В. Назаренко
V. Nazarenko
Сто лет назад
медицинское образование (МО)
было выделено в качестве
самостоятельной научной
дисциплины. К сожалению, при
обучении врачей традиционно
уделяется недостаточное
внимание вопросам
профилактики хронических
заболеваний и реабилитации
больных. Необходимость
совершенствования подготовки
врачей в этих областях
очевидна, поскольку успехи
медицины в лечении острых
патологических состояний и
старение населения в развитых
странах привели к
значительному увеличению
распространенности
хронических заболеваний.
Расходы на медицинское
обеспечение стремительно
возрастают, что в значительной
степени связано с
деятельностью страховых
компаний, заинтересованных в
лечении, а не в профилактике, и
с современной системой
здравоохранения,
преимущественно
ориентирующейся на крупные
стационары и сложные методы
исследования. Академические
центры, осуществляющие МО, как
правило, функционируют на базе
крупных лечебных учреждений и
основное внимание уделяют
подготовке узких специалистов.
В настоящее время в связи с
реформой здравоохранения,
проводимой администрацией
президента Клинтона, в США
значительно расширилась сфера
влияния организаций
социального обеспечения (ОСО),
которые разрабатывают новые
стратегии финансирования,
организации медицинской
помощи и охраны здоровья
населения на популяционном
уровне. Важная роль отводится
совершенствованию
амбулаторной помощи,
осуществляемой врачами
широкого профиля. Некоторые
ОСО настолько не удовлетворены
традиционным МО, что создают
собственные центры
последипломного МО.
В сложившихся условиях
академические центры МО должны
оперативно реагировать на
изменившиеся требования
времени и существенно
пересмотреть учебные
программы и планы. Одна из
проблем заключается в поиске
новых источников
финансирования. За последние 30
лет расходы на подготовку
врача увеличились в 3 - 4 раза.
Средств, выделяемых на МО
федеральным правительством,
оказывается недостаточно, а в
задачи ОСО финансирование МО
не входит. Академические
центры МО должны не только
осуществлять подготовку
врачей на современном уровне,
но и предвидеть те изменения,
которые может принести с собой
прогресс в медицине в
ближайшем будущем.
Литература:
Blumental D, Thier SO. Managed care and medical education. The new fundamentals. JAMA 1996;276:725-7.