28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Роль трабекулярной сети в осуществлении увеосклерального оттока
string(5) "19925"
1
ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, Самара, Россия

Trabecular Meshwork Contribution to the Uveoscleral Outflow

to the Uveoscleral Outflow
A.V. Zolotaryov, E.V. Karlova, G.A. Nikolayeva

Samara State Medical University, Regional Ophthalmic Hospital, Samara, Russia
Purpose: To specify the anterior chamber source of uveoscleral outflow pathway.
Materials and method: We performed perfusion of human cadaver eyes with India ink suspension through clear corneal tunnel. Lamellar scleral dissection revealed the ciliary muscle surface. We observed the character and volume of suprachoroidal fluid. After formaldehyde fixation we
performed further dissection of trabecular meshwork and ciliary muscle with subsequent preparation of flat specimens of different layers of trabecular meshwork as well as histological sections for light microscopy.
Results: Unexpectedly voluminous flow of India inc–stained fluid was observed after the ciliary muscle exposure. Histological research revealed numerous ink particles in the trabecular meshwork and between the ciliary muscle bundles. No inc particles were found in the iris root. The layers of human trabecular meshwork differ from each other both in structure and connections. Most of the trabecula appears to continue directly into the ciliary muscle bundles, and therefore, should be considered as the uveal ones.
Conclusion: Aqueous drainage from the anterior chamber appears to be entirely trabecular with two components: trans–trabecular (conventional»outflow) and para–trabecular ( uveoscleral»). Sufficient
pathway for uveoscleral outflow may be represented by inter–trabecular slits continued directly into the spaces between the ciliary muscle bundles. The other structures of the anterior eye segment  appear to play no substantial role in the aqueous outflow.

Значительный интерес к вопросам морфологии увеосклерального пути оттока, отмечавшийся в последние годы, был вызван сразу несколькими причинами. С одной стороны, широкое клиническое применение и высокий гипотензивный эффект препаратов простагландинового ряда, воздействующих преимущественно на данный компонент оттока, стимулировали исследования структур, содержащих специфические рецепторы. С другой стороны, новейшие разработки в сфере иммуногистохимии позволили выйти на качественно иной уровень проведения морфологических исследований. Однако обилие новой клинической, морфологической, гистохимической информации так и не позволило четко ответить на вопрос, через какие именно структуры жидкость передней камеры глаза оттекает по увеосклеральному пути. Так, флюоресцирующие частицы, используемые для идентификации структур увеосклерального пути, были обнаружены не только в корне радужки и строме цилиарных отростков, но и в трабекулярной сети, строме роговицы и прилежащей склере [4]. Выраженная иммунореактивность матричной металлопротеиназы отмечена в цилиарной мышце, радужке, склере, эндотелии роговицы, а также трабекулярном аппарате и Шлеммовом канале [3]. Практически все структуры переднего отрезка глаза содержат рецепторы к простаноидам [6]. В то же время полученные в последние годы данные подтверждают мнение о том, что увеосклеральный отток представляет собой не диффузию, а направленный ток жидкости с достаточной объемной скоростью [5]. Это еще раз заставляет подумать о наличии вполне конкретного пути оттока, обладающего достаточной «пропускной способностью».
Цель исследования
Целью нашего исследования явилось выявление структур переднего отрезка глаза, непосредственно участвующих в осуществлении оттока внутриглазной жидкости по увеосклеральному пути.
Материал и методы исследования
Мы использовали аутопсированные донорские глаза не позднее 1 суток с момента забора, возраст доноров составил от 21 года до 37 лет. Последующее морфологическое исследование признаков офтальмопатологии не выявило. Производился тоннельный разрез роговицы шириной 2,8 мм, через который осуществлялась перфузия передней камеры 5% суспензией туши в сбалансированном солевом растворе при помощи силиконового катетера. Особое внимание уделялось поддержанию постоянства давления в перфузионной системе на уровне около 30 мм рт. ст. На фоне перфузии проводилась послойная препаровка склеры в проекции цилиарного тела вплоть до пересечения наиболее глубоких волокон склеры под визуальным контролем. При вскрытии супрахориоидального пространства получено небольшое количество прозрачной жидкости, затем отмечено выбухание в разрез склеры глубжележащих оболочек в виде тонкостенного двухслойного пузырька, заполненного жидкостью. В ходе дальнейшей препаровки наружная стенка пузырька вскрывалась точечным надрезом ножницами.
После удаления катетера из передней камеры производилось послойное удаление склеры и роговицы со вскрытием Шлеммова канала аналогично технике непроникающих гипотензивных операций. Сохранялись цилиарное тело, склеральная шпора, десцеметова оболочка. Затем производилось вскрытие передней камеры и исследование прокрашивания тушью структур переднего отрезка глаза. Послойная микропрепаровка меридиональной порции цилиарной мышцы и различных слоев трабекулярной сети позволила изучить распределение красителя в тканях.
Результаты
При вскрытии наружной полупрозрачной стенки пузырька вслед за небольшим количеством прозрачной жидкости на фоне продолжающейся перфузии передней камеры получен ток окрашенной тушью жидкости во все возрастающих количествах. Необходимо отметить, что при последующем гистологическом исследовании дефектов подлежащих тканей (цилиарная мышца и сосудистая оболочка) выявлено не было, а наружная стенка пузырька была морфологически идентифицирована как соединенные в сплошную «фасцию» пластинки супрахориоидеи.
При послойной микропрепаровке мы наблюдали интенсивное прокрашивание тушью трабекулярной сети и прилежащих волокон мышцы в виде множественных штрихов меридионального направления. Строма радужки, в том числе ее корень, и десцеметова оболочка не содержали частиц туши. При гистологическом исследовании было выявлено, что частицы красителя распространяются в виде непрерывной дорожки из передней камеры через трабекулярную сеть в интрацилиарные полости и далее в супрахориоидальное пространство. Было отмечено существенное различие в распределении частиц туши в увеосклеральном и увеальном слоях [1] трабекулярной сети. Так, если распространение туши по увеосклеральному слою ограничивалось входящей в его состав склеральной шпорой, то по увеальному слою краситель распространялся беспрепятственно в полости цилиарной мышцы (рис. 1). Особое внимание обращал на себя участок трабекулярной сети и соответствующий сектор цилиарной мышцы, находившиеся непосредственно под роговичным тоннелем, где ирригационным катетером была сдавлена трабекула. В этой области трабекула и прилежащий сектор цилиарной мышцы были свободны от туши.
Обсуждение
Полученные данные указывают на то, что отток влаги из передней камеры в цилиарную мышцу происходит только через трабекулу вдоль волокон мышцы, что логично вытекает из концепции строения трабекулярного аппарата, предложенной нами ранее [1]. С другой стороны, в ходе данного исследования нами не было получено данных об участии других структур, в частности, стромы и корня радужки, десцеметовой оболочки и стромы роговицы в увеосклеральном оттоке. Следовательно, сложившиеся к настоящему времени представления о трабекулярном и увеосклеральном путях оттока, как о двух совершенно различных дренажных системах, не получили экспериментального подтверждения в настоящей работе. Оба пути оттока на начальном этапе едины и осуществляются через трабекулярную сеть. Различия состоят в направлении движения жидкости, поскольку в трабекулярной сети существуют два различных типа пространств: отверстия в трабекулярных пластинах и щели между ними (рис. 2). По внутритрабекулярным отверстиям влага двигается поперек трабекул (транстрабекулярно) и поступает к юкстаканаликулярному слою, далее – в Шлеммов канал. По межтрабекулярным щелям внутриглазная жидкость оттекает вдоль увеальных трабекул (паратрабекулярно) в пространства между пучками цилиарной мышцы. Свободное сообщение интертрабекулярных и интрацилиарных полостей обусловлено тем, что увеальные трабекулы являются непосредственным продолжением пучков цилиарной мышцы [1], а поэтому пространства между трабекулами непосредственно продолжаются в полости цилиарной мышцы. Указанными различиями определяются направления дальнейшего оттока влаги в склеральный синус и в цилиарную мышцу, то есть разветвление трабекулярного оттока на синусный и увеальный (увеосклеральный).
Выведение жидкости из передней камеры двумя разными путями при помощи одной высокоспециализированной структуры представляется весьма логичным и целесообразным как с морфологической, так и с функциональной точек зрения. Это также согласуется с данными о том, что клетки трабекулярной сети содержат значительное количество рецепторов к простагландинам F2a, и, следовательно, эффект препаратов простагландинового ряда может в значительной степени определяться улучшением трабекулярного этапа увеосклерального оттока [2].
Заключение
Таким образом, весь отток водянистой влаги из передней камеры осуществляется через трабекулы, однако в зависимости от направления он может быть разделен на транстрабекулярный (синусный), осуществляемый сквозь трабекулы по интратрабекулярным пространствам и паратрабекулярный (увеальный). Последний состоит из интертрабекулярных щелей увеальных трабекул, непрерывно переходящих в межмышечные пространства цилиарной мышцы, сообщающиеся с супрацилиарным пространством.





Литература
1. Золотарев А.В. Непроникающая хирургия первичной открытоугольной глаукомы: гистотопографический подход: Дисс... д–ра мед. наук.– Самара, 1999.
2. Anthony TL, Pierce KL, Stamer WD, Regan JW. Prostaglandin F2? reseptors in the human trabecular meshwork // Invest Ophthalmol Vis Sci 1998;39:315–321.
3. Gaton DD, Sagara T., Lindsey JD, Weinreb RN Matrix metalloproteinase–1 localization in the normal human uveoscleral outflow pathway // Invest Ophthalmol Vis Sci 1999;40(2):363–369.
4. Lindsey JD, Weinreb RN Identification of the Mouse Uveoscleral Outflow pathway using fluorescent dextran // Invest Ophthalmol Vis Sci 2002;43:2201–2205.
5. Pederson JE, Toris CB. Uveoscleral outflow: diffusion or flow? // Invest Ophthalmol Vis Sci 1987;28:1022–1024.
6. Schl?tzer–Schrehardt U., Zenkel M., N?sing RM. Expression and Localization of FP and EP Prostanoid Receptor Subtypes in Human Ocular Tissues // Invest Ophthalmol Vis Sci 2002;43:1475–1487.

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше