28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Особенности клинического течения климактерического синдрома и способ коррекции вегетативных проявлений у женщин с хронической ишемией головного мозга
string(5) "20698"

Введение Наиболее ранними проявлениями климактерического синдрома являются вегетативные нарушения, которые встречаются почти у 90% женщин с данной патологией [1,12]. На тяжесть течения климактерического синдрома влияет наличие и характер сопутствующей экстрагенитальной патологии, одновременно климактерический синдром усугубляет тяжесть имеющихся заболеваний [2,5,8–11]. Распространенность сосудистых заболеваний головного мозга у женщин в климактерическом периоде составляет около 43%. Число женщин с цереброваскулярной патологией достоверно увеличивается с течением климакса – с 5,1% в раннем климактерии до 50,6% в постклимактерическом периоде. У женщин с тяжелым течением климактерического синдрома наблюдается более раннее формирование поздних и тяжелых форм цереброваскулярной патологии [8]. Лечение сочетанных форм климактерического синдрома с цереброваскулярными заболеваниями является сложной задачей, мало освещаемой в литературе. Эффективным способом коррекции вегетативных проявлений климактерического синдрома у женщин является назначение заместительной гормональной терапии [3,4,6,7,9,10,13,14,18]. Однако применение гормональных препаратов противопоказано женщинам с ишемией головного мозга, так как увеличивается риск развития ишемического инсульта [15,17,19].

Наиболее ранними проявлениями климактерического синдрома являются вегетативные нарушения, которые встречаются почти у 90% женщин с данной патологией [1,12]. На тяжесть течения климактерического синдрома влияет наличие и характер сопутствующей экстрагенитальной патологии, одновременно климактерический синдром усугубляет тяжесть имеющихся заболеваний [2,5,8–11]. Распространенность сосудистых заболеваний головного мозга у женщин в климактерическом периоде составляет около 43%. Число женщин с цереброваскулярной патологией достоверно увеличивается с течением климакса – с 5,1% в раннем климактерии до 50,6% в постклимактерическом периоде. У женщин с тяжелым течением климактерического синдрома наблюдается более раннее формирование поздних и тяжелых форм цереброваскулярной патологии [8]. Лечение сочетанных форм климактерического синдрома с цереброваскулярными заболеваниями является сложной задачей, мало освещаемой в литературе. Эффективным способом коррекции вегетативных проявлений климактерического синдрома у женщин является назначение заместительной гормональной терапии [3,4,6,7,9,10,13,14,18]. Однако применение гормональных препаратов противопоказано женщинам с ишемией головного мозга, так как увеличивается риск развития ишемического инсульта [15,17,19].
Цель исследования – оценить течение климактерического периода у женщин с хронической ишемией головного мозга и разработать способ коррекции вегетативных проявлений климактерического синдрома препаратом, обладающим комплексным седативным, ноотропным, антиоксидантным действием.
Материал и методы исследования
Проведено проспективное исследование женщин в климактерическом периоде с хронической ишемией головного мозга (n=70). Средний возраст обследованных составил 51,39±3,50 лет. На момент исследования в периоде пременопаузы находилось 29 (41,43%) человек, в периоде постменопаузы – 41 (58,57%). Возраст наступления естественной менопаузы был 48,53±2,90 лет. Длительность постменопаузы в среднем составила 4,93±2,57 лет. Контрольную группу (n=65) составили женщины без признаков поражения сосудов головного мозга.
В зависимости от метода лечения женщины с хронической ишемией головного мозга были разделены на 2 группы, сопоставимые по возрасту, сопутствующим заболеваниям, степени и характеру выраженности вегетативных проявлений климактерического синдрома: 1 группа – основная (n=25) получала препарат Мексидол (Фармасофт) в течение 8 недель. Для усиления анксиолитического действия препарата Мексидол в схему лечения был включен транквилизатор алпразолам (Па­тент на изобретение №2282445 от 27.08.2006 г.); 2 группа – сравнения (n=26) получала препараты базисной терапии хронической ишемии головного мозга.
Сформированы следующие критерии включения в исследование: письменное согласие пациентки; наличие хронической ишемии головного мозга (согласно МКБ–10); отсутствие тяжелых последствий перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения – неспособности к самообслуживанию и самостоятельному передвижению; пременопауза или постменопауза не более 10 лет; наличие вегетативных проявлений климактерического синдрома; отсутствие в анамнезе оперативных вмешательств на органах малого таза с удалением яичников.
Всем пациенткам проведено полное клиническое обследование, включающее исследование объективного, гинекологического, неврологического статуса, лабораторные и инструментальные методы. Для уточнения характера и выраженности вегетативных нарушений климактерического периода проведена их оценка – по шкале менопаузального индекса Куппермана–Уваровой (1982) (нейровегетативные, обменноэндокринные, психоэмоциональные нарушения); определение индекса Кердо и коэффициента Хильдебранда, заполнение опросников A.M. Вейна; оценка выраженности и характера астении по опроснику И.К. Шац, оценка образной и вербальнологической памяти.
На фоне лечения динамическое наблюдение проводилось в течение 8 недель с периодичностью обследования через 4 и 8 недель от начала исследования. Во время осмотров выяснялись жалобы, динамика их изменения, осуществлялась оценка соматического статуса, оценка характера и степени выраженности вегетативных проявлений климактерического синдрома и астении.
Статистическая обработка результатов проводилась с применением пакетов прикладных программ MS Excel, Statistica 6.0. Использовались непараметрические критерии, точный критерий Фишера и Стьюдента.
Результаты исследования
У женщин с хронической ишемией головного мозга первые проявления климактерического синдрома чаще возникали в пременопаузе – у 37 (52,86%), с наступлением менопаузы – у 29 (41,43%), а через 1–2 года после менопаузы только у 4 (5,71%), тогда как в группе контроля преимущественно в пременопаузальном пери­оде – 41 (63,08%), с наступлением менопаузы всего у 4 (6,15%), а в постменопаузе у 20 (30,77%), р<0,05.
Оценка степени выраженности клинических проявлений климактерического синдрома по менопаузальному индексу Куппермана в модификации Е.В. Уваровой (1982) выявила значительное преобладание показателей у женщин с ишемией головного мозга. Сумма баллов в группе нейровегетативных нарушений со­ставила 23,5 (18,0–28,0) балла, обменноэндокринных – 6,0 (5,0–8,0), психоэмоциональных – 10,0 (8,0–11,0); в группе контроля – 21,0 (14,0–25,0); 5,0 (3,0–7,0) и 8,0 (6,0–10,0) баллов соответственно (р<0,05).
Более детально степень и характер вегетативных нарушений оценивались по A.M. Вейну (1991). Анке­тирование по стандартным тест–таблицам показало, что вегетативные нарушения носят более выраженный характер при наличии хронической ишемии головного мозга. Общая сумма баллов по первому опроснику составила 64,5 (51,0–82,0) баллов, по второму – 57,0 (48,0–69,0), в группе контроля – 51,0 (35,0–67,0) и 43,0 (33,0–53,0) баллов соответственно (р<0,05).
Характер вегетативных нарушений определялся путем подсчета вегетативного индекса Кердо. Нали­чие хронической ишемии головного мозга способствовало усилению влияния симпатической нервной системы – у 56 (80%), парасимпатической – 10 (14,29%), эйтония наблюдалась у 4 (5,71%); в группе контроля – 14 (21,54%), 43 (66,15%) и 8 (12,31%), соответственно (р<0,05).
Межсистемные отношения оценивались путем определения величины коэффициента Хильде­бранта. У всех женщин он был в пределах нормы, что свидетельствует об отсутствии рассогласования в деятельности сердечно– сосудистой и дыхательной систем.
Нарушение адаптационных и компенсаторных механизмов при климаксе приводит к астенизации нервной системы. Астения, как одна из составляющих вегетативных нарушений в организме, является неспецифической формой реагирования нервной системы на самые различные факторы, в том числе на эндокринные изменения. Степень выраженности астенических расстройств оценивалась по модифицированному опроснику И.К. Шац (1991). Подсчет результатов установил значительное преобладание показателей у женщин с хронической ишемией головного мозга – 12,0 (9,0–14,0) баллов по сравнению с пациентками, не имеющими признаков поражения сосудов головного мозга – 11,0 (8,0–12,0) (р<0,05). У подавляющего большинства обследованных в обеих группах наблюдалась выраженная степень астении – у 45 (64,29%) и 33 (50,77%) соот­ветственно.
В процессе лечения женщин с хронической ишемией головного мозга препаратом Мексидол через 4 недели 32% 1 группы, а через 8 недель уже 44% (р<0,05) отметили исчезновение вегетативных симптомов. У остальных уменьшилась тяжесть этих симптомов (рис. 1). В группе сравнения вегетативные симптомы присутствовали на протяжении всего периода лечения, отмечалось только незначительное снижение степени их выраженности (р>0,05). Основная положительная динамика в 1 группе пациенток, получавших Мексидол, достигнута в отношении таких вегетативных симптомов патологического климакса, как приступы учащенного сердцебиения, лабильность пульса – снижение частоты с 72% до лечения до 44% после лечения, повышенная нервная возбудимость – снижение с 96 до 56%, дневная сонливость – с 68 до 32% и нарушение сна – с 92 до 48%, приливы жара, гипергидроз – с 68 до 32%. В большинстве случаев положительный эффект был достигнут уже через 4 недели от начала лечения, а дальнейшая терапия приводила к стабилизации достигнутого эффекта. Отмечена положительная динамика в уменьшении головных болей, которые до начала терапии наблюдались у всех женщин (100%), через 4 недели у 80%, а после окончания терапии у 72% женщин, которые отметили значительное снижение их интенсивности и продолжительности. Анало­гичные показатели в группе сравнения, хотя и имели положительную динамику, но статистически значимых изменений не наблюдалось (р>0,05).
Лечение у большинства женщин 1 группы позволило достигнуть нормализации вегетативного баланса. До начала лечения у 64% пациенток наблюдался вегетативный дисбаланс с преобладающим влиянием симпатической нервной системы, ответственной за проявление таких симптомов климактерического синдрома, как приливы жара, потливость, эмоциональная лабильность, раздражительность, нарушение процессов сна и др. На фоне приема препарата Мексидол вегетативный баланс нормализовался (эйтония) у 56% женщин первой группы, остальные участники исследования отметили значительное улучшение состояния (р<0,05). Во 2 группе положительной динамики не наблюдалось.
Основной целью нашего исследования было снижение выраженности вегетативных симптомов климактерия, однако в процессе лечения было отмечено, что одновременно с уменьшением вегетативных нарушений в 1 группе достоверно снижалась степень выраженности психоэмоциональных нарушений (р<0,05), тогда как во 2 группе отмечались только незначительные положительные изменения (р>0,05) (рис. 2). По­ложительная динамика в 1 группе наблюдалась в отношении всех психоэмоциональных симптомов – снижение частоты раздражительности и слезливости (со 100 до 60%), стабилизация настроения (снижение частоты нарушений с 68 до 16%). К концу лечения наблюдалось улучшение аппетита – снижение количества нарушений с 12 до 4%. Улучшение показателей памяти также отмечено ближе к концу курса терапии (снижение частоты со 100 до 92%) и улучшение качественных и количественных характеристик когнитивных функций у всех пациенток. Значи­тель­но снизилась частота астенических нарушений (с 96 до 48%) и степень их выраженности, у большинства женщин отмечено повышение трудоспособности (р<0,05).
Побочных эффектов в процессе лечения не наблюдалось. Аллергических реакций не выявлено. Все пациентки отметили хорошую переносимость лекарственной терапии.
Обсуждение
Как видно из представленных выше результатов исследования, у женщин с хронической ишемией головного мозга климактерический период осложняется значительными патологическими проявлениями – нейровегетативными, обменноэндокринными, психоэмоциональными. Эти нарушения появляются раньше, чем у женщин, не имеющих признаков поражения сосудов головного мозга, и как следствие – существенно осложняется повседневная жизнь дома, в семье, на работе, снижается социальная активность, затрудняется общение. Все обследованные пациентки отмечали ухудшение качества жизни с наступлением климактерия. Пред­ложенный способ коррекции вегетативных проявлений климактерического синдрома у женщин с хронической ишемией головного мозга позволяет уменьшить вегетативные проявления патологического климакса, компенсировать патологию сосудов головного мозга. Одно­временно оказывается положительное влияние на психоэмоциональные проявления патологического климактерия, существенно нарушающие качество жизни женщин. Учитывая то, что почти все обследованные ведут социально активный образ жизни, наиболее обоснованным и удобным был выбор лекарственной формы препарата в виде таблеток, позволяющий проводить амбулаторное лечение. Клиническая эффективность наблюдалась при назначении препарата Мексидол в дозе 125 мг (1 таблетка) 3 раза в сутки при длительности курса лечения 8 недель, что позволяет длительно сохранить положительный эффект после окончания курса лекарственной терапии. Предло­жен­ный способ приводит к нормализации мозгового кровотока, улучшает гемореологические и гемокоагуляционные показатели кровотока, восстанавливает нарушенный обмен ве­ществ в клетках головного мозга и ведет к стойкой компенсации основного сосудистого заболевания – хронической ишемии головного мозга. При этом улучшаются показатели вегетативного баланса нервной системы и уменьшаются про­явления климактерического синдрома – вегетативные и психоэмоциональные нарушения. При­ме­нение в клинической практике предложенного способа лечения позволяет исключить полипрагмазию и сократить сроки лечения. Для устранения других проявлений патологического климактерия – обменноэндокринных, урогенитальных расстройств, остеопороза женщинам, страдающим хронической ишемией головного мозга, рекомендуется дополнительное назначение соответствующей постсиндромной терапии.

Статья была опубликована в журнале «Российский вестник акушера–гинеколога», т. 8,
с. 81–83. Издательство «МЕДИА СФЕРА», Москва



Литература
1. Балан В.Е. Эпидемиология климактерического периода в условиях большого города // Акушерство и гинекология. – 1997. – №3. – С. 13–16.
2. Гинекологическая эндокринология / Под ред. Жмакина К.Н. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1980. – С. 396–436.
3. Зайдиева Я.З. Заместительная гормонотерапия. Фармакология и клиническое применение / Я.З. Зайдиева. – М., 2001. – 49с.
4. Зайдиева Я.З. Новые тенденции гормональной терапии климактерических расстройств в постменопаузе – низкодозированные режимы / Я.З. Зайдиева // Фарматека: Международный медицинский журнал. – 2004. – №15. – С. 11–16.
5. Зайдиева Я.З. Особенности течения климактерия у женщин с эндокринными заболеваниями // Русский медицинский журнал. – 2007. – Т. 15, №11. – С. 925–928.
6. Менопаузальный синдром: клиника, диагностика, профилактика и заместительная гормональная терапия / Под ред. В.И. Кулакова, Е.М. Вихляевой. – М., 1996. – 64с.
7. Серов В.Н. Клиническая эффективность заместительной гормональной терапии: Пособие для врачей / В.Н. Серов, В.П. Сметник, В.Е. Балан и др. – М., 2001. – 36с.
8. Синельникова М.Н. Цереброваскулярная патология у женщин в климактерическом периоде: Автореф. дис. ... канд. мед. наук / М.Н. Синельникова. – Иркутск, 2004. – 24 с.
9. Сметник В.П. Неоперативная гинекология: Руководство для врачей / В.П. Сметник, Л.Г. Тумилович. – 2–е изд., перераб. – СПб.: СОТИС, 1995. – 224 с, ил.
10. Сметник В.П., Ткаченко Н.М., Глезер Г.А., Москаленко Н.П. Климактерический синдром. – М.: Медицина, 1988. – 288с, ил.
11. Сметник В.П., Шестакова И.Г. Менопауза и сердечно–сосудистая система // Терапевтический архив. – 1999. – №10. – С. 61–65.
12. Ткаченко Н.М., Ильина Э.М. Методологические аспекты изучения патогенеза вазомоторных и психоэмоциональных расстройств при климактерическом синдроме // Акушерство и гинекология. – 1984. – №2. – С. 10–15.
13. Agnusdei D. Prevention of early postmenopausal bone loss using low doses of conjugated estrogens and the non–hormonal, bone–active drug ipriflavone / D. Agnusdei, C. Gennari, L. Bufalino // Osteoporos. Int. – 1995. – Vol. 5, No. 6. – P. 462–466.
14. Greendale G.A. Symptom relief and side effects of postmenopausal hormones: results from the Postmenopausal Estrogen/Progestin Interventions Trial / G.A. Greendale, B.A. Reboussin, P. Hogan et al. // Obstet. Gynecol. – 1998. – Vol. 92, No. 6. – P. 982–988.
15. Grodstein F. Postmenopausal estrogen and progestin use and the risk of cardiovascular disease / F. Grodstein, M.J. Stampfer, J.A. Manson et al. // N. Engl. J. Med. – 1996. – Vol. 335, No. 7. – P. 453–461.
16. Oldenhave A., Netlenbos C. Pathogenesis of climacteric complaints: ready for the change? // Lancet. – 1994. – Vol. 343. – P. 649–653.
17. Petitti D.B. Ischemic stroke and use of estrogen and estrogen/progestogen as hormone replacement therapy / D.B. Petitti, S. Sidney, C.P.Jr. Quesenberry, A. Bernstein // Stroke. – 1998. – Vol. 29, No. 1. – P. 23–28.
18. Sherwin B.B. A prospective one–year study of estrogen and progestin in postmenopausal women: effect on clinical symptoms and lipoprotein lipids / B.B. Sherwin, M.M. Gelfand // Obstet. Gynecol. – 1989. – Vol. 73, No. 5. – Pt. 1.–P. 759–766.
19. Writing Group for the Womens Health Initiative Investigators. Risk and benefits of estrogen plus progestin in healthy postmenopausal women / JAMA. – 2002. – Vol. 288. – P. 321–333.

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше