Применение поливитаминно– минеральных комплексов у часто болеющих ОРВИ детей

Читайте в новом номере

Импакт фактор - 0,584*

*пятилетний ИФ по данным РИНЦ

Регулярные выпуски «РМЖ» №17 от 16.09.2005 стр. 1171
Рубрика: Общие статьи

Для цитирования: Захарова И.Н., Скоробогатова Е.В. Применение поливитаминно– минеральных комплексов у часто болеющих ОРВИ детей // РМЖ. 2005. №17. С. 1171

Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) – большая группа вирусных заболеваний, характеризующихся общими симптомами инфекционного токсикоза и преимущественным поражением слизистых оболочек дыхательных путей. В эту группу относят грипп, риновирусную инфекцию, аденовирусную, респираторносинцитиальную (РС), реовирусную инфекции, некоторые варианты энтеровирусных заболеваний, сопровождающихся поражением дыхательных путей [1]. Они продолжают занимать ведущее место в структуре острой инфекционной патологии у детей (удельный вес ОРВИ среди всех острых заболеваний у детей составляет почти 90%) [2,3].

Чаще болеют ОРВИ дети раннего возраста. Первые 3–5 месяцев жизни, являющиеся периодом «физиологического гуморального иммунодефицита» человека, находятся «под прикрытием» пассивно переданных материнских антител против большинства респираторных вирусов [4,5,6]. Но по отношению, например, к респираторно–синтициальной инфекции напряженность пассивного иммунитета недостаточна, особенно у недоношенных детей [5]. Особенностью иммунной системы у детей от 2–6 лет является высокая пролиферативная активность лимфоцитов, при этом фракция недифференцированных, «наивных» лимфоцитов у детей больше, чем у взрослых. Характерен и более высокий уровень клеточной цитотоксичности. Кроме того, в этом возрасте происходит переориентация иммунного ответа на инфекционные антигены с Th2–ответа, свойственного плодам, новорожденным и детям первых месяцев жизни, на Th1–ответ, типичный для инфекционного процесса у взрослых. Эти и некоторые другие возрастные особенности иммунной системы организма ребенка являются факторами, обусловливающими более высокую чувствительность к инфекциям и менее дифференцированный (по сравнению с взрослыми) ответ иммунной системы в целом на воздействие инфекции. С другой стороны, острые респираторные инфекции, переносимые в раннем детстве, способствуют не только формированию противовирусного иммунитета, но и поляризации иммунного реагирования организма по Th1–пути, т.е. функциональному созреванию противоинфекционного иммунитета ребенка. В то же время при ОРВИ, повторяющихся более 6–8 раз в году, адекватного восстановления функциональных характеристик иммунной системы не происходит [6,7,8]. У детей дошкольного возраста следует обращать внимание на состояние лимфоэпителиальной ткани глоточного кольца, которое участвует в местной противоинфекционной защите респираторного тракта. Его формирование начинается в конце первого года жизни и наиболее активно происходит в возрасте от 3 до 5 лет. В этот же период изменяется микробиоценоз верхних дыхательных путей, ребенок начинает посещать детский коллектив, увеличивается число контактов с детьми, что неизбежно предъявляет повышенные требования к формирующемуся барьеру противоинфекционной защиты [6,7,8]. Со слизистой оболочки ротоглотки можно выделить значительное количество микроорганизмов: стрептоккоки группы А, стафилококки, пневмококки, моракселлы, клебсиеллы, кишечная и гемофильная палочки и др. При снижении резистентности организма ребенка под воздействием ОРВИ эти возбудители способны стать причиной развития острой бактериальной инфекции верхних и нижних дыхательных путей [9]. Ребенок, начинающий посещать ясли или детский сад, в течение первого года может болеть ОРВИ до 10 раз, на втором году – 5–7 раз, в последующие годы – 3–5 раз в год. Снижение заболеваемости в последующем объясняется приобретением специфического иммунитета в результате перенесенных ОРВИ [1].
Особое внимание следует уделять группе часто болеющих детей (табл. 1).
Под термином «часто болеющие дети» (ЧБД) подразумевают группу детей, характеризующуюся более высоким, чем их сверстники, уровнем заболеваемости острыми респираторными инфекциями [6].
Повторные ОРВИ способствуют формированию у детей хронической бронхолегочной патологии, хронизации гайморита, тонзиллита, отита, формируют или провоцируют обострение аллергической патологии, могут быть причиной задержки психомоторного и физического развития детей, приводят к развитию иммунодепрессии.
Патогенетической основой частых и длительных респираторных заболеваний является изменение иммунологической реактивности организма. В связи с этим в реабилитации «часто болеющих детей» на всех этапах требуется применение средств, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности и поддержания здоровья детей. К этим средствам могут быть отнесены в первую очередь рациональное питание, правильный режим дня, оздоровительные мероприятия, медикаментозная коррекция (прием поливитаминных препаратов, иммунокорректоров), а также использование фитотерапии [10,11].
• Рациональный режим дня. В связи с тем, что у часто болеющих детей наблюдаются функциональные нарушения со стороны центральной и вегетативной нервной системы, необходимо исключить занятия и игры, приводящие к переутомлению и перевозбуждению ребенка, увеличить продолжительность сна на 1–1,5 часа. При нарушениях сна, астеноневротических расстройствах показаны пешие прогулки на свежем воздухе перед сном, а также прием седативных трав (пустырник, валериана, хмель и др.) [11].
• Оздоровительные мероприятия предусматривают систематическое использование специальных комплексов лечебной физкультуры, направленных на обеспечение хорошего дренажа бронхов и повышение тонуса дыхательной мускулатуры (особенно диафрагмы), а также закаливающих процедур в сочетании с гимнастикой и массажем грудной клетки [11].
• Рациональное питание. Питание часто болеющих детей должно быть полноценным, включать оптимальное количество белков, жиров и углеводов. Необходимо ежедневное употребление свежих овощей, фруктов и ягод [11].
Часто болеющим детям особенно необходима профилактика витаминно–микроэлементной недостаточности, которая значительно снижает устойчивость детей к различным инфекциям, замедляет сроки выздоровления больных детей, снижает физическую и умственную работоспособность (табл. 2).
Витамины – незаменимые низкомолекулярные органические соединения, обладающие высокой биологической активностью и регулирующие биохимические процессы в организме.
Дефицит витаминов является одной из важных причин ухудшения состояния здоровья детей. Так, по данным В.Б. Спиричева (1999), дефицит витаминов у детей от 2–7 лет составляет: витамин С – у 27%, В1 – у 40%, В2 – у 53%, В6 – у 24%, Е – у 47%, фолиевая кислота – у 23%, А – у 36%, b–каротин – у 48%. Недостаточная обеспеченность витаминами у школьников составляет: витамин С – у 50%, В1 – у 31%, В2 – у 36%, В6 – у 36%, Е – у 21%, фолиевая кислота – у 24%, А – у 17%, b–каротин – у 29%. В зависимости от региона проживания дефицит витаминов и минералов колеблется от 14–50%. Пища не может достаточно удовлетворить потребности ребенка в витаминах. Даже сбалансированный рацион питания является дефицитным по основным витаминам на 20–30%.
Витамины в организме человека недостаточно синтезируются и относятся к числу эссенциальных факторов питания. Они являются биологическими катализаторами, оказывающими влияние на обмен веществ и проявляющими свою активность в малых дозах. Их невозможно запасать впрок, за исключением витаминов А, D, Е, В12. Необходимо регулярное поступление витаминов в полном объеме и количествах, обеспечивающих суточную потребность. Большинство из них являются коферментами (или превращаются в них в организме) различных ферментных систем. Витамины принимают участие в процессах обмена, стимулируют химические реакции, активно участвуют в образовании и функционировании ферментов, способствуют более легкому и быстрому усвоению питательных веществ, нормализуют рост клеток и развитие всего организма.
Потребность в витаминах на единицу массы тела у растущего организма значительно выше, чем у организма, закончившего рост (на килограмм массы в 4–5 раз в день выше, чем у взрослых). Начиная с 11 лет, потребность в витаминах у девочек ниже, чем у мальчиков. Витамины поступают в организм с продуктами питания, и только некоторые из них в небольших количествах могут синтезироваться кишечной микрофлорой. Однако условия жизни, питание, факторы внешней среды, острые и хронические заболевания (особенно желудочно–кишечного тракта) приводят к дефициту витаминов. Потребность в витаминах в зимнее время года, особенно в условиях севера, а также при стрессах возрастает.
Недостаток или отсутствие витаминов в организме ребенка ведет к нарушению обмена веществ, снижению физической и умственной работоспособности, к быстрой утомляемости. Известно, что витамины, макро– и микроэлементы необходимы для реализации большинства функций организма, в том числе и для нормального функционирования адаптогенных систем организма. Отдельным витаминам принадлежит значимая роль в обеспечении адекватного иммунного ответа, функционировании метаболизма ксенобиотиков, а также в формировании антиоксидантного потенциала организма, что имеет важное значение в поддержании устойчивости человека к стрессам, различным инфекциям и другим неблагоприятным факторам.
Дефицит витаминов и минералов у детей приводит к нарушению:
• нервно– психического развития;
• когнитивного развития;
• обмена веществ;
• роста;
• эндокринной системы;
• иммунитета.
К группам риска по дефициту витаминов и минералов относятся дети до трех лет, от 5–7 лет и подростки.
Витамины и минералы оказывают влияние на иммунную систему (гуморальный и клеточный иммунитет, фагоцитоз) организма ребенка. Например витамин С повышает хемотаксис фагоцитов, выработку интерферона, активность комплемента; витамин РР стимулирует фагоцитоз; витамин А влияет на нормальную клеточную дифференцировку, тормозит их пролиферацию, повышает синтез ДНК, ингибирует продукцию интерлейкина–6, индуцированную продукцию интерлейкина–1, снижает экспрессию интерлейкина–6R, но повышает экспрессию интерлейкина–2R и рецепторов для эпидермального фактора роста. Витамин Е является антиоксидантом, улучшает тканевое дыхание, повышает синтез белка, иммуноглобулинов, факторов неспецифической защиты, повышает количество Т–клеток, выработку ИФН, блокирует синтез ФНО.
Нередко общие мероприятия по оздоровлению часто болеющих детей, проживающих в городе, могут быть недостаточными. Рекомендуются адаптогены, к которым относят апилак, прополис, экстракт родиолы розовой, эхинацеи и.т.д.
Одним из современных средств, разработанных специально для детей, подверженных частым ОРВИ, является «Сана–Сол». Он содержит комплекс природных компонентов, способствующих укреплению иммунитета. В формулу «Сана–Сола» входят экстракты известных целебных растений – эхинацеи, шиповника, черной бузины, а также витамин С.
• Витамин С (аскорбиновая кислота) – необходим организму при различных воспалительных процессах, является природным антиоксидантом, защищающим организм от вредных свободных радикалов. Используется как для профилактики, так и в период реконвалесценции ОРВИ. Витамин С является сильным восстановителем, участвует в метаболизме фенилаланина, тирозина, пептидных гормонов, в синтезе жиров и белков, обладает антиканцерогенным действием, предотвращая образование канцерогенных нитрозаминов, способствует снижению проницаемости, влияет на тромбопоэз, способствует трансформации лимфоцитов, усиливает хемотаксис фагоцитов, обладает интерфероногенным действием. Витамин С стимулирует активность гранулоцитов, моноцитов, макрофагов; влияет на трансформацию лимфоцитов; стимулирует синтез иммуноглобулинов M и G, принимает участие в синтезе интерферона, С3 комплемента. У лиц со сниженной концентрацией витамина С в крови дополнительный его прием предотвращает развитие ОРВИ. Применение витамина С сокращает течение ОРВИ на 23% [Anderson 1972, Mink 1988], напротив, дефицит витамина С способствует иммуносупрессии (нарушению клеточного и гуморального иммунитета) [Ziemlanski, 1992]. Максимальная концентрация аскорбиновой кислоты после приема внутрь наблюдается через 4 часа, максимально допустимая доза витамина С составляет 2,5 мг/кг массы в сутки. Для повышения толерантности к простудным заболеваниям суточная доза витамина С должна составлять не менее 60–100 мг в день [В.Б. Спиричев, 2002]. Витамин С регулирует функции нервной системы, стимулирует деятельность эндокринных желез, особенно надпочечников, улучшает функцию печени [12,13].
Эхинацея пурпурная (180 мг свежего растения) – содержит полисахариды, фитостерины, гликозид эхинакозид, алкалоиды (туссилагин, изотуссилагин), сескитерпеновую, кофейную, феруловую и цикоревую кислоты, инсулин, железо, цинк, селен, калий, кальций, магний, серебро, кобальт, барий, берилий, ванадий, насыщенные и полиненасыщенные кислоты, фитостерин, бетаин, рутин, флаваноиды. Эхинацея пурпурная стимулирует иммунную систему организма, повышая фагоцитарную активность нейтрофилов на 30–45%. Эхинацея высокоэффективна при бактериальных инфекциях дыхательных путей, мочевыводящих путей, кожи. Своевременное назначение эхинацеи позволяет либо предупредить, либо существенно уменьшить тяжесть симптомов и продолжительность острого респираторного заболевания. В состав «Сана–Сола» входит наиболее эффективная из трех разновидностей эхинацей – эхинацея пурпурная. Доза эхинацеи в 1 таблетке «Сана–Сол» невелика (180 мг свежего растения), что позволяет применять его в течение длительного периода времени, например, в холодное время года (осенью и зимой). Более высокие ежедневные дозы эхинацеи (до 1 г растения в день) рекомендуется применять у часто болеющих детей курсами, не превышающими 8–12 недель. До настоящего времени не было выявлено ни одного случая побочных эффектов от приема эхинацеи. Ограничением к приему могут считаться различные аутоиммунные заболевания.
Шиповник (100 мг растения Rosa Canina L.) – содержит аскорбиновую кислоту, каротин, пектин, дубильные вещества и др. Он используется как лекарственное растение многими поколениями. Наиболее часто используется для лечения воспалительных процессов. Лечебным эффектом шиповник обязан комбинации витамина С и ряда других субстанций, входящих в его состав, в том числе многим другим витаминам и минералам.
Цветки бузины (100 мг цветков) входят также в Сана–Сол. С давних времен бузину использовали для лечения простуды, гриппа и кашля, а также при других заболеваниях, в том числе при сенной лихорадке и аллергии. В ней содержится 82 мг витамина С, рутин, холин, глюкоза, гликозид самбунигрим, кофейная, валериановая, яблочная, уксусная кислоты, каротин, дубильная кислота. Цветки бузины оказывают жаропонижающее, противовоспалительное, мочегонное, отхаркивающее, потогонное, антибактериальное, дезинфицирующее при патологии полости рта, мочегонное, слабительное действие, а также регулируют углеводный обмен. Препараты бузины применяют при простудных заболеваниях, бронхитах, гриппе.
В этой комбинации компоненты «Сана–Сола» помогают организму ребенка противостоять ОРВИ, а также неблагоприятным факторам окружающей среды. Для профилактики «Сана–Сол» следует принимать в холодное время года до наступления пика сезонной заболеваемости. Если ребенок уже заболел, «Сана–Сол» принимают в целях ускорения процесса выздоровления и для снижения риска развития осложнений. «Сана–Сол» выпускается в форме жевательных таблеток со вкусом изюма, которые очень нравятся детям.

Литература
1. Учайкин В.Ф. Руководство по инфекционным болезням у детей. Москва, 1998, С.162–163.
2. Коровина Н.А., Заплатников А.Л., Захарова И.Н. Антибактериальная терапия респираторных заболеваний в амбулаторной практике врача – педиатра. Руководство для врачей. Москва, 2000.
3. Заплатников А.Л., Захарова И.Н., Овсянникова Е.М., Коровина Н.А. Симптоматическая терапия острых респираторных инфекций у детей.// Русский медицинский журнал.– 2002.– Т 10– №20. С.921–923.
4. Стефании Д.В., Вельтищев Ю.Е. Иммунология и иммунопатология детского возраста. Москва. Медицина, 1996.
5. Ритова В.В. Роль вирусов в перинатальной и постнатальной патологии человека. Москва. Медицина, 1976 год.
6. Самсыгина Г.А. Часто болеющие дети: проблемы патогенеза, диагностики и терапии. РГМУ. Москва. Педиатрия CONSILIUM MEDICUM. Приложение №2, 2004, С–3–10.
7. Тузанкина И.А. Клинико – иммунологические подходы к формированию групп часто болеющих детей и эффективность иммуномодулирующей терапии в комплексе группоспецефических реабилитационных мероприятий. Автореферат. Дис.канд.мед.наук. Екатеринбург. 1992.
8. Заплатников А.Л. Клинико–патогенетическое обоснование иммунотерапии и иммунопрофилактики вирусных и бактериальных заболеваний у детей. Автореферат. Дисс. докт.мед.наук., Москва, 2003.
9. Самсыгина Г.А., Саидова Н.А. Показания и противопоказания к проведению антибактериальной терапии при острой инфекции респираторного тракта у детей. РГМУ. Москва. Педиатрия CONSILIUM MEDICUM. Приложение №2, 2003. С–3–8.
10. Громова О.А., Намазова Л.С. Витамины и минералы в современной клинической медицине. Возможности лечебных и профилактических технологий. Москва 2003. С.30–34.
11. Острые респираторные заболевания у детей: Лечение и профилактика. Научно – практическая программа. Москва, 2002.
12. Сотникова Н.Ю., Громова О.А., Кудряшова А.В. и др. Влияние поливитаминного препарата Алвитил на иммунный статус часто болеющих детей в возрасте от 3 до 8 лет // Вопросы современной педиатрии, 2003, Т.2, №2, С.45–50.
13. Каминьска Ева. Фармако–токсиколого–клинический рапорт эксперта. Варшава, 2001.

Оцените статью


Поделитесь статьей в социальных сетях

Порекомендуйте статью вашим коллегам

Предыдущая статья
Следующая статья

Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь на сайте для того чтобы оставить комментарий.

зарегистрироваться авторизоваться
Наши партнеры
Boehringer
Jonson&Jonson
Verteks
Valeant
Teva
Takeda
Soteks
Shtada
Servier
Sanofi
Sandoz
Pharmstandart
Pfizer
 OTC Pharm
Lilly
KRKA
Ipsen
Gerofarm
Gedeon Rihter
Farmak