной степени выраженности. Средний показатель шкалы PFS–16 составил до лечения 59,7±10,3 балла в основной группе и 60±10 баллов – в контрольной. После проведенной терапии препаратом Нейрокс более 75% больных отмечали уменьшение выраженности утомляемости на 11,2%, что отразилось и на данных тестирования (53,4±10,5 балла). Как показал сравнительный анализ показателей по шкале утомляемости PFS–16, более выраженными были показатели при ответах на вопросы относительно ограничения повседневной активности (до лечения – 4,0±1,2 балла, после лечения – 3,3±0,8 балла) и уменьшения физической активности (до – 4,3±1,0 балла, после – 3,3±0,7 балла) (рис. 1): из–за утомляемости все делается «намного дольше» (до – 4,1±1,3 балла, после – 3,2±0,7 балла), выполняется «меньший объем» работы (до – 4,2±0,8 балла, после – 3,2±0,8 балла).
В то же время в контрольной группе выявлена тенденция к незначительному, но все же нарастанию общего показателя по шкале PFS–16 до 63,7±11,1 балла (табл. 1). В 83,3% случаев наблюдаемые пациенты с БП предъявляли жалобы на те или иные нарушения сна. Так, на трудности с засыпанием «почти всегда» указали 33,3% пациентов, «иногда» – 50% и «никогда» – только 16,7%. Поверхностный, неглубокий сон с частыми пробуждениями «почти всегда» отметили 50% больных, «редко» – 42% и только 8% – «никогда». Более половины (66,6%) больных указали на раннее пробуждение «почти постоянно». Дневная сонливость в умеренной степени выраженности выявлена в 45,5% случаев, выраженная – в 26,7%. Отсутствие дневной сонливости зарегистрировано лишь у 27,8%. Средние показатели дневной сонливости по шкале Эпворта соответствовали 8,7±5,6 балла.
После курса лечения препаратом Нейрокс более 65% пациентов на фоне улучшения повседневной активности отметили также и некоторое (на 12%) снижение дневной сонливости (7,3±4,9 балла), в то время как в контрольной группе положительной динамики не отмечено (7,8±4,2 и 8,4±4,4 балла) (табл. 1). Ограничение повседневной активности приводит и к ограничению общения пациентов, снижению их социальной активности, что также отрицательно сказывается на общем психологическом фоне. Повышенная тревожность, беспокойство за свое здоровье выявлены у 83,3% пациентов, и только 16,7% больных отметили отсутствие тревожности.
Повышение частоты встречаемости тревожных проявлений у больных с БП обеих групп выявлено и при нейропсихологическом тестировании. Сравнительный анализ выявил снижение уровня тревожности по госпитальной шкале тревоги (HADS) с 12,4±4,9 до 10,8±4,0 балла после лечения. У пациентов 1–й группы отмечено также и улучшение общего фона настроения. В то же время в контрольной группе отмечена склонность к повышению суммарного балла (по шкале тревоги HADS) тревожности с 11,7±2,4 до 12,0±2,2 балла.
У больных основной группы зарегистрирована положительная динамика и всех параметров качества жизни. Оценка результатов с помощью опросника качества жизни PDQ–39 свидетельствует о положительных изменениях в жизни больных (всех ее аспектов – физического, психологического и социального). Так, до лечения средний балл по шкале PDQ–39 составлял 78,1±28,6, а после проведенной терапии снизился до 65,9±21,2 (p=0,05). В контрольной группе позитивные изменения не зарегистрированы (до – 73,9±26,6 балла, после – 77,9±27,9 балла) (табл. 1).
Кроме тестирования всем больным проводилось ЭЭГ–мониторирование для изучения функционального состояния структур головного мозга. В целом изменения на ЭЭГ характеризовались общим замедлением фоновой активности. По данным ЭЭГ–мониторирования практически в 90% случаях назначения Нейрокса отмечалась положительная динамика, заключающаяся в нарастании представленности альфа–ритма и более правильной его организации с увеличением частот этих волн и уменьшением индекса медленно–волновой активности.
За период наблюдения исследуемый препарат Нейрокс показал хороший уровень безопасности и переносимости. В одном случае было отмечено умеренное повышение артериального давления, но с уменьшением дозы препарата состояние пациента улучшилось.
Обсуждение
Таким образом, в ходе исследования были получены достоверные данные о том, что Нейрокс оказывает положительное влияние на общее самочувствие больных, что проявляется уменьшением количества жалоб на общую слабость, повышенную утомляемость. Это также подтвердило и исследование по шкале утомляемости PFS–16 (снижение суммарного балла с 59,7±10,3 до 53,4±10,5). В основной группе пациентов отмечалось улучшение общего психологического фона в виде снижения выраженности тревожности (уменьшение суммарного балла по госпитальной шкале HADS с 12,4±4,9 до 10,8±4,0) в отличие от группы контроля. Наблюдалось и улучшение всех параметров качества жизни по опроснику PDQ–39 (с 78,1±28,6 до 65,9±21,2 балла), в то время как во 2–й группе не отмечено позитивных изменений (до – 73,9±26,6 балла, после – 77,9±27,9 балла). Позитивное влияние Нейрокса подтверждается и улучшением биоэлектрической активности головного мозга. Отмечены также в целом безопасность и хорошая переносимость Нейрокса у пациентов. Не выявлено значимых НЯ на фоне лечения, требующих отмены препарата.
Полученные результаты свидетельствуют о положительном влиянии Нейрокса на такие нервно–психические нарушения, как утомляемость, нарушение сна, тревожность у пациентов с БП и о возможном применении указанного препарата в комплексном лечении больных с БП, что также будет способствовать улучшению их качества жизни.
Целесообразно продолжить дальнейшее наблюдение за пациентами с целью анализа устойчивости эффекта проведенной лекарственной терапии.

