Педиатрическая школа академика Г.Н. Сперанского в последипломном образовании врачей–педиатров России (к 75–летию кафедры педиатрии РМАПО)

Читайте в новом номере

Импакт фактор - 0,584*

*пятилетний ИФ по данным РИНЦ

Непрерывное профессиональное образование является важным фактором, который позволяет специалисту поддерживать необходимый профессиональной уровень в течение всей его трудовой деятельности. Именно с этих позиций медицинское образование должно рассматриваться, как непрерывный процесс и важнейший фактор высокого уровня профессиональной компетенции работников системы здравоохранения.


В России система усовершенствования врачей по основным специальностям начала складываться еще в конце XIX века (С.–Петербургская Военно–медицинская академия). Что же касается последипломной подготовки педиатров, то у истоков ее создания стоял выдаю¬щийся детский врач Г.Н. Сперанский, который в 1932 г. организовал и возглавил кафедру педиатрии в Центральном институте усовершенствования врачей (в настоящее время это Российская медицинская академия последипломного образования – РМАПО). Проблемой улучшения и расширения образования в области пе¬диатрии, вопросами специализации и усовершенствования врачей и медицинских сестер Г.Н. Сперанский занимался с первых лет своей врачебной деятельности. Так, в начале ХХ века в созданных им впервые в России детской консультации и Доме грудного ребенка врачи проходили усовершенствование в качестве временных сотрудников и на рабочих ме¬стах. В дальнейшем Геор­гий Несторович составляет программу усовершенствования для сестер по детству и в 1923 г. становит¬ся первым директором таких курсов. Вопросы о подготовке педиатрических кадров он поднимает в докладах на Всероссийских конференциях по охране материнства и младенчества (1923, 1929 гг.). В этот период Г.Н. Спе­ран­ский входит в инициативную груп¬пу ученых, обратившихся в правительство с обстоятель¬ной докладной запиской о необходимости организации Центрального института усовершенствования врачей, который и был открыт в 1930 году.
С молодым энтузиазмом и неиссяка¬емым интересом принялся Георгий Несторович за организацию кафедры и ее становление. Сам исключительно аккуратный и добросовестный, он неукоснительно требовал этого же и от других сотрудников ка¬федры. Авторитет Г.Н. Сперан­ско­го и успешная работа всего коллек¬тива позволили кафедре быстро приобрести значение Всесоюзного учебно–методического центра по специализации и повышению квалификации педиатров. Г.Н. Спе­ранский подчеркивал, что высокая квалификация врача возможна лишь при непрерывном совершенствовании его теоретических знаний и практических навыков. При этом Георгий Нестерович ориентировал своих сотрудников на постоянное по¬вышение собственных знаний, умение донести самые передовые достижения медико–биологической нау¬ки до практикующих педиатров. Особое внимание уделялось вопросам передачи врачебного опыта. Постав­лен­ные задачи решались благодаря клинической направленности занятий, стройности изложения материала и четкости практических рекомендаций. Г.Н. Сперанский и его сотрудники во время обходов, лекций и практических занятий не только щедро делились своим клиническим опытом, но и знакомили их с самыми передовыми методами диагностики, профилактики и лечения заболеваний детского возраста.
Г.Н. Сперанский считал, что усовершенствование врачей должно иметь четкую практическую направленность и проходить на базе многопрофильной больницы, оказывающей и ургентную помощь. Ведь именно туда направляются пациенты с разнообразной патологией, что и определяет возможность проведения клинических разборов как наиболее типичных случаев, так и редких заболеваний. Поэтому кафедра, в первые годы работавшая на базе Института педиатрии, в дальнейшем была переведена в детскую городскую больницу № 9 г. Мос­квы. Благодаря Г.Н. Сперанскому в этой больнице были построены новые корпуса, расширена лабораторная служба. На базе детской городской больницы № 9 кафедра работала более 30 лет, теперь она носит имя Г.Н. Сперанского. С 1985 г. кафедра работает в Тушин­ской городской детской больнице – одной из крупнейших многопрофильных детских больниц Москвы, на которой базируются многие кафедры педиатрического факультета РМАПО
Действительный член АМН СССР, профессор Г.Н. Сперанский руководил кафедрой почти 30 лет. За это время кафедра стала ведущим учебно–методическим центром повышения квалификации педиатров в стране. Кроме курсов повышения квалификации для практических врачей на кафедре стали проводить усовершенствование для главных специалистов и профессорско–преподавательского состава других ГИДУВов и ФУВов. С 1961 по 1966 г. кафедру возглавляла профессор Р.Л. Гамбург – прекрасный клиницист, известный педиатр–кардиолог и пе¬дагог. Особый вклад в развитие кафедры внес профессор М.П. Матвеев, который руководил кафедрой на протяжении 17 лет. Профессора М.П. Матвеева отличали интеллигентность, эрудированность, широкий научный круго¬зор и талант клинициста. В 60–70 годы раскрывается клиническое мастерство и педагогический талант Н.А. Коровиной, Л.П. Гаврюшовой, С.В. Левицкой, З.Н. Ви­хи­ревой, А.В. Чебуркина, Р.А. Тюркян, Э.Б. Мум­ла­дзе, И.М. Колобашкиной, Т.М. Твороговой, А.И. Пимено­ва, Л.В. Будаковой, которые во многом определяли лицо кафедры в последующие годы. В 1983–1984 гг. кафедрой заведовал профессор Г.И. Клайшевич, высококвалифицированный педиатр–кардиолог и прекрасный педагог, в течение ряда лет работав¬ший первым деканом педиатрического факультета ЦИУВ. В разные годы на кафедре работали такие известные педиатры, как профессора А.С. Розенталь, С.Г. Звягинцева, О.Г. Соломатина; академики В.А. Таболин и Ю.Е. Вельтищев, известный детский нефролог профессор М.С. Игнатова.
С 1984 года кафедрой заведует профессор, заслуженный врач РФ Н.А. Коровина, которая прошла на ка­федре путь от клинического ординатора до профессора. Работа в должности заведующей в полной мере раскрыла организаторские способности и педагогический талант прекрасного клинициста Н.А. Коровиной. В перестроечные годы и в период реформ Н.А. Коровина и со­трудники кафедры (И.Н. За­ха­рова, А.Л. Заплатников, Л.П. Гав­рюшова, А.В. Че­бур­кин, Э.Б. Мумладзе, Т.М. Тво­рогова, И.М. Коло­баш­ки­на и др.) смогли не только сохранить традиции, заложенные академиком Г.Н. Сперанским, но и разработали но­вые формы последипломного образования вра­чей–пе­диатров (короткие тематические семинары, прерывистые циклы, школы, интерактивные семинары, телемосты, издание пособий для врачей, формуляров и протоколов в серии «Последипломное образование» и др.).
За время существования кафедры в ее структуре, учебных пла¬нах и программах происходили весьма заметные изменения, специализированные отделы становились самостоятельными кафедрами. Отдел неврологии (доцент С.Э. Ганзбург) был преобразован в кафедру детской неврологии, которую впоследствии возглавила профессор М.Б. Цукер. Аналогично были образованы кафедра детских инфекций (профессор М.Е. Сухарева) и единственная в СССР кафедра развития и воспитания ре¬бенка (профессор Н.М. Аксарина). Важность для педиатров занятий по микропедиатрии (С.Г. Звягинцева, В.А. Табо­лин, А.М. Большако¬ва, А.В. Чебуркин) определила необходимость создания курса, а затем и первой в стране кафедры неонатологии, организатором и руководителем которой стал профессор В.В. Гаврюшов (впоследствии – ректор ЦИУВ в 1988–1994 гг.). Увеличение кафедр педиатрического профиля явилось основанием для организации в ЦИУВ педиатрического факультета, который был открыт в 1963 г.
Кафедра была инициатором проведения тематических и специализированных циклов. Для этого впервые были разработаны программы по целому ряду педиатрических специальностей, что позволило в дальнейшем проводить циклы по кардиоревматологии детского возраста (с 1957 г.), физиоло¬гии и патологии детей раннего возраста (с 1960 г.), неф¬рологии детского возраста (с 1967 г.), гастроэнтерологии детского возраста (с 1974?г.). Кроме этого, с 1962 г. и по настоящее время кафедра проводит выездные циклы по актуальным вопросам педиатрии. За этот период было организовано более 120 выездных циклов, при этом сотрудники кафедры работали практически во всех бывших респу¬бликах Союза и во многих регионах России. В последние годы в соответствии с современными требованиями на кафедре проводятся сертификаци¬онные циклы и профессиональная переподготовка по специальностям «Пе­диатрия» и «Детская кардиология». При этом по заданию Минздрава РФ кафедра возглавила работу по созданию программ последипломного образования педиатров и тестов для сертификационного экзамена по данным специальностям. В настоящее время на кафедре проводится 12–15 циклов в год, на которых повышают квалификацию более 450 педиатров, обучается 15–20 клинических ординаторов и аспирантов из России, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья. Продолжают регулярно проводиться семинары для профессоров и преподава¬телей медицинских академий, университетов и институтов. Организована Ассоциация педиатрических кафедр последипломного образования, инициатором создания которой были зав. кафедрой проф. Н.А. Коровина, декан педиатрического фа­куль­тета РМАПО проф. М.И. Пыков, проф. И.Н. Захарова и проф. А.Л. Заплатников.
С момента основания кафедры большое внимание уделяется научной работе. Научные исследования проводятся по наиболее актуальным проблемам педиатрии. В 50–годы большое внимание уделялось заболеваниям органов дыхания (Р.Л. Гамбург, С.Г. Звягинцева). Под руководством Г.Н. Сперанского и Р.Л. Гамбург у де­тей с пневмонией впервые применялся пенициллин, разработанный в лаборатории академика З.В. Ер­моль­евой. Изучались вопросы ревматизма и пороков сердца, заболеваемость которыми у детей в 50–60 гг. XX века была очень высокой (О.Г. Соломатина, Г.И. Клай­ше­вич, Л.П. Гаврюшова). С 60–годов одним из важных научных направлений кафедры стала нефрология. М.С. Иг­на­то­ва, М.П. Матвеев, Н.А. Коровина внесли существенный вклад в развитие детской нефрологии в нашей стране. Значительными явились научные достижения при использовании гормональной терапии в ревматологии и нефрологии. Совместная научная работа с учены­ми–педиатрами Словакии закончилась изданием монографии «Гломерулонефрит у детей» (1990, Н.А. Коро­вина, Л.П. Гаврюшова, М. Шашенка). Традиционно большое внимание уделяется вопросам патологии раннего возраста и иммунологии, нутрициологии и гастроэнтерологии. Результаты исследований сотрудники кафедры не только представляют на научных форумах и публикуют в научных изданиях, но и включают в лекции и се­ми­нары, проводимые на циклах для практических врачей.
История кафедры педиатрии РМАПО, отмечающей в эти дни 75–летний юбилей, подтверждает правильность курса, выбранного академиком Г.Н. Сперанским. Его соратники, работавшие на кафедре в последующие периоды, а также ученики, продолжающие дело патриарха отечественной педи¬атрии в настоящее время, сохранили и приумножили научно–педагогический потенциал кафедры, основной задачей которой по–прежнему является повышение профессионального уровня врачей–педиатров.

Оцените статью


Поделитесь статьей в социальных сетях

Порекомендуйте статью вашим коллегам

Предыдущая статья
Следующая статья

Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь на сайте для того чтобы оставить комментарий.

зарегистрироваться авторизоваться
Наши партнеры
Boehringer
Jonson&Jonson
Verteks
Valeant
Teva
Takeda
Soteks
Shtada
Servier
Sanofi
Sandoz
Pharmstandart
Pfizer
 OTC Pharm
Lilly
KRKA
Ipsen
Gerofarm
Gedeon Rihter
Farmak