Перинатология, как известно, — отдельная область медицины; к настоящему времени оформились следующие ее направления: собственно перинатальная медицина, перинатальная психология (один из ее разделов — психология беременности), перинатальная педагогика [1]. Биопсихосоциальная модель рассматривается как теоретическая основа перинатологии.
Концепция безопасного материнства сформулирована ВОЗ в
В настоящее время под перинатальной психотерапией понимается система лечебного воздействия на психику женщины, а через психику — и на организмы женщины и ребенка [8]. Однако повсеместная работа по психологическому сопровождению беременности в нашей стране пока не проводится, хотя необходимость ее очевидна. Чтобы оказывать психологическую помощь женщине, нацеленную на поддержание у нее позитивных эмоциональных переживаний, свидетельствующих о ее благополучии, необходимо выявить систему факторов, влияющих на эти переживания, а также мишени психологического воздействия.
Факторы благополучия/неблагополучия беременной женщины. В результате анализа релевантной научной литературы нами выявлены факторы, влияющие на состояние благополучия/неблагополучия беременной женщины, индикатором которого стало ее психоэмоциональное состояние. Эти факторы в соответствии с биопсихосоциальной моделью разделены на 3 группы:
1. Факторы физического здоровья (группа факторов, действующих прямо и опосредованно (в зависимости от того, как женщина к ним относится) на ее психоэмоциональное состояние):
- уровень адаптации организма забеременевшей женщины к ее новому физиологическому состоянию;
- естественные
эндокрино-соматические и психофизиологические изменения в организме беременной женщины; изменения в функционировании эндокринной системы, ЦНС (уровень напряжения ЦНС, функциональная активность коры и др.), вегетативной нервной системы (ее тонус и др.), обменных процессов; - реализация общей ведущей биологической функции женского тела — воспроизведение потомства;
- обострение чувствительного восприятия, изменение порога болевого ощущения, повышение раздражительности;
- «первичная материнская сосредоточенность» (психологически может проявляться в затруднении понимания приходящей извне информации; может свидетельствовать и о внутренней работе, сосредоточенности на развивающейся внутри женщины новой жизни);
- поддерживаемый женщиной уровень физической активности;
- физическое самочувствие;
- наличие/отсутствие девиантного материнского поведения (курение во время беременности, употребление алкоголя, наркотиков и др.);
- отсутствие/наличие опасности со стороны функционирования организма, психики; нарушения функционирования последних.
2. Социальные факторы (группа факторов, действующих не непосредственно на психоэмоциональное состояние, а в зависимости от того, как женщина к ним относится):
- влияние на женщину конкретной культурной модели материнства;
- профессиональный статус беременной женщины, уровень ее вовлеченности в профессиональную деятельность;
- беременность как фрустратор профессионального, общественного, экономического, культурного поведения женщины;
- изменения внутрисемейного, социального статуса беременной; подтверждает ли окружение (члены семьи, друзья, коллеги, общество) ее исключительность как женщины, взращивающей в себе новую жизнь;
- дестабилизация структуры семейной системы, вызванная беременностью;
- ограничение социальных контактов беременной женщины;
- семейный кризис, связанный с закономерностями жизненного цикла семьи забеременевшей женщины;
- возможный конфликт репродуктивных установок в семье;
- реорганизация супружеского холона (системы «муж — жена»);
- внутрисемейное перераспределение ролевых функций;
- наличие/отсутствие супружеских конфликтов во время беременности;
- наличие/отсутствие группы поддержки;
- удовлетворение/неудовлетворение потребности женщины в заботе и опеке.
3. Психологические факторы (группа факторов, действующих прямо и опосредованно в зависимости от того, как женщина к ним относится, на ее психоэмоциональное состояние):
- общая удовлетворенность/неудовлетворенность жизнью;
- контроль будущего; необходимость спланировать жизнь и подготовиться к рождению ребенка;
- прогнозирование непомерной для себя нагрузки, потери сексуальной привлекательности, ухудшения здоровья и др.;
- ценностные ориентации женщины, структура ее мотивационной сферы, репродуктивные установки;
- способы интрапсихической защиты, характерные для беременной женщины;
- наличие/отсутствие внутриличностного конфликта, мешающего формированию зрелой женской идентичности;
- «война»/«мир» в отношениях со своим телом;
- планировалась ли беременность или была случайной;
- желанная/нежеланная беременность; «травматическое зачатие»;
- мотивы сохранения беременности;
- внутренняя картина беременности; когнитивная интерпретация беременности, наделение ее тем или иным смыслом;
- психологическая готовность/неготовность к роли беременной;
- рассматривается ли женщиной беременность как биологическое подтверждение своей сексуальной привлекательности или только как препятствие для сексуального поведения;
- наличие или отсутствие материнского чувства, внутренняя родительская позиция; психологическая готовность/неготовность к материнству, наличие/отсутствие зрелой материнской идентичности;
- стиль переживания беременности.
Содержательный анализ приведенных выше исследованных и описанных в психологической литературе факторов, связанных с психоэмоциональным состоянием беременной женщины, свидетельствует о том, что женщина, скорее всего, в период беременности обречена испытывать преимущественно отрицательные эмоции (
Беременность как кризис. Личность на протяжении всей жизни человека находится в процессе становления.
Как известно, в переводе с греческого слово «кризис» означает «резкий, крутой перелом в
С другой стороны, беременность — это и так называемый развивающий кризис [5], движение по направлению к новой роли наивысшей важности для развития женщины; это кризис, который может способствовать созреванию не только ее организма, но и ее личности. Беременность, в особенности первая, — кризисный период в поиске своей женской идентичности; из него нет возврата, независимо от того, рождается ли в должный срок ребенок, случается ли выкидыш или делается аборт [26]. Центральным психологическим механизмом личностных изменений беременной женщины выступает перестройка иерархии мотивов по типу переподчинения новому главному смыслообразующему мотиву [17]. В период беременности система ценностных ориентаций женщины изменяется; происходит ее перегруппировка, которая направлена в сторону реализации себя в новой социальной роли [20]. Беременность подразумевает конец существования женщины как независимого отдельного существа и начало бесповоротных отношений «мать — дитя» [27]. Напряженная внутренняя работа, сопровождающаяся примериванием на себя новой роли, может способствовать духовному взрослению. Основные направления изучения духовности:
1) духовность как принцип саморазвития и самореализации человека;
2) поиск корней духовности не столько в самом человеке (особенностях его личности, склонности к рефлексии), сколько в продуктах жизнедеятельности, его творческой активности;
3) изучение факторов возникновения у человека духовных состояний;
4) религиозное.
Мы в своем исследовании придерживаемся первого направления.
Саноцентристский подход к развитию личности женщины в период беременности. А. Маслоу утверждал, что особое внимание, которое психология уделяет преимущественно незрелости, нездоровью, патологии, порождает ущербную психологию. По его мнению, базисом науки должно стать изучение здоровой личности, ее роста. Выбирать рост — значит открыть себя новому, неожиданному опыту, рисковать оказаться в неизвестном. Жизнь в направлении самоактуализации означает и сонастройку со своей собственной внутренней природой, поскольку личность на определенных этапах своего жизненного пути переходит, по утверждению
К числу задач развития личности в период беременности относится принятие
Беременность как актуализация возможностей женского организма может оказаться как конгруэнтной, так и неконгруэнтной уровню развития женской личности, что будет сказываться на психоэмоциональном состоянии как показателе уровня благополучия беременной женщины.
Удовольствия, позитивные эмоциональные состояния беременной женщины в контексте теоретической модели А. Маслоу могут порождаться как «патологическими» мотивами, удовлетворением «патологических» потребностей, так и здоровыми. Первые не являются «благими» [15],
Эмпирическое исследование имело цель изучить влияние на психоэмоциональное состояние беременной женщины уровня ее личностной зрелости. Мы исходили из предположения, что сама по себе беременность как актуализация детородного потенциала женского организма автоматически не детерминирует направление психологического развития в этот кризисный для женской личности период. Женщине приходится делать трудные для себя выборы, каждый из которых предопределит на некоторый период направление развития ее личности.
Эмпирическое исследование проведено на базе поликлинического отделения клиники акушерства и гинекологии Первого МГМУ имени
Использован комплекс исследовательских процедур и методов. Психологическое обследование начиналось с использования
Для оценки значимости различий применялись непараметрический критерий Манна — Уитни и критерий Колмогорова — Смирнова. Обработка данных производилась при помощи компьютерного статистического пакета программ (SPSS).
В результате исследования выявлены различия между
Остановимся теперь на психических характеристиках, которые мы получили с помощью методик, условно названных нами методиками психического состояния. Несмотря на то, что плохое самочувствие отмечается у респонденток обеих групп, по критерию Манна — Уитни между
Также и по шкалам активности и настроения методики САН различий между
По шкале личностной тревожности выявлены ее высокий уровень у респонденток
Результаты эмпирического исследования:
- Респондентки
1-й группы (в возрасте от 20 до 30 лет) — в основном несамоактуализирующиеся личности: тревожны, не ответственны по всему многомерному профилю (даже по отношению к здоровью) локуса контроля, боятся социальных контактов, имеют узкий набор коммуникативных программ, не активны при взаимодействии с предметным миром, на момент обследования у них выявлены плохое самочувствие, низкая активность, у половины группы — хорошее настроение, у другой половины — плохое. Кроме того, в этой группе выявлены респондентки, у которых есть некоторая тенденция к самоактуализации; у них выше показатели по УСК и по шкалам ОСТ, однако уровень тревожности такой же высокий, как и у других респонденток данной группы. - Респондентки
2-й группы (возраст от 40 до 44 лет) — в основном (21 из обследованных 25 беременных женщин) самоактуализирующиеся личности: не тревожны, ответственны по всему многомерному профилю локуса контроля, не боятся социальных контактов, умеют в них вступать, активны при взаимодействии с предметным миром; на момент обследования у них выявлены плохое самочувствие, низкая активность, как хорошее, так и плохое настроение.2-я группа респонденток не является однородной. Среди них выявлены 4 респондентки, которые не являются самоактуализирующимися личностями; у них низкие показатели по УСК и шкалам ОСТ; фактически их результаты совпадают с результатами респонденток1-й группы; выявлены высокий уровень личностной тревожности и высокие показатели тревожности при взаимодействии с миром предметным и миром социальным (по шкалам ОСТ). - Исследуемое психическое состояние беременной женщины зависит от того, является она актуализирующейся личностью или нет.
Выводы
1. В проведенном исследовании по результатам анализа релевантной научной литературы рассмотрены следующие направления развития личности женщины в период ее беременности: 1) развитие «здоровое» (предполагает значимые перестройки
В адаптивном развитии выделены 3 варианта: а) успешное адаптивное развитие, заканчивающееся адаптацией (физической, психической, социальной); б) болезненно адаптивное развитие в период беременности (появление, обострение психических, физических заболеваний); в) дезадаптивное развитие, выражающееся в невынашивании беременности (спонтанный аборт).
2. В период беременности женщина имеет шанс приобрести многие черты, свойственные самоактуализирующимся личностям, что будет свидетельствовать о ее здоровом развитии в этот период. Самоактуализирующиеся беременные женщины, по результатам проведенного нами эмпирического исследования, статистически значимо отличаются от несамоактуализирующихся по показателям: а) тревожности (имеют низкий уровень личностной тревожности); б) активности (имеют высокую активность при взаимодействии с предметным и социальным миром, успешно самореализуются). При этом, как и несамоактуализирующиеся беременные, они могут иметь как плохое, так и хорошее самочувствие, а также как плохое, так и хорошее настроение (приблизительно в равных пропорциях).
Ряд беременных женщин (14 из 50), отнесенных к группе самоактуализирующихся, имели пиковые переживания,
3. Гипотеза, что самоактуализация встречается только у беременных, достигших зрелого возраста (обследованы 2 группы беременных женщин: «молодые» в возрасте от 20 до 30 лет, и «старорожающие» в возрасте от 40 до 44 лет; и тем и другим предстояли первые в их жизни роды), не подтвердилась: как в группе «молодых», так и в группе «старорожающих» встречались как самоактуализирующиеся, так и несамоактуализирующиеся личности, хотя во
Таким образом, психологическое сопровождение беременных женщин должно предполагать в качестве своей мишени личностный рост женщины, развитие в направлении самореализации, что будет сказываться на качестве ее жизни.