Рис. 1. Динамика показателей по шкале утомляемости PFS–16 у пациентов 1–й группы до и после лечения (в баллах)

Таблица 1. Динамика показателей нейропсихологического тестирования у пациентов до и после лечения препаратом Нейрокс

Литература
1. Белова А.Н., Щепетова О.Н. Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации. Руководство для врачей и научных работников. М.: Антидор, 2002. С. 439.
2. Голубев В.Л., Левин Я.И., Вейн А.М. Болезнь Паркинсона и синдром паркинсонизма. М.: МЕДпресс, 1999.
3. Жданов Г.Н. Использование нейрокса для коррекции оксидантного стресса у пациентов с болезнью Паркинсона / Болезнь Паркинсона и расстройства движений: Руководство для врачей по материалам II Нац. конгресса. М., 2011. С. 355.
4. Иванова–Смоленская И.А., Левин О.С., Шток В.Н. Экстрапирамидные расстройства: Руководство по диагностике и лечению. М.: МЕДпресс–информ, 2002. С. 606.
5. Кулуа Т.К. Ночные симптомы болезни Паркинсона / Болезнь Паркинсона и расстройства движений: Руководство для врачей по материалам I Нац. конгресса. М., 2008. С. 100—103.
6. Левин О.С. Болезнь Паркинсона как нейропсихиатрическое заболевание / Болезнь Паркинсона и расстройства движения: Руководство для врачей по материалам II Нац. конгресса. М., 2011. С. 99—104.
7. Литвиненко И.В., Красаков И.В., Тихомирова О.В. Нарушения сна при болезни Паркинсона: Патофизиологические механизмы, клинические варианты и направления коррекции / Болезнь Паркинсона и расстройства движений: Руководство для врачей по материалам II Нац. конгресса. М., 2011. С. 93–98.
8. Нодель М.Р., Яхно Н.Н. Мирапекс (прамипексол) в лечении недвигательных нарушений при болезни Паркинсона // Журн. неврол. и психиатр. 2008. Т. 108, № 5. С. 32—38.
9. Нодель М., Яхно Н.Н. Нервно–психические нарушения при болезни Паркинсона // Неврология. Нейропсихиатрия. Психосоматика. 2009. № 2. С. 3—8.
10. Полосьянц О.Б., Силина Е.Г., Верткин А.Л. Метаболический препарат нейрокс для терапевта. Справочник поликлинического врача. Терапевт. 2010. № 3. С. 22–25.
11. Торган Т.И., Демчук Н.Д. Синдром утомляемости при болезни Паркинсона / Болезнь Паркинсона и расстройства движений: Руководство для врачей по материалам II Нац. конгресса. М., 2011. С. 326–327.

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше