Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.
Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.
На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
932
27.08.2018
Национальная ассоциация медицинских организаций, в которую входит Российская ассоциация репродукции человека (РАРЧ), направила письмо руководителю Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву, в котором просит приостановить принятие изменений в приказ Минздрава России от 30 августа 2012 г. № 107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению».
По оценкам экспертов, проект документа содержит ограничения, нарушающие нормы Федерального закона «О защите конкуренции» и имеет высокую степень регулирующего воздействия, а ряд его положений может стать причиной необоснованных претензий и судебных исков со стороны пациентов, страховых компаний и фондов ОМС.
Проект приказа Минздрава устанавливает ограничения для физических и юридических лиц в получении и оказании медицинских услуг по специализированной медицинской помощи с использованием вспомогательных репродуктивных технологий за счет средств территориальных программ обязательного медицинского страхования. Речь идет о дополнительном барьере – монопольной комиссии, создаваемой региональным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения на базе медицинских организаций. В задачи такой комиссии входит формирование и упорядочивание потока пациентов путем составления листов ожидания и осуществление контроля за соблюдением очередности при оказании медицинской помощи при лечении бесплодия с помощью ЭКО и/или криопереноса, а также учет числа выполненных попыток ЭКО.
Согласно документу, комиссии могут создавать медицинские организации – центры охраны здоровья семьи и репродукции; центры охраны материнства и детства, перинатальные центры. В РАРЧ указывают на то, что около 80% медорганизаций, работающих в данной области медицины, частные, и напоминают, что в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан» выбор медицинской организации для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению лечащего врача.
«Действующим законодательством не предусмотрено ограничений по объему поликлинической специализированной медицинской помощи в рамках базовой программы государственных гарантий. Не предусмотрено и создание очередей с листами ожиданий. Вводимое проектом приказа эксклюзивное право выдачи направлений на лечение комиссией противоречит законодательству, препятствует реализации прав граждан на свободный выбор медицинского учреждения и врача вне зависимости от формы собственности и места нахождения учреждения. Это право граждан подтверждено в судебных решениях арбитражных судов и Верховного суда РФ. По нашему мнению, создаваемые условия по контролю монопольной медицинской организацией (единственной в регионе) других медицинских организаций (в том числе иной формы собственности) могут привести к использованию методов нецивилизованной конкуренции, сокращению действующих медицинских организаций при уменьшении объема финансирования. А ограничение доступности медицинской помощи – к возможной коррупции и сокращению частных инвестиций в приоритетное направление в области здравоохранения», – отмечают в РАРЧ.
В РАРЧ ссылаются на опыт работы такой комиссии при Городском центре по лечению бесплодия Санкт-Петербурга. Он показал, что комиссия не в состоянии качественно осуществлять эту функцию в связи с большим количеством документов. В 2017 г. в комиссию ГЦЛБ были поданы документы более 5 тыс. пациентов. В связи с отсутствием у нее возможности проверить корректность установленного диагноза путем объективного обследования пациенток контроль за предоставленными пациентами документами сводился к проверке медсестрой их соответствия установленному списку и выдаче направлений в лечебное учреждение, в котором будет проводиться лечение.
«Лечащий врач направляет медицинские документы, содержащие диагноз заболевания и результаты обследования пациентов, в комиссию «для коллегиального исключения противопоказаний и ограничений» для ЭКО. На самом деле это функция и ответственность не комиссии, а учреждения, в котором пациентка будет проходить лечение. Этот вид экспертизы будет осуществлен врачом медицинского учреждения вне зависимости от характера заключения комиссии, которая не несет никакой ответственности ни в случае выявления противопоказания или ограничений, ни в случае возникновения осложнений в связи с некачественной экспертизой. Таким образом, проектом вводится ничем не обоснованное дублирование функций, что, без сомнения, будет удлинять путь граждан к получению показанной им медицинской помощи, потребует большего времени и посещения дополнительной медицинской организации», – прокомментировал ситуацию президент РАРЧ Владислав Корсак.
По данным Минздрава, в 2016 г. было проведено 47,5 тыс. бесплатных для населения циклов ЭКО. Эффективность превысила 31% в среднем по стране. В 2017 г. было проведено 62 тыс. циклов. Информацию о том, сколько из них приходилось на долю частных центров, в РАРЧ предоставить не смогли. «Сведения о том, какая клиника сколько квот получает, есть только в департаментах здравоохранения. Но эта информация закрыта, в РАРЧ ее нет», – рассказала порталу Medvestnik.ru генеральный директор Центра репродукции и генетики «Фертимед» Маргарита Аншина. Доводы коллег по ассоциации с критикой законопроекта она поддержала: «Мы имеем опыт работы такой комиссии, которая относилась к Мариинской больнице в Санкт-Петербурге. Естественно, что все квоты уходили в государственные центры. Вот этого-то мы и боимся, ведь описания механизмов, по которым будут формироваться комиссии, в проекте приказа нет. Поэтому мы расцениваем данный документ исключительно как ничем не обоснованный перекос в сторону государственной медицины».
Авторы письма отмечают, что проект приказа также предусматривает дополнительную отчетность медицинских организаций, которая должна быть представлена в комиссию для передачи в ТФОМС. Описания источника компенсации дополнительных затрат на отчетность, обеспечения безопасности по сохранению персональных данных и врачебной тайны в законопроекте опять же нет. Кроме этого к числу спорных с точки зрения законодательства, на взгляд экспертов, относится положение законопроекта, где говорится, что «с целью предупреждения осложнений, связанных с применением процедуры ЭКО, допускается проведение не более 2 сопровождающихся стимуляцией суперовуляции (при криопереносе – 3–4) попыток в год». Дело в том, что профилактики «осложнений, связанных с применением процедуры ЭКО» путем ограничения числа циклов стимуляций яичников и переносов криоконсервированных эмбрионов» не существует.
«Ни одно из известных осложнений (синдром гиперстимуляции яичников, кровотечение после пункции яичников, инфекционные осложнения, внематочная и многоплодная беременность) не имеет никакой связи ни с числом стимуляций яичников, ни с числом переносов размороженных эмбрионов. Поэтому существование такого положения в государственном регламентирующем документе может быть причиной необоснованных претензий и судебных исков со стороны пациентов, страховых компаний и фондов ОМС. Если это положение вводится из-за ограниченных возможностей финансирования, правильно было бы указать «…в рамках оказания помощи в программах ОМС …». В связи с изложенным проект не может быть утвержден, он должен быть переработан с учетом указанных замечаний», – пояснили в РАРЧ.
Копии письма направлены в Минэкономразвития и Минюст.
Источник: medvestnik.ru
Проект приказа Минздрава устанавливает ограничения для физических и юридических лиц в получении и оказании медицинских услуг по специализированной медицинской помощи с использованием вспомогательных репродуктивных технологий за счет средств территориальных программ обязательного медицинского страхования. Речь идет о дополнительном барьере – монопольной комиссии, создаваемой региональным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения на базе медицинских организаций. В задачи такой комиссии входит формирование и упорядочивание потока пациентов путем составления листов ожидания и осуществление контроля за соблюдением очередности при оказании медицинской помощи при лечении бесплодия с помощью ЭКО и/или криопереноса, а также учет числа выполненных попыток ЭКО.
Согласно документу, комиссии могут создавать медицинские организации – центры охраны здоровья семьи и репродукции; центры охраны материнства и детства, перинатальные центры. В РАРЧ указывают на то, что около 80% медорганизаций, работающих в данной области медицины, частные, и напоминают, что в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан» выбор медицинской организации для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению лечащего врача.
«Действующим законодательством не предусмотрено ограничений по объему поликлинической специализированной медицинской помощи в рамках базовой программы государственных гарантий. Не предусмотрено и создание очередей с листами ожиданий. Вводимое проектом приказа эксклюзивное право выдачи направлений на лечение комиссией противоречит законодательству, препятствует реализации прав граждан на свободный выбор медицинского учреждения и врача вне зависимости от формы собственности и места нахождения учреждения. Это право граждан подтверждено в судебных решениях арбитражных судов и Верховного суда РФ. По нашему мнению, создаваемые условия по контролю монопольной медицинской организацией (единственной в регионе) других медицинских организаций (в том числе иной формы собственности) могут привести к использованию методов нецивилизованной конкуренции, сокращению действующих медицинских организаций при уменьшении объема финансирования. А ограничение доступности медицинской помощи – к возможной коррупции и сокращению частных инвестиций в приоритетное направление в области здравоохранения», – отмечают в РАРЧ.
В РАРЧ ссылаются на опыт работы такой комиссии при Городском центре по лечению бесплодия Санкт-Петербурга. Он показал, что комиссия не в состоянии качественно осуществлять эту функцию в связи с большим количеством документов. В 2017 г. в комиссию ГЦЛБ были поданы документы более 5 тыс. пациентов. В связи с отсутствием у нее возможности проверить корректность установленного диагноза путем объективного обследования пациенток контроль за предоставленными пациентами документами сводился к проверке медсестрой их соответствия установленному списку и выдаче направлений в лечебное учреждение, в котором будет проводиться лечение.
«Лечащий врач направляет медицинские документы, содержащие диагноз заболевания и результаты обследования пациентов, в комиссию «для коллегиального исключения противопоказаний и ограничений» для ЭКО. На самом деле это функция и ответственность не комиссии, а учреждения, в котором пациентка будет проходить лечение. Этот вид экспертизы будет осуществлен врачом медицинского учреждения вне зависимости от характера заключения комиссии, которая не несет никакой ответственности ни в случае выявления противопоказания или ограничений, ни в случае возникновения осложнений в связи с некачественной экспертизой. Таким образом, проектом вводится ничем не обоснованное дублирование функций, что, без сомнения, будет удлинять путь граждан к получению показанной им медицинской помощи, потребует большего времени и посещения дополнительной медицинской организации», – прокомментировал ситуацию президент РАРЧ Владислав Корсак.
По данным Минздрава, в 2016 г. было проведено 47,5 тыс. бесплатных для населения циклов ЭКО. Эффективность превысила 31% в среднем по стране. В 2017 г. было проведено 62 тыс. циклов. Информацию о том, сколько из них приходилось на долю частных центров, в РАРЧ предоставить не смогли. «Сведения о том, какая клиника сколько квот получает, есть только в департаментах здравоохранения. Но эта информация закрыта, в РАРЧ ее нет», – рассказала порталу Medvestnik.ru генеральный директор Центра репродукции и генетики «Фертимед» Маргарита Аншина. Доводы коллег по ассоциации с критикой законопроекта она поддержала: «Мы имеем опыт работы такой комиссии, которая относилась к Мариинской больнице в Санкт-Петербурге. Естественно, что все квоты уходили в государственные центры. Вот этого-то мы и боимся, ведь описания механизмов, по которым будут формироваться комиссии, в проекте приказа нет. Поэтому мы расцениваем данный документ исключительно как ничем не обоснованный перекос в сторону государственной медицины».
Авторы письма отмечают, что проект приказа также предусматривает дополнительную отчетность медицинских организаций, которая должна быть представлена в комиссию для передачи в ТФОМС. Описания источника компенсации дополнительных затрат на отчетность, обеспечения безопасности по сохранению персональных данных и врачебной тайны в законопроекте опять же нет. Кроме этого к числу спорных с точки зрения законодательства, на взгляд экспертов, относится положение законопроекта, где говорится, что «с целью предупреждения осложнений, связанных с применением процедуры ЭКО, допускается проведение не более 2 сопровождающихся стимуляцией суперовуляции (при криопереносе – 3–4) попыток в год». Дело в том, что профилактики «осложнений, связанных с применением процедуры ЭКО» путем ограничения числа циклов стимуляций яичников и переносов криоконсервированных эмбрионов» не существует.
«Ни одно из известных осложнений (синдром гиперстимуляции яичников, кровотечение после пункции яичников, инфекционные осложнения, внематочная и многоплодная беременность) не имеет никакой связи ни с числом стимуляций яичников, ни с числом переносов размороженных эмбрионов. Поэтому существование такого положения в государственном регламентирующем документе может быть причиной необоснованных претензий и судебных исков со стороны пациентов, страховых компаний и фондов ОМС. Если это положение вводится из-за ограниченных возможностей финансирования, правильно было бы указать «…в рамках оказания помощи в программах ОМС …». В связи с изложенным проект не может быть утвержден, он должен быть переработан с учетом указанных замечаний», – пояснили в РАРЧ.
Копии письма направлены в Минэкономразвития и Минюст.
Источник: medvestnik.ru
Последние новости
25.03.2022
Обновлены рекомендации по профилактике инсульта
Американская академия неврологии обновила рекомендации по профилактике инсульта при внутричерепном атеросклерозе крупных сосудов. Предпочтение отдается медикаментозной терапии и повышению физической активности, оперативное вмешательство в качестве начального метода ведения пациентов рассматривается в ограниченом количестве случаев.
1934
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Читать дальше