Таким образом, необходимость дополнительной витаминно–минеральной коррекции очевидна. Однако на пути реализации этой идеи возникает множество вопросов, которые требуют разрешения. В данной статье мы постарались рассмотреть некоторые из них.
Вопрос 1. Основные возрастные потребности в витаминах у детей. При выборе поливитаминного препарата в педиатрии необходимо ориентироваться на установленные в нашей стране нормативы потребления витаминов в зависимости от возраста ребенка. В таблице 1 представлены рекомендованные на сегодняшний день суточные потребности в витаминах у детей с рождения и до 10 лет.
Врачу при назначении ребенку витаминно–минерального комплекса (ВМК) будет легче ориентироваться, соответствует ли предлагаемая производителем концентрация существующим нормам, если на упаковке будет дополнительно указано, какой процент от суточной потребности данная концентрация составляет. В последнее время на упаковках некоторых ВМК такая информация приводится (например: витаминно–минеральные комплексы линейки «Пиковит»).
Вопрос 2. Ситуации повышенной потребности в витаминах. Наряду с необходимостью удовлетворения суточной потребности в витаминах отмечают состояния, требующие применения более высоких доз витаминно–минеральных препаратов. А именно:
1) периоды наиболее интенсивного роста детского организма;
2) при нахождении ребенка в особых климатических условиях;
3) ситуации интенсивной физической и нервно–психической нагрузки, стрессовые состояния;
4) при возникновении инфекционных заболеваний и интоксикации;
5) когда имеет место влияние неблагоприятного экологического воздействия (радионуклиды, пестициды, тяжелые металлы и др.);
6) при заболеваниях внутренних и эндокринных органов, особенно вызывающих повышенную экскрецию витаминов [9].
Развитие иммунной системы ребенка проходит пять кризисных периодов. Назначение ВМК в это время (за исключением периода новорожденности) не менее значимо, чем проведение витаминно–минеральной коррекции в условиях повышенной потребности детского организма в эссенциальных веществах. Это поможет организму ребенка пройти через кризисы с меньшими потерями для здоровья. Считаем целесообразным коротко представить эту информацию вашему вниманию.
Первый критический период – это период новорожден¬ности (первые 4 недели – 28 дней жизни). Иммунная система новорожденных находится в состоянии физиологической депрессии. Второй критический период – 3–6–й месяцы жизни – харак¬теризуется ослаблением пассивного гуморального иммуните¬та в связи с катаболизмом материнских антител. Сохраняется супрессорная направленность иммунных реакций. Содержание иммуноглобули¬нов в крови падает до критических значений. Третий критический период – 2–й год жизни. В этот пе¬риод значительно расширяются контакты ребенка с внешним миром (свобода передвижения, социализация). Четвертый критический период – 6–7–й годы жизни. Система местного иммунитета у большинства детей все еще не завершает своего развития. Данный период характеризуется нараста¬нием частоты атопических, иммунокомплексных, паразитар¬ных заболеваний, проявлений поздних иммунодефицитов. Пятый критический период – подростковый возраст (у девочек с 12–13 лет, у мальчиков с 14–15 лет). Пубертат¬ный скачок роста сочетается с уменьшением массы лимфоидных органов. Органы иммунной системы (прежде всего вилочковая железа) начинают подвергаться обратному развитию – инволюции. После некоторого спада отмечается новый подъем частоты хронических воспалительных, а также аутоиммунных и лимфопролиферативных заболеваний [16].
Вопрос 3. Как долго можно принимать комплексные витаминно–минеральные препараты детям? Не опасен ли ежедневный прием? По данным многочисленных исследований и длительных наблюдений за людьми, с детства принимавшими витаминные и минеральные препараты в лечебных дозах, даже превышение рекомендованных доз (которое маловероятно) не представляет опасности. Вероятность гипервитаминоза настолько мала, что при приеме витамино–минеральных комплексов официально разрешено трехкратное превышение содержания витаминов, а для витаминов С и Е – десятикратное. Витамино–минеральные комплексы, как правило, содержат микронутриенты в количестве, соответствующем физиологической потребности (отечественные препараты ориентированы на нормативы Минздрава, зарубежные – на общеевропейские или американские стандарты).
Что касается применения ВМК в педиатрии, то ежедневный прием не оправдан по ряду причин (усиление аллергологической настроенности, взаимодействие с другими синтетическими препаратами). В то же время проведение курса витаминно–минеральной коррекции абсолютно необходимо в периоды повышенного расхода витаминов и минералов; по окончании курса антибиотикотерапии и после любого другого лечения с использованием химико–терапевтических средств; в кризисные периоды развития иммунной системы.
Вопрос 4. Как проявляется совместное присутствие нескольких витаминов и минералов? Данные литературы подтверждают, что в отношении витаминов описаны все известные виды лекарственного взаимодействия. А именно: фармацевтическое взаимодействие – до введения в организм внутри самой лекарственной формы; фармакокинетическое – на различных стадиях фармакокинетики; фармакодинамическое – на этапе взаимодействия с рецепторами [17,18].
Так, например: фолиевая кислота разрушается под действием тиамина; никотинамид существенно усиливает взаимодействие между цианокобаламином и тиамином, а также практически утраивает растворимость фолиевой кислоты и рибофлавина. Аскорбиновая кислота в растворе уменьшает период полураспада тиамина и восстанавливает фолиевую кислоту. Рибофлавин усиливает аэробное разрушение аскорбиновой кислоты [7,10].
Что касается витаминов и минералов, то установлено три варианта их взаимодействия: нейтрализм, синергизм и антагонизм. Классическим примером синергических отношений является взаимодействие кальция и витамина Д3; минерала магния и витамина В6; биотина и витаминов В2, В6, А и никотиновой кислоты [3].
Широко используется в практической медицине совместное введение витаминов В12 и фолиевой кислоты с ионами железа. Доказано, что результатом взаимодействия этой комбинации является улучшение процессов кроветворения. Витамин С оказывает сберегающее действие на витамин Е и
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
4734
06 апреля 2009
Для цитирования: Талашова С.В. Некоторые аспекты применения витаминно–минеральных комплексов в педиатрии. РМЖ. 2009;7:473.
Витаминно–минеральный дефицит – это распространенное и опасное для здоровья детского населения состояние. В настоящее время на территории Российской Федерации повсеместно отмечается нехватка практически всех витаминов и значительной части минералов. В качестве основных причин возникновения витаминно–минеральной недостаточности у детей можно выделить следующие: алиментарные причины (нерациональное питание, технологическая и кулинарная обработка пищи, действие антивитаминных факторов, повышенный расход витаминов); причины, связанные с угнетением роста нормальной кишечной микрофлоры, продуцирующей ряд витаминов; а также причины, связанные с нарушением ассимиляции и метаболизма витаминов [8].