минздрав СНАРУЖИ

Читайте в новом номере

Импакт фактор - 0,584*

*пятилетний ИФ по данным РИНЦ

Регулярные выпуски «РМЖ» №12 от 20.12.1996 стр. 18
Рубрика: Общие статьи

Для цитирования: минздрав СНАРУЖИ // РМЖ. 1996. №12. С. 18

  В этом номере мы представляем рубрику, название которой - "Минздрав снаружи" - воспринимается теми, кто готовит в нее материалы, как рабочее.


   Дело в том, что, с одной стороны, появление в журнале чего-то отличного от традиционного министерского официоза, но при этом дающего представление о процессах, там происходящих, как мы надеемся, отвечает вашим читательским интересам. С другой стороны, ничто, в том числе и журнальная рубрика, не появляется на свет вполне сформировавшимся и совершенным, и потому авторы рассчитывают на вашу помощь в ее становлении. При этом совершенно не исключено, что изменения содержательной стороны естественным образом повлекут за собой и смену названия. К примеру, комментирование ведомственных тенденций представителями самого Минздрава уже не позволит называть то, что в результате получится, взглядом "снаружи".
  Впрочем, размышлять об этом сейчас - дело неблагодарное. Итак, мы запускаем пробный шар.

 

МИНЗДРАВ   СНАРУЖИ

РУКОВОДСТВО МЕДИЦИНЫ
НЕ СПОРИТ С ПОПУГАЕМ ИЗ МИНФИНА

Дмитрий Фролов

  Неизвестно, в какой степени руководство Минздрава впечатлило телевизионное выступление министра финансов вице-премьера Александра Лившица, где он демонстрировал городу и миру механического попугая, повторявшего "у правительства денег нет", но совершенно ясно, что строить свою политику единственно на попытках опровержения этого постулата в министерстве не собираются. Равно как и демонстрировать лояльность по отношению к идеологии госфинансирования здравоохранения, которая практически воплотилась в проекте Федерального бюджета в виде суммы 8372 млрд руб., что составляет 0,31% от ВНП.
   Свидетельством тому стало, пожалуй, самое значительное за время более чем двухмесячного пребывания в кресле министра здравоохранения выступление Татьяны Дмитриевой. С одной стороны, она не преминула привести высказывание Маргарет Тэтчер, называвшей государственных деятелей, которые пренебрегают интересами здравоохранения, политическими трупами, с другой - продемонстрировала отсутствие ведомственного радикализма и со скепсисом высказалась о разумности требований Комитета Государственной думы по охране здоровья увеличить расходы на здравоохранение на целых 50%.
  Выступление министра происходило накануне намеченных медицинскими профсоюзами акций протеста, поэтому представляется важным, что, прежде чем перейти к изложению стратегической линии, министр сочла необходимым сообщить о собственном видении проблем медиков-практиков и о том, что для их решения сделано. Многочисленные командировки Татьяны Дмитриевой оставили у нее весьма сильное впечатление и этим, видимо, объясняется тот факт, что митинговые настроения "масс" не были оценены со сколько-нибудь явной долей административного раздражения. Министр сообщила о направлении средств в регионы на выплату задолженностей по зарплате за август - сентябрь. На питание и медикаменты Минфин изыскал 60 млрд руб. В результате проработки с этим ведомством проблемы взаимозачетов выделен лимит на 350 млрд руб. Курирующий здравоохранение вице-премьер Виктор Ильюшин в свою очередь пообещал рассматривать каждое отключение медицинского учреждения от тепла и электроэнергии за неуплату в качестве ЧП.
   Что же до стратегии, то одним из ее компонентов министр видит повышение роли перечисления средств целевым назначением на развитие здравоохранения субъектов федерации, а также перевод части ведомственных и в особенности федеральных лечебно-профилактических учреждений на бюджетно-страховую модель финансирования.
   Напомним, что в феврале нынешнего года в результате проверки, проведенной Контрольно-ревизионным управлением Минфина (КРУ), Московский городской фонд обязательного медицинского страхования (МГФОМС) был вынужден прекратить выплаты головным медицинским центрам столицы, которые имеют федеральный статус и соответствующее финансирование. Формальным препятствием для осуществления этими учреждениями известного принципа "ласкового теленка" является документ от 17 августа 1993 г., носящий название "Временный порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан". Пункт 16 гласит, что финансирование федеральных медицинских учреждений за счет средств ОМС может осуществляться только при условии передачи финансирования в установленном порядке с федерального на местный уровень. Городскому фонду было вменено в вину, что он в обход "временного порядка" выплатил "медицинским федералам" 200 млрд руб. Их нынешнее плачевное положение хорошо известно, а перемена участи за счет милостей от бюджета практически невероятна.
   При этом особо подчеркивается, что параллельно необходимо осуществлять процесс "огосударствовления" системы ОМС, главными действующими лицами которой должны стать не страховые компании, а фонды.
   Замечательно, что при этом в министерстве перестали стесняться публично говорить о наличии коммерческого компонента в организации здравоохранения - будь то лотерея, в результате проведения которой надеются получить триллион сверх бюджета, или некие торгово-финансовые операции, с медицинским рынком никак не связанные, прибыль от которых будет направлена в федеральные центры. Речь идет и о ставке на сотрудничество с негосударственными структурами, в частности, коммерческими банками. Детали не оглашались, но присутствующих заверили, что это лишь до поры. При этом имеется в виду, что только таким образом можно изыскать средства на медицинскую науку и образование - за границей желающих инвестировать будущее российской академической медицины нет. Всемирный банк реконструкции и развития выделил 270 млн долл. бюджетнозамещающего займа исключительно на развитие первичного звена здравоохранения - наиболее крупным лечебным учреждением, которое может воспользоваться этими деньгами, является центральная районная больница.

   Угроза эпидемии сифилиса официально признана реальной


  Это впервые прозвучало на коллегии Минздрава, устроители которой по давней отечественной традиции продолжали делить заболевания, передаваемые преимущественно половым путем, на венерические и "другие". К последним относятся так называемые болезни нового поколения, числом более 20, "обнаруженные" отечественным здравоохранением в соответствии с приказом Минздрава об их регистрации (№ 286 от 1993 г.). Между тем, во всем мире темпы распространения этих болезней превосходят заболеваемость "традиционными" венерическими инфекциями, что составляет немалую угрозу прежде всего репродуктивному здоровью. Достаточно сказать, что хламидийная инфекция обнаруживается у каждой второй женщины с хроническими воспалительными заболеваниями мочеполовой сферы. В России уверенно лидирует трихомониаз, за ним идут урогенитальный кандидоз, гарднереллез и лишь затем хламидиоз (см. таблицу).
   Однако главной темой стал-таки сифилис, вытеснив из сферы внимания участников коллегии ВИЧ-инфекцию и гепатит С. Разумеется, дело не в дани традициям, в соответствии с которыми по распространенности этой инфекции судили об уровне здравоохранения и заодно морали страны. По поводу морали, точнее отсутствия таковой, некоторые из выступавших высказались с большим чувством, однако наиболее сильное впечатление произвело то, что за 6 мес нынешнего года по сравнению с тем же периодом прошлого рост составил 60,1%, а показатели роста детского сифилиса за 3 года увеличились в 6 раз.
   На столь мрачном фоне не слишком внушительно выглядит рассказ о собственно медицинских достижениях: увеличение за 3 года числа обследованных на сифилис в общесоматических стационарах с 65 до 89%, появление 300 кабинетов анонимного обследования, где выявлено и пролечено 10% всех зарегистрированных больных сифилисом, равно как известия об испытании и внедрении в практику зарубежных препаратов пролонгированного действия экстенциллин и ретарпен, 2 - 3 инъекции которых, как считается, достаточно для эффективной санации в течение 1 - 2 нед. В материалах коллегии сообщалось, что лечение по подобной схеме прошли 40-45% больных с ранними формами. Однако при обсуждении результатов лечения, в том числе и экономических, выяснилось, что речь шла лишь о 8 тыс. пациентов.
  

Распределение по нозологиям больных с заболеваниями, передающимися преимущественно половым путем

  Нозология Число больных на 100 000 населения Изменение

по сравнению с 1994 г., %

Сифилис 261 908 177,0 +105
Гонорея 256 611 173,5 -15,3
Трихомониаз урогенитальный 508 713 343,9 +2,6
Кандидоз 226 937 153,4 +24,8
Хламидиоз 133 446 90,2 +46,4
Уреапламоз 84 192 56,9 +49,7
Остроконечные кондиломы 30 853 20,9 +2,9
Генитальный герпес 13 064 8,8 +18,9
Гарднереллез(бактериальный вагиноз) 206 128 139,3 +36,3

 


Оцените статью


Поделитесь статьей в социальных сетях

Порекомендуйте статью вашим коллегам

Предыдущая статья
Следующая статья

Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь на сайте для того чтобы оставить комментарий.

зарегистрироваться авторизоваться
Наши партнеры
Boehringer
Jonson&Jonson
Verteks
Valeant
Teva
Takeda
Soteks
Shtada
Servier
Sanofi
Sandoz
Pharmstandart
Pfizer
 OTC Pharm
Lilly
KRKA
Ipsen
Gerofarm
Gedeon Rihter
Farmak