Российскому фармацевтическому рынку угрожает стагнация

Читайте в новом номере

Новости

Импакт фактор - 0,584*

*пятилетний ИФ по данным РИНЦ

09.08.2007

По данным  ЦМИ «Фармэксперт» динамика роста всего российского фармрынка находится в пределах 6—7%, что свидетельствует о явных стагнационных процессах, ранее этому рынку не свойственных.

Российскому фармацевтическому рынку угрожает стагнация

Источник: Пресс-служба ЦМИ «Фармэксперт»
Дата: 07.08.2007


Объем коммерческого сектора розничного рынка ЛС России за 1 полугодие 2007 г. составил 3,8 млрд долл. США в ценах конечного потребления (2,9 млрд долл. США в оптовых ценах), что на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Высокие темпы роста коммерческого розничного рынка в большей степени нивелируются существенным уменьшением объема отгрузок по программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Так, за текущий период с начала года стоимостной объем программы ДЛО сократился на 37%. Таким образом, динамика роста всего российского фармрынка находится в пределах 6—7%, что свидетельствует о явных стагнационных процессах, ранее этому рынку не свойственных.
Однако, несмотря на резкое снижение темпов роста рынка, интерес иностранных компаний к нему не ослабевает. Доля импортной продукции по итогам 1 полугодия 2007 г. составляет 76%, что на 1% больше, чем годом ранее. Отечественная фарминдустрия ситуацию с замедлением темпов роста рынка никак не использует в своих целях для передела зон влияния внутри сегмента и даже теряет свою долю рынка в отношении дешевых дженериковых препаратов.
Россияне покупают все больше рецептурных препаратов (51%). Это отражается в валовых объемах продаж этой продукции, а также находит косвенное подтверждение в увеличении количества обращений за медицинскими услугами в различные лечебно-профилактические учреждения. На фоне роста врачебных назначений идет незначительный рост количества амбулаторно-поликлинических учреждений. В первую очередь, открываются поликлиники частной формы собственности в крупных городах, где наблюдается больший всплеск активности населения в отношении профилактики и лечения различного рода заболеваний.
Лидером на коммерческом рынке по итогам 1 полугодия 2007 г. стала отечественная компания Фармстандарт с долей 4,46%. Наибольшие темпы роста в первой десятке демонстрирует дженериковое подразделение компании Новартис – корпорация Сандоз (+45,5%) (табл. 1).

Таблица 1. ТОП-10 корпораций на российском коммерческом розничном рынке в 1 полугодии 2007 г.
№ Корпорация Доля от объема коммерческого рынка, % Прирост продаж в USD (%) Доля опт. продаж в USD (%)
1 ФАРМСТАНДАРТ 4,46 30,06 4,10
2 САНОФИ-АВЕНТИС 4,31 17,45 4,39
3 БЕРЛИН-ХЕМИ/МЕНАРИНИ 3,36 18,47 3,39
4 НОВАРТИС 2,93 21,41 2,89
5 САНДОЗ 2,92 45,43 2,40
6 ГЕДЕОН РИХТЕР 2,82 17,73 2,87
7 ПФАЙЗЕР 2,80 19,80 2,80
8 НИКОМЕД 2,79 30,02 2,57
9 СЕРВЬЕ 2,78 22,72 2,71
10 БАЙЕР ШЕРИНГ ФАРМА 2,77 21,24 2,73
Источник: ЦМИ «Фармэксперт» — Мониторинг розничных продаж ЛС в России


По предварительным данным, лидером по отгрузкам в программе ДЛО за 1 полугодие становится корпорация Новартис, у которой наблюдается положительная динамика роста отгрузок, в то время как большинство участников программы снижают стоимостные объемы продаж. Наибольшее сокращение стоимостного объема отгрузки в первой десятке корпораций демонстрирует Санофи-Авентис (-72%) (табл. 2).
Таблица 2. ТОП-10 корпораций в секторе ДЛО в 1 полугодии 2007 г.
№ Корпорация Доля от объема ДЛО, % Прирост продаж в USD (%) Доля опт. продаж в USD (%)
1 НОВАРТИС 12,95 7,47 6,96
2 ЯНССЕН-СИЛАГ 10,24 -26,11 8,01
3 РОШ 9,77 -26,12 7,64
4 НОВО НОРДИСК 6,41 -17,03 4,46
5 АСТРАЗЕНЕКА 5,41 -21,12 3,96
6 ТЕВА  4,34 -33,80 3,78
7 БАЙЕР ШЕРИНГ ФАРМА 3,88 -35,80 3,49
8 ЭЛИ ЛИЛЛИ 3,32 -37,44 3,06
9 САНОФИ-АВЕНТИС 3,23 -71,90 6,65
10 ШЕРИНГ-ПЛАУ 2,53 -15,80 1,74
Источник: ЦМИ «Фармэксперт» — Мониторинг розничных продаж ЛС в России

В целом по розничному рынку (коммерческий сектор + ДЛО) лидером по итогам полугодия стала корпорация Новартис. Наибольшие темпы роста в первой десятке демонстрирует подразделение Новартиса компания Сандоз, включающая в себя активы компаний Лек и Гексал.
Существенно потеряли долю в объеме валовых розничных продаж компании Санофи-Авентис, Сервье и Янссен-Силаг, в первую очередь, за счет сокращения стоимостного присутствия в программе ДЛО (табл. 3).

Таблица 3. ТОП-10 корпораций на российском розничном рынке (коммерческий сектор + ДЛО) в 1 полугодии 2007 г.
№ Корпорация Доля от объема розничного рынка, % Прирост продаж в USD (%) Доля опт. продаж в USD (%)
1 НОВАРТИС 4,35 15,12 3,93
2 САНОФИ-АВЕНТИС 4,16 -13,02 4,96
3 ФАРМСТАНДАРТ 3,96 22,57 3,35
4 БЕРЛИН-ХЕМИ/МЕНАРИНИ 3,11 -2,06 3,29
5 БАЙЕР ШЕРИНГ ФАРМА 2,92 3,90 2,92
6 СЕРВЬЕ 2,68 -18,62 3,42
7 САНДОЗ 2,62 35,65 2,01
8 ГЕДЕОН РИХТЕР 2,57 0,42 2,66
9 НИКОМЕД 2,52 20,55 2,17
10 ЯНССЕН-СИЛАГ 2,48 -13,13 2,96
Источник: ЦМИ «Фармэксперт» — Мониторинг розничных продаж ЛС в России


Рейтинг ТОП-15 торговых марок возглавляет отечественный препарат Арбидол. Прирост продаж лидера — один из самых высоких в первой десятке (+46%). Теряют свою долю препараты Энап и Предуктал за счет сокращения отгрузок по ДЛО. Массированная телевизионная рекламная кампания безрецептурного препарата Линекс отразилась на продажах этого лекарственного средства, особенно на динамических показателях роста (+70%) (табл. 4).

 


Таблица 4. ТОП-15 торговых марок на российском розничном рынке (коммерческий сектор + ДЛО) в 1 полугодии 2007 г.
№ Торговая марка Корпорация Доля от объема розничного рынка, %  Прирост продаж в USD (%) Доля опт. продаж в USD (%)
1 АРБИДОЛ Фармстандарт 1,08 46,34 0,76
2 ГЛИВЕК Новартис 0,86 6,85 0,83
3 АКТОВЕГИН Никомед 0,86 30,64 0,68
4 ВИАГРА Пфайзер 0,75 24,15 0,63
5 ЭНАП КРКА 0,65 -19,47 0,84
6 ВИТРУМ Юнифарм 0,63 4,25 0,63
7 ЭССЕНЦИАЛЕ Санофи-Авентис 0,61 -5,37 0,67
8 ПЕНТАЛГИН Фармстандарт 0,60 25,76 0,50
9 ТЕРАФЛЮ Новартис 0,57 22,78 0,48
10 МЕЗИМ ФОРТЕ Берлин-Хеми 0,56 -5,45 0,62
11 ЛИНЕКС Сандоз 0,56 70,76 0,34
12 КСЕНИКАЛ Рош 0,55 11,19 0,52
13 НО-ШПА Санофи-Авентис 0,53 1,89 0,54
14 МЕКСИДОЛ Мир-Фарм 0,53 -4,42 0,57
15 ПРЕДУКТАЛ Сервье 0,52 -44,83 0,97
Источник: ЦМИ «Фармэксперт» — Мониторинг розничных продаж ЛС в России

ПРОГНОЗ:
До конца 2007 года сохранится отрицательная динамика роста объема программы ДЛО. Ожидается, что сокращение будет в пределах 25%. Коммерческий розничный рынок вырастет на 18—20%, однако весь фармацевтический рынок будет расти меньшими темпами, чем годом ранее. Совокупный рост объема рынка составит до 11% до конца этого года.

Давид Мелик-Гусейнов,
Директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт»

 


Поделитесь новостью в социальных сетях

Предыдущая новость Следующая новость
Наши партнеры
Boehringer
Jonson&Jonson
Verteks
Valeant
Teva
Takeda
Soteks
Shtada
Servier
Sanofi
Sandoz
Pharmstandart
Pfizer
 OTC Pharm
Lilly
KRKA
Ipsen
Gerofarm
Gedeon Rihter
Farmak