Поливитамины для детей – быть или не быть?

Читайте в новом номере

Импакт фактор - 0,584*

*пятилетний ИФ по данным РИНЦ

Регулярные выпуски «РМЖ» №22 от 02.11.2007 стр. 1626
Рубрика: Педиатрия

Для цитирования: Ковалева К.А. Поливитамины для детей – быть или не быть? // РМЖ. 2007. №22. С. 1626

Сегодня, как впрочем, и всегда, на приеме у педиатров родители очень часто задают вопрос о необходимости приема витаминов или, наоборот, отсутствии таковой, об эффективности и безопасности применения тех или иных витаминных комплексов у их детей, а также о том, каким именно им следует отдавать предпочтение и почему.

Витамины (лат. vita жизнь + амин[ы]) – пищевые ве­щества, необходимые для поддержания жизненных функ­ций. По строению являются низкомолекулярными соединениями различной химической природы. Орга­низм человека не синтезирует витамины или синтезирует в недостаточном количестве и поэтому должен получать их извне. В отличие от других незаменимых факторов питания (например, незаменимые аминокислоты, ненасыщенные жирные кислоты и др.) витамины не являются пластическим материалом или источником энергии и участвуют в обмене веществ преимущественно не как субстраты биохимических реакций, а как участники механизмов биокатализа и регуляции отдельных биохимических и физиологических процессов.
Значение витаминов для обеспечения нормальной жизнедеятельности и поддержания здоровья ребенка чрезвычайно велико. В частности, витамины необходимы для процессов роста, поддержания нормального кроветворения и половой функции, нормальной деятельности нервной, сердечно–сосудистой и пищеварительной систем, желез внутренней секреции, продуцирующих различные гормоны, поддержания зрения и нормальных свойств кожи. Витаминам принадлежит также исключительно важная роль в обеспечении адекватного иммунного ответа, функционировании систем метаболизма ксенобиотиков, формировании антиоксидантного потенциала организма и тем самым в поддержании устойчивости ребенка к различным инфекциям, неблагоприятных факторов внешней среды, нормальной переносимости физических и умственных нагрузок.
В основе высокой биологической активности витаминов лежит их участие в построении ферментных систем в качестве так называемых коферментов, т.е. низкомолекулярных небелковых веществ, которые образуют комплекс с белковой частью ферментов и непосредственно осуществляют химические реакции, катализируемые данным ферментом; при этом белковый компонент ферментов отвечает за высокую специфичность их действия; другая ключевая функция витаминов заключается в их участии в построении и функционировании мембран клеток и клеточных органелл. Первая функция присуща практически всем водорастворимым витаминам, а также жирорастворимому витамину К, а вторая – всем жирорастворимым витаминам.
Как известно, все витамины подразделяются на жирорастворимые и водорастворимые (табл. 1). Вы­де­ляют также витаминоподобные соединения (спорные витамины).
В зависимости от глубины и тяжести витаминной недостаточности выделяют три формы ее основных состояний [1]:
Субнормальная обеспеченность – дефицит витаминов, проявляющийся на биохимическом уровне.
Гиповитаминоз – состояние, развивающееся вслед­ствие недостаточного поступления определенного витамина в организм, проявляющееся малоспецифичными симптомами (снижение аппетита, работоспособности и повышение утомляемости).
Авитаминоз – разновидность витаминной недостаточности, характеризующаяся практически полным отсутствием поступления какого–либо витамина в организм, сопровождающаяся развитием характерного и специфического симптомокомплекса (цинга, рахит, бери–бери и т.д.).
Витаминная недостаточность, развивающаяся в силу разных причин, подразделяется на первичную и вторичную [2,3,4].
Первичная витаминная недостаточность связана с:
• недостаточным питанием (голоданием);
• длительным периодом несбалансированного питания с преобладанием углеводов, дефицитом или избытком белка (так, при приеме пищи, богатой углеводами, повышается потребность в витамине В1, а при недостатке в суточном рационе белка снижается усвоение витамина В2, никотиновой и аскорбиновой кислот; при повышении содержания в пище белков растительного происхождения увеличивается потребность в никотиновой кислоте);
• религиозными запретами, вегетарианством;
• неправильной кулинарной обработкой продуктов;
• нарушениями правил хранения продуктов;
• временем года (сезонный дефицит витаминов в зимнее и весеннее время года).
Вторичная витаминная недостаточность связана с нарушениями:
• всасывания витаминов при заболеваниях печени, желчевыводящих путей (синдром холестаза), поджелудочной железы (абсолютная или относительная экзокринная недостаточность), тонкой кишки (целиакия, пищевая аллергия, экссудативная энтеропатия и т.д.), при эндокринопатиях;
• абсорбции витаминов на фоне приема препаратов, ухудшающих их всасывание (масляных слабительных типа минерального или вазелинового масла);
• усвоения витаминов при генетических нарушениях ферментных систем;
• транспорта витаминов вследствие дефицита белка (гипопротеинемии);
• метаболизма витаминов на фоне приема лекарственных препаратов (например, противосудорожные средства нарушают метаболизм витамина D и фолатов);
• повышенным расходом витаминов в период интенсивного роста, полового созревания, при лихорадке, физическом и психическом напряжении, повышении или понижении температуры воздуха, асфиксии, приеме химиотерапевтических средств;
• экскреции витаминов (заболевания почек и др.).
Рассмотрим подробнее некоторые витамины (табл. 2).
Несмотря на то, что хорошо известны богатые витаминами продукты, суточной нормы витаминов при этом достичь крайне сложно. Содержание витаминов в пищевом рационе может меняться и зависит от разных причин: от сорта и вида продуктов, способов и сроков их хранения, характера технологической обработки пиши. Употребление в пищу консервированных продуктов также создает большую проблему в этом плане. Высушивание, замораживание, механическая обработка, хранение в металлической посуде, пастеризация и многие другие достижения цивилизации снижают содержание витаминов в продуктах. После трех дней хранения продуктов процент витаминов значительно снижается. А ведь в среднем 9 месяцев и более в году жители нашей страны употребляют в пищу овощи и фрукты замороженные, длительно хранящиеся или же выращенные в теплицах. Один день хранения капусты при комнат­ной температуре влечет за собой потери витамина C на 25%, 2 дня – 40%, 3 дня – 70%. При жарке свинины потеря витамина B составляет 35%, тушении – 60%, варке – 80%.
В связи с этим в некоторых странах разработана стратегия национальных программ по профилактике витаминной недостаточности, основанная на рекомендациях ВОЗ. В экономически развитых странах предложено увеличить потребление продуктов, богатых витаминами и микроэлементами, овощей и фруктов. В странах с низким экономическим уровнем продукты питания массового потребления с целью ликвидации дефицита витаминов и микроэлементов рекомендуется обогащать необходимыми витаминами и микроэлементами [WHO, 1996].
Так, в ряде областей России приняты постановления, обязывающие пищевые предприятия выпускать обогащенную продукцию (в основном хлеб, молоко). В этих целях применяют специально разработанные пищевые добавки (премиксы), которые позволяют существенно повысить содержание витаминов А, группы В, С, D, а также минеральных веществ железа, кальция и йода в рационе питания населения [5].
Однако и эти действия не позволяют решить проблему гиповитаминозов в связи с недостаточной дозой витаминов, особенно для растущего организма. Поэтому многие специалисты считают, что без дополнительного введения в рацион питания витаминов и микроэлементов питание ребенка не может быть полностью сбалансировано.
Итак, отвечая на вопрос о том, нужны ли сегодня нашим детям витамины, можно подчеркнуть, что применение поливитаминных препаратов у детей и подростков полностью оправдано состоянием полигиповитаминоза населения, подтвержденного многочисленными исследованиями НИИ питания РАМН [Тутельян В.А., Спиричев В.Б., 1999, 2000].
Назначение поливитаминных и витаминно–минеральных комплексов показано детям и подросткам в различные периоды года:
– осень (адаптация к детскому саду, школе, стресс, контакты детей друг с другом);
– зима (охлаждение, недостаточная инсоляция, вирусные инфекции);
– весна (полигиповитаминоз, «погодные» факторы);
– круглогодично (нарушение питания, частые респираторные вирусные инфекции, загрязнение окружающей среды, стрессы, смена места жительства, профилактические прививки, перенесенные вирусные инфекции, повышенная физическая нагрузка).
На сегодняшний день на фармацевтическом рынке представлен большой выбор поливитаминов и витаминно-минеральных препаратов для детей. Примером ка­чественного и высокоэффективного поливитаминного комплекса для детей может служить линейка препаратов «Пиковит». «Пиковит» рекомендован ведущими спе­циалистами Союза педиатров России и Ассоциа­цией семейных врачей РФ. Предложено несколько форм вы­пус­ка для детей разных возрастных групп. Сироп Пи­ко­вит содержит 9 жизненно необходимых витаминов, в пастилках Пиковит и Пиковит Д – 10 витаминов и 2 ми­не­рала: кальций и фосфор, а в жевательных таблетках Пиковит Плюс – 12 витаминов, дополненных минеральными веществами – кальцием, цинком, йодом и железом, в пастилках Пиковит Форте содержится 11 витаминов, среди которых представлена вся группа витаминов В. Чтобы усвояемость и биодоступность препаратов серии Пиковит в желудочно–кишечном тракте были мак­си­мальными, производителями подобран оптимальный баланс содержания витаминов и минералов. В зависимости от формы выпуска состав препарата несколько отличается и изменяется дозировка (соответственно возрастной потребности ребенка).
Подводя итог, можно отметить, что современное питание детей не может полностью удовлетворить их нарастающую потребность в витаминах и микроэлементах. Использо­ва­ние обогащенных витаминами продуктов питания (масло, молочные продукты) позволяет лишь частично компенсировать сниженное содержание витаминов в овощах и фруктах в зимне–весеннее время года. Допол­ни­тельная витаминизация рациона питания позволяет предотвращать гиповитаминозы в течение всего года. Применение же поливитаминных препаратов не менее важно и рекомендуется как для профилактики, так и для лечения витаминодефицитных состояний.





Литература
1. Захарова И.Н., Скоробогатова Е.В. Дефицит витаминов у детей: современные возможности коррекции. //Педиатрия, 2004, т.6, №3.
2. Студеникин В.М. Гиповитаминозы и поливитамины.//Вопр. совр. педиатрии, 2002, 1: 48–51.
3. Коровина Н.А, Захарова И.Н., Заплатников А.Л., Обыночная Е.Г. Дефицит витаминов и микроэлементов у детей: современные подходы к коррекции. Руководство для врача–педиатра. М., 2004.
4. Конь И.Я., Тоболева М.А., Дмитриева С.А. Дефицит витаминов у детей: основные причины, формы и пути профилактики у детей раннего и дошкольного возраста. 9–15 с.
5. Коровина Н., Захарова И. Основные причины дефицита витаминов у детей и способы их профилактики, //Фармац вестник, 2006, №32 (437).


Оцените статью


Поделитесь статьей в социальных сетях

Порекомендуйте статью вашим коллегам

Предыдущая статья
Следующая статья

Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь на сайте для того чтобы оставить комментарий.

зарегистрироваться авторизоваться
Наши партнеры
Boehringer
Jonson&Jonson
Verteks
Valeant
Teva
Takeda
Soteks
Shtada
Servier
Sanofi
Sandoz
Pharmstandart
Pfizer
 OTC Pharm
Lilly
KRKA
Ipsen
Gerofarm
Gedeon Rihter
Farmak