28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Медикаментозные и немедикаментозные методы реабилитации детей с респираторными инфекциями
string(5) "45660"
1
ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва
2
ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, Москва
3
ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России, Санкт-Петербург
В статье показаны клинические проявления острых респираторных инфекций у детей в зависимости от типа возбудителя, и описаны характеристики кашля, его длительность при разных заболеваниях. Дана общая характеристика препаратов для лечения кашля, включающая особенности препаратов, непосредственно действующих на кашель: препаратов центрального действия, периферического действия (отхаркивающих, муколитических, комбинированных), а также характеристики препаратов, опосредованно действующих на кашель, и особенности комбинированных препаратов разных фармакологических групп. Более подробно представлены показания у детей, и определена эффективность отхаркивающего сиропа Эвкабал®, состоящего из жидких экстрактов подорожника и тимьяна (чабреца), эмульсии Эвкабал® Бальзам C, состоящей из масел эвкалипта и хвои, и муколитика ЭСПА-НАЦ® на основе ацетилцистеина. С учетом того, что при лечении респираторных инфекций большое внимание уделяется медикаментозной терапии и в меньшей степени придается значение питанию, правильному уходу и реабилитации детей в период реконвалесценции, приведены рекомендации по питанию детей в острый период и в период реконвалесценции, уходу за детьми и описаны физические методы реабилитации (дренажный массаж, лечебная физкультура, дыхательные упражнения в зависимости от возраста), повышающие эффективность медикаментозной терапии, т. к. только комплексный подход к лечению детей с респираторной патологией способствует успешному выздоровлению и позволяет ребенку избежать осложнений.

Ключевые слова: респираторные инфекции у детей, реабилитация детей, отхаркивающие препараты, муколитики, Эвкабал®, Эвкабал® Бальзам С, ЭСПА-НАЦ®.
Drug and non-drug methods of rehabilitation of children with respiratory infections
O.V. Goncharova1, D.B. Kameldenova1, V.N. Potapov2, O.T. Bogova2, E.A. Satigo3

1 Sechenov University, Moscow
2 Russian Medical Academy of Continuous Professional Education, Moscow
3 Mechnikov Northwest State Medical University, Saint Petersburg

The article shows the clinical manifestations of acute respiratory infections in children, depending on the type of pathogen and describes the characteristics of a cough, its duration in various diseases. Also, it provides general characteristics of drugs for the treatment of the cough, including their features directly acting on cough: drugs of central action, peripheral action (expectorant, mucolytic drugs, combination drugs), as well as drugs characteristics of an indirect effect on cough and features of combined drugs of different pharmacological groups. The indications in children and determined efficacy of the expectorant syrup Eucabal®, consisting of liquid extracts of plantain and thyme, emulsion Eucabal® Balsam S, consisting of eucalyptus oil and pine needles oil, and ESPA-NAC® mucolytic, based on acetylcysteine, are presented in more detail. Considering that in the treatment of respiratory infections, great attention is paid to drug therapy and, to a lesser extent, the importance of nutrition, proper care and rehabilitation of children during the recovery period; recommendations on nutrition in the acute period and recovery period, care for children are given and physical methods of rehabilitation (drainage massage, physical therapy, breathing exercises depending on age), increasing the effectiveness of drug therapy, are described. Only a comprehensive approach to the treatment of children with respiratory pathology contributes to successful recovery and allows the children to avoid complications.

Key words: respiratory infections in children, rehabilitation of children, expectorant drugs, mucolytics, Eucabal®, Eucabal® Balsam S, ESPA-NAC®.
For citation: Goncharova O.V., Kameldenova D.B., Potapov V.N. et al. Drug and non-drug methods of rehabilitation of children with respiratory infections // RMJ. 2018. № 10(II). P. 84–91.
Для цитирования: Гончарова О.В., Камелденова Д.Б., Потапов В.Н., Богова О.Т., Сатыго Е.А. Медикаментозные и немедикаментозные методы реабилитации детей с респираторными инфекциями. РМЖ. 2018;10(II):84-91.

В статье рассмотрены медикаментозные и немедикаментозные методы реабилитации детей с респираторными инфекциями. Дана характеристика препаратов для лечения кашля, включающая особенности препаратов, непосредственно действующих на кашель, а также характеристики препаратов, опосредованно действующих на кашель, и особенности комбинированных препаратов разных фармакологических групп.

