28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Эффективность лечения острого ринита при острых респираторных инфекциях (ОРИ) у детейс аллергическим ринитом
string(5) "21693"
1
ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, Москва, Россия
Для цитирования: Карпова Е.П., Соколова М.В. Эффективность лечения острого ринита при острых респираторных инфекциях (ОРИ) у детейс аллергическим ринитом. РМЖ. 2010;24:1468.

В последние годы аллергический ринит как проблема приобретает большую значимость из–за высокого роста его распространенности среди населения (от 10 до 40%), особенно в детской популяции [6,8]. Причем, ни в одной стране мира, даже самой передовой с точки зрения экономического развития и экологии, не отмечается ни стабилизации, ни снижения роста частоты этого заболевания. Частота заболеваемости аллергическим ринитом среди детей достигает 40% [1]. Распространенность аллергических ринитов у детей в России составляет в разных регионах от 9,8 до 34% [1,2].

В последние годы аллергический ринит как проблема приобретает большую значимость из–за высокого роста его распространенности среди населения (от 10 до 40%), особенно в детской популяции [6,8]. Причем, ни в одной стране мира, даже самой передовой с точки зрения экономического развития и экологии, не отмечается ни стабилизации, ни снижения роста частоты этого заболевания. Частота заболеваемости аллергическим ринитом среди детей достигает 40% [1]. Распространенность аллергических ринитов у детей в России составляет в разных регионах от 9,8 до 34% [1,2].
Симптомы аллергического ринита влияют на посещаемость учебных заведений, и аллергия является одной из основных причин пропуска школьных занятий. Так, в США с ней связано более чем 2 млн пропущенных учебных дней [7,5].
Аллергический ринит в значительной степени обусловливает высокую респираторную заболеваемость у детей. Связь частых ОРВИ с обострениями аллергических заболеваний давно показана. Доказано, что у детей с аллергией ОРВИ встречаются чаще, чем у детей без аллергии, находящихся в тех же условиях. Более частые ОРВИ у детей с аллергией не связаны с первичным иммунодефицитом. Для такого иммунодефицита характерны тяжелые бактериальные инфекции. У больных аллергией высокая заболеваемость ОРВИ обусловлена рядом факторов, прежде всего, снижением барьерной функции слизистой оболочки дыхательных путей, что облегчает проникновение вирусов в организм. Воздействие факторов, загрязняющих воздух – продуктов горения дров и газа, формальдегида из синтетических покрытий, промышленных окислов углерода и азота, табачного дыма – способствуют как более тяжелому течению аллергического ринита, так и учащению ОРВИ.
Длительно протекающие в слизистой оболочке носа воспалительные процессы приводят к вторичным иммунодефицитным состояниям и угнетению местных защитных механизмов. Следовательно, повышается вероятность развития острого воспаления среднего уха, синусита, фарингита, трахеобронхита, пневмонии.
В свете вышеизложенного понятен особый интерес практических врачей к проблеме рациональной терапии острых респираторных инфекций и их осложнений, особенно в группе детей с аллергическим ринитом.
Наиболее часто назначаемые при ринитах различной этиологии препараты – топические сосудосуживающие средства. Вся сложность вопроса заключается в том, что группа сосудосуживающих препаратов местного действия неоднородна. Деконгестанты различаются по своим фармакодинамическим особенностям, выраженности и продолжительности действия, частоте возникновения побочных эффектов. Эти препараты при длительном применении вызывают развитие синдрома «рикошета». В меньшей степени это свойственно фенилэфрину, который обладает мягким вазоконстрикторным эффектом за счет высокоселективного агонизма к α1–адренорецепторам и не вызывает значительного снижения кровотока в слизистой оболочке носа. Лечебный эффект фенилэфрина менее выражен и менее продолжителен.
Одним из комплексных препаратов на основе фенил­эфрина для эндоназального применения является препарат Виброцил. Помимо фенилэфрина, который избирательно стимулирует α1–адренорецепторы сосудистой стенки, кавернозных тел, в состав препарата Виброцил входит диметиндена малеат, который блокирует Н1–гистаминовые рецепторы. Благодаря наличию двух компонентов реализуются сосудосуживающий, противоотечный и противоаллергический эффекты.
Обладая мягким вазоконстрикторным эффектом, Виброцил не вызывает снижения кровотока в слизистой оболочке полости носа, следовательно, в меньшей степени нарушает ее функции. Виброцил уменьшает выделения из носа и способствует очищению носовых ходов. При этом препарат удовлетворяет основным требованиям физиологического лечения слизистой оболочки носа благодаря естественному уровню pH и изотоничности. Виброцил не нарушает функцию реснитчатого эпителия слизистой оболочки и при отмене лечения не вызывает реактивную гиперемию. Поэтому Виброцил может применяться дольше большинства деконгестантов – до 2 нед. [4].
Препарат начинает действовать через 5 мин., к 30–й мин. назальная резистентность снижается в три раза, достигая максимального эффекта к 60–й мин. Макси­мальная продолжительность действия препара­та – до 6 ч.
Целью нашего исследования явилось повышение клинической эффективности лечения острого ринита при ОРИ у детей с аллергическим ринитом легкой и средней степени тяжести.
Задачи исследования:
1. Анализ оценки пациентов (их родителей) эффективности разработанной схемы лечения острого ринита при ОРИ у детей с аллергическим ринитом.
2. Объективная оценка клинической эффективности разработанной схемы лечения острого ринита при ОРИ у детей с аллергическим ринитом.
3. Оценка безопасности применения разработанной схемы лечения острого ринита при ОРИ у детей с аллергическим ринитом.
Дизайн исследования:
• клиническое исследование контролированное;
• проспективное (параллельные группы);
• рандомизированное;
• моноцентровое исследование;
• открытое.
Материалы и методы
В исследование были включены 70 детей (42 мальчика и 28 девочек) в возрасте от 3 до 15 лет (средний возраст 8,1 года). У всех детей отмечались клинико–анамнестические и клинико–лабораторные признаки персистирующего аллергического ринита легкой и средней степени тяжести.
В исследование не включались дети, при обследовании которых были выявлены нарушения архитектоники полости носа (такие как гипертрофия носовых раковин, буллезно–измененные средние носовые раковины, деформация перегородки носа), пациенты с медикаментозным ринитом, полипозно–измененной слизистой оболочкой полости носа, наличием кистозных и полипозных процессов в пазухах, с гипертрофией аденоидных вегетаций III степени, тяжелой формой течения аллергического ринита и больные бронхиальной астмой.
Критериями включения в исследование было:
• информированное согласие родителей пациента;
• возраст детей от 3 года до 15 лет, клинически подтвержденный острый ринит на фоне ОРИ, с аллергическим ринитом – то есть подтвержденными ранее лабораторными методами;
• комплайентность участвующих лиц (соблюдение схемы применения препарата Виброцил в 1–й группе и нафазолин во 2–й группе).
Из исследования исключали больных, не соблюдавших схемы применения препарата Виброцил (в 1–й группе), самовольно/самостоятельно применявших лекарственные препараты, которые не были включены в схему лечения по протоколу исследования (в 1–й и 2–й группах), а также выразивших такое желание родителей пациента. Никто из пациентов не нарушал схему лечения, и исключенных из исследования не было. Распределение пациентов по возрасту и полу представлено в таблице 1.
Пациенты были распределены на 2 группы.
Группа 1 (основная) – 40 пациентов получали ирригационную терапию физиологическим раствором и антигистаминный препарат (дезлоратадин согласно возрасту) в сочетании с местной терапией препаратом Виброцил (капли Виброцил – дети в возрасте от 3 до 6 лет – по 2 капли в каждую ноздрю 3 или 4 раза/сут.; дети в возрасте от 6 лет до 15 лет – по 3 или 4 капли в каждую ноздрю 3 или 4 раза/сут.; курс лечения 14 дней).
Группа 2 (сравнения) – 30 пациентов получали ирригационную терапию физиологическим раствором и антигистаминный препарат (дезлоратадин согласно возрасту) в сочетании с местной терапией препаратом нафазолин капли (капли нафазолин 0,05%, дети от 3 лет до 6 лет – по 1–2 капли, от 6 до 15 лет – по 2 капли 1–3 раза в сутки; курс лечения 7 дней).
Критерии оценки эффективности:
Эффективность лечения определялась на основании субъективной оценки пациентом выраженности затруднения носового дыхания, выделений из носа, чихания и зуда в носу с помощью 3–балльной сенсорно–аналоговой шкалы (САШ), где 0 баллов – отсутствие симптома, 3 балла – максимальная его выраженность.
Объективная оценка эффективности лечения включала переднюю риноскопию и риноэндоскопию по степени выраженности гиперемии и отека слизистой, количеству секрета, а также акустическую ринометрию – метод, позволяющий объективно оценить носовое дыхание. Сущность метода акустической ринометрии заключается в исследовании полости носа звуковым сигналом по принципу эхолота. Звук, посылаемый датчиком прибора, отражается от стенок полости носа и в виде отраженной волны регистрируется микрофоном. Это позволяет создать картину полости носа и оценить ее общий объем (общий объем полости носа – ООПН), являющийся объективным показателем при определении степени отека слизистой оболочки полости носа и количества скопившейся слизи.
Эффект от проведенной терапии оценивали как отличный, хороший, удовлетворительный и без эффекта.
Контрольные осмотры проводились лечащим врачом через 3, 7 и 14 дней после начала лечения. Безопасность проводимого лечения оценивалась по частоте возникновения побочных эффектов.
Для сравнения результатов использовали t–критерий Стьюдента (как для зависимых, так и для независимых групп). Разница считалась статистически достоверной при p < 0,05.
Результаты исследования
и их обсуждение
На момент включения в исследование у детей обеих групп отмечали затруднение носового дыхания (2,5±0,27 и 2,6±0,25 балла), ринорею (2,9±0,27 и 3±0,01 балла) и чихание (2,67±0,23 и 2,69±0,4 балла) в основной группе и группе сравнения соответственно.
При оценке клинической эффективности в обеих группах на 7–й день наблюдали статистически значимое снижение выраженности клинических симптомов: затруднения носового дыхания (1,1±0,12 и 1,3±0,15 балла), ринореи (0,7±0,3 и 1,7±0,3 балла) и чихания (0,5±0,12 и 0,8±0,13 балла) соответственно в основной и группе сравнения (рис. 1, 2 и 3) (p<0,05).
Достигнутое улучшение сохранялось и на 14–й день лечения, однако в основной группе улучшение отмечалось в значительно большей степени, чем в группе сравнения. Так, выраженность затруднения носового дыхания составила – 1,3±0,12 балла в основной группе, в группе сравнения 1,9±0,05, ринореи – 1,3±0,4 и 2,1±0,23 балла, чихания – 0,7±0,03 и 1,3±0,05 балла, соответственно (p<0,05).
Необходимо отметить, что у детей основной группы, получавших препарат Виброцил, уже на 2–е сутки от начала терапии отмечали выраженный регресс симптомов заболевания, сохраняющийся на протяжении всего периода исследования.
При сравнительном анализе динамики выраженности клинических симптомов отмечали достоверное улучшение в обеих группах, однако в основной группе улучшение наступало раньше и в значительно большей степени, чем у пациентов группы сравнения (рис. 4) (p<0,05).
У всех детей отмечалось изменение показателей акустической ринометрии: в среднем увеличение ООНП на 7–й день после начала лечения у детей I группы в среднем составило 3,8 см3, у II группы – 2,3 см3.
Риноскопическая картина имела положительную динамику в первые 3 дня наблюдения у детей обоих групп исследования. К 7–му дню при клиническом осмотре детей и проведении эндоскопического исследования у детей основной группы отмечали уменьшение отека, бледности, синюшности слизистой оболочки, уменьшение количества отделяемого и изменение его характера из вязкого слизистого или слизисто–гнойного в прозрачное слизистое отделяемое, тогда как у детей в группе сравнения вновь отмечалось усиление отека и гиперемии слизистой.
Хорошие и отличные результаты лечения родители отмечали у 33 (82,5%) пациентов основной и у 21 (70%) ребенка группы сравнения (рис. 5). Удовлетвори­тель­ный результат у детей в каждой группе, соответственно – 12,5 и 13% детей.
Обострение аллергического ринита отмечалось у 2 (5%) детей в основной группе и у 5 (16,7%) детей в группе сравнения. В связи с обострением аллергического ринита детям были назначены топические кортикостероиды.
У всех детей отмечалось изменение показателей акустической ринометрии: в среднем увеличение ООНП на 7–й день после начала лечения у детей I группы в среднем составило 2,3 см3, у II группы – 3,8 см3.
Безопасность
За время проведения исследования не было отмечено побочных эффектов, связанных с применением препарата Виброцил.
Переносимость препарата Виброцил оценивалась большинством больных как «хорошая» и «очень хорошая».
Эффективность применения препарата Виброцил в комплексной терапии острого ринита при ОРИ у детей с аллергическим ринитом нашла отражение не только в исчезновении клинических симптомов, но и в значительном уменьшении потребления препаратов для терапии аллергического ринита, системных антигистаминных препаратов 2–го поколения и топических кортикостероидов.
Заключение
Таким образом, применение cхемы лечения, включающей препарат Виброцил в комплексную терапию острого ринита при ОРИ у детей с аллергическим ринитом, способствует повышению клинического эффекта лечения и позволяет улучшить качество жизни пациентов. При пролонгированном – до 2 нед. – применении препарата Виброцил не было выявлено каких–либо побочных эффектов. Это позволяет рекомендовать Виброцил в качестве препарата выбора в сиптоматической терапии острого ринита при ОРИ у детей с аллергическим ринитом.
Выводы
• Включение препарата Виброцил в комплексную терапию острого ринита при ОРИ у детей с аллергическим ринитом способствует быстрому и выраженному ослаблению симптомов исследуемого заболевания.
• Применение препарата Виброцил позволяет уменьшить продолжительность применения системных антигистаминных препаратов второго поколения, предупредить обострение аллергического ринита и, соответственно, уменьшить фармакологическую нагрузку на пациента.
• Опыт применения препарата Виброцил показал не только его клиническую эффективность, но и продемонстрировал отсутствие серьезных побочных эффектов, аллергических реакций.
• Все это подтверждает целесообразность использования данного препарата в комплексной патогенетической терапии острого ринита при ОРИ у детей с аллергическим ринитом и может быть рекомендован к широкому применению.

Таблица 1. Характеристика пациентов
Рис. 1. Динамика выраженности затруднения носового дыхания
Рис. 2. Динамика выраженности ринореи
Рис. 3. Динамика выраженности чихания
Рис. 4. Увеличение общего объема полости носа к 7–му дню по данным акустической ринометрии
Рис. 5. Результаты лечения

Литература
1. Елкина Т.Н. Клинико–эпидемиологическая характеристика аллергозов верхних дыхательных путей у школьников города Новосибирска: Автореф. дис … док. мед. наук. Новосибирск, 2000.
2. Ильина Н.И. Эпидемиология аллергического ринита. Российская Ринология1999; 1: 23–24.
3. Рязанцев С. В. Современные деконгестанты в комплексной терапии острых и хронических заболеваний ЛОР–органов. 2005.
4. Adrenergic mechanisms in canine nasal venous systems MIN WANG; LUNG Mary A, Department of physiology, Faculty of Medicine, The University of Hong Kong, SsRoadHK
5. Bender BG, Fisher TJ. Differential impacts of allergic rhinitis and allergy medications on childhood learning. Pediatr Asthma Allergy Immunol 1998; 12: 1–13.
6. International Study of Asthma and Allergies in Childhood (ISAAC) Steering Commitee. Worldwide variation in prevalence of symptoms of asthma, allergic rhinoconjunctivitis and atopic eczema: ISAAC // Lancet. – 1998; 351:1225–1232.
7. Kay GG. The effects of antihistamines on cognition and perfomanse. J Allergy Clin Immunol 2000; 105: 622–7.
8. Landback B. Epidemiology of rhinitis and asthma // Clin. Exp. Allergy. – 1998; 28 (Suppl. 2); 3–10.
9. Richards W. Preventing behavior problems in asthma and allergies. Clin Pediatr 1994; 33: 617–24.
10. Ross RN: The costs of allergic rhinitis. Am J Managed Care 1996; 2: 285–290.
11. Settipane RA. Complication of allergic rhinitis. Allergy Asthma Proc 1999; 20: 209–13.
12. Schenkel EJ, Skoner DP, Bronsky EA, et al. Absence of growth retardation in children with perennial allergic rhinitis after one year of treatment with mometasone furoate aqueous nasal spray. Pediatrics 2000; 105: 22.
13. Schroeder JT, Schleimer RP, Lichtenstein LM, Kreutner W. Inhibition of cytokine generation and mediator release by human basophils treated with desloratadine. Clin Exp Allergy In press.
14. Vignola A.M., Humbert M., Bousquet J., et al. Efficacy and tolerability of anti–immunoglobulin E therapy with omalizumab in patients with concomitant allergic asthma and persistent allergic rhinitis: SOLAR. Allergy 2004; 59: 709–717.
Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше