НОВОСТИ

Читайте в новом номере

Импакт фактор - 0,584*

*пятилетний ИФ по данным РИНЦ

Регулярные выпуски «РМЖ» №7 от 03.10.1996 стр. 18
Рубрика: Общие статьи

Для цитирования: НОВОСТИ // РМЖ. 1996. №7. С. 18

АЛКОГОЛЬ ЯВЛЯЕТСЯ ФАКТОРОМ РИСКА ЗАБОЛЕВАНИЯ РАКОМ  ПРЕДСТАТЕЛЬНОЙ ЖЕЛЕЗЫ АЛКОГОЛЬ И ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ ВОЗДУШНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПЕРЕДАЧА ИНФЕКЦИИ   АЛКОГОЛЬ ЯВЛЯЕТСЯ ФАКТОРОМ РИСКА ЗАБОЛЕВАНИЯ РАКОМ   ПРЕДСТАТЕЛЬНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

С 1 августа 1986 г. по 30 апреля 1989 г. R.Hayes и соавт. провели популяционное исследование методом контроль - случай. Его целью была оценка влияния употребления алкоголя как фактора риска развития рака предстательной железы. В основную группу вошел 981 мужчина (479 черных, 502 белых пациента; возраст 40 - 79 лет) с лабораторно подтвержденным раком предстательной железы. Контрольная группа состояла из 1315 человек (594 черных и 721 белый).
   Общий риск рака предстательной железы, связанный с употреблением алкоголя, был лишь слегка повышен как для белых, так и для черных пациентов. Однако в сравнении с теми, кто никогда не употреблял алкоголь, риск увеличивался в зависимости от количества употребляемого алкоголя (p<0,001). Риск был заметно выше у тех, кто выпивал 22 - 56 раз в неделю (относительный риск - ОР 1,4; 95% интервал достоверности - ИД 1,0 - 1,8) и чаще 57 раз в неделю (ОР 1,9; 95% ИД 1,3 - 2,7). Эта закономерность справедлива в отношении как белых, так и черных пациентов
, вне зависимости от возраста. Более того, величина риска не зависела от типа алкогольного напитка. Среди хронических алкоголиков (как белых, так и черных), т.е. выпивающих чаще 57 раз в неделю, риск развития прогрессирующей стадии злокачественной опухоли простаты был повышен.
   Алкоголь вообще не считается фактором риска рака предстательной железы, однако результаты данного исследования свидетельствуют об обратном. Исследователи выяснили, что повышенный риск заболевания раком предстательной железы был связан с увеличенным употреблением алкоголя. Риск был одинаков для представителей белой и черной расы и не мог быть отнесен за счет курения или ряда других возможных причин.

Литература:

Hayes RB, Brown LM, Schoenberg JB, Greenberg RS, Silverman DT, Schwartz AG, et. al. Alcohol use and prostate cancer risk in US blaks and whites. Am J Epidemiol 1996;143:692-7.

АЛКОГОЛЬ И ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ

На 42-й сессии в сентябре 1992г. Региональный комитет ВОЗ по Европе одобрил план борьбы с алкоголизмом. Первым этапом реализации этого плана стала Европейская конференция "Здоровье, общество и алкоголь", проведенная в декабре 1995 г., на которой особое внимание было уделено мерам по предотвращению несчастных случаев, связанных с вождением автомобиля в состоянии алкогольного опьянения.
   В Европе водят автомобили приблизительно 2/3 взрослого населения. Из них около 47% употребляют алкоголь по крайней мере 1 раз в неделю. Причем 10% водителей после выпивки садятся за руль. Было установлено, что у 3 - 4% водителей содержание алкоголя в крови составило 0,5 г/л или более. Около 20% тяжелых дорожных происшествий связаны с вождением в нетрезвом состоянии.
  В опубликованных недавно сообщениях рассматривались различные контрмеры, используемые в странах ЕЭС (исследование крови на содержание алкоголя, общественные кампании, штрафы). Существующие в этих странах допустимые концентрации алкоголя в крови у водителей колеблются от 20 до 80 мг/дл, а в целом по Европе - от 0 до 100 мг/дл. Было предложено принять в качестве максимального значение этого показателя 50 мг/дл.
   Предотвращение вождения автомобиля в нетрезвом состоянии является также задачей медиков. Американскими исследователями было определено 5 "человеческих факторов", от которых в определенной степени зависит безопасность вождения: алкоголь, наркотики, заболевания, использование ремней безопасности, старческий возраст. В обязанности врачей входит предупреждение водителей, употребляющих алкогольные напитки за рулем, о негативном влиянии алкоголя на остроту внимания и скорость реакции.
   Европейское законодательство предусматривает лишение водительских прав лиц, неспособных воздержаться от употребления спиртного за рулем.
   Таким образом, несмотря на общую тенденцию во многих странах Европы к снижению частоты случаев вождения автомобиля в нетрезвом состоянии, данная проблема остается достаточно серьезной.

Литература:

Alvarez FJ, Del Rio MC. Alcohol and driving. Lancet 1996;347:985-6.

ВОЗДУШНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПЕРЕДАЧА ИНФЕКЦИИ

Недавно было обнаружено, что существует некоторая опасность передачи инфекционных заболеваний во время воздушных путешествий. Различные инфекционные агенты были выделены из пищевых продуктов, кроме того, возможна передача паразитарных заболеваний, таких как малярия, в тех случаях, когда насекомое попадает в самолет во время остановки в эндемических районах. Однако более вероятно распространение респираторных заболеваний воздушно-капельным путем во время авиарейсов.
   В июне 1994 г. Центры по контролю и профилактике заболеваний (ЦКПЗ) США были поставлены в известность о смерти пациентки с инфекционным туберкулезом, резистентным к лекарствам. Однако проблема состояла в том, что за 6 мес до этого она совершила авиапутешествие из Кореи на Гавайи, из Гонолулу в Чикаго, из Чикаго в Балтимор и затем из Чикаго обратно на Гавайи. T. Kenyon и соавт. [1] выявили пассажиров и членов экипажа этих авиарейсов. Все они были оповещены о том, что подвергались риску заражения, их попросили заполнить анкету, были выполнены кожные пробы на туберкулез. Из 925 пассажиров и членов экипажа, находившихся на самолетах во время этих рейсов, откликнулись 802 (86%). Все контактеры с первых 3 рейсов, у которых была положительная кожная проба на туберкулез, имели другие факторы риска заражения туберкулезом. Из 15 контактеров с рейса из Чикаго
в Гонолулу, имевших положительную пробу, у 6 были другие факторы риска. Все 6 пассажиров сидели в том же отсеке самолета, что и умершая. У пассажиров, находившихся на расстоянии до 2 рядов от указанной пациентки, была наибольшая вероятность положительной кожной пробы на туберкулез, чем у остальных пассажиров в отсеке (относительный риск 8,5: 95% интервал достоверности 1,7 - 41,3; p = 0,01).
   Данное исследование подтверждает возможность передачи Mycobacterium tuberculosis от пассажира к пассажиру и от пассажира к члену экипажа на борту самолетов коммерческих рейсов [2]. В данном случае передача инфекции была возможна из-за полостной природы легочного заболевания пассажирки, ее частого кашля и длительного контакта с соседям. Нужно отметить, что в настоящее время воздух в салоне самолетов, совершающих коммерческие рейсы, чистый, он заменяется и фильтруется каждые 3 - 4 мин. Более того, когда пассажиры выдыхают потенциально патогенные бактерии, инфекционный агент встречается с потоком воздуха, идущим вертикально от потолка салона к полу. Эта нормальная, достаточно благоприятная в санитарном отношении ситуация может измениться, если очень больной пассажир совершает длительный полет, находясь в тесном контакте с другими пассажирами. В связи с увеличением количества людей, путешествующих по воздуху, распространенностью туберкулеза во всем мире и иммиграцией людей из страны с высоким уровнем заболеваемости туберкулезом, увеличивается риск оказаться рядом с инфицированными пассажирами во время коммерческих авиарейсов
.

Литература:

  1. N Engl J Med 1996;334:933-8.
   2. N Engl J Med 1996;334:981-2.

 


Оцените статью


Поделитесь статьей в социальных сетях

Порекомендуйте статью вашим коллегам

Предыдущая статья
Следующая статья

Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь на сайте для того чтобы оставить комментарий.

зарегистрироваться авторизоваться
Наши партнеры
Boehringer
Jonson&Jonson
Verteks
Valeant
Teva
Takeda
Soteks
Shtada
Servier
Sanofi
Sandoz
Pharmstandart
Pfizer
 OTC Pharm
Lilly
KRKA
Ipsen
Gerofarm
Gedeon Rihter
Farmak