28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Гиперактивность у детей: мифы и реальность
string(5) "39327"
1
ФГАУ ННПЦЗД МЗ РФ, Москва ФГБОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» МЗ РФ, Москва
В первой части статьи нашли отражение основные мифы о гиперактивности и синдроме гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ) у детей. Каждое из приводимых положений снабжено соответствующим комментарием автора. Последовательно рассматриваются современные представления об этиопатогенетических, генетических, диагностических и терапевтических аспектах этих состояний, включая дискутабельные вопросы. Во второй части статьи описаны доступные методы терапии СДВГ. Помимо средств фармакотерапии, рассматриваются альтернативные подходы к лечению СДВГ, включая систему биологической обратной связи, использование комбинации витаминов и минеральных веществ, нейродиетологии и т. д. При описании фармакологического лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью особый упор сделан на новой лекарственной форме препарата аминофенилмасляной кислоты и особенностях его применения в различных клинических ситуациях.

Ключевые слова: дети, гиперактивность, СДВГ, аминофенилмасляная кислота, анвифен, лечение, нейродиетология.
Hyperactivity in children: myths and reality
Studenikin V.M. 

National Scientific and Practical Center of Children's Health, Moscow
Russian National Research Medical University named after N.I. Pirogov, Moscow

First part of the article comprises the basic myths concerning hyperactivity and attention deficit/hyperactivity disorder (ADHD) in children. Each of these statements is provided with proper author’s comment. Contemporary notions on etiopathogenetic, genetic, diagnostic and therapeutic aspects of these conditions, including the disputable points, are consistently considered. Second part of the article describes the available treatment for ADHD. Aside from pharmacological agents, some alternative approaches to ADHD treatment are covered, including biological feedback system, vitamin/minerals combination use, neurodietology etc. In the description of pharmacological treatment for ADHD, the role of aminophenylbutyric acid medicine novel form is stressed and the peculiarities of its use in various clinical situations are referred.

Key words: children, hyperactivity, ADHD, aminophenylbutyric acid, anvifen, treatment, neurodietology.
For citation: Studenikin V.M. Hyperactivity in children: myths and reality // RMJ. 2017. № 12. P.914 –919.

Рассмотрена проблема гиперактивности у детей

Гиперактивность у детей: мифы и реальность
    Гиперактивные дети – одна из актуальных проблем современной нейропедиатрии, которой посвящено множество публикаций в медицинской периодике [1-6]. Эту проблему окружает множество мифов, причем нередко противоречивых и совершенно ни на чем не основанных. К сожалению, даже среди врачей бытует немало дискутабельных, а зачастую просто неверных представлений по этому вопросу, которые хотелось бы прояснить. Представляем некоторые мифы, наиболее широко распространенные в медицинской среде, с соответствующими комментариями.

    Миф 1. 

   

    Гиперактивность и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – это одно и то же


    Комментарий. Как минимум, существуют две разновидности гиперактивности у детей: 1) СДВГ, 2) гиперактивность без СДВГ. Следует определить СДВГ как этиологически гетерогенную группу нарушений поведения у детей старше 5-летнего возраста: нарушение внимания и гиперактивность, потенциально приводящие к нарушениям обучения, снижению качества жизни и/или антисоциальному поведению [1–4]. Диагноз СДВГ устанавливается детям в возрасте старше 5 лет. Гиперактивность без СДВГ (в частности, как один из исходов перинатального поражения нервной системы) может наличествовать у детей любого возраста и при этом никогда не трансформироваться в СДВГ [4].

    Миф 2. 

   

    СДВГ – это не болезнь, а синдром


    Комментарий. СДВГ является термином, принятым к использованию в нашей стране. Следует помнить, что в настоящее время за рубежом это патологическое состояние обозначается англоязычным термином attention deficit/hyperactivity disorder (ADHD или AD/HD), т. е. о синдроме как сугубо совокупности определенных симптомов речь не идет [1, 2].

    Миф 3.

   

СДВГ – это психическое заболевание


    Комментарий. Хотя в соответствии с действующей в настоящее время Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) СДВГ относится к психиатрической рубрике F90 («Гиперкинетические расстройства»), точнее – F90.0 («Нарушение активности и внимания»), это состояние скорее является не расстройством психики, а нарушением поведения. Поэтому проблемой СДВГ занимаются не только психиатры, но и неврологи, педиатры и медицинские психологи [3].

    Миф 4. 

   

     СДВГ – это чисто генетическое заболевание

    Комментарий. Большинство приверженцев американской этиопатогенетической концепции СДВГ склонны считать генетические факторы определяющим моментом при этом патологическом состоянии. По разным данным, генетическая предрасположенность к СДВГ свойственна 40–75% пациентов [1–4]. Предполагается, что средовое воздействие (эндогенные, экзогенные, пренатальные, постнатальные, психосоциальные, токсические, инфекционные и алиментарные факторы; паттерны воспитания в семье, имитационное поведение и т. д.) также чрезвычайно важно в формировании гиперактивности и СДВГ [3].

    Миф 5. 

        СДВГ – результат неумеренного использования различных гаджетов и воздействия телевидения


    Комментарий. Персональные компьютеры (ПК) и телевидение (ТВ) – постоянные спутники современных детей и подростков. Официальная медицина не располагает объективными доказательствами того, что многочасовой просмотр ТВ-программ является значимым фактором в формировании СДВГ [1]. Дискутабельной остается роль ПК при этом виде патологии. В любом случае детям и подросткам с СДВГ следует рекомендовать ограничить время, проводимое в интернете, за просмотром ТВ-программ и видеофильмов, а также при обмене SMS-сообщениями [1, 2].

    Миф 6. 

    Четких критериев СДВГ не существует

    Комментарий. В МКБ-10 изложены абсолютно четкие критерии СДВГ, устанавливаемые на основании соответствующего опросника, состоящего из трех блоков вопросов (табл. 1) [3]. В США для установления диагноза СДВГ используются сходные с ними критерии DSM-V (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders), имеющие некоторые отличия (табл. 2) [3, 4]. Последние иногда используются в Российской Федерации, хотя предпочтение следует отдавать вышеупомянутым критериям МКБ-10. 
Таблица 1. Критерии СДВГ по МКБ-10
Таблица 2. Диагностические критерии СДВГ по рекомендациям DSM-V

    Миф 7. 

    СДВГ – неизлечимое заболевание

    Комментарий. При СДВГ биохимические/нейрохимические изменения в ЦНС касаются нарушения метаболизма нейромедиаторов, в первую очередь катехоламинов; при этом у пациентов имеется ряд особенностей церебрального метаболизма, серотонина, дофамина, а также глюкозы. Эти изменения считаются относительно стационарными, хотя в определенной степени поддаются коррекции на современном этапе развития медицины. Существуют как фармакологические, так и нефармакологические подходы к коррекции этого состояния. Поэтому СДВГ не только поддается лечению, но и подлежит терапии как любое нарушение поведения [1–4].

    Миф 8. 

    При СДВГ страдает (снижен) интеллект
Комментарий. Большинство экспертов в области изучения СДВГ сходятся во мнении, что интеллект при СДВГ обычно не страдает. Но при этом у детей и подростков с СДВГ отмечаются когнитивные нарушения, т. е. у ребенка снижается способность к обучению/научению, что сопровождается снижением академической успеваемости [1–4].

    Миф 9. 

    СДВГ лечится только психостимуляторами
    Комментарий. Если перечислить весь арсенал медикаментозных средств, используемых в различных странах мира для лечения СДВГ, то в числе фармакологических препаратов окажутся следующие: 
    1)  психостимуляторы (метилфенидат, декстроамфетамин и др.); 
    2)  антидепрессанты трициклические и более новые (имипрамин, дезипрамин, бупропион); 
    3) модулятор (атомоксетин); 
    4) центральные α2-стимуляторы (клонидин и др.); 
    5) анксиолитики (буспирон и др.); 
    6)  препараты ноотропного действия (аминофенилмасляная кислота, глицин и др.) [1–4].

