Т.Г. Светличная, канд.
мед. наук, докторант АГМА.
П.И. Сидоров, доктор мед. наук,
проф., член - кор. РАМН, ректор
АГМА.
Л.И. Кром, доктор мед. наук,
проф., кафедра маркетинга
медицинских услуг СП (б) МАПО.
Л.С. Удалова, канд. мед. наук,
старший преподаватель кафедры
социальной медицины и
организации здравоохранения
АГМА.
Архангельская государственная
медицинская академия,
Санкт-Петербургская
медицинская академия
последипломного образования.
T.G. Svetlichnaya, P.I. Sidorov, L.I. Krom, L.S. Udalova.
Arkhangelsk State Medical Academy; St. Petersburg Medical Academy of Postgraduate Training.
Как известно, основной целью внедрения системы ОМС являлись изыскание дополнительных источников и увеличение объемов финансирования отрасли.
Однако, как показывает практика, изменение механизма финансирования здравоохранения в связи с законодательным введением ОМС привело, в частности в Архангельской области, к еще большему ухудшению его финансового обеспечения. Имеют место частичное финансирование (1, 2 и 10-я статьи сметы расходов) и ограничение числа финансируемых из средств ОМС медицинских учреждений (43,9%), а также существенное снижение (до 30%) органами исполнительной власти на местах доли бюджетных расходов на здравоохранение. Финансирование больничных учреждений первого уровня медицинской помощи на селе (участковые, поселковые больницы) в настоящее время не включено в систему ОМС и по-прежнему осуществляется органами местного самоуправления из ограниченных местных бюджетов. Еще одним сдерживающим реформирование фактором финансового характера является сохранившаяся до сих пор практика единого финансового учета и отчетности стационарной и амбулаторной помощи, не позволяющая определить их реальные финансовые потребности и обусловливающая существенное ограничение финансирования амбулаторной службы. Существующая практика финансирования объединенной с поликлиникой больницы по числу пролеченных в стационаре больных с включением в общую стоимость лечения стационарного пациента поликлинических затрат - еще одно серьезное препятствие в реорганизации всей системы медицинской помощи.
Одним из важнейших принципов медицинского страхования является обеспечение должного качества медицинской помощи и его систематический контроль. Это требует критического отношения к деятельности существующей системы организации медицинской помощи. В этих условиях главной проблемой реформы здравоохранения является рациональное использование его ограниченных ресурсов и создание эффективно функционирующей системы, обеспечивающей доступную и качественную медицинскую помощь.
Очевидно, что действующая организационная модель медицинской помощи неэффективна как с медицинских, так и с экономических позиций, и требует коренной структурной и функциональной перестройки. Особенно необходима такая реорганизация в системе сельского здравоохранения.
В связи с тем, что региональной системе здравоохранения Архангельской области присущи характерные для всей системы российского здравоохранения основные организационные и финансовые недостатки, нами предприняты углубленное изучение состояния действующей системы стационарной помощи сельскому населению (43,7% всего населения области) и поиск путей ее реформирования.
Формирование региональной системы охраны здоровья происходило в соответствии с основными тенденциями становления и развития отечественного здравоохранения.
Основным принципом организации медицинской помощи сельскому населению, сформулированным еще на этапе создания советского здравоохранения, является ее этапность. Реализация этого принципа предопределила своеобразие инфраструктуры и соответствующие структурно-функциональные взаимосвязи медицинских учреждений системы здравоохранения села: участковых, районных, центральных районных и областных больниц.
Непосредственное влияние на идеологию здравоохранения в тот период оказало постановление ЦК ВКП(б) 1929 г. "О медицинском обслуживании рабочих и крестьян", обязавшее органы здравоохранения проводить классовую пролетарскую линию, что нанесло серьезный урон обеспечению единства медицины, ее общедоступности для всего населения: эмпирически устанавливаемые нормативы медицинской помощи были неодинаковыми для разных социально-общественных групп населения. Такая ситуация сохранялась вплоть до 1969 г., когда впервые в "Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении" сформулирована идея о необходимости преодоления различий в лечебно-профилактической помощи городскому и сельскому населению. Ставилась задача разработки дифференцированных нормативов обеспечения сельского населения всеми видами медицинской помощи.
Окончательное оформление существующей инфраструктуры сельского здравоохранения началось в 1963 г. с организации центральных районных больниц приказом Минздрава СССР № 395 "О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению стационарного обслуживания населения СССР". Предполагалось, что центральные районные больницы со средней коечной мощностью (300 - 400 коек) станут центрами оказания специализированной медицинской помощи сельскому населению. И только последние 15 лет (приказ Минздрава СССР № 1000 от 1981 г.) предпринимаются реальные попытки фактически обеспечить сельское население специализированной помощью путем организации межрайонных отделений на базе крупных центральных районных больниц. Однако в нашей области использование такой прогрессивной организационной формы работы не позволило решить проблему обеспечения сельского населения доступной специализированной помощью.
Политика и идеология государства в области охраны здоровья того периода обусловили необходимость проведения многочисленных научных исследований, направленных на всестороннее изучение потребности населения в лечебно-профилактической помощи и разработку с учетом ее планово-нормативной базы здравоохранения, в соответствии с которыми формировались сеть и структура всей системы медицинской помощи. Основная задача заключалась в определении количественных показателей обеспеченности населения медицинской помощью в рамка существующей организационной системы и их директивном достижении.
В результате проведенных исследований на основе детально разработанных научных методик была определена достаточно высокая потребность в стационарной помощи и установлен соответствующий контрольный плановый показатель для всей страны (14 коек на 1000 населения). Для этих целей была использована известная методика И.Д. Богатырева [1], расчет нормативных показателей стационарной помощи основывался на экспертном определении потребности в госпитализации путем выявления скрытой заболеваемости в ходе комплексных медицинских осмотров.
По отдельным регионам исчисленный показатель, отражающий общие методические подходы, варьировал незначительно: от 13,5, 13,98 до 14,4 на 1000 сельского населения [2 - 4]. При этом рекомендовалось, в частности Г.А. Поповым [2], непосредственно в районе размещать 70% (7,8 коек) необходимого количества коек (13,5 коек на 1000 населения) и около 30% (5,7 коек) - в областном центре. В результате комплексных исследований, проведенных сотрудниками ВНИИ им. Н.А. Семашко [3], расчетные показатели потребности в стационарной помощи на разных этапах ее организации составляли:
областной уровень - от 1,5 до 2 коек на 1000 населения области:
межрайонные центры - от 1,5 до 3 коек на 1000 тяготеющего населения;
районные центры - 4 - 6 коек на 1000 жителей района;
сельское участковое звено - от 2 до 5 коек на 1000 сельских жителей.
Н.А. Тестемицану и Ф.Д. Спиней [4]
установили единый норматив
потребности в койках для
городского и сельского
населения густонаселенного
региона в 13,98 коек на 1000 жителей
и рекомендовали распределять
его следующим образом: 61,3% (8,57
коек) - в городских, центральных
районных и районных больницах,
10,5% (1,47 коек) - в межрайонных
специализированных
отделениях, 28,2% (3,94 коек) - в
зональных, республиканских
больницах и диспансерах.
Таким образом, бЧльшая часть
всего коечного фонда,
предназначенного для
обеспечения сельского
населения стационарной
помощью, размещалась на
территории района в
участковых, районных и
центральных районных
больницах. В 80-е годы она
составила 1/3 всего коечного
фонда страны, причем 60% этого
фонда было сосредоточено в
маломощных участковых
больницах [5]. В этот период в
стране насчитывалось около 9
тыс. участковых больниц (более
326 тыс. коек), в которые
госпитализировалось свыше 30%
сельских жителей от общего
числа населения, получавшего
стационарную помощь [6].
Сельское население
госпитализировалось
преимущественно (более 40%) в
участковые, меньше в районные и
центральные районные больницы
(до 40%) и значительно реже (менее
20%) - в областные медицинские
учреждения [5].
Диагностические и лечебные
возможности участковых
больниц и уровень квалификации
работающего там врачебного
персонала хорошо известны. До
недавнего времени
комплектование этих больниц
осуществлялось посредством
направления в сельскую
местность молодых неопытных
специалистов, выпускников
медицинских вузов, с
обязательной их работой по
месту государственного
распределения в течение 3 лет,
что обусловливало дефицит и
высокую текучесть врачебных
кадров на селе. Только 26,1%
пациентов участковых больниц
получали соответствующую
этапу госпитализации
медицинскую помощь, в
подавляющем большинстве
случаев (73,9%) госпитализация в
участковые больницы была
необоснованной, а 16,5%
необоснованно
госпитализированных подлежали
лечению во внебольничных
условиях (амбулаторно или на
дому) [7]. Более 2/3 всех
госпитализированных в
участковые больницы нуждались
в специализированной и
узкоспециализированной помощи
[5, 7]. Установлена также
обратная зависимость доли
необоснованно
госпитализируемых от мощности
участковой больницы [7].
Такое дробление этапов в
организации стационарной
помощи и ее низкое качество
обусловливали характерную
взаимосвязь средней
длительности лечения и
мощности больничного
учреждения: в хорошо
оснащенных и дорогостоящих
стационарах областного уровня
средняя длительность лечения
более чем в 2 раза превышала
таковую предыдущих этапов (в
участковых, районных и
центральных районных
больницах). Е.А. Логиновой и
соавт [8]. было выявлено, в
частности, что сельские жители
в стационарах городов
находились дольше городских.
Так, в городских больницах
областного центра
стационарное лечение в среднем
продолжалось 13,2 дня (городские
жители 12,4 дня, сельские - 17,5
дня), а в областных больницах -
38,8 дня (городские жители 33,1 дня,
сельские - 40,7 дня).
Такая зависимость объясняется
наличием у сельских жителей
более сложной патологии,
нередко тяжелым состоянием и
осложнениями, что отражает в
свою очередь серьезные
недостатки в организации и
обеспечении сельского
населения медицинской помощью,
ее низкую доступность и плохое
качество.
Еще одним показателем
неэффективности
функционирования существующей
системы стационарной помощи
является высокий уровень
повторных госпитализаций.
Удельный вес повторных
госпитализаций достаточно
велик и широко варьирует по
одному и тому же заболеванию -
от 2,3 до 16,7%, в среднем составляя
8 - 10% [3]. По данным исследования
В.К. Казак [9], величина этого
показателя в среднем составила
7,9%: в участковых больницах - 10,3%,
центральных районных - 5,7%, а в
учреждениях областного уровня
- даже 13,6%.
Отечественные исследователи
пришли к важному выводу о
медицинской и экономической
неэффективности маломощных
стационаров и необходимости
ликвидации, в частности,
участковых больниц как первого
этапа стационарной помощи
сельскому населению [3, 5, 7].
Однако конкретных мер по
реорганизации системы
стационарной помощи сельскому
населению так и не было
принято. Ее совершенствование
ограничивалось решением
второстепенных задач: создание
сельских пунктов здоровья,
широкое участие
общественности, организация
шефской помоши сельскому
здравоохранению.
К сожалению, такая ситуация
сохраняется и в настоящее
время. Особенно актуальна эта
проблема для северных
территорий Европейской части
России и, в частности, для
Архангельской области. Большая
территория (587 тыс. км2), низкая
плотность населения (2,5
человека на 1 км2), отсутствие
развитых коммуникативных
связей в сочетании с
экстремальностью условий
жизнедеятельности на Севере
еще более усугубляют трудности
в обеспечении сельского
населения доступной,
своевременной и качественной
медицинской помощью.
Больничные учреждения
муниципальной системы
здравоохранения (сельское
звено) составляют 69% от всего
числа стационарных учреждений
области, а коек в них
сосредоточено лишь 34,7%. Средняя
мощность больничных
учреждений муниципальной
системы сельского
здравоохранения (участковые,
районные и центральные
районные больницы) составляет
только 68,6 койки, а получает
стационарную помощь в них
подавляющее большинстов (87,1%)
госпитализированного
сельского населения. Лишь 12,9%
от общего числа
госпитализированных сельских
жителей лечатся в областных и
городских больницах. При этом
средняя длительность лечения в
больничных учреждениях
областного уровня более чем в 2
раза превышает таковую в
муниципальной системе
сельского здравоохранения (32
дня против 14,5 дня).
На уровне центральных районных
больниц со средней мощностью
182,9 койки сельское население не
обеспечено специализированной
медицинской помощью из-за
маломощности, низкой
технической оснащенности и
отсутствия необходимых
специалистов. А 35,6%
госпитализированных сельских
жителей получают стационарную
помощь в больницах самой
низкой мощности (39,1 койки):
номерных, участковых и
поселковых больницах.
Реформирование отрасли,
ограничивающееся в настоящее
время лишь изменением
механизма ее финансирования,
не в состоянии решить всех
проблем охраны здоровья
населения.
Один из важнейших негативных
факторов - нарушение как
вертикальных (в области
управления), так и
горизонтальных (в области
профессиональной
деятельности) взаимосвязей
структур и компонентов системы
здравоохранения [12], их
несоответствие изменившейся
идеологии здравоохранения.
Для обеспечения
гарантированных государством
населению прав в области
охраны здоровья, доступной и
качественной медицинской
помощи необходима коренная
структурно-функциональная
перестройка всей системы
стационарной помощи с
одновременным принятием мер по
формированию и внедрению
системы первичной
медико-санитарной помощи [10, 11].
В связи с этим заслуживает
серьезного внимания
зарубежный опыт организации
системы районного
здравоохранения, главное место
в которой занимают больница
первого уровня и сеть
медицинских пунктов первичной
медико-санитарной помощи [12].
Представленный в докладе
Исследовательской группы ВОЗ
перечень терапевтических и
хирургических проблем, обычно
решаемых больницей первого
уровня, в наших условиях
соответствует этапу
специализированной помощи или
уровню достаточно мощной,
технически хорошо оснащенной и
укомплектованной необходимыми
специалистами центральной
районной больницы.
По мнению экспертов ВОЗ, при
формировании сети медицинских
учреждений района, включающей
по крайней мере одну больницу
первого уровня наряду со
службами первичной
медико-санитарной помощи,
нецелесообразно создание
учреждений промежуточного
уровня, которыми в нашей
системе сельского
здравоохранения являются
участковые больницы. Виды и
объем медицинской помощи,
обеспечиваемые больницей
первого уровня, критерии
госпитализации, за исключением
социальных причин, должны
определяться для каждой
больницы с учетом многих
факторов, включая
эпидемиологическую ситуацию,
распределение населения и его
возрастную структуру, средства
связи и транспорта, состояние
периферийных служб
здравоохранения и
социально-экономические
условия.
Для такой большой территории,
как Архангельская область, это
может выразиться в типизации
ее административных районов по
вышеперечисленным параметрам,
создании межмуниципальных
медицинских центров для
обеспечения населения
соответствующих групп районов
доступной и качественной
специализированной
медицинской помощью и
ликвидации участковых больниц
как первого этапа
общеврачебной стационарной
помощи.
В результате будут заложены
основы для формирования новой,
менее затратной и эффективно
функционирующей системы
медицинской помощи с
трехуровневой организацией
(муниципальный,
межмуниципальный,
региональный) с четким
определением задач каждого
уровня.
Наряду со структурной
реорганизацией системы
необходима ее функциональная
перестройка с выделением
четырех типов больничных
учреждений в зависимости от
целей и результатов
госпитализации: больниц
интенсивной диагностики и
лечения (региональный,
межмуниципальный уровни), для
долечивания (муниципальный
уровень), медсестринского
ухода и хосписов (бывшие
участковые, поселковые
больницы).
Это позволит разработать и
внедрить региональную систему
статистически связанных групп,
объединенных по цели и
результатам госпитализации
для достижения оптимального
баланса между затратами и
качеством медицинской помощи.
Практическое решение всего
комплекса этих проблем в
конечном итоге обеспечит
рациональное и эффективное
использование ограниченных
ресурсов здравоохранения,
доступность медицинской
помощи и ее должное качество.
Литература:
1. Заболеваемость сельского
населения и нормативы
лечебно-профилактической
помощи/Под ред. И.Д.
Богатырева.-М.: Медицина, 1923.-280
с.
2. Попов Г.А. Экономика и
планирование здравоохранения.-
М.: Издательство Моск. ун-та, 1976.
- 376 с.
3. Стационарная медицинская
помощь (основы организации) /
Под ред. А.Г. Сафонова, Е.А.
Логиновой. - М.: Медицина, 1989. - 352
с.
4. Тестемицану Н.А., Спиней Ф.Д.
Пути формирования сети
учреждений специализированной
стационарной помощи жителям
сельских районов Молдавской
ССР - региона с высокой
плотностью
населения/Методические
рекомендации. - Кишинев, 1985. - 40
с.
5. Гаврилов Н.И., Фофанов В.П.
Организация медицинской
помощи сельскому населению. -
М.: Медицина, 1982. - 128 с.
6. Статистические материалы
//Сов. здравоохр. - 1987. -№ 8. -C. 65.
7. Тестемицану Н.А., Тинтюк Д.В.
Пути сближения уровней
стационарной помощи
городскому и сельскому
населению. - Кишинев: Штиинца,
1984. -120 с.
8. Сравнительные данные о
средней длительности
стационарного лечения в
городах разного типа / Логинова
Е.А., Потехина М.В., Шипова В.М. и
др. // Сов. здравоохр. - 1973. -№ 4. - C.
9-13.
9. Казак В.К. Отбор больных для
проведения стационарного
лечения в условиях сельского
района // Здравооохр. Рос. Фед. -
1991. - № 7. - C. 12-14.
10. Поляков И.В. Актуальные
проблемы развития системы
охраны здоровья населения
России (реформа: имитация или
реальность ?) // Пробл. соц. гиг. и
история мед. -1996. - № 1. -C. 16-22.
11. Щепин О.П., Дмитриева Н.В.,
Коротких Р.В. Теоретические и
организационные аспекты
первичной медико-санитарной
помощи в России // Пробл. соц.
гиг. и история мед. - 1996. -№ 2. -C.
3-7.
12. Больница в сельских и
городских районах: доклад
Исследовательской группы ВОЗ
по функциям больниц первого
уровня: (Серия технических
докладов ВОЗ, 819). Женева: ВОЗ,
1995. - 110 с.
13. Шепин О.П., Нечаев В.С.
Здравоохранение и общество //
Пробл. соц. гиг. и история мед. -
1994. - № 2. -C. 3-6.