    Введение

    Проблеме профилактики и лечения острых респираторных инфекций (ОРИ) у детей — группы инфекций, объединенных общим механизмом развития и путями передачи (в основном — воздушно-капельным, хотя может играть роль и контактный путь передачи, через грязные руки), — посвящено огромное количество исследований и публикаций [1, 2]. С учетом того, что причинами почти 90% ОРИ являются респираторные вирусы и вирусы гриппа, при отсутствии признаков бактериальной инфекции можно говорить об острых респираторно-вирусных инфекциях (ОРВИ) [3].
    В лечении ОРИ или ОРВИ у детей большое внимание уделяется медикаментозной терапии, в меньшей степени — питанию, правильному уходу, физической реабилитации, но именно методы физической реабилитации помогают избежать осложнений, нормализуют дыхательную функцию [4]. В этой связи остается актуальной проблема комплексной терапии респираторных инфекций у детей.

     Постановка диагноза ОРИ

    Педиатр должен указать на органное поражение (ринит, бронхит, фарингит и др.) и предполагаемую в соответствии с клиническими признаками или лабораторными результатами этиологию (вирусную, бактериальную).
    Важно помнить о проявлениях респираторных инфекций:
    болезни верхних дыхательных путей: ринит, эпиглоттит, тонзиллит, фарингит, ларингит    (условно — острый средний отит, синуситы, которые чаще являются бактериальными осложнениями ОРВИ);
    болезни нижних отделов дыхательных путей и легочной паренхимы: трахеит, бронхит, пневмония (условно — пневмонии, которые чаще являются бактериальными осложнениями ОРВИ).
    В диагностике этиологии ОРВИ педиатрам помогает выявленная тропность вирусов к отделам респираторной системы [5]:
    ринит, фарингит чаще вызываются риновирусами, коронавирусами, аденовирусами, вирусами гриппа A и B, вирусами парагриппа, респираторно-синцитиальными вирусами, аденовирусами;
    фарингит, тонзиллит — аденовирусами, вирусами Коксаки A и B;
    фарингит, конъюнктивит — аденовирусами;
    стенозирующий ларингит (ложный круп) — вирусами гриппа, парагриппа;
    ангина — вирусами Коксаки A;
    бронхиолит — респираторно-синцитиальными вирусами, вирусами парагриппа.
    Степень выраженности клинических симптомов у детей определяется возрастом, фоновыми состояниями (рахит, недоношенность, анемия, гипотрофия), типом возбудителя. Неблагоприятные исходы заболевания и осложнения чаще всего отмечаются у детей первых 3 лет жизни и у часто болеющих детей [6].
    После инкубационного периода, длящегося 2–5 сут, клинические проявления ОРИ складываются из местных (катаральных) проявлений и симптомов интоксикации в виде повышения температуры тела, слабости, изменения цвета кожных покровов, тошноты, иногда рвоты, в тяжелых случаях — судорог, геморрагических проявлений и др. Для местных проявлений характерны: чиханье, заложенность носа с последующими серозными и серозно-гнойными выделениями, гиперемия и зернистость задней стенки глотки, присоединение кашля.
    Диагностическими признаками кашля, помогающими в постановке диагноза и дифференциальной диагностике с другими болезнями, являются: длительность, характер, отношение кашля ко времени суток (табл. 1) [7, 8].
Таблица 1. Признаки кашля, помогающие в диагностике болезней у детей

    Лечение кашля

   

Лечение и реабилитация детей с ОРВИ проводятся с учетом биологического анамнеза, индивидуальных особенностей и клинических признаков заболевания. При тяжелом течении инфекции детям с неблагоприятным преморбидным фоном и часто болеющим назначают не только симптоматические, но и противовирусные препараты (интерфероны, индукторы эндогенного интерферона и др.), при легком — симптоматические средства (жаропонижающие, деконгестанты, отхаркивающие, муколитические и пр.) [9, 10].
    При лечении кашля необходимо учитывать физиологические особенности строения и реагирования дыхательных путей у детей на инфекционный процесс. Так, у новорожденных, особенно недоношенных, затяжное течение респираторных инфекций вызвано дефицитом сурфактанта, а у детей первых месяцев жизни кашлевой рефлекс несовершенен, и кашель вообще может отсутствовать. У детей раннего возраста кашель часто вызывает срыгивания и рвоту, отказ от еды, а дети 3–6 лет часто проглатывают мокроту, и ее трудно обнаружить. Особенностями реакций детей первых лет жизни на инфекцию являются выраженная гиперпродукция и повышение вязкости слизи в сочетании с отеком слизистой бронхов, что вторично нарушает мукоцилиарный транспорт и может привести к обструкции бронхов.
    Для лечения кашля назначают лекарственные препараты [11]:
    собственно противокашлевые:
    центрального действия: наркотические и ненаркотические;
    периферического действия: отхаркивающие, муколитики, обволакивающие,    местноанестезирующие;
    с опосредованным эффектом: антигистаминные, бронходилататоры, противоотечные,    противовоспалительные;
    комбинированные препараты разных фармакологических групп.

    Противокашлевые средства центрального действия

    Препараты этой группы подавляют защитный кашлевой рефлекс, угнетая кашлевой центр в продолговатом мозге, поэтому их назначают только при сухом, мучительном кашле, приводящем к нарушению сна и общему истощению детей. Противокашлевые препараты центрального действия делятся на ненаркотические и наркотические (в педиатрии последние использовать не рекомендуют или назначают по строгим показаниям).
    С учетом того, что кашель у детей чаще обусловлен повышенной вязкостью бронхиального секрета, нарушением движения мокроты по бронхиальным путям и недостаточной активностью мерцательного эпителия, для разжижения и улучшения откашливания мокроты назначают отхаркивающие и муколитические препараты [8].

    Отхаркивающие средства

    Показания к назначению: продуктивный кашель, необходимость улучшения отхождения и облегчения откашливания мокроты (отхаркивающие средства при сухом кашле могут приводить к его усилению).
    Отхаркивающие средства делятся на препараты резорбтивного и рефлекторного действия. Средства резорбтивного действия вызывают регидратацию слизи за счет увеличения транссудации плазмы, усиление моторной функции бронхов и, как следствие, отхаркивание. К ним относятся: натрия и калия йодид, аммония хлорид, натрия гидрокарбонат и другие солевые препараты. Механизм рефлекторно действующих препаратов заключается в раздражающем действии на рецепторы желудка и возбуждении рвотного центра продолговатого мозга, что рефлекторно усиливает секрецию слюнных и слизистых желез бронхов. Это препараты экстракта травы термопсиса ланцетного, алтея, солодки, терпингидрата, 
тимьяна и др. [12, 13].
    Традиционными отхаркивающими средствами в педиатрической практике являются тимьян (чабрец) и подорожник, которые входят в состав сиропа Эвкабал® от кашля. Тимьян и подорожник имеют разные фармакологические свойства, обеспечивающие отхаркивающий, бронхоспазмолитический, секретолитический и противовоспалительный эффекты.
    Сироп Эвкабал® — комбинированный фитопрепарат, относящийся к фармакологической группе отхаркивающих средств растительного происхождения.
    Чабрец, в состав которого входят фитонциды и фенолы (тимол и карвакрол), обусловливает бактерицидное действие сиропа Эвкабал® на грамположительную кокковую микрофлору, бактериостатическое действие на грамотрицательные бактерии и проявляет активность в отношении грибковой и антибиотикорезистентной микробной флоры; эфирное масло и флавоноиды чабреца оказывают отхаркивающее действие вследствие ферментирования густого секрета и повышения двигательной активности реснитчатого эпителия [14]. Одним из компонентов чабреца является лютеолин, оказывающий антиоксидантный эффект. Также тимьян обладает успокаивающим действием, что важно для пациентов, испытывающих трудности при засыпании, повышенную нервозность (учитывая возможный дополнительный нейрогенный механизм кашля).
    В листьях подорожника, входящего в состав сиропа Эвкабал®, обнаружены гликозид аукубин, флавоноиды, витамин K, аскорбиновая кислота, дубильные вещества, горечи, следы алкалоидов, полисахариды и т. д. В семенах содержатся слизь, жирное масло, углевод плантеоза. Препараты из листьев подорожника используют как мочегонное, потогонное, обезболивающее, противовоспалительное, антимикробное и успокаивающее средство. Подорожник за счет содержания растительных муцинов уменьшает раздражение слизистой оболочки трахеи и бронхов, снижает интенсивность даже сухого непродуктивного кашля. Фитонциды и фенолы подорожника способствуют разжижению бронхиального секрета, усилению его эвакуации реснитчатым эпителием, уменьшению выраженности катаральных явлений в дыхательных путях, оказывают противомикробное действие (действие аукубина против Staphylococcus aureus). Аукубин, хлорогеновые кислоты и катаптол усиливают индукцию интерферона, обеспечивая противовирусную активность препарата, а гликозид платагинин, входящий в состав подорожника, угнетает кашлевой рефлекс на центральном уровне, что важно и при малопродуктивном сухом кашле [15].
    Таким образом, активность сиропа Эвкабал® для лечения кашля у детей обусловлена сочетанным действием его компонентов (чабрец и подорожник) и позволяет рекомендовать его в качестве комплексной противовоспалительной терапии при заболеваниях верхних и нижних отделов дыхательных путей даже при малопродуктивном кашле. Препарат назначается внутрь в неразбавленном виде после еды; при этом больший объем жидкости усиливает его муколитический эффект. Рекомендуемые дозы представлены в таблице 2.
Таблица 2. Рекомендуемые дозы сиропа Эвкабал®
    Длительность приема определяется индивидуально, в среднем составляет 2–3 нед. Рекомендуется принимать препарат еще в течение 2–3 дней после исчезновения симптомов заболевания.
    Сироп Эвкабал® можно назначать детям и взрослым в сочетании с эмульсией Эвкабал® Бальзам C для ингаляций и наружного применения, состоящей из масла эвкалипта и хвои (фармакотерапевтическая группа «отхаркивающие средства растительного происхождения») (табл. 3). Уникальность их комплексного действия заключается в лечении кашля путем перорального приема препарата сироп Эвкабал, а также использования в виде ароматерапии при втирании в кожу при массаже и паровых ингаляциях эмульсии Эвкабал Бальзам С. При вдыхании эфирных масел через нос происходит возбуждение обонятельных луковиц, расположенных в лобных долях полушарий головного мозга, в результате происходит системная ответная реакция организма, обусловленная свойствами растений. При нанесении на кожу эфирное масло оказывает специфическое влияние на кожу и, кроме того, проникая в кровоток, оказывает системное воздействие на организм.
Таблица 3. Рекомендуемые дозы и способы применения эмульсии Эвкабал® Бальзам С
    Терапевтический эффект эмульсии Эвкабал® Бальзам C 
обусловлен неспецифическим противовирусным, антибактериальным и противогрибковым действием, при этом эвкалиптовое масло вызывает отхаркивающий, муколитический и спазмолитический эффекты; хвойное масло уменьшает бронхоспазм и улучшает микроциркуляцию. При ингаляциях масла попадают непосредственно в дыхательные пути, при наружном применении — в легкие через кровоток. Действие, возникающее при ингаляции, усиливается при приеме теплой ванны с препаратом вследствие улучшения кровообращения в мышцах и коже, усиления потоотделения и выведения токсинов [16].
    Показаниями к назначению муколитических препаратов являются: продуктивный кашель с густой, трудноотделяемой вязкой мокротой, чаще при вовлечении в патологический процесс нижних отделов дыхательной системы, когда застоявшаяся слизь приводит к неполноценному дыханию и затрудняет процесс выздоровления. Эта группа препаратов в первую очередь разжижает мокроту, оказывая влияние на эластичность и вязкость слизи, устраняет питательную среду для ее размножения [17]. К известным препаратам этой группы относятся лекарства на основе ацетилцистеина. Первые исследования американскими учеными свойств ацетилцистеина в 1950-х годах показали его бактериостатический эффект и приблизили к антибиотикам, однако итальянские исследователи доказали, что это не антибиотик, а муколитик «с большим потенциалом» [17]. Препарат разжижает мокроту и увеличивает ее объем как муколитик, облегчая выделение и отхаркивание как мукорегулятор. При этом снижается адгезия бактерий (способность прилипать к эпителию бронхов) — этот антиадгезивный эффект и был ошибочно принят за результат бактериостатического действия ацетилцистеина.
    В конце 1980-х годов были обнаружены антиоксидантные свойства ацетилцистеина (способность нейтрализовать свободные радикалы). Учитывая, что при пневмонии в легких усиливаются окислительные процессы и снижается уровень антиоксиданта глутатиона, что приводит к нарушению функции сурфактанта, препятствующего слипанию стенок альвеол, в этой ситуации показано назначение ацетилцистеина [18].
    Препарат ЭСПА-НАЦ® (действующее вещество: ацетилцистеин, группа: отхаркивающие муколитические средства) используется в педиатрии чаще при лечении острых и хронических заболеваний нижних отделов дыхательных путей, сопровождающихся образованием вязкой трудноотделяемой мокроты: острых и хронических бронхитов, обструктивного бронхита; пневмонии; бронхоэктатической болезни, бронхиальной астмы, хронической обструктивной болезни легких, бронхиолитов; муковисцидоза. Последние исследования доказали эффективность ацетилцистеина в лечении острых и хронических синуситов, воспаления среднего уха (среднего отита) [18].
    Противопоказания к назначению ацетилцистеина: повышенная чувствительность к препарату или другим его компонентам; язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в стадии обострения; кровохарканье, легочное кровотечение; дефицит сахаразы/изомальтазы, непереносимость фруктозы, глюкозо-галактозная мальабсорбция (препарат содержит сахарозу), детский возраст до 2 лет (для дозировки 200 мг) [19].
    При назначении препарата ЭСПА-НАЦ® в дозировке 200 мг следует придерживаться рекомендаций: 
    взрослые и дети старше 14 лет: 2–3 р./сут по 1 пакетику (400–600 мг);
    дети от 6 до 14 лет: 2 р./сут по 1 пакетику (400 мг);
    дети от 2 до 6 лет: 2–3 р./сут по 1/2 пакетика (200–300 мг).
    При муковисцидозе:
    дети от 2 до 6 лет: 2 р./сут по 1 пакетику (400 мг);
    дети старше 6 лет: 3 р./сут по 1 пакетику (600 мг).
    ЭСПА-НАЦ® в дозировке 600 мг назначают взрослым и детям старше 14 лет 1 р./сут по 1 пакетику (600 мг); при муковисцидозе детям старше 6 лет — 1 р./сут по 1 пакетику (600 мг).
    Порошок растворяют в 1 стакане горячей воды (пользоваться стеклянной посудой, избегать контакта с металлами, резиной, кислородом, легко окисляющимися веществами!), принимают внутрь после еды [18–20].
    При острых заболеваниях дыхательных путей длительность приема препарата составляет 5–7 дней; при хронических бронхитах и муковисцидозе время определяется педиатром индивидуально.

    Немедикаментозные методы лечения кашля

    Эффективность медикаментозной терапии респираторных инфекций повышается при ее сочетании с правильным питанием, уходом за детьми и физическими методами реабилитации [20].
    Так, в острый период респираторных инфекций рекомендуется:
    часто менять положение тела маленького ребенка — поворачивать с боку на бок, на спину, брать на руки, держать вертикально, это необходимо для избежания застойных явлений в легочной ткани;
    укладывать ребенка в постель так, чтобы голова на подушке и верхняя половина туловища были приподняты в пределах 20° для облегчения дыхания за счет опускания диафрагмы;
    не нужно класть больного ребенка на перину или мягкие подушки — это затруднит и ослабит дыхание;
    с первых дней болезни можно начинать легкое поглаживание груди и стоп ребенка под одеялом;
    после снижения температуры тела до нормальных значений и улучшения общего состояния нужно проводить массаж более активно, предпочтительно в дренажном положении.
    Время проведения манипуляций (дренажный массаж и лечебная физкультура): за час до сна, чтобы отходящая мокрота не мешала спать, или через 2 ч после еды или за час до еды, чтобы не спровоцировать рвоту. Противопоказания к проведению занятий: высокая температура тела, прогрессирование сердечно-сосудистой или легочной недостаточности, неудовлетворительное общее состояние ребенка [21].
    Дренажный массаж выполняется в несколько приемов. При массаже спины ребенка помещают животом на валик или подушку так, чтобы таз был выше головы и мокрота могла стекать из нижних отделов дыхательных путей. В течение 1–2 мин разогревают кожу спины растирающими движениями. Поглаживают вдоль позвоночника кистями рук в направлении вверх и вниз (3–5 раз), затем подушечками пальцев поглаживают от позвоночника по ходу ребер вбок (2–3 раза с каждой стороны). Растирание проводят подушечками пальцев поступательными спиралевидными движениями вдоль позвоночника по обе стороны снизу вверх 2–3 раза. Область позвоночника массировать не рекомендуется. Далее меняют направления растирающих движений: от позвоночника вбок, по ходу межреберных промежутков (2–3 раза с каждой стороны). Для интенсивного растирания или «пиления» руки располагают вдоль позвоночника, ладони приближают друг к другу, направление движений рук вперед-назад одновременно навстречу друг другу, напоминающее пиление; массаж спины проводят слева и справа от позвоночника отдельно, в течение 20–30 с. «Рубление» проводят ребром ладоней с разведенными пальцами ударными движениями в межлопаточной области (исключая прикосновения к самому позвоночнику и области поясницы). Похлопывание осуществляют согнутыми в виде крыши домика ладонями по всей спине малыша (исключая поясничную область) в течение 1–2 мин, в это время у ребенка начинается кашель, с которым удаляется мокрота из дыхательных путей [22].
    Массаж грудной клетки осуществляют в несколько приемов. Поглаживание проводится вдоль грудины ладонной поверхностью кистей рук в направлении снизу вверх и к плечам 3–5 раз, затем подушечками пальцев проводится поглаживание от грудины по ходу ребер вбок (3–5 раз с каждой стороны). Растирание проводят подушечками пальцев поступательными спиралевидными движениями, проходя в области грудины, вдоль ее краев снизу вверх (2–3 раза), затем пальцы должны двигаться от грудины вбок, по ходу межреберных промежутков (2–3 раза с каждой стороны) [23]. Область сердца массировать не рекомендуется.
    Точечный массаж — это дополнение к основному массажу, заключающийся в массировании триггерных точек на теле ребенка. «Противокашлевая» точка располагается между ключицами, ее массирование средним пальцем круговыми движениями в течение нескольких минут способствует улучшению откашливания.

