Коррекция дефицита витаминов у детей

Читайте в новом номере

Импакт фактор - 0,584*

*пятилетний ИФ по данным РИНЦ

Рубрика: Общие статьи

Одной из причин ухудшения состояния здоровья детей является дефицит витаминов. По данным НИИ питания РАМН, среди детского населения практически всех регионов России дефицит аскорбиновой кислоты достигает 70–100%, а у 60–80% детей обнаруживается недостаточная обеспеченность такими важнейшими витаминами, как тиамин, рибофлавин, пиридоксин, ниацин и фолевая кислота [1]. Значительная распространенность витаминодефицитных состояний у детей объясняется тем, что гиповитаминозы встречаются не только у здоровых детей в период интенсивного роста, но и у больных с нарушениями питания, а также страдающих острыми и хроническими заболеваниями [2]. Немаловажное значение в генезе дефицита витаминов имеет алиментарный фактор, так как в силу сложившихся социально–экономических условий в настоящее время в России только у части людей питание может считаться сбалансированным по основным микронутриентам, у большинства в повседневном рационе преобладает углеводисто–жировая пища с недостаточным количеством животного белка, дефицитом витаминов и микроэлементов [3,4,5]. Выявляемый дефицит витаминов, как правило, носит характер сочетанной витаминной недостаточности и обнаруживается не только зимой и весной, но и в летне–осенние периоды, что свидетельствует о формировании круглогодичного типа полигиповитаминоза. Нередко отмечается сочетание полигиповитаминоза с дефицитом микроэлементов. Высокий уровень обмена веществ у детей не только поддерживает жизнедеятельность, но и обеспечивает рост и развитие детского организма, что требует достаточного и регулярного поступления микронутриентов. Поэтому развитие дефицита витаминов и микроэлементов у детей может сопровождаться различными нарушениями здоровья (рис. 1) [6].


Группу риска по дефициту витаминов составляют дети в возрасте:
– до 3 лет;
– от 5 до 7 лет;
– 11–15 лет (период пубертата).
Витамины относятся к незаменимым пищевым веществам органического происхождения и практически не синтезируются в организме человека, они проявляют свою активность в малых дозах, играя роль биологических катализаторов, регулируя обмен веществ. Выделяют жирорастворимые (А, Д, Е, К) и водорастворимые витамины (группа В, С). Водорастворимые витамины, а также жирорастворимый витамин К участвуют в активизации отдельных ферментативных систем, выступая в роли коферментов – катализаторов биохимических процессов. Функция жирорастворимых витаминов заключается в формировании и функционировании клеточных мембран и органелл [7,8]. Основным источником витаминов является пища, поступающая в организм человека. Однако некоторые из них синтезируются микрофлорой толстого кишечника, например, витамины группы В, витамин К. Кроме того, в организме человека витамины образуются из родственных по химическому составу органических веществ, например, витамин А – из каротина, витамин Д – из стеринов кожи под влиянием ультрафиолетовых лучей. Большинство водорастворимых витаминов не имеют «депо» в организме, в связи с чем недостаточное их поступление с пищей быстро приводит к дефициту. Напротив, жирорастворимые витамины способны накапливаться в тканях организма.
Витамины в организме человека выполняют различные функции: витамины–коферменты, витамины–прогормоны, витамины–антиоксиданты (рис. 2). Антиоксидантным действием обладают витамины С, Е, b–каротин, а также такие микроэлементы, как селен, цинк, медь, марганец и биофлавоноиды.
Условия жизни, особенности питания, факторы внешней среды, острые и хронические заболевания, особенно желудочно–кишечного тракта, часто способствуют дефициту витаминов [9]. Витаминная недостаточность – патологическое состояние, характеризующееся снижением обеспечения организма тем или иным витамином или нарушением его функционирования. В зависимости от глубины и тяжести выделяют три основные формы витаминной недостаточности:
г авитаминоз – состояние, при котором полностью истощены витаминные ресурсы организма с развитием характерного специфического симптомокомплекса (цинга, пеллагра, бери–бери и т.д.);
г гиповитаминоз – резкое, но не полное снижение запасов витаминов в организме, проявляются малоспецифичными симптомами (снижение аппетита, работоспособности и повышение утомляемости);
г субнормальная обеспеченность – дефицит витаминов, проявляющийся только на биохимическом уровне.
Витаминная недостаточность может быть первичной или вторичной (табл. 1).
Степень выраженности дефицита витаминов зависит от многих факторов и может иметь ярко выраженные, отчетливые клинические проявления при глубокой недостаточности микронутриентов. Умеренные или слабовыраженные гиповитаминозы, не имеющие манифестных симптомов, также могут приводить к развитию различных патологических состояний, или усугублять их тяжесть.
Последствиями дефицита витаминов у детей являются:
г ухудшение самочувствия;
г снижение умственной и физической работоспособности;
г нарушение процессов детоксикации чужеродных веществ в организме;
г нарушение функционирования иммунной системы (снижение сопротивляемости к инфекциям);
г замедление темпов физического и психического развития;
г предрасположенность к развитию различных патологических состояний, хронизации заболеваний.
Живые организмы в своем составе содержат различные химические элементы. Условно (в зависимости от концентрации химических элементов в организме) выделяют макро– и микроэлементы.
Макроэлементами принято считать те химические элементы, содержание которых в организме – более 0,005% массы тела. К макроэлементам относятся: водород, углерод, кислород, азот, натрий, магний, фосфор, сера, хлор, калий, кальций. Микроэлементами называются химические элементы, содержащиеся в организме в очень малых количествах. Их содержание не превышает 0,005% массы тела, а концентрация в тканях – не более 0,000001%. Среди всех микроэлементов в особую группу выделяют так называемые незаменимые микроэлементы. Незаменимые микроэлементы (эссенциальные, микробиоэлементы) – микроэлементы, регулярное поступление которых с пищей или водой в организм абсолютно необходимо для нормальной его жизнедеятельности. Незаменимые микроэлементы входят в состав ферментов, витаминов, гормонов и других биологически активных веществ. Незаменимыми микроэлементами являются железо, йод, медь, марганец, цинк, кобальт, молибден, селен, хром, фтор.
Физиологическое значение макро– и микроэлементов определяется их участием:
г в структуре и функции большинства ферментативных систем и процессов, протекающих в организме;
г в пластических процессах и построении тканей (фосфор и кальций – основные структурные компоненты костей);
г в поддержании кислотно–основного состояния;
г в регуляции солевого состава крови и водно–солевого обмена.
Уровень поступления микроэлементов в организм зависит от их содержания в пищевых продуктах и воде. Постоянное снижение или повышение концентрации определенных минеральных веществ в суточном рационе человека, как правило, связано с недостатком или излишком этих микроэлементов в окружающей среде района проживания. Формирующийся при этом в организме людей дефицит или избыток определенных микроэлементов приводит к развитию эндемических геохимических заболеваний (микроэлементозов).
Распределение микроэлементов в организме и накопление в определенных органах и системах обусловлено как химическими свойствами, так их и физиологической ролью. Однако в некоторых случаях место преимущественного депонирования микроэлементов не связано с влиянием их на эти органы и ткани. Микроэлементы, являясь составляющими компонентами биологически активных веществ, участвуют в метаболических процессах в организме. Главная особенность минерального обмена у детей состоит в том, что процессы поступления в организм минеральных веществ и их выведение не уравновешены между собой. Рост и развитие ребенка требуют интенсивного поступления минеральных веществ.
Профилактика дефицита витаминов и микроэлементов у ребенка должна начинаться еще в антенатальном периоде его развития. Высокая интенсивность обменных процессов, направленная на рост и развитие ребенка, требует постоянного поступления в организм витаминов и микроэлементов. Уровень антенатальных запасов микронутриентов в организме плода зависит от состояния здоровья и питания матери, а также от характера маточно–плацентарного кровообращения и функциональной активности плаценты. Любые состояния, сопровождающиеся фето–плацентарной недостаточностью (токсикоз, угроза прерывания беременности, гипоксия, обострение соматических, гинекологических или острые инфекционные заболевания), а также алиментарный дефицит микронутриентов у беременной женщины приводят к недостаточному обеспечению ими организма плода. Целесообразно рекомендовать беременным женщинам полноценную, сбалансированную диету, обогащенную всеми необходимыми микронутриентами. Для новорожденного и ребенка первого полугодия жизни основным источником микронутриентов является грудное молоко, а также их запасы, формирующиеся в антенатальном периоде. К 4–6 месяцам жизни ребенка содержание витаминов, поступающих в организм с грудным молоком, становится недостаточным. Это требует расширения диеты и введения прикорма в рацион питания, начиная с 4–6 месяцев жизни.
К постнатальной профилактике дефицита витаминов и микроэлементов у детей относятся:
г продолжительное естественное вскармливание со своевременным введением продуктов прикорма, особенно детям с лимфатическим типом конституции, с крупной массой тела при рождении и избыточной ежемесячной весовой прибавкой;
г соблюдение режима дня с достаточным пребыванием на свежем воздухе, предупреждение и своевременное лечение рахита, гипотрофии, острых респираторных заболеваний.
Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, должны получать современные адаптированные смеси, содержащие весь необходимый спектр витаминов, макро– и микроэлементов. Для прикорма этим детям используются соки, фруктовые и овощные пюре, а также инстантные каши, обогащенные железом и другими незаменимыми микронутриентами. Как правило, если здоровый ребенок первого года жизни получает современные адаптированные молочные смеси и продукты для прикорма, дефицита витаминов и микроэлементов у него нет.
У детей старше года профилактика дефицита витаминов и микроэлементов проводится с помощью назначения полноценной, сбалансированной диеты, а также индивидуального приема специальных поливитаминных препаратов. Для детей дошкольного и школьного возраста обеспеченность витаминами зависит от сбалансированности рациона питания. Теоретически возможность обеспечить ребенка всеми необходимыми витаминами за счет исключительно натуральных продуктов питания выглядит довольно привлекательной, но она едва ли достижима в реальных условиях. Содержание витаминов в пищевых продуктах невелико (от 10 до 100 мг/100 г) и зависит от многочисленных факторов:
г содержание витаминов в овощах и фруктах зависит от времени года;
г условия выращивания овощей (при выращивании в тепличных условиях содержание витаминов меньше);
г хранение в холодильнике (после 3–дневного хранения теряется до 30% витамина С);
г замораживание;
г высушивание (разрушаются на свету витамины А и В2);
г пастеризация (при термической обработке теряется от 25 до 100% витаминов).
Так, известно, что содержание витаминов в продуктах растительного происхождения в зимнее и весеннее время года значительно снижается. Вот почему для вскармливания детей первых лет жизни в этот период принято рекомендовать специализированные продукты промышленного производства с известным содержанием основных пищевых веществ, включая витамины. В летний и осенний период, напротив, предпочтение отдается натуральным, экологически чистым продуктам (свежим фруктам, овощам и ягодам, а также сокам). И хотя, по мнению ряда американских педиатров, при соблюдении полноценной диеты детям не требуется дополнительное назначение витаминов, многими европейскими специалистами подсчитано, что даже при самом сбалансированном и разнообразном рационе питания отмечается дефицит по большинству витаминов на 20–30% (причем это касается не только детей раннего, но и более старшего возраста) (рис. 3) [10,11].
Необходимо подчеркнуть, что ни один из продуктов питания (включая натуральные и искусственно обогащенные) не содержит всех витаминов, необходимых для полного удовлетворения потребности человеческого организма в этих веществах. Поливитаминные препараты применяются не только для профилактики и лечения гиповитаминозов, но и в комплексной терапии таких расстройств питания, как гипотрофия или паратрофия [12]. Использование специфических диет (частичное или полное вегетарианство, ограничения при пищевой аллергии или пищевой непереносимости и др.) нередко сопровождается развитием гиповитаминозов (рис. 4) [2].
Особого внимания заслуживает проблема обеспечения эссенциальными витаминами подростков 14–18 лет. Именно для этого возрастного периода характерны однообразное или неполноценное питание, табакокурение (повышающее потребность в витамине С), злоупотребление продуктами с высоким содержанием углеводов или диетами для избавления от излишней массы тела, отсутствие сознательного отношения к собственному здоровью и т.д. [2,13]. Имеются убедительные данные о том, что регулярное употребление поливитаминных препаратов в пубертатном и препубертатном периодах детства, позволяет избежать целого ряда хронических заболеваний, повысить сопротивляемость организма [14].
Существующие препараты, используемые в педиатрической практике с целью коррекции дефицита витаминов, можно разделить на комплексы, содержащие только витамины и витамины с минералами. Они могут выпускаться в виде сиропов, суспензий, таблеток, драже, жевательных таблеток, гелей, пастилок, растворимых порошков и т.д. В одном только справочнике Видаль «Лекарственные препараты в России» 2001 года издания насчитывается свыше 120 поливитаминных препаратов, около половины из которых могут употреблять дети [15]. При назначении поливитаминных препаратов можно пользоваться «детскими» формами (капли, гель, сироп). Однако следует учитывать, что большинство витаминно–минеральных комплексов в жидких формах содержат ограниченный набор витаминов и, особенно, минералов, что связано с химической нестабильностью компонентов в жидкой фазе. Кроме того, жидкие формы витаминно–минеральных комплексов могут содержать искусственные красители и ароматизаторы, корректирующие вкус и внешний вид препарата, однако способные с определенной степенью вероятности провоцировать аллергические реакции. Начиная с 2–летнего возраста, когда ребенок начинает активно пережевывать пищу с помощью зубов, возможно использование жевательных таблеток, а с 5–6 лет можно рекомендовать назначение «классических» таблетированных форм.
Применяя поливитаминные препараты, необходимо учитывать возможности оптимизации потребления витаминов и минералов за счет:
г приема витаминов и минералов в количествах, адекватных потребностям организма (профилактические физиологические дозировки);
г использования комплексов, содержащих витамины и минералы, дефицит которых на территории РФ встречается наиболее часто;
г использования препаратов, принимаемых однократно в сутки (что удобно и повышает приверженность ребенка к приему витаминно–минерального комплекса).
Определить индивидуальную потребность в витаминах можно лишь по результатам дорогостоящих исследований. Это практически исключает массовое использование такого подхода к профилактике. Вместо этого используются нормы потребления, ориентированные на определенные группы людей, при этом учитываются очевидные различия потребности в них в зависимости от возраста, пола, рода деятельности, наличия вредных привычек.
В нашей стране это нормы физиологической потребности в пищевых веществах и энергии, установленные Министерством здравоохранения РФ.
Для наиболее оптимального и адекватного усвоения витаминов и микроэлементов в поливитаминно–минеральном комплексе должны:
г использоваться хорошо всасывающиеся формы компонентов;
г иметь возможность применения витаминов и минералов в соответствии с подсчитанной суточной потребностью.
Таким образом, недостаток или отсутствие витаминов в организме приводит к нарушению обмена веществ, снижению физической и умственной работоспособности, быстрой утомляемости, отрицательно сказываются на росте и развитии детей. Полноценное и разнообразное питание является основой профилактики дефицита витаминов у детей различного возраста. Поливитаминные препараты можно рекомендовать как для профилактики, так и для лечения витаминодефицитных состояний. Однако следует помнить, что при бесконтрольном приеме витаминных препаратов в больших дозах может осложняться развитием гипервитаминозов, которые в ряде случаев не менее опасны для здоровья детей, чем гиповитаминозы.
Витаминно–минеральный комплекс «Компливит–Актив» для детей
от 7 лет
Включает в себя профилактические дозы 11 витаминов и 10 минералов, необходимых организму ребенка.
При однократном приеме обеспечивает суточную потребность в жизненно важных витаминах и минералах (в частности, содержит 100% суточной дозы йода и железа). Также важным преимуществом комплекса Компливит–Актив является наличие в его составе антиоксидантной комбинации «витамины А, С, Е + селен», что способствует нормализации иммунитета и снижению риска развития респираторных заболеваний у ребенка. Соотношение компонентов в препарате «Компливит–Актив» позволяет эффективно проводить профилактику гиповитаминозов и недостаточности минералов, при этом исключая возможную передозировку и токсический эффект. Особенно важным является тот факт, что препарат не содержит искусственных красителей и ароматизаторов.
Витаминно–минеральный комплекс «Компливит–Актив» полностью соответствует современным стандартам витаминотерапии и критериям «стоимость/качество».

Литература
1. Руководство по лечебному питанию детей. Под ред. К.С.Ладодо. М., Медицина. 2000, 384 с.
2. Practical paediatric nutrition. Poskitt E.M.E. (ed). London–Wellington. Butterworths and Co. (Publ.) Ltd. 1988, 300 p.
3. Акопян А.С., Харченко В.И., Мишиев В.Г. Состояние здоровья и смертность детей и взрослых репродуктивного возраста в современной России. – М., 1999.
4. Нетребенко О.К. Состояние здоровья и питание детей первых двух лет жизни в отдельных регионах России. Автореф.... докт. дис. – 1997. – 27 с.
5. Тутельян В.А., Алексеева И.А. Витамины антиоксидантного ряда: обеспеченность населения и значение в профилактике хронических заболеваний.// Клиническая фармакология и терапия.–1995. – №4(1). – С.90–92.
6. Тутельян В.А.. Спиричев В.Б., Шатнюк Л.Н. Коррекция микрону–триентного дефицита – важнейший аспект концепции здорового питания населения России. Вопросы питания, 1999, №1, с. 3–11.
7. Справочник по диетологии под ред. М.А.Самсонова, А.А.Покровского. М., 1992, с. 30.
8. Present knowledge in Nutrition. Ed. by Ekhard E.Ziegler and L.J.Filer, Washington, 1996, p. 109.
9. Ребров В.Г., Громова О.А. Витамины и микроэлементы. Москва 2003г. 9–19с.
10. Zigelman D. Vitamins. In “The Pocket Pediatrician”. Main Street Books. Doubleday. New York–Auckland, 1995, p. 369–370.
11. Строганова Л.А., Александрова Н.И. Хронические расстройства питания у детей раннего возраста. СПб.: СПбМАПО, 1996, 62 с.
12. Тутельян В.А. Витамины: 99 вопросов и ответов. М.: 2000, 47 с.
13. Циркин С. Ю.Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб.: Питер, 1999Heinz Handbook of Nutrition. Yeung D.L. (ed). 8–th. Ed. H.J.Heinz Co. 1995,220 р.
14. Heinz Handbook of Nutrition. Yeung D.L. (ed). 8–th. Ed. H.J.Heinz Co. 1995,220 р.
15. Справочник Видаль: Лекарственные препараты в России: Справочник. М.: АстраФармСервис, 2001, 1536 с.

Оцените статью


Поделитесь статьей в социальных сетях

Порекомендуйте статью вашим коллегам

Предыдущая статья
Следующая статья

Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь на сайте для того чтобы оставить комментарий.

зарегистрироваться авторизоваться
Наши партнеры
Boehringer
Jonson&Jonson
Verteks
Valeant
Teva
Takeda
Soteks
Shtada
Servier
Sanofi
Sandoz
Pharmstandart
Pfizer
 OTC Pharm
Lilly
KRKA
Ipsen
Gerofarm
Gedeon Rihter
Farmak