Образовательные программы для родителей по профилактике аллергических болезней у детей – важная составляющая формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) в Российской Федерации

Читайте в новом номере

Импакт фактор - 0,584*

*пятилетний ИФ по данным РИНЦ

Регулярные выпуски «РМЖ» №22 от 19.10.2011 стр. 1399
Рубрика: Педиатрия

Для цитирования: Гончарова О.В., Ветров П.А., Прохоренков Р.П., Никонова Л.П. Образовательные программы для родителей по профилактике аллергических болезней у детей – важная составляющая формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) в Российской Федерации // РМЖ. 2011. №22. С. 1399

Основу структуры службы по формированию ЗОЖ в Российской Федерации до настоящего времени составляли Центры медицинской профилактики (отде­ле­ния/ ка­бинеты). Республиканский, краевой, областной, окружной, городской Центры медицинской профилактики – это самостоятельные специализированные учреждения здравоохранения особого типа, структура которых представлена отделами: организации профилактической работы, межведомственных и внешних связей, мониторинга факторов риска неинфекционных заболеваний, редакционно–издательским, организацион­но–ме­тоди­чес­ким и консультативно–оз­до­рови­тельным отделением (указанный перечень подразделений Центра не является исчерпывающим). Соответственно, осуществляемая Центрами медицинской профилактики деятельность в области формирования ЗОЖ определяется тремя направлениями: образовательное (в том числе включающее обучение медицинских работников для работы с населением); координационное (координация деятельности государственных органов и учреждений, общественных организаций, направленной на поддержку государственной политики укрепления здоровья взрослого и детского населения), информационное (пропаганда ЗОЖ через средства массовой информации) [1].

В настоящее время региональные Центры медицинской профилактики как самостоятельные юридические субъекты существуют лишь в 34% регионов Российской Федерации, в 22% – они объединены с врачебно–физкультурными диспансерами, в 12% функционируют в составе медицинских учреждений, в 9% – в составе медицинских информационно–аналитических центров, а 3% регионов вообще не имеют Центров медицинской профилактики (по состоянию на 2009 год).
Во всем мире отмечается непрерывный рост аллергических болезней у детей, в связи с чем особое внимание необходимо уделять внедрению образовательных программам для родителей в Центрах медицинской профилактики, «Школах материнства» в женских консультациях, кабинетах здорового ребенка в детских поликлиниках, Центрах здоровья для детей.
Профилактика аллергических болезней у детей, начиная
с периода внутриутробного развития,
в «Школах материнства»
Работу «Школ материнства», функционирующих на базах женских консультаций в Российской Федерации, обеспечивают акушеры–гинекологи, педиатры, юрисконсульты (при его наличии), акушерки и медицинские сестры. Методическое обеспечение «Школ материнства» осуществляется через связь с территориальными Цент­ра­ми медицинской профилактики [2].
При проведении занятий желательно объединять женщин с одинаковыми сроками беременности. Целесо­образно одно занятие в «Школе материнства» посвятить проблеме профилактики аллергических болезней у детей:
• Женщины, страдающие аллергическими болезнями или уже имеющие ребенка с такими заболеваниями, во время беременности должны соблюдать гипоаллергенную диету (важно помнить, что беременным из группы риска по рождению ребенка с аллергической патологией нельзя полностью исключать из рациона питания коровье молоко, яйца или другие потенциально аллергенные продукты, так как это может негативно сказаться на нутритивном статусе беременной и плода).
• Соблюдение матерью ребенка гипоаллергенной диеты (табл. 1) во время лактации может предотвратить развитие аллергических болезней у ребенка или уменьшить тяжесть течения уже имеющегося у него заболевания.
Профилактика аллергических болезней у детей первого года жизни в кабинетах здорового ребенка детских поликлиник
Кабинет здорового ребенка организуется в составе детской городской поликлиники (отделения) для осуществления профилактической работы с детьми раннего возраста [3].
Функции кабинета здорового ребенка:
• Проведение индивидуальных и коллективных консультаций с родителями детей раннего возраста, выдача им методической литературы по вопросам здоровья ребенка.
• Обучение родителей методике ухода за детьми, возрастным комплексам массажа, гимнастики, проведению закаливающих процедур, технологии приготовления детского питания, правилам введения докорма и прикорма и др.
• Проведение профилактики рахита у детей (выдача витамина Д на дом или его дача в кабинете, постановка пробы Сулковича по назначению врача).
• Информирование участковых педиатров о выявленных нарушениях в развитии ребенка и ошибках, допускаемых родителями в уходе за детьми.
• Оказание помощи участковым врачам–педиатрам в проведении организуемых в кабинете занятий различных Школ молодых родителей.
Целесообразно в период первого года жизни ребенка особое внимание уделять работе с родителями детей, имеющих факторы риска развития аллергических болезней (наследственность, отягощенная по аллергическим болезням):
Основные рекомендации родителям детей первого года жизни с факторами риска развития аллергических болезней:
• Новорожденного ребенка необходимо кормить грудью хотя бы до 6 месяцев. Это особенно важно для детей с отягощенной по аллергическим болезням наследственностью. Если по каким–либо причинам грудное вскармливание невозможно, лучше использовать безмолочные смеси. Белки коровьего молока относятся к числу распространенных – они содержат около 20 типов аллергенов.
• Следует избегать раннего введения блюд прикорма, содержащих яичный белок, рыбу, орехи, сок цитрусовых. Каждый новый вид прикорма нужно вводить по одному продукту, «по очереди». Лучше всего, если пища ребенка будет вареной (это уменьшает ее аллергические свойства).
• Не стоит забывать о возможности аллергических реакций у детей вследствие поступления с пищей наиболее опасных пищевых добавок и продуктов с высоким содержанием биологически активных аминов.
• Грудных детей необходимо, насколько это возможно, оберегать от контактов с аллергенами (пищевыми, бытовыми и др.). Лучше не использовать постельные принадлежности из перьев, волос, морской травы, соломы, не держать в доме животных и шкуры, ковры, собирающие пыль. Важно бороться с пылью, обеспечивая в помещении чистоту. В комнате, где находится ребенок, нельзя курить, так как сигаретный дым, снижая защитные силы организма малыша, может вызвать аллергические болезни.
• Следует оберегать малышей от инфекций, пре­дотвращать их контакты с больными людьми, в частности, при посещении яслей. При заболевании ОРВИ необходимо обеспечить адекватное лечение без применения лекарств, часто вызывающих аллергические реакции.
• Рекомендуется чаще носить просторную одежду из чистого хлопка, а новую одежду стирать перед ношением. Для стирки использовать жидкие, а не порошковые моющие средства и минимальное количество кондиционера для белья, после чего его необходимо дополнительно прополоскать.
• В жаркую погоду необходимо пользоваться кондиционером для воздуха.
• В солнечную погоду – применять солнцезащитные кремы, не вызывающие контактного раздражения кожи.
Создание «Аллергошкол» на базе
городских детских поликлиник
для родителей, имеющих детей
с аллергическими болезнями
Ежегодно внедряются в практику новые препараты, совершенствуются их формы, предъявляются высокие требования к их эффективности и безопасности, удобству применения. Но несмотря на это сохраняются высокие показатели частоты обострений аллергических заболеваний у детей, обращений их родителей за скорой медицинской помощью и рост детской инвалидности. В этой связи отечественные и международные стандарты и рекомендации по лечению детей, страдающих аллергическими болезнями, подчеркивают важную роль образовательных программ для родителей.
Цель образовательных программ — улучшение результатов лечения детей, больных аллергическими заболеваниями, и повышение качества их жизни.
Обучение родителей может быть индивидуальным или в группах. Занятия в аллергошколах строятся по принципу циклов. Цикл состоит из 4 занятий (1–2 занятия в неделю продолжительностью 45–60 минут). Можно создавать отдельные группы и для детей старшего возраста (для них продолжительность занятий меньше). Оптимальное число слушателей в группе – 8–12 человек [4].
В образовательном процессе «Аллергошколы», состоящем из 4 занятий (табл. 2), участвуют врачи, медицинские сестры, психологи, прошедшие специальное обучение для преподавания.

Цель первого занятия: изучить основные причины аллергии, механизмы аллергической реакции и основные группы аллергенов, их вызывающие.
• Почему у детей возникают аллергические болезни? Важно объяснить, что аллергия — это необычная реакция организма на обычное воздействие, и привести примеры аллергических реакций на обычные вещества: домашнюю пыль, шерсть животных, пыльцу растений, продукты и др.
• Наследственность и аллергия. Родителям объясняют роль наследственности в развитии аллергии. Если один из родителей страдает аллергией, то риск развития аллергии у ребенка составляет около 30%, если больны оба родителя, то риск возрастает вдвое [5]. Наследуются особенности иммунного реагирования, а не какое–либо конкретное заболевание. В одной семье могут быть больные бронхиальной астмой, атопическим дерматитом, поллинозом.
Представляются основные группы аллергенов:
– бытовые аллергены: домашняя пыль (изучается сложный аллергенный состав домашней пыли: около 50 видов клещей, растительные частицы, споры плесневых грибов, бактерии, шерсть, аллергены тараканов);
– эпидермальные аллергены: преподаватель подробно разбирает особенности аллергенов кошек, собак, хомяков, лошадей, морских свинок, объясняя, что аллергенами может быть как шерсть, так и перхоть, слюна, моча, фекалии животных. Подчеркивается, что пока нет «безаллергенных» животных. Важная роль в развитии симптомов круглогодичных проявлений аллергических заболеваний отводится аллергии к перу птиц, перу подушек;
– пыльцевые аллергены. Пыльца — это мужские половые клетки растений. Из нескольких тысяч растений только около 200 видов продуцируют пыльцу, обладающую аллергенными свойствами. Приводится календарь пыления растений. К наиболее распространенным аллергенам относятся: пыльца деревьев (береза, ольха, орешник, ясень, дуб, клен и др.); пыльца луговых трав (тимофеевка, ежа, овсянница, мятлик, лисохвост, рожь и др.); пыльца сорных трав (полынь, лебеда, амброзия и др.);
– инсектные аллергены — это аллергены насекомых, которые могут попадать в организм при ужалении, ингаляционно и контактным путем. Наиболее часто инсектная аллергия встречается на яд перепончатокрылых и развивается при ужалении пчел, ос, шмелей, шершней. Реже наблюдаются аллергические реакции на укусы кровососущих насекомых — комаров, мошек. Основ­ной аллерген у комаров и мошек — слюна;
– пищевые аллергены. Аллергические реакции у детей наиболее часто развиваются к молоку, рыбе, яйцу, морепродуктам, говядине, орехам, сое. Отмечается возрастная динамика аллергии к пищевым продуктам, роль патологии желудочно–кишечного тракта в формировании аллергии;
– лекарственные аллергены. Необходимо охарактеризовать отличия аллергических реакций на лекарства от побочных эффектов (тахикардия на прием псевдоэфедрина, сонливость при приеме антигистаминных препаратов 1–го поколения) и осложнений (например, развитие дисбактериоза после курса антибиотиков). Наиболее часто аллергию вызывают антибиотики пенициллинового ряда, сульфаниламиды, местные анестетики;
– перекрестная аллергия. Вводится понятие перекрестной аллергии на примере пыльцевых, лекарственных, пищевых и других аллергенов. Изучается таблица перекрестно реагирующих растительных аллергенов, пищевых продуктов и фитопрепаратов.

Цель второго занятия: изучить клинические проявления острых и хронических аллергических заболеваний; дать характеристику неотложных состояний в аллергологии и определить основные симптомы, знание которых поможет вовремя обратиться за помощью.
• Аллергический ринит (АР) — заболевание, которое развивается у детей в результате попадания аллергенов на слизистую оболочку носа, формирования аллергического воспаления, проявляющегося следующими основными симптомами: выделениями из носа, затруднением носового дыхания, чиханием и зудом в полости носа. Выделяют круглогодичный аллергический ринит (КАР) и сезонный аллергический ринит (САР).
Причиной КАР чаще всего бывают аллергены клещей домашней пыли, тараканов, плесневых грибов, перо подушки, эпидермальные аллергены. Симптомы КАР присутствуют в течение года, выраженность их изменяется в зависимости от сезона, погодных условий, что связано с концентрацией в воздухе клещей или спор и мицелия плесневых грибов.
САР вызывается пыльцой растений. В соответствии с периодами цветения растений наблюдаются три волны САР: весной – это деревья, летом – луговые травы, в конце лета и осени – сорные травы. Преподаватель объяс­­няет на примерах календаря цветения растений, что в разных климато–географических зонах сроки цветения отличаются, и это можно использовать для планирования отпуска у больных САР.
• Аллергический конъюнктивит (АК) — аллергическое воспаление конъюнктивы, характеризующееся гиперемией и отечностью век, зудом, слезотечением, светобоязнью. АК часто сочетается с другими аллергическими заболеваниями: АР, бронхиальной астмой, атопическим дерматитом. Значительно реже встречается изолированное аллергическое поражение глаз. Выде­ляют круглогодичную и сезонную формы АК.
• Атопическая бронхиальная астма (БА). Серьез­ные проблемы вызывает постановка диагноза БА маленьким детям в возрасте до 5 лет. Важно перечислить симптомы, которые помогут поставить правильный диагноз, обсудить факторы, вызывающие обострения БА.
• Поллиноз — заболевание, обусловленное аллергией к пыльце растений, характеризуется развитием аллергического воспаления слизистых, преимущественно органов дыхания и глаз. Наиболее частыми симптомами поллиноза являются сезонный аллергический ринит, конъюнктивит и бронхиальная астма. К более редким симптомам относятся крапивница, отек Квинке, контактный дерматит, аллергический вульвит. Симптомы поллиноза появляются ежегодно в одни и те же сроки, совпадающие с периодом цветения причинных растений. В сухую и ветреную погоду, когда содержание пыльцы в воздухе является максимальным, самочувствие больных детей ухудшается.
• Крапивница и отек Квинке. Крапивница — это заболевание, характеризующееся появлением уртикарных высыпаний и кожным зудом. Для отека Квинке характерны отеки кожи и подкожной клетчатки, слизистых оболочек различной локализации. Отеки плотные, безболезненные, локализуются в местах с развитой подкожно–жировой клетчаткой. Наиболее часто это лицо, конечности, язык, мягкое небо, гортань. Крапивница сочетается с отеком Квинке приблизительно в половине случаев, а отек Квинке в 90% случаев протекает с крапивницей. Наиболее частыми причинами развития крапивницы и отека Квинке являются: лекарственные препараты; пищевые продукты; яд перепончатокрылых насекомых (пчел и ос); бытовые, эпидермальные, пыльцевые аллергены.
• Атопический дерматит (АД) — хроническое заболевание, в основе которого лежит аллергическое воспаление кожи, клинически характеризуется полиморфизмом кожных проявлений (эритема, отек, экссудация, лихенификация, папулезные высыпания), выраженным зудом кожи. АД протекает с определенной возрастной динамикой клинической картины. Первые проявления АД обычно возникают в грудном возрасте и часто связаны с введением прикорма.
• Пищевая аллергия (ПА) имеет особенно важное значение в детском возрасте. На ее формирование у детей наряду с генетическими факторами влияет дисбактериоз кишечника, недостаточность барьерной функции слизистых желудочно–кишечного тракта, а также искусственное вскармливание. Наиболее часто у детей развивается аллергия к коровьему молоку, куриному яйцу, рыбе, говядине, курице.
Клинические проявления зависят от возраста больного. У детей первого года жизни – это атопический дерматит, реже гастроинтестинальные проявления (боль в животе, диарея, рвота). У детей более старшего возраста и взрослых ПА часто проявляется рецидивирующей крапивницей, отеками Квинке и поражением пищеварительного тракта. У больных с высокой степенью сенсибилизации возможно развитие системных реакций на продукты.
• Лекарственная аллергия (ЛA). Клинические проявления ЛА отличаются полиморфизмом. Наиболее часто это: кожные проявления (крапивница, отек Квинке, контактный аллергический дерматит, реже – фиксированная эритема и др.). Значительно реже возможны аллергические поражения внутренних органов. Одним из самых тяжелых проявлений ЛА является анафилактический шок – генерализованная аллергическая реакция, сопровождающаяся резким снижением артериального давления и нарушением кровоснабжения жизненно важных органов. Это наиболее тяжелое проявление аллергии, угрожающее жизни больного и требующее проведения неотложной терапии.

Цель третьего занятия: изучить принципы диагностики аллергических болезней у детей.
В диагностике аллергии основная роль отводится тщательному анализу истории жизни и заболевания ребенка. К числу используемых методов лабораторной диагностики относятся: определение концентрации общего IgE в сыворотке крови; кожные тесты с аллергенами (прик–тест, скарификационные кожные пробы, внутрикожные пробы) выявляют lgE–опосредованные аллергические реакции, их проводят при отсутствии острых проявлений аллергии; элиминационная диета и провокационный тест с пищевыми аллергенами (обычно проводят для выявления пищевой аллергии, особенно к злаковым и коровьему молоку); определение аллергенспецифических IgE–AT в сыворотке крови (радиоаллергосорбентный тест, иммуноферментный анализ и др.); радиоаллергосорбентный тест – альтернативный метод выявления аэроаллергенов. Но в подавляющем большинстве случаев пищевой аллергии кожные тесты являются более достоверными.

Цель четвертого занятия: познакомить слушателей с современными методами профилактики и лекарственной терапии аллергических заболеваний, основными группами противоаллергических препаратов.
Общие принципы терапии аллергических заболеваний: элиминационная терапия; фармакотерапия; специфическая иммунотерапия; обучение больных.
Элиминационная терапия — прекращение или уменьшение контакта с аллергеном, вызывающим заболевание. После того как врач–аллерголог определит опасные для конкретного ребенка аллергены, очень многое для успеха лечения зависит от образа жизни, который будет ему создан.
Борьба с бытовыми аллергенами, в первую очередь с клещом домашней пыли — это борьба с пылью. Следует избавиться от пыленакопителей (мягкая мебель, тяжелые шторы, ковровые покрытия, комнатные цветы, мягкие игрушки и др.). Книжные полки должны быть застеклены. В помещении необходимо проводить ежедневную влажную уборку, проветривание, просушивание кровати и постельных принадлежностей. Пухо­вые, шерстяные, ватные подушки, матрацы и одеяла следует заменить на синтетические. Целесообразно использование специального безаллергенного белья, которое пропускает воздух и влагу, но не пропускает пыль и клещей. Рекомендуются современные бытовые воздухоочистители, позволяющие эффективнее бороться с домашней пылью и клещами домашней пыли. Важно поддерживать в помещении влажность до 50% и температуру до 22°С.
Борьба с эпидермальными аллергенами. Необ­хо­димо расстаться с домашними животными и не заводить новых. Если это невозможно, то следует исключить нахождение животных в спальне, регулярно их мыть.
Борьба с пыльцевыми аллергенами. В период цветения причинных растений следует воздерживаться от походов в лес, поездок за город. При выходе на улицу необходимо надевать защитные очки, а при возвращении — промывать слизистые носа и глаз, принимать душ. В период цветения желательно выезжать с ребенком в местность, где либо нет растений, пыльца которых вызывает аллергию, либо цветение происходит в другое время. При наличии перекрестной пищевой аллергии – соблюдать гипоаллергенную диету, не использовать фитопрепараты, косметческие средства, содержащие пыльцу.
Пищевые аллергены. Преподаватель приводит перечень основных наиболее аллергенных продуктов, которые следует исключать из рациона людям, страдающим пищевой аллергией. Особого внимания заслуживает вопрос о роли инфекции и развитии аллергии и о необходимости санации очагов хронической инфекции (кариес, фарингиты, тонзиллиты, синуситы, инфекция мочеполовой системы и др.).
Специфическая иммунотерапия (СИТ). СИТ применяется для лечения сезонного и круглогодичного риноконъюнктивита, поллиноза, атопической БА и тяжелых реакций на укусы перепончатокрылых. Суть метода заключается во введении больным детям растворов аллергенов в возрастающих дозах. Проведение СИТ облегчает течение аллергических заболеваний, увеличивает продолжительность ремиссии болезни, снижает потребность в лекарственных препаратах; уменьшает риск развития БА у больных с АР, ограничивает дальнейшее расширение спектра сенсибилизации. Проведение данного метода возможно только аллергологом в условиях аллергологического кабинета или отделения стационара. Особенности проведения СИТ (классическая и ускоренная схема; подкожное, интраназальное или сублингвальное введение аллергенов) определяет врач.
Фармакотерапия аллергических заболеваний. Родители должны знать основные правила медикаментозной терапии и особенности лекарственных препаратов, применяемых для лечения аллергических заболеваний.
Глюкокортикостероидные препараты (ГКС). Это сложный для объяснения раздел. Широкое распространение, которое в свое время получили системные ГКС, обладающие большим количеством тяжелых побочных эффектов, привело к формированию у большинства родителей кортикофобии. Поэтому задача преподавателя – объяснить, что современные топические гормоны являются высокоэффективными средствами терапии аллергических состояний и практически не обладают побочными эффектами. В настоящее время разработаны 6 групп топических стероидных препаратов для лечения аллергических ринитов: беклометазон, будесонид, флунисолид, флу­тиказон, триамцинолон, мометазон фуроат. Для лечения аллергических дерматитов топические ГКС применяются в разных лекарственных формах (мазь, крем, лосьон) в зависимости от тяжести, стадии и локализации процесса.
Симптоматическая терапия. При выраженной заложенности носа иногда назначают сосудосуживающие препараты – стимуляторы альфа–адренорецепторов. Следует помнить, что препараты лишь временно облегчают симптомы ринита. Продолжительность лечения сосудосуживающими каплями не должна превышать 5–7 дней в связи с опасностью развития медикаментозного ринита. Из сосудосуживающих часто назначаются производные имидазолина, такие как оксиметазолин, ксилометазолин, нафазолин.
Антигистаминные препараты (АГП). Гистамин — один из основных медиаторов аллергического воспаления, поэтому основными противоаллергическими препаратами являются антигистаминные. Механизм их действия основывается на предупреждении патологических эффектов гистамина, который высвобождается из тучных клеток и из базофилов во время аллергических реакций. Все антигистаминные препараты подразделяют на 3 группы:
1) антигистаминные препараты 1 поколения обладают достаточно выраженным седативным эффектом, кратковременным терапевтическим действием, имеют ряд противопоказаний. Седативный эффект, свойственный ранним антигистаминным препаратам, ограничивает их применение, особенно у взрослых больных, чья профессиональная деятельность требует сосредоточенности, повышенного внимания, быстрого принятия решений (для детей это менее актуально). Антигис­та­мин­ные препараты 1 поколения следует с осторожностью назначать больным, страдающим эпилепсией, при тяжелых поражениях печени и др. Их применение также ограничивается быстрым развитием тахифилаксии – снижением терапевтической эффективности при длительном приеме, что требует смены препаратов каждые 7–10 дней. Однако АГП первой генерации имеют свою нишу применения при неотложных аллергических состояниях, так как обладают специальной лекарственной формой — растворами для инъекций.
К антигистаминным препаратам 1 поколения относятся хорошо известные препараты: хлоропирамин, клемастин, дифенгидрамин, хинуклидил, димебон, мебгидролин, дипразин, ципрогептадин.
Антигистаминные препараты 2 поколения характеризуются большей безопасностью, значительно меньшим седативным эффектом (или его отсутствием), длительностью терапевтического действия в течение 24 часов, отсутствием привыкания при продолжительном применении. Они различаются по выраженности седативного эффекта и фармакокинетике, что определяет особенности назначения каждого. Родители должны понимать, что терапия АГП должна проводиться строго в соответствии с врачебными рекомендациями. К препаратам 2 поколения относятся: лоратадин, цетиризин, акривастин, эбастин, терфенадин, астемизол и др.
Антигистаминные препараты 3 поколения — метаболиты препаратов 2 поколения, лишенные тяжелых нежелательных побочных действий, которые могут быть связаны с накоплением в организме исходного метаболизируемого препарата.
Антигистаминные препараты 2 и 3 поколений являются селективными блокаторами Н1–рецепторов и поэтому обладают значительными преимуществами по сравнению с антигистаминными препаратами 1 поколения. Низкая способность проникновения через гематоэнцефалический барьер значительно уменьшает степень выраженности седативного эффекта новых антигистаминных препаратов, также не описан феномен тахифилаксии при продолжительных курсах лечения, что является очевидным преимуществом новых H1–ан­таго­нис­тов.
К числу препаратов последней, 3–й генерации, относится Супрастинекс® (левоцетиризин). Препарат блокирует Н1–гистаминовые рецепторы, сродство к которым у него в 2 раза выше, чем у цетиризина; преду­преждает развитие и облегчает течение аллергических реакций; оказывает антиэкссудативное, противозудное действие. Препарат практически не оказывает антихолинергического и антисеротонинергического действия; в терапевтических дозах не оказывает седативного действия.
Препарат выпускается в виде таблеток (1 таблетка – 5 мг левоцетиризина гидрохлорида (таблетки №7, 14, 10) и ка­пель (флакон коричневого стекла с капельницей, специальной защитой от вскрывания детьми и контролем первого вскрытия; в 1 мл раствора содержится 5 мг левоцетиризина; 1 флакон содержит 20 мл раствора).
Препарат Супрастинекс® назначают для симптоматического лечения круглогодичного и сезонного аллергического ринита и конъюнктивита (зуд, чиханье, ринорея, слезотечение, гиперемия конъюнктивы); сенной лихорадки (поллиноз); крапивницы, в том числе хронической идиопатической крапивницы; отека Квинке; аллергических дерматозов, сопровождающихся зудом и высыпаниями. Препарат назначают во время еды или натощак, запивать небольшим количеством воды, таблетки не разжевывать. Суточную дозу следует принимать за 1 прием. Рекомендуемая доза детям старше 6 лет и взрослым – 5 мг (1 таблетки)/сутки. Длительность приема зависит от заболевания. Курс лечения поллиноза в среднем составляет 1–6 недель, но при хронических заболеваниях (круглогодичный ринит, хроническая идиопатическая крапивница) он может быть увеличен.
Противопоказаниями к применению препарата Супрастинекс® являются: почечная недостаточность тяжелой степени; беременность; период лактации; непереносимость лактозы, наследственный дефицит лактазы или синдром мальабсорбции глюкозы–галактозы (из–за содержания в таблетках лактозы); повышенная чувствительность к активному (в том числе к производным пиперазина) или любому вспомогательному компоненту препарата. С осторожностью следует назначать при хронической почечной недостаточности, пациентам пожилого возраста (возможно снижение клубочковой фильтрации).
Таким образом, препарат Супрастинекс® – это:
• последнее, 3–е поколение антиаллергических препаратов;
• мощный и длительный антиаллергический эффект;
• отсутствие седации и возможность длительного использования у работающих пациентов;
• высокий комплайнс (однократный прием, независимость от приема пищи, несколько форм выпуска, множество дозировок, точность дозировки за счет специальной капельницы);
• современное и экономичное лечение аллергических заболеваний у детей.

Таблица 1. Продукты и блюда, ограничиваемые и разрешаемые при общей гипоаллергенной диете кормящим матерям

Таблица 2. Структура занятий в аллергошколе

Литература
1. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 455 от 23.09.2003 г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации»
2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 50 от 10.02.2003 года " Об утверждении инструктивно–методических указаний по организации работы женской консультации
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 января 2007 г. N 56 «Об утверждении примерного порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники»
4. Ильина Н.Н., Сидоренко И.В., Осипова Г.Л. Организация и проведение образовательных программ для больных аллергическими заболеваниями Методические рекомендации. – М., 2002. – 31 с.
5. Федорова О.С. Оральный аллергический синдром / Практика педиатра. – № 6. – 2011. – с.38–41


Оцените статью


Поделитесь статьей в социальных сетях

Порекомендуйте статью вашим коллегам

Предыдущая статья
Следующая статья

Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь на сайте для того чтобы оставить комментарий.

зарегистрироваться авторизоваться
Наши партнеры
Boehringer
Jonson&Jonson
Verteks
Valeant
Teva
Takeda
Soteks
Shtada
Servier
Sanofi
Sandoz
Pharmstandart
Pfizer
 OTC Pharm
Lilly
KRKA
Ipsen
Gerofarm
Gedeon Rihter
Farmak