Травматология. ЗАЩИТНЫЕ ШЛЕМЫ: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ ТРАВМ

Читайте в новом номере

Импакт фактор - 0,584*

*пятилетний ИФ по данным РИНЦ

Регулярные выпуски «РМЖ» №16 от 16.08.1997 стр. 7
Рубрика: Общие статьи

Для цитирования: Травматология. ЗАЩИТНЫЕ ШЛЕМЫ: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ ТРАВМ // РМЖ. 1997. №16. С. 7

А. Мухин A. Mukhin

В более ранних своих работах авторы настоящей публикации установили, что защитные велосипедные шлемы (ЗВШ) предотвращают 85% повреждений черепа и 88% мозговых травм у велосипедистов. В ходе данного исследования, логически продолжившего предыдущие, была изучена эффективность использования ЗВШ в зависимости от возраста пострадавших, конструкции шлема и типа дорожного инцидента.
   Материал. В течение
2,5 лет на базе 7 крупных американских госпиталей было проведено исследование, в котором регистрировались все обратившиеся за медицинской помощью травмированные велосипедисты. 88% (3390 человек) из них ответили на предложенный авторами работы опросник, включавший социально-демографические показатели, сведения об аварии, опыте езды на велосипеде и типе использовавшегося ЗВШ. В основную группу вошли 757 велосипедистов (22,3% от общего числа опрошенных), у которых были обнаружены повреждения черепа. Остальные пострадавшие - 2633 (77,7%) человека - составили контрольную группу.
  Результаты. В ходе исследования было установлено, что в сравнении с контрольной группой велосипедисты, получившие травмы черепа, чаще были лицами мужского пола и молодого возраста, а также имели более низкий уровень образования и доходов. В основной группе пострадавших падение с велосипеда чаще происходило в результате столкновения с автотранспортом и повреждения велосипеда, т.е. дорожный инцидент мог быть оценен как потенциально более
серьезный.
  В целом 1718 (50,7%) пострадавших в момент падения с велосипеда имели на голове ЗВШ. В основной группе защитный шлем был у 29,3% велосипедистов, а в контрольной - у 56,8%. При выделении подгруппы велосипедистов, получивших наряду с повреждением черепа тяжелую мозговую травму, было установлено, что в момент аварии лишь 24,2% из них были в ЗВШ.
   Анализ данных показал, что ЗВШ уменьшал риск травмы черепа на 69%, а серьезных мозговых повреждений - на 74%. В выделенных возрастных подгруппах (< 6
, 6 - 12, 13 -19, 20 - 39, > 40 лет), а также при сравнении получивших травмы в результате столкновений с автотранспортом и пострадавших в других дорожных инцидентах не было выявлено статистически достоверных различий в эффективности защиты черепа шлемами.
  Исследователи постарались учесть конструктивные особенности ЗВШ, которые подразделялись на 3 основных типа: 1 - с твердой оболочкой, 2 - с тонкой оболочкой и 3 - вообще без оболочки. Хотя априори было выдвинуто логически обоснованное предположение об обеспечении большей безопасности шлемами с твердой оболочкой, в исследовании не обнаружено статистически достоверных различий в эффективности защиты черепа шлемами разных типов.
   В заключение авторы подчеркивают, что вне зависимости от возраста велосипедистов, типа защитного шлема и особенностей дорожного инцидента ЗВШ предохраняют от черепно-мозговых травм. Результаты исследования, как считают его авторы, еще более убедительно свидетельствовали в пользу шлемов, если бы при анализе учитывались и те велосипедисты, которые, упав во время езды, не получили повреждений благодаря ЗВШ и не обратились за медицинской помощью.

Литература:

Thompson DC, Rivara FP, Thompson RS. Effectiveness of bicycle safety helmets in preventing head injuries. JAMA 1996;276:1968-73.

 


Оцените статью


Поделитесь статьей в социальных сетях

Порекомендуйте статью вашим коллегам

Предыдущая статья
Следующая статья

Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь на сайте для того чтобы оставить комментарий.

зарегистрироваться авторизоваться
Наши партнеры
Boehringer
Jonson&Jonson
Verteks
Valeant
Teva
Takeda
Soteks
Shtada
Servier
Sanofi
Sandoz
Pharmstandart
Pfizer
 OTC Pharm
Lilly
KRKA
Ipsen
Gerofarm
Gedeon Rihter
Farmak