    Миф 10.

    СДВГ лечится без лекарств

    Комментарий. Альтернативные (нефармакологические) подходы к терапии СДВГ у детей и подростков не только существуют, но и достаточно многочисленны: модификация поведения (психотерапия), метод биологической обратной связи (БОС), витаминотерапия, диетотерапия (нейродиетология) и т. д. [1, 2, 7–10]. При этом необходимо отметить, что доказательная медицина не подтверждает их эффективности.

    Миф 11. 

    Ноотропы при СДВГ бесполезны (не эффективны)

    Комментарий. Многолетний опыт, накопленный представителями различных врачебных специальностей в России и некоторых других странах, указывает на целесообразность, а иногда – прямую необходимость использования препаратов ноотропного действия при СДВГ [4]. 

    Миф 12. 

   

    Лечение СДВГ вызывает привыкание к фармпрепаратам

    Комментарий. Ни одно из фармакологических средств, разрешенных к использованию при лечении СДВГ у детей и применяемых в Российской Федерации, не обладает свойством вызывать привыкание и/или психическую/физическую зависимость у принимающих препарат пациентов [4].

    Миф 13.

    СДВГ можно не лечить 

    Комментарий. С одной стороны, СДВГ не представляет непосредственной угрозы для жизни и здоровья пациентов, а также не приводит к инвалидизации, как детский церебральный паралич или эпилепсия. С другой стороны, необходимо отметить, что СДВГ крайне редко встречается в изолированном виде (ADHD simplex). Существенно чаще СДВГ сопровождается теми или иными коморбидными состояниями (ADHD complex): нарушения эмоционального и двигательного контроля, коммуникативные и тикозные расстройства, так называемые «нарушения комфорта» (мигрень, энурез, синдром раздраженного кишечника), деструктивное поведение, нарушения обучения (дислексия, дискалькулия, дисграфия, дизорфография), склонность к потреблению алкоголя, табакокурению и токсикомании; пароксизмальные состояния (включая синдром беспокойных ног и эпилепсию) [1–6]. Среди последних следует обратить особое внимание на эпилепсию [11]. Вполне естественно, что перечисленные болезни и патологические состояния подлежат терапевтической коррекции.

    Миф 14. 

   

    Ортомолекулярный психиатрический подход –  основа лечения СДВГ

    Комментарий. Методы, используемые сторонниками так называемой ортомолекулярной психиатрии на протяжении 1970–1980-х гг., предусматривали назначение «мегадоз» отдельных витаминов, т. е. доз, которые во много раз превышали физиологическую потребность организма в этих веществах. Вполне естественно, что в подобных ситуациях неминуемо возникал риск реализации токсических эффектов используемых витаминов (остро возникающие гипервитаминозы), что превращало используемую лечебную стратегию в высшей степени небезопасную [3, 7, 10]. Сама ортомолекулярная психиатрия в настоящее время рассматривается как не доказательная и сомнительная дисциплина (отношение к ней напоминает отношение к гомеопатии в последнее время).

    Миф 15.

    Лечебная диета – основа терапии СДВГ
    Комментарий. На протяжении ряда лет принято считать, что пищевая аллергия/непереносимость – один из факторов формирования гиперактивности у детей, а использование элиминационных диет приводит к частичной или полной коррекции СДВГ, а также коморбидных состояний. В частности, широко применяется диета Файнголда (низкосалицилатная), при которой из рациона питания детей исключают пищевые источники натуральных салицилатов. Кроме того, не рекомендуется использовать продукты, содержащие искусственные ароматизаторы, синтетические красители и прочие пищевые добавки. Потребление сахара и искусственных подсластителей следует существенно ограничить или исключить [3, 7, 10]. Громова О.А. и соавт. (2010) считают комбинированные препараты магния и пиридоксина основой нутрициального подхода к патогенетической терапии детей с СДВГ [12].

    Лечение СДВГ и гиперактивности

    В настоящее время в нашей стране и за рубежом в лечении СДВГ в качестве основного терапевтического средства используется препарат атомоксетин (пресинаптический/постсинаптический модулятор дофамина и норадреналина на уровне рецепторов). Применение этого фармакологического средства противопоказано детям, возраст которых не достиг 6 лет [13].
    В случаях когда по достижении пациентом 5-летнего возраста диагноз СДВГ является установленным, но инициация лечения вышеупомянутым препаратом невозможна в силу возрастных ограничений или по каким-либо другим причинам, прибегают к иным методам терапии. В качестве альтернативы могут применяться препараты седативного действия как растительного, так и синтетического происхождения; препараты магния или комбинация магния с пиридоксином, лецитин, а также средства ноотропного действия [4, 14–17]. В ситуациях, когда гиперактивность у ребенка не может трактоваться как СДВГ, предусмотрена аналогичная терапевтическая тактика [4].
    Методами комплементарного лечения СДВГ являются применение системы БОС, поведенческая терапия, а также нейродиетологический подход [1–4, 7, 10].
Из ноотропных средств, применяемых для лечения СДВГ, внимания заслуживает препарат Анвифен® (ООО «АнвиЛаб», Россия). Его действующим веществом является аминофенилмасляная кислота – производное γ-аминомасляной кислоты [18]. 
    Аминофенилмасляная кислота облегчает ГАМК-опосредованную передачу нервных импульсов в ЦНС за счет прямого воздействия на ГАМК-ергические рецепторы. Нейротропное действие Анвифена проявляется сочетанием транквилизирующего и активирующего эффектов. Это лекарственное средство обладает антиагрегантным действием, а также характеризуется наличием доказанного антиоксидантного и противосудорожного эффектов [19, 20]. Препарат также обладает способностью к улучшению функционального состояния головного мозга за счет нормализации церебрального метаболизма и кровотока (увеличивает объемную и линейную скорость мозгового кровотока, уменьшает сопротивление мозговых сосудов, улучшает микроциркуляцию). Анвифен® способствует снижению и/или исчезновению чувства тревоги, напряженности, беспокойства и страха, обеспечивает нормализацию сна. 
    Другие фармакологические свойства аминофенилмасляной кислоты, определяющие показания к применению препаратов на ее основе в неврологии: удлиняет латентный период и укорачивает продолжительность и выраженность нистагма; уменьшает проявления астении и нивелирует вазовегетативные симптомы; повышает физическую и умственную работоспособность; улучшает целый ряд психологических показателей (внимание, память, скорость и точность сенсорно-моторных реакций); способствует нормализации процессов перекисного окисления липидов; при тяжелых черепно-мозговых травмах увеличивает число митохондрий в перифокальных областях; улучшает течение биоэнергетических процессов в головном мозге [19, 20]. При этом необходимо отметить, что aминофенилмасляная кислота не влияет на холино- и адренорецепторы [18].
    Лохов М.И. и соавт. (2014) провели кросс-корреляционный анализ отношений между различными зонами коры головного мозга у детей с СДВГ и другими пограничными психическими расстройствами, применив метод компьютерной электроэнцефалографии и уделив особое внимание психофармакотерапевтическим аспектам при указанных нарушениях [21]. Всего было обследовано 2000 пациентов в возрасте 3–11 лет, а 300 практически здоровых детей аналогичного возраста составили группу сравнения. Исследователи отмечают, что применение препарата Анвифен® в указанной клинической ситуации увеличивает мощность ритмической активности головного мозга альфа- и бета-диапазона, что, по их мнению, сходно с эффектом, оказываемым психостимуляторами. Авторы дают высокую оценку этой лекарственной форме аминофенилмасляной кислоты в лечении пограничных психических расстройств в детском возрасте [21]. 
    Следует полностью согласиться с мнением Н.В. Пизовой (2012), считающей Анвифен® одним из базовых препаратов в лечении СДВГ [22]. В любом случае, по-видимому, следует признать, что Анвифен® может служить средством альтернативной терапии СДВГ в тех случаях, когда у пациентов не отмечается положительного ответа на стартовую терапию препаратом атомоксетин (единственный препарат, предназначенный исключительно для лечения СДВГ, представленный в РФ).
    Появление в арсенале российских фармакологических средств новой лекарственной формы аминофенилмасляной кислоты (в капсулах по 50 мг и 250 мг) не могло не привлечь внимания детских неврологов. Поэтому вполне закономерно, что среди публикаций последних лет фигурируют работы, посвященные применению препарата Анвифен® не только при СДВГ, но и в таких клинических ситуациях, как тикозные расстройства (тики), дезадаптационные (психовегетативные) расстройства у детей и подростков с головной болью напряжения, острые нарушения мозгового кровообращения (ишемические инсульты и транзиторные ишемические атаки), анорексия у детей раннего и младшего возраста, ночные кошмары у детей и т. д. [18, 19, 23–31]. Спектр патологий, при которых могут применяться препараты аминофенилмасляной кислоты, не исчерпывается перечисленными выше нозологическими формами. В аннотации к препарату Анвифен® фигурируют и другие показания к его использованию, включая астенические и тревожно-невротические состояния, заикание (логоневроз), ночной энурез, болезнь Меньера и головокружения, ассоциированные с дисфункциями вестибулярного анализатора различного генеза; нарушения сна (бессонница), укачивание при кинетозах (болезнь движения), синдром хронической усталости и др. [13].
    Препарат Анвифен® отличают 2 важных преимущества (по сравнению с другими препаратами аминофенилмасляной кислоты): 1) лекарственная форма в виде капсул (капсулы небольшого размера); 2) наличие дозировки по 50 мг и 250 мг. Именно капсулированная форма препарата аминофенилмасляной кислоты обеспечивает более щадящее воздействие на различные отделы желудочно-кишечного тракта, а сами 50 мг капсулы удобны в применении при лечении детей, начиная с 3-летнего возраста (дозирование: возраст 3–8 лет – 50–100 мг 3 р./сут, 8–14 лет – 250 мг 3 р./сут, >14 лет – 250–500 мг 3 р./сут) [13]. Дополнительными положительными качествами препарата являются его низкая токсичность, отсутствие аллергического действия, а также эмбриотоксических, тератогенных и канцерогенных свойств.
    Rajeh A. et al. (2017) при сопоставлении возможностей лечения СДВГ оценивают только фармакологические психостимуляторы и поведенческую терапию, отмечая сомнительный отдаленный эффект при использовании обоих подходов [32]. Не исключено, что именно применение препаратов ноотропного действия при СДВГ позволит добиться не только коррекции основных проявлений этого состояния, но и стабилизировать результаты терапии, добившись существенного повышения качества жизни пациентов данной категории.

1. Cиндром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи (экспертный доклад). М.: CAF. 2007. С. 64 [Cindrom deficita vnimanija s giperaktivnost'ju (SDVG): jetiologija, patogenez, klinika, techenie, prognoz, terapija, organizacija pomoshhi (jekspertnyj doklad). M.: CAF. 2007. S. 64 (in Russian)].
2. Патофизиологическая диагностика и психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ (экспертный доклад). М.: CAF. 2007. С. 42 [Patofiziologicheskaja diagnostika i psihologo-pedagogicheskaja pomoshh' detjam s SDVG (jekspertnyj doklad). M.: CAF. 2007. S. 42 (in Russian)].
3. Студеникин В.М., Балканская С.В., Шелковский В.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: диагностика и лечение // Леч. врач. 2010. №1. С. 31–34 [Studenikin V.M., Balkanskaja S.V., Shelkovskij V.I. Sindrom deficita vnimanija i giperaktivnosti: diagnostika i lechenie // Lech. vrach. 2010. №1. S. 31–34 (in Russian)].
4. Студеникин В.М. Гиперактивность ребенка: болезнь или характер? // iDoctor. 2016 (сентябрь). C. 46–48 [Studenikin V.M. Giperaktivnost' rebenka: bolezn' ili harakter?//iDoctor. 2016 (sentjabr'). S. 46–48 (in Russian)].
5. Garipardic M., Doğan M., Bala K.A. et al. Association of attention deficit hyperactivity disorder and autism spectrum disorders with mean platelet volume and vitamin D // Med. Sci. Monit. 2017. Vol. 23. P. 1378–1384.
6. Einziger T., Levi L., Zilberman-Hayun Y., Auerbach J.G., et al. Predicting ADHD symptoms in adolescence from early childhood temperament traits // J. Abnorm. Child Psychol. 2017. Mar. 20. doi: 10.1007/s10802-017-0287-4.
7. Cтуденикин В.М. Питание и поведение: детская психонейродиетология // Ж. неврол. психиатрии. 2014. №1. С. 71–74 [Ctudenikin V.M. Pitanie i povedenie: detskaja psihonejrodietologija // Zh. nevrol. psihiatrii. 2014. №1. S. 71–74 (in Russian)].
8. Студеникин В.М., Кузенкова Л.М. Применение комбинированных препаратов магния и пиридоксина при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Фарматека. 2014. №1(274). С. 91–95 [Studenikin V.M., Kuzenkova L.M. Primenenie kombinirovannyh preparatov magnija i piridoksina pri sindrome deficita vnimanija s giperaktivnost'ju u detej // Farmateka. 2014. №1(274). S. 91–95 (in Russian)].
9. Студеникин В.М. Возможности применения поливитаминных комплексов в нейропедиатрии // Леч. врач. 2013. №9. С. 60–64 [Studenikin V.M. Vozmozhnosti primenenija polivitaminnyh kompleksov v nejropediatrii // Lech. vrach. 2013. №9. S. 60–64 (in Russian)].
10. Студеникин В.М., Горюнова А.В., Грибакин С.Г. и др. Нейродиетология детского возраста (коллективная монография) / под ред. Студеникина В.М. М.: Династия. 2012. С. 193–203 [Studenikin V.M., Gorjunova A.V., Gribakin S.G. i dr. Nejrodietologija detskogo vozrasta (kollektivnaja monografija)» / рod red. Studenikina V.M. M.: Dinastija. 2012. S. 193–203 (in Russian)].
11. Студеникин В.М., Шелковский В.И., Турсунхужаева С.Ш. и др. Эпилепсия в нейропедиатрии (коллективная монография) / под ред. Студеникина В.М. М.: Династия. 2011. С. 390–405 [Studenikin V.M., Shelkovskij V.I., Tursunhuzhaeva S.Sh., i dr. Jepilepsija v nejropediatrii (kollektivnaja monografija) / рod red. Studenikina V.M. M.: Dinastija. 2011. S. 390–405 (in Russian)].
12. Громова О.А., Красных Л.М., Лиманова О.А., Кутузова Н.А. Коррекция витаминного статуса при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // РПЖ. 2004. № 2. С. 53–55 [Gromova O.A., Krasnyh L.M., Limanova O.A., Kutuzova N.A. Korrekcija vitaminnogo statusa pri sindrome deficita vnimanija s giperaktivnost'ju // RPZh. 2004. № 2. S. 53–55 (in Russian)].
13. Федеральное руководство по использованию лекарственных средств (формулярная система). Вып. XVII. М.: Эхо. 2016. 1045 c. [Federal'noe rukovodstvo po ispol'zovaniju lekarstvennyh sredstv (formuljarnaja sistema). Vyp. XVII. M.: Jeho. 2016. 1045 s. (in Russian)].
14. Студеникин В.М., Турсунхужаева С.Ш., Шелковский В.И., Кузенкова Л.М. Седативные препараты растительного происхождения в детской неврологии // Эффективная фармакотерапия. Педиатрия. 2013. №1. С. 28–30 [Studenikin V.M., Tursunhuzhaeva S.Sh., Shelkovskij V.I., Kuzenkova L.M. Sedativnye preparaty rastitel'nogo proishozhdenija v detskoj nevrologii // Jeffektivnaja farmakoterapija. Pediatrija. 2013. №1. S. 28–30 (in Russian)].
15. Студеникин В.М., Турсунхужаева С.Ш., Кузенкова Л.М. и др. Препараты магния в коррекции повышенной возбудимости у детей // Фарматека. 2013. №7(260). С. 23–26 [Studenikin V.M., Tursunhuzhaeva S.Sh., Kuzenkova L.M., i dr. Preparaty magnija v korrekcii povyshennoj vozbudimosti u detej // Farmateka. 2013. №7(260). S. 23–26 (in Russian)].
16. Студеникин В.М., Балканская С.В., Шелковский В.И. Влияние лецитина на неврологический статус детей // Леч. врач. 2009. №6. C. 46–49 [Studenikin V.M., Balkanskaja S.V., Shelkovskij V.I. Vlijanie lecitina na nevrologicheskij status detej // Lech. vrach. 2009. №6. C. 46–49 (in Russian)].
17. Ноотропы в когнитивной неврологии детского возраста (методическое пособие для врачей). М.: МЗиСР РФ/НЦЗД. 2010. С. 54 [Nootropy v kognitivnoj nevrologii detskogo vozrasta (metodicheskoe posobie dlja vrachej). M.: MZiSR RF/NCZD. 2010. S. 54 (in Russian)].
18. Лукушкина Е.Ф., Карпович Е.И., Чабан О.Д. Аминофенилмасляная кислота (анвифен): клинико-фармакологические аспекты и опыт применения в детской неврологии // РМЖ. Педиатрия. 2014. Т. 22. №3. С. 228–231 [Lukushkina E.F., Karpovich E.I., Chaban O.D. Aminofenilmasljanaja kislota (anvifen): kliniko-farmakologicheskie aspekty i opyt primenenija v detskoj nevrologii // RMZh. Pediatrija. 2014. Т. 22. №3. S. 228–231 (in Russian)].
19. Зыков В.П., Комарова И.Б. Возможность использования аминофенилмасляной кислоты в практике детского невролога // РМЖ. Педиатрия. 2013. Т. 21. №24. С. 1166–1168 [Zykov V.P., Komarova I.B. Vozmozhnost' ispol'zovanija aminofenilmasljanoj kisloty v praktike detskogo nevrologa // RMZh. Pediatrija. 2013. Т. 21. №24. S. 1166–1168 (in Russian)].
20. Студеникин В.М., Шелковский В.И., Кузенкова Л.М. Тикозные расстройства и роль препарата аминофенилмасляной кислоты в их лечении // Фарматека. Cпецвып. «Психиатрия/Неврология». 2013. C. 20–24 [Studenikin V.M., Shelkovskij V.I., Kuzenkova L.M. Tikoznye rasstrojstva i rol' preparata aminofenilmasljanoj kisloty v ih lechenii // Farmateka. Cpecvyp. «Psihiatrija/Nevrologija». 2013. S. 20–24 (in Russian)].
21. Лохов М.И., Фесенко Ю.А., Шигашов Д.Ю. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью: диагностика и психофармакотерапия // Фарматека. 2014. Т. 11(284). С. 69–74 [Lohov M.I., Fesenko Ju.A., Shigashov D.Ju. Sindrom narushenija vnimanija s giperaktivnost'ju: diagnostika i psihofarmakoterapija // Farmateka. 2014. Т. 11(284). S. 69–74 (in Russian)].
22. Пизова Н.В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности // Consilium medicum. Педиатрия. 2012. №2. C. 27–31 [Pizova N.V. Sindrom deficita vnimanija i giperaktivnosti // Consilium medicum. Pediatrija. 2012. №2. S. 27–31 (in Russian)].
23. Цукурова Л.А., Егоров К.А. Пути оптимизации помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения в Краснодарском крае // Здоровье и образование в XXI веке. 2011. Т. 13(3). С. 450 [Cukurova L.A., Egorov K.A. Puti optimizacii pomoshhi bol'nym s ostrymi narushenijami mozgovogo krovoobrashhenija v Krasnodarskom krae // Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke. 2011. Т. 13(3). S. 450 (in Russian)].
24. Делягин В.М. Ночные кошмары у детей // РМЖ. Мать и дитя. Педиатрия. 2012. Т. 20(16). C. 822–823 [Deljagin V.M. Nochnye koshmary u detej // RMZh. Mat' i ditja. Pediatrija. 2012. Т. 20(16). S. 822–823 (in Russian)].
25. Делягин В.М. Тики у детей // РМЖ. Мать и дитя (Акушерство/Гинекология и Педиатрия). 2013. Т. 21(14). С. 784–787 [Deljagin V.M. Tiki u detej // RMZh. Mat' i ditja (Akusherstvo/Ginekologija i Pediatrija). 2013. Т. 21(14). S. 784–787 (in Russian)].
26. Делягин В.М. Анорексия у детей раннего и младшего возраста // Сonsilium medicum. Педиатрия. 2014. №1. C. 100–102 [Deljagin V.M. Anoreksija u detej rannego i mladshego vozrasta // Сonsilium medicum. Pediatrija. 2014. №1. S. 100–102 (in Russian)].
27. Есин Р.Г., Есин О.Р., Шамсутдинова Р.Ф. Современные подходы к коррекции дезадаптационных (психовегетативных) расстройств у детей и подростков с головной болью напряжения // Педиатрия. 2015. Т. 94(1). С. 106–112 [Esin R.G., Esin O.R., Shamsutdinova R.F. Sovremennye podhody k korrekcii dezadaptacionnyh (psihovegetativnyh) rasstrojstv u detej i podrostkov s golovnoj bol'ju naprjazhenija // Pediatrija. 2015. Т. 94(1). S. 106–112 (in Russian)].
28. Захаров В.В., Вахнина Н.В. Дифференциальный диагноз и лечение когнитивных нарушений // РМЖ. Неврология. 2013. Т. 21(10). С. 518–523 [Zaharov V.V., Vahnina N.V. Differencial'nyj diagnoz i lechenie kognitivnyh narushenij // RMZh. Nevrologija. 2013. Т. 21(10). S. 518–523 (in Russian)].
29. Косарев В.В., Бабанов С.А. Клиническая фармакология современных ноотропов и их место в терапии кинетозов (укачивания) // Медицинский совет. 2013. №2. C. 66–71 [Kosarev V.V., Babanov S.A. Klinicheskaja farmakologija sovremennyh nootropov i ih mesto v terapii kinetozov (ukachivanija) // Medicinskij sovet. 2013. №2. S. 66–71 (in Russian)].
30. Дементьев В.В., Василенко А.А., Попов Ю.А. Диагностика и терапия нервной анорексии, коморбидной с другими психическими заболеваниями у девочек-подростков и их социальная адаптация (методические рекомендации) // СПб.: СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева. 2012. С. 16 [Dement'ev V.V., Vasilenko A.A., Popov Ju.A. Diagnostika i terapija nervnoj anoreksii, komorbidnoj s drugimi psihicheskimi zabolevanijami u devochek-podrostkov i ih social'naja adaptacija (metodicheskie rekomendacii) // SPb.: SPb NIPNI im. V.M. Behtereva. 2012. S. 16 (in Russian)].
31. Ягудина Р.И., Аринина Е.Е. Синдром хронической усталости // Врач. 2014. № 1–2(125). С. 7–12 [Jagudina R.I., Arinina E.E. Sindrom hronicheskoj ustalosti // Vrach. 2014. № 1–2(125). S. 7–12 (in Russian)].
32. Rajeh A., Amanullah S., Shivakumar K., Cole J. Interventions in ADHD: а comparative review of stimulant medications and behavioral therapies // Asian J. Psychiatr. 2017. Vol. 25. P. 131–135.
Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше