28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Улучшение качества жизни больных раком предстательной железы при проведении внутритканевой лучевой терапии
string(5) "28133"
1
ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, Москва
2
ФГБУ «МРНЦ им. А.Ф. Цыба» – филиал ФГБУ НМИРЦ МЗ РФ, Обнинск
3
РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Россия
4
ФГБУ «РНЦРР» Минздрава России, Москва

Введение В структуре онкологической заболеваемости у мужчин в России, как и во многих экономически развитых странах, рак предстательной железы (РПЖ) продолжает занимать лидирующее место [1–4], выходя на 2–3 место после рака легких и желудка, а в США – на первое место. Вероятность обнаружения РПЖ у мужчины в возрасте от 40 до 59 лет составляет 1:78 (1,28%), тогда как в возрасте от 60 до 79 лет – уже 1:6 (15,6%). В последние годы во всем мире наблюдается тенденция к старению населения, поэтому отмечается и рост заболеваемости [1]. Средний возраст больных РПЖ составляет 70 лет, а их продолжительность жизни – 71 год. В среднем смертность от РПЖ составляет от 3 до 4,5% среди мужского населения [7].


В России в 2002 г. впервые выявленный мест­норас­пространенный опухолевый процесс диагностирован у 38,5% больных РПЖ, в то время как локализованные опухоли выявляют у 33,8%, а метастатические – у 23,2% больных [4].
Основной целью медицинской помощи онкологическим больным является продление их жизни, однако при выборе лечебной тактики должен учитываться и такой аспект функционального состояния больных, как качество жизни (КЖ) [6].
По решению Американского общества клинической онкологии (ASCO) и Национального института рака (NCI) качество жизни является вторым по значимости критерием оценки результатов противоопухолевой терапии после выживаемости и является более важным, чем первичный опухолевый ответ (табл. 1).
Основными методами лечения РПЖ являются: радикальная простатэктомия, лучевая терапия, гормональная терапия и комбинация гормонотерапии с лучевым или хирургическим лечением.
В последнее время широко применяется один из таких методов лучевой терапии – внутритканевая лучевая терапия (брахитерапия), которая по эффективности сопоставима с радикальной простатэктомией и применяется у больных для лечения локализованных форм рака предстательной железы. Как и для любых методов лучевой терапии, для брахитерапии характерны лучевые осложнения со стороны органов малого таза, причиняющие дискомфорт и резко снижающие качество жизни пациентов.
Лучевой цистит и уретрит – самые частые осложнения лучевой терапии, лечение которых не всегда эффективно и носит длительный характер. Патогенетически лучевые осложнения нижних мочевых путей проявляются отеком слизистой, гиперемией, некрозом вплоть до образования язв с последующим рубцеванием (рис. 1), что клинически проявляется от сильно выраженной дизурии до недержания мочи, выраженным болевым синдромом и гематурией. Для лечения такого вида осложнений a1–адрено­блокаторы в комбинации с проведением противовоспалительной терапии являются препаратом выбора.
Материалы и методы
В клинике урологии РНЦРР с июня 2007 г. проведено изучение действия препарата Тамсулон–ФС (производства ЗАО «Фарм–Синтез») 0,4 мг для профилактики и лечения лучевых осложнений при проведении брахитерапии у больных раком предстательной железы.
Общее количество пациентов составило 15 человек. Средний возраст 67 лет. Из них у 5 – рак предстательной железы Т1N0M0, у 6 – Т2N0M0 и у 4 – Т3N0M0. Всем пациентам проведена брахитерапия. Все пациенты за 30 дней до проведения специального лечения начали прием Тамсулон–ФС 0,4 мг по 1 капсуле 1 раз в сутки (утром после еды) и принимали его в течение трех месяцев. Обследование больных проводилось до брахитерапии, сразу после ее проведения и через 1 месяц. Обследование включало в себя заполнение анкет международной системы оценки симптомов со стороны нижних мочевых путей (IPSS) и качества жизни (QoL), урофлоуметрию, определение объема предстательной железы и объема остаточной мочи.
Ретроспективно полученные результаты сравнивались с данными сходной контрольной группы из 10 человек, которые не получали a1–адреноблокаторы.
Результаты проведенного лечения
Динамика изменения IPSS в группе больных, получавших Тамсулон–ФС, достоверно отличалась от контрольной группы (рис. 2). Несмотря на действие лучевой терапии у больных первой группы отмечалось уменьшение симптомов со стороны нижних мочевых путей. В контрольной группе, напротив, в позднем послеоперационном периоде отмечалось усиление дизурии и ухудшение качества мочеиспускания.
На втором визите перед проведением брахитерапии у пациентов, получавших тамсулозин в дозе 0,4 мг, отмечалось увеличение скорости потока мочи (рис. 3 и 4). В контрольной группе динамика была обратной. Это было связано с наличием сопутствующего заболевания, характерного для большинства больных этого возраста – доброкачественной гиперплазией предстательной железы, для которых a1–адреноблокаторы являются препаратами выбора в лечении данного заболевания. Вместе с тем спустя 30 дней с момента проведения внутритканевой лучевой терапии в группе получавших Тамсулон–ФС положительная динамика сохранялась, что позитивно сказалось на общем самочувствии пациентов и более благоприятном течении послеоперационного периода.
Наблюдалась прямая зависимость между данными уродинамики и качеством жизни пациентов (рис. 5).
Заключение
Полученные результаты показали, что применение Тамсулона–ФС в комплексном лечении и профилактике лучевых осложнений, возникающих при проведении внутритканевой лучевой терапии у больных раком предстательной железы приводит к значительному уменьшению дизурии и улучшает качество жизни данной категории больных. Кроме этого, выявлено благоприятное влияние на течение послеоперационного периода, позволяющее уменьшить сроки пребывания больного в стационаре.

Литература
1. Аксель Е.М., Матвеев Б.П. Состояние онкоурологических заболеваний в России, М. 1999.
2. Алиев Б. М., Ткачев С. И. //Вестн. рентгенол. –1987. –№ 5. – с.71–75.
3. Алиев Б. М., Ткачев С. И. //Мед. радиология. – 1983. – № 6. – с.25–29.
4. Матвеев Б. П., Бухаркин Б. В., Чебан Н. Л. // Сборник трудов 1–го съезда онкологов СНГ. – М., 1996. – с.433–434.
5. Чиссов В. И., Старинский В. В., Петрова Г. В. Злокачественные новообразования в России в 2002 году (заболеваемость и смертность), с.21–24.
6. Fayers P.M. Jones D.R. Measuring and analyzing quality of life in cancer clinical trials: a review. Stat Med 1983:2(4):429–46
7. Parker S.L., Tong T., Bolden S. et al. Cancer statistics, 1996 // Cancer. J. Clin.– 1995.– V. 65.– p.5–27.
Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше