Социально–психологические и возрастные характеристики периода студенчества

Читайте в новом номере

Импакт фактор - 0,584*

*пятилетний ИФ по данным РИНЦ

Регулярные выпуски «РМЖ» №18 от 17.08.2010 стр. 1130
Рубрика: Психология

Для цитирования: Маркова Ю.А., Мареева Е.Б., Севидова Л.Ю. Социально–психологические и возрастные характеристики периода студенчества // РМЖ. 2010. №18. С. 1130

Вузовское образование является важным и завершающим этапом процесса общеобразовательной подготовки молодого поколения и основной стадией профессиональной специализации. От качества организации процесса обучения на этой стадии во многом зависит дальнейшее комфортное пребывание человека в будущей профессиональной деятельности, а также его субъектные взаимоотношения с другими людьми.

На протяжении многих лет проблема студенчества является областью изучения педагогов и психологов. Интерес к данной проблеме не случаен и обусловлен прежде всего наличием большого количества типов студентов с учетом разнообразных критериев. Однако существует и множество общих характеристик, обусловленных периодом юности и непосредственным влиянием процесса обучения в вузе на психику студента и на развитие личности.
Процесс развития личности в рамках любого возрастного периода определяется, в первую очередь, особенностями социальной ситуации развития. Се­годня, в условиях нестабильности общества, именно подростки и юноши в большей степени восприимчивы по отношению к происходящим в разных сферах жизни переменам, наиболее остро и непосредственно реагируют на новые для нашего общества социальные проблемы. В этих условиях традиционный конфликт поколений, проблема отцов и детей проявляется, пожалуй, особенно ярко. В связи с этим существенным представляется то, что взрослые, непосредственно заинтересованные в полноценном личностном развитии подростков и призванные обеспечить соответствующие условия для этого развития (учителя, родители), имеют зачастую искаженные, неадекватные представления о проблемах подрастающего поколения. Некоторые из этих проблем явно преувеличиваются, другие, не менее острые, напротив, затушевываются, остаются без внимания взрослых. На наш взгляд, знание ключевых характеристик данного периода является необходимым, прежде всего для педагогов, с целью разностороннего понимания личности студента, предотвращения или исправления конфликтных ситуаций и, в конечном счете, для оптимизации процесса обучения.
Проблемами юности занимались такие психологи и педагоги, как И.С. Кон (Психология ранней юности, 1989), Д.И. Фельдман (Психология современного подростка, 1987), А.В. Толстых (Возрасты жизни, 1988), И.В. Дубро­вина (Формирование личности старшеклассника, 1989), А.А. Реан (Психология юности, 2003) и другие.
Возрастные границы, в пределах которых находятся большинство студентов, являются весьма условными, и наиболее часто составляют промежуток от 15–16 лет до 21–25 лет, что совпадает с периодом юности.
Юность представляет собой период жизни после отрочества до взрослости – чрезвычайно значимый период в жизни человека, в процессе которого происходит формирование и осмысление многих жизненно важных вопросов.
Прежде всего, в данной возрастной категории у молодежи возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек ищет свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие, характеризующие личность категории, остро волнуют его в юности. В этот период у человека расширяется диапазон добра и зла до предельных границ, он испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, низменного и злого. Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении – во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека. Имеет существенное значение как для самого юноши, так и для всего человечества, если он выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям. В то же время, как бы ни была юность направлена на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает – еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких людей. Кроме того, именно в юности по–настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека. Юность – период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку [4,8].
Начав в отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других – выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности.
В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.
Важнейшим достижением этого периода является развитие самообразования, то есть самопознания, а суть его – установка по отношению к самому себе. Она включает познавательный элемент (открытия своего «Я»), понятийный элемент (представление о своей индивидуальности, качествах и сущности) и оценочно–волевой элемент (самооценка, самоуважение). Развитие рефлексии, то есть самопознания в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями, обусловливает критическую переоценку ранее сложившихся ценностей и смысла жизни – возможно, их изменение и дальнейшее развитие.
Смысл жизни – это важнейшее «новообразование» ранней юности. Именно в этот период жизни проблема смысла жизни становится глобально всеобъемлющей с учетом ближней и дальней перспективы. Также важным достижением юности является появление жизненных планов, а в этом проявляется установка на сознательное построение собственной жизни как проявление начала поиска ее смысла [3].
Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка. [8].
Ведущей деятельностью периода ранней юности является учебно–профессиональная деятельность, то есть молодые юноши и девушки переходят в категорию студентов [5,6].
Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально–психологической категории выделено в науке относительно недавно, в 1960–х годах, ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Студенческий возраст, по его мнению, является важным периодом для развития основных социогенных потенций человека [1,2].
Анализ данных литературы позволяет выделить как общие, так и отличительные черты студенчества. Преж­де всего, студентов объединяет общий вид деятельности – учение, направленное на получение специального образования, у них имеются единые цели и мотивы, возраст студентов примерно одинаков (18–25 лет), они обладают единым образовательным уровнем, период существования студенчества ограничен временем (в среднем 5–6 лет).
Отличительными чертами данной категории являются: характер труда, заключающийся в систематическом усвоении и овладении новыми знаниями, действиями и способами учебной деятельности, а также в самостоятельном «добывании» знаний; принадлежность к большой социальной группе – молодежи – в качестве ее передовой и многочисленной части.
Факторы, определяющие социально–психологический портрет студента и в немалой степени влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с которыми студент пришел в вуз, – их можно только принимать во внимание, – и те, которые появляются в процессе обучения, – ими можно управлять.
К первой категории относятся: уровень подготовки, система ценностей, отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о профессиональном будущем.
Факторы этой категории работают преимущественно на этапе адаптации, когда первокурсники пытаются понять, «куда я попал» и «кто меня окружает». Студент должен очень быстро сориентироваться и с новых позиций освоить способы и методы учебной деятельности, понять систему норм и правил, существующих на факультете и в его учебной группе, разработать свою систему ценностей по отношению к учебе, предстоящей работе, преподавателям.
Постепенно влияние факторов первой группы ослабевает, и решающую роль начинают играть факторы второй группы. К ним можно отнести организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т.д.
Именно это, в значительной степени, а не исходный уровень определит профессиональный и психологический облик человека, который через несколько лет покинет стены вуза [2,3].
Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.
Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.
Второй курс – период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.
Третий курс – начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности.
Четвертый курс – более детальное знакомство со специальностью, наиболее приближенное к практической деятельности. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.
Пятый–шестой курсы – перспектива скорого окончания вуза – формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.д. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза [1,9].
По данным санкт–петербургских пси¬хологов, в начале 90–х годов ХХ в. в нашей стране резко снизи-лась ценность образования, школьники перестали относить¬ся к нему как к возможности материально обеспечить себя в будущем. В конце 1990–х годов наметилась другая тенден¬ция: образование снова входит в систему ценностей. Мно¬гие выпускники школ желают продолжить обучение. Кто–то нашел свое призвание и нуждается в получении знаний в интересующей его области, кто–то следует желанию роди-телей или поступает в вуз за компанию с другом, кому–то нужен диплом, чтобы затем продвигаться по служебной лестнице или удачно выйти замуж, избежать армии и т.д. Такой фактор, как мотив поступления в вуз, оказывает существенное влияние на успеваемость студента и играет решающую роль в дальнейшем профессиональном самоопределении специалиста. Мотивы поступления в вуз определяют и стиль студенческой жизни. Если вчерашний выпускник школы отправ¬лен в вуз родителями и его обучение оплачено, а свою зада¬чу он видит в продлении детства и отсрочке жизненного выбора, учебная деятельность вряд ли окажется продуктив¬ной. Больше, чем лекции и библиотеки, его будут занимать общение с новыми приятелями, развлечения на том уров¬не, который он может себе позволить. Такие студенты могут окончить институт с посредственными отметками и без глу¬боких знаний или же могут быть отчислены за неуспевае¬мость. Еще один вариант – студент наконец заинтересуется своей будущей профессией и с N–гo курса начнет серьезно зани¬маться. Но в последнем случае изменится его образ жизни.
Если студент пришел в вуз с желанием учиться, если он нашел свое призвание или, выдержав конкурс, стремится получить максимум знаний, чтобы потом «выйти в люди», он будет поглощен учебной работой и на развлечения, от¬дых будет выделять не слишком много времени.
Современные студенты чаще всего отмечают следующие преимущества и недостатки продолжения обучения и по¬ступления на работу: вуз дает необходимые знания и уме¬ния, т.е. определенную квалификацию и тем самым гото¬вит «к взрослой жизни», «продвижению вверх», становит¬ся «дверью в более–менее обеспеченную жизнь при заня¬тии любимым делом»; дает возможность «отсрочить окон-чательный выбор», попробовать, «твое это или нет», и «еще немного побыть ребенком» [3].
В настоящее время в литературе представлено множество классификаций, относительно разделения студентов на различные группы.
По мнению М. В. Булановой–Топорковой и соавт., 2002, современные студенты разделяются на три группы. Критерием данной типологии является отношение к образованию [3].
Первую группу составляют студенты, ориентированные на образование как на профессию. В этой группе наибольшее число студентов, для которых интерес к будущей работе, желание реализовать себя в ней – самое главное. Лишь у них отмечается склонность продолжать свое образование в аспирантуре. Все остальные факторы для них менее значимы. К этой группе относится около трети студентов.
Вторую группу составляют студенты, ориентированные на бизнес. Отношение к образованию у них совсем иное: для них образование выступает в качестве инструмента (или возможной стартовой ступени) для того, чтобы в дальнейшем попытаться создать собственное дело, заняться торговлей и т.д. Они понимают, что со временем и эта сфера потребует образования, но к своей профессии они относятся менее заинтересованно, чем первая группа.
Третью группу составляют студенты, которых, с одной стороны, можно назвать «неопределившимися», с другой – задавленными разными проблемами личного, бытового плана. На первый план у них выходят бытовые, личные, жилищные, семейные проблемы. Можно было бы сказать, что это группа тех, кто «плывет по течению» – они не могут выбрать своего пути, для них образование и профессия не представляют того интереса, как у первых групп. Возможно, самоопределение студентов данной группы произойдет позже, но можно предположить, что в эту группу попали люди, для которых процесс самоопределения, выбора пути, целенаправленности нехарактерен.
Следующая классификация студентов основывается на типах деятельности студентов, в связи с чем, можно выделить три основных типа [3,7].
Первый тип личности отличается комплексным подходом к целям и задачам обучения в вузе. Интересы студентов сосредоточиваются на области знаний более широкой, чем предусмотрено программой, социальная активность студентов проявляется во всем многообразии форм жизни вуза. Этот тип деятельности ориентирован на широкую специализацию, на разностороннюю профессиональную подготовку.
Второй тип личности отличается четкой ориентацией на узкую специализацию. И здесь познавательная деятельность студентов выходит за рамки учебной программы. Однако если первому типу поведения присуще преодоление рамок программы, так сказать, вширь, то в данном случае этот выход осуществляется вглубь. Система духовных запросов студентов сужена рамками «околопрофессиональных интересов».
Третий тип познавательной деятельности студентов предполагает усвоение знаний и приобретение навыков лишь в границах учебной программы. Этот тип деятельности – наименее творческий, наименее активный – характерен для четверти студентов. Таким образом, уже в результате самого общего подхода к анализу учебно–познавательной деятельности студентов выделяются три типологические группы, каждая из которых имеет свои модели поведения.
Таким образом, период юности или первый период зрелости отличается сложностью становления личностных черт и совпадает со временем обучения в вузе [3,6,7,10].
Последняя классификация, которая рассматривается в нашей работе, имеет своим основанием такой критерий, как успеваемость [1].
Согласно данной типологии, выделяется 4 группы студентов:
1) отличники–«зубрилы» – те, которые постоянно посещают занятия и путем труда достигают хороших результатов, они очень дисциплинированны, из них выбирают «старост»;
2) отличники–«умные» – те, которые обладают высоким интеллектом, сильной школьной базой и своими вопросами могут поставить некоторых преподавателей в неловкое положение. Они считают: «К чему ходить на каждое занятие, ведь мы и так умные», они учатся по принципу «всего понемножку»;
3) «хорошисты–труженики» – студенты, которые постоянно учатся, но в силу своих умственных способностей успехами в учебе не блещут;
4) неуспевающие – «случайные»; контингент данной группы разнообразен: девушки, желающие стать дипломированными женами, юноши, уклоняющиеся от службы в армии, часть молодежи, которых родители определили в вуз, лишь бы они чем–нибудь занимались, и т.д.
В заключение следует сказать, что, несмотря на имеющееся множество общих черт у студентов, они во многом различны, прежде всего по мотиву поступления в вуз, по успеваемости, по стилю поведения и другим не менее важным признакам, что и определяет разнообразные типологии студентов. Кроме того, период студенчества является важным этапом развития основных социогенных потенций человека, на формирование которых в значительной степени влияют психологические характеристики периода юности. Данные критерии необходимо учитывать, прежде всего педагогам, с целью создания «благоприятной атмосферы» в процессе обучения, совершенствования педагогического общения со студентами разных типов, и, в конечном счете, с целью оптимизации процесса обучения и получения высококвалифицированных специалистов.

Литература
1. Абдулина О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1993. № 3.
2. Буйлов В., Куропова Г., Сенаторова Н. Нервно–психическое состояние студентов... // Высшее образование в России. 1996.
3. Буланова–Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
4. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
5. Кривцова С., Мухаматулина Е. Воспитание: наука хороших привычек.– М., 1996.– С. 226.
6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс¬ших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.
7. Милорадова Н. Г. Студент в зеркале психологии // Архитектура и строительство России. 1995. № 9.
8. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
9. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара, 2000.
10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

Оцените статью


Поделитесь статьей в социальных сетях

Порекомендуйте статью вашим коллегам

Предыдущая статья
Следующая статья

Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь на сайте для того чтобы оставить комментарий.

зарегистрироваться авторизоваться
Наши партнеры
Boehringer
Jonson&Jonson
Verteks
Valeant
Teva
Takeda
Soteks
Shtada
Servier
Sanofi
Sandoz
Pharmstandart
Pfizer
 OTC Pharm
Lilly
KRKA
Ipsen
Gerofarm
Gedeon Rihter
Farmak