    Простые эффективные упражнения, улучшающие состояние дыхательной системы в период реконвалесценции[24]

    Детям от 3 до 6 лет

    «Ветерок». Нужно положить на стол перышко или кусочек ваты, и пусть ребенок сдувает их — он будет «ветром»: то легким ветерком, то ураганом. Благодаря этому упражнению улучшается работа нижних отделов легких, которые при обычном дыхании работают мало.
    «Шародув». Надувание воздушных шариков — это работа для легких. При надувании 1–2 шариков его можно переключить на выдувание мыльных пузырей и повторять смену занятий несколько раз. Благодаря чередованию темпа и силы вдохов-выдохов вентилируются различные отделы легких.
    «Пузыри». Выдувание пузырей с помощью трубочки для питья в стакане с водой — тренировка органов дыхания. Этим занятием можно заменить выдувание мыльных пузырей в предыдущем упражнении, если малыш еще не в состоянии сделать их, не наглотавшись мыла.

    Детям старше 6 лет

    «Вентиляция». Пусть ребенок сделает глубокий вдох, задержит дыхание на 3–4 счета, затем — резкий выдох. Повторить 5–7 раз. В ходе упражнения все клетки организма (в т. ч. клетки легких) обогащаются кислородом, а это, в свою очередь, ускоряет вывод токсинов и повышает сопротивляемость ребенка инфекции.
    «Полет птицы». На вдохе ребенок должен взмахнуть руками как крыльями; задержать дыхание на 1–2 с и, опуская медленно «крылья», медленно выдохнуть. За счет такого выдоха успевает расправиться максимальное количество альвеол, а при последующем вдохе расправленные легкие получают еще больше кислорода.
    Питание ребенка в острый период и период реконвалесценции имеет свои особенности. Если в острый период болезни аппетит ребенка уменьшился, не нужно заставлять его есть, а давать больше питья в виде обычной воды, соков, морсов и использовать простую и легкую еду: желе, фруктовое пюре, творожную массу, каши, яйца и др., исключив твердую пищу.
    В период реконвалесценции можно включать в рацион продукты, содержащие белок: нежирную рыбу, постное мясо, бобовые (чечевицу, горох или фасоль), орехи. Лучший поставщик витаминов — проростки семян разных растений: пшеницы, моркови, капусты, люцерны, редиса, горчицы, льна, кунжута, салата, тмина, ржи, сои, гороха, подсолнечника, тыквы, чечевицы. Приготовить их можно, замочив в небольшом количестве воды семена, и при появлении росточков их можно употреблять в пищу (делать салаты).
    Источник витаминов группы B — каши из цельного зерна: гречки, пшена, недробленого овса, перловой крупы, неочищенного риса, а также хлеб из цельного зерна. Важное место в восстановлении после болезни принадлежит йоду, участвующему в регулировании всех видов обмена веществ, влияющему на нервную и сердечно-сосудистую системы, в связи с чем важно давать ребенку морскую капусту и другие виды морепродуктов. Недостаток железа и лития в организме может привести к снижению образования иммунных клеток крови; цинк, медь и кальций влияют на фагоцитоз и выработку интерферона (защитного белка, продуцируемого клетками); а из-за нехватки селена и магния снижается производство антител.
    После перенесенной инфекции ослабленному организму необходимы ферменты, содержащиеся в овощах, зелени, фруктах, проростках, но больше всего их в кисломолочных продуктах — кефире, биокефире, мацони, простокваше, натуральном домашнем йогурте, в квашеных продуктах — капусте, свекле, яблоках, огурцах, помидорах, сливах, арбузах, моркови. А для выведения из организма токсинов показаны щелочная минеральная вода, травяные чаи, клюквенный морс, брусника с медом, чай из имбиря, корицы, кардамона, кориандра, небольшого количества мускатного ореха [25, 26].

    Заключение

    Таким образом, только комплексный подход к лечению детей с респираторной патологией, в том числе правильный выбор медикаментозной терапии, назначение физических методов реабилитации, включающих дренажный массаж при кашле, дыхательную гимнастику в период реконвалесценции, и соблюдение правил питания способствуют успешному выздоровлению и позволяют ребенку избежать осложнений.

1. Заплатников А.Л., Коровина Н.А. Принципы лечения острых респираторных вирусных инфекций и гриппа у детей в амбулаторных условиях // Педиатрия. Приложение к журналу Consilium Medicum. 2010. №3. С.40–46 [Zaplatnikov A.L., Korovina N.A. Principy lechenija ostryh respiratornyh virusnyh infekcij i grippa u detej v ambulatornyh uslovijah // Pediatrija. Prilozhenie k zhurnalu Consilium Medicum. 2010. №3. S.40–46 (in Russian)].
2. Острые респираторные заболевания у детей: лечение и профилактика. Научно-практическая программа Союза педиатров России. М.: Международный фонд охраны здоровья матери и ребенка. 2002. 69 с. [Ostrye respiratornye zabolevanija u detej: lechenie i profilaktika / Nauchno-prakticheskaja programma Sojuza pediatrov Rossii. M.: Mezhdunarodnyj fond ohrany zdorov’ja materi i rebenka. 2002. 69 s. (in Russian)].
3. Dzau V.J., Ginsburg G.S. Realizing the full potential of precision medicine in health and health care // JAMA. 2016. Vol. 316. Р.1659–1660.
4. Meeting of the WHO working group on polymerase chain reaction protocols for detecting subtype influenza A viruses // Weekly Epidemiological Record (WER). 2010. Vol. 85(46). Р.453–460.
5. Гладких Р.А., Молочный В.П., Бутакова Л.В. и др. Клинико-этиологическая характеристика острых респираторных вирусных инфекций у госпитализированных детей города Хабаровска в эпидемических сезонах 2014–2017 гг. // Детские инфекции. 2018. Т.17. №2. С.6–13 [Gladkih R.A., Molochnyj V.P., Butakova L.V. i dr. Kliniko-jetiologicheskaja harakteristika ostryh respiratornyh virusnyh infekcij u gospitalizirovannyh detej goroda Habarovska v jepidemicheskih sezonah 2014–2017 gg. // Detskie infekcii. 2018. T.17. №2. S.6–13 (in Russian)].
6. Царегородцев А.Д., Сухоруков В.С., Кушнарева М.В. и др. Актуальные вопросы персистирующих инфекций в педиатрии // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2017. Т.62. №4. С.219–220 [Caregorodcev A.D., Suhorukov V.S., Kushnareva M.V. i dr. Aktual’nye voprosy persistirujushhih infekcij v pediatrii // Rossijskij vestnik perinatologii i pediatrii. 2017. T.62. №4. S.219–220 (in Russain)].
7. Chang A., Oppenheimer J., Weinberger M. et al. CHEST Expert Cough Panel. Etiologies of Chronic Cough in Pediatric Cohorts: CHEST Guideline and Expert Panel Report // Chest. 2017. Vol. 152. Р.607–617.
8. Leconte S., Valentin S., Dromelet Е., De Jonghe М. Prolonged Cough in Pediatric Population First Line Care, Belgian Guidelines // Open Respir. Med. J. 2017. Vol. 11. Р.54–66.
9. Руженцова Т.А. Противовоспалительная терапия острых респираторных заболеваний // Лечащий врач. 2017. №9. С.20 [Ruzhencova T. A. Protivovospalitel’naja terapija ostryh respiratornyh zabolevanij // Lechashhij Vrach. 2017. №9. S.20 (in Russian)].
10. Исаков В.А., Беляева Т.В., Афанасьева О.И. Оптимизация противовирусной терапии гриппа у детей и взрослых // Вопросы современной педиатрии 2013. №12(1). С.136–140 [Isakov V.A., Beljaeva T.V., Afanas’eva O.I. Optimizacija protivovirusnoj terapii grippa u detej i vzroslyh // Voprosy sovremennoj pediatrii 2013. №12(1). S.136–140 (in Russian)].
11. Мачарадзе Д.Ш., Янаева Х.А., Пешкин В.И. Особенности лечения ОРВИ // Лечащий врач. №1. 2018. C.38–41 [Macharadze D.Sh., Janaeva H.A., Peshkin V.I. Osobennosti lechenija ORVI // Lechashhij vrach. №1. 2018. C.38–41 (in Russian)].
12. Leconte S., Valentin S., Dromelet Е., De Jonghe М. Prolonged Cough in Pediatric Population First Line Care, Belgian Guidelines // Open Respir. Med. J. 2017. Vol. 11. Р. 54–66.
13. Kim J.S., Jobin C. The flavonoid luteolin prevents lipopolysaccharide-induced NF-κB signalling and gene expression by blocking IκB kinase activity in intestinal epithelial cells and bone-marrow derived dendritic cells // Immunology. 2005. Vol. 115(3). Р.375–387.
14. Tarle D., Petricic J., Kupinic M. Antibiotic effect of aucubin, saponins and extract of plantain leaf // Herba or folium Plantaginis lanceolatae. Farm Glas. 1981. Vol. 37. Р.351–354.
15. Strzelecka H., Glinkowska G., Skopínska-Rózewska E. et al. // Immunotropic activity of plant extracts. Influence of water extracts of chosen crude drugs on humoral and cellular immune response // Herba Pol. 1995. Vol. 41. Р.23–32.
16. Дербенева М.Л., Гусева А.Л. Некоторые аспекты диагностики и лечения кашля // Медицинский совет. 2016. №4. С.64-67 [Derbeneva M.L., Guseva A.L. Nekotorye aspekty diagnostiki i lechenija kashlja // Medicinskij sovet. 2016. №4. S.64-67 (in Russian)].
17. Клячкина И.Л., Белоцерковская Ю.Г., Романовских А.Г. Мукорегуляторы в программе лечения острой респираторной вирусной инфекции // РМЖ. 2018. №3(1). С.14–18 [Kljachkina I.L., Belocerkovskaja Ju.G., Romanovskih A.G. Mukoreguljatory v programme lechenija ostroj respiratornoj virusnoj infekcii // RMZh. 2018. №3(1). S.14–18 (in Russain)].
18. Zheng С.Н., Ahmed К., Rikicomi N. et al. The effects of S-carboxymethylcysteine and N-acetylcysteine on the adherence of Moraxella catarrhalis to human pharyngeal epithelial cells // Microbiol. Immunol. 1999. Vol. 43(2). Р.107–113.
19. Aruoma O.I., Halliwell В., Ноеy В.М. The antioxidaпt action of N-acetylcysteine: its reaction with hydrogen peroxide, hvdroxyl radical, superoxide and hypochlorous acid // Free Radic. Biol. Med. 1989. №6(6). Р.593–597.
20. Zuin R., Palamidese A., Negrin R. High–dose N–acetylcysteine in patients with exacerbations of chronic obstructive pulmonary disease // Clin. Drug Investig. 2005. №25(6). Р.401–408.
21. Клинические рекомендации: Острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ) у детей / Союз педиатров России. 2016. 39 c. [Klinicheskie rekomendacii: Ostraja respiratornaja virusnaja infekcija (ORVI) u detej / Sojuz pediatrov Rossii. 2016. 39 s. (in Russain)].
22. Григорьев К.И. Острые респираторные вирусные инфекции у детей // Медицинская сестра. 2018. №4. С.9–18 [Grigor’ev K.I. Ostrye respiratornye virusnye infekcii u detej // Medicinskaja sestra. 2018. №4. S.9–18 (in Russain)].
23. Arif M. M. S. B. R. N. Effectiveness of chest physiotherapy in the management of bronchiectasis // Annals. 2014. Vol. 20. Р.205–219.
24. Шемякина Т.А., Голикова Е.В., Кондратьева Е.И. и др. Дыхательная гимнастика как средство реабилитации детей с патологией органов дыхания дошкольного возраста // Вопросы современной педиатрии. 2007. Т.6. №4. С.137–141 [Shemjakina T.A., Golikova E.V., Kondrat’eva E.I. i dr. Dyhatel’naja gimnastika kak sredstvo reabilitacii detej s patologiej organov dyhanija doshkol’nogo vozrasta // Voprosy sovremennoj pediatrii. 2007. T.6. №4. S.137–141 (in Russian)].
25. Оценка состояния питания и определение потребности в нутритивной поддержке: учеб. пособие для системы послевузовского проф. образования врачей / под ред. А.В. Пугаева, Е.Е. Ачкасова. М.: Российская акад. естественных наук, Московская мед. акад. им. И.М. Сеченова. 2007. 59 с. [Ocenka sostojanija pitanija i opredelenie potrebnosti v nutritivnoj podderzhke: uchebnoe posobie dlja sistemy poslevuzovskogo prof. obrazovanija vrachej / pod red. A.V. Pugaeva, E.E. Achkasova. M.: Rossijskaja akad. estestvennyh nauk, Moskovskaja med. akad. im. I.M. Sechenova. 2007. 59 s. (in Russain)].
26. Старцева С.Е., Красавина Н.А. Повторные ОРВМ и питание у детей дошкольного возраста — есть ли связь между ними? // Пермский медицинский журнал. 2017. Т.34. №5. С.95–101 [Starceva S.E., Krasavina N.A. Povtornye ORVM i pitanie u detej doshkol’nogo vozrasta — est’ li svjaz’ mezhdu nimi? // Permskij medicinskij zhurnal. 2017. T.34. №5. S.95–101 (in Russain)].
Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше