Зуд (pruritus) – один из ведущих симптомов большинства аллергодерматозов. Зуд определяется, как «неприятное чувство, которое вызывает желание почесывания» [Wahlgren, 1991]. Расчесы, повреждение поверхности кожи приводят к усиленной продукции и выбросу провоспалительных цитокинов эпидермоцитами, что может усиливать зуд и инициировать порочный круг, включающий эти явления. Повреждения кожи, наносимые пациентом при зуде, также являются входными воротами для инфекции, способствуют усилению пигментации кожи, ее утолщению, лихенификации, удлинению процесса регенерации.
Одной из причин зуда является гистамин, тогда как другие механизмы – центральные и периферические, связанные с либерацией нейроактивных пептидов, еще изучаются. Известно, что пруритогенным действием обладают серотонин, протеазы, такие как каллекреин, папаин, пептиды – брадикинин, секретин, простагландины PGE1, PGE2 и PGH2, лейкотриены ЛТС4, ЛТД4, ЛТЕ4, эйкозаноиды [Wahlgren, 1991].
Проблема лечения зудящих дерматозов остается весьма актуальной. В терапии заболеваний этой группы применение антигистаминных препаратов является «золотым стандартом». Характеристика противогистаминной активности разных препаратов базируется на способности снимать периферические эффекты основного медиатора аллергии – гистамина, и именно в тех тканях, которые преимущественно вовлекаются в клинические проявления аллергии. Со стороны кожи типичными клиническими проявлениями действия гистамина является чувство зуда и волдырно–гиперемическая реакция. Антигистаминные препараты предотвращают действие гистамина, блокируя его H1–рецепторы. Быстрое проявление терапевтического действия и повышение безопасности их медицинского использования – необходимые характеристики современных противогистаминных средств.
Однако большинство этих препаратов, прежде всего традиционные антигистаминные препараты, дают ряд неблагоприятных побочных эффектов, чаще всего в виде сонливости, что приводит к ограничению их применения. Кроме того, к ним может развиться привыкание.
Именно отсюда возникает повышенный интерес к антигистаминным препаратам нового поколения, которые обладают высокой терапевтической эффективностью, оказывают быстрое и длительное действие и при этом не влияют на трудоспособность, концентрацию внимания, координацию движений.
Препаратом, отвечающим этим характеристикам, является левоцетиризин.
Левоцетиризин – новый антигистаминный и противоаллергический препарат III поколения. Предупреждает развитие и облегчает течение аллергических реакций, оказывает противоэкссудативное, противозудное и противовоспалительное действие. Левоцетиризин блокирует H1–гистаминовые рецепторы. Левоцетиризин – стабильный R–энантиомер цетиризина, относящийся к группе конкурентных антагонистов гистамина. Сродство к H1–гистаминовым рецепторам у левоцетиризина в 2 раза выше, чем у цетиризина .
Фармакокинетические характеристики, такие как высокая биодоступность, линейная фармакокинетика, низкий метаболизм, отсутствие взаимодействия с другими лекарственными препаратами, делают этот препарат доступным для лечения аллергии у всех пациентов, в том числе страдающих заболеваниями печени. Левоцетиризин начинает действовать в течение первого часа у всех групп больных. Доказана эффективность одной дозы препарата (5 мг левоцетиризина) в течение более 24 часов.
Данные многочисленных исследований указывают на отсутствие влияния на внутрисердечную проводимость (длительность интервала QTc/QT достоверно не менялась), что позволяет назначать препарат пациентам с заболеваниями сердца. Доказана хорошая переносимость левоцетиризина при длительном приеме с сохранением высокой эффективности.
Применение антигистаминных препаратов 3–го поколения более оправдано при проведении долговременной терапии аллергических заболеваний, в генезе которых значительную роль играют медиаторы поздней фазы аллергического воспаления.
В России левоцетиризин зарегистрирован для взрослых и детей старше 6 лет для лечения симптомов круглогодичного и сезонного аллергического ринита и аллергического конъюктивита, таких как зуд, чихание, ринорея, слезотечение, гиперемия конъюктивы; сенной лихорадки (поллиноз), крапивницы, в том числе хронической идиопатической крапивницы, отека Квинке; других аллергических дерматозов, сопровождающихся зудом и высыпаниями.
Левоцетиризин противопоказан при повышенной чувствительности к любому из компонентов препарата или производным пиперазина, при тяжелой форме хронической почечной недостаточности (ХПН) – клиренс креатинина менее 10 мл/мин. При среднетяжелой и тяжелой ХПН, а также у пожилых больных со сниженной клубочковой фильтрацией требуется коррекция режима дозирования.
Левоцетиризин не рекомендуется назначать женщинам в период беременности и кормления грудью.
Препарат удобен в применении: 1 таблетка (5 мг левоцетиризина) в день, независимо от приема пищи. Назначают его внутрь во время приема пищи или натощак, запивают небольшим количеством воды, не разжевывая.
Проведенные крупномасштабные международные исследования (например, открытое многоцентровое исследование в Германии – 17368 больных с аллергическими заболеваниями кожи и дыхательных путей) в группах больных с различными аллергическими заболеваниями (хроническая идиопатическая крапивница, сезонный, персистирующий аллергический ринит и конъюнктивит), свидетельствуют о достоверном улучшении качества жизни пациентов и сокращении прямых и непрямых расходов на лечение.
Все эти данные говорят об оптимальном соотношении высокой эффективности, безопасности и качестве препарата левоцетиризин в лечении аллергических состояний.
Под нашим наблюдением находилось 25 пациентов с атопическим дерматитом и хронической рецидивирующей крапивницей, среди которых было 11 мужчин и 14 женщин, возраст которых варьировал от 11 до 42 лет.
Во время проведения лечения не применялись другие антигистаминные препараты, антибиотики, глюкокортикостероиды, НПВП.
Основной целью исследования являлась оценка у больных динамики основных клинических симптомов: зуда и высыпаний.
Атопический дерматит диагностирован у 12 больных (8 мужчин и 4 женщин) в возрасте от 12 до 39 лет. У больных атопическим дерматитом наблюдалась эритематозно–лихеноидная сыпь на отечном фоне с выраженным шелушением на коже сгибательных поверхностей конечностей, шеи, грудной клетки. Всех пациентов беспокоил сильный зуд, на коже имелись следы экскориаций. Данная группа больных получала левоцетиризин внутрь ежедневно 1 раз в сутки в дозе 5 мг в течение 2 недель. трехдневное применение левоцетиризина привело к снижению появления новых высыпаний, на 2–3–и сутки значительно уменьшилась отечность, зуд исчез на 4–5–е сутки приема препарата. На 7–10–й день применения левоцетиризина отмечалось значительное уменьшение симптомов атопического дерматита (полное отсутствие появления свежих высыпаний и регресс имеющихся элементов) (рис. 1 и 2).
Хронической крапивницей страдали 7 больных (2 мужчин и 5 женщин) в возрасте 20–42 лет с давностью заболевания от 3 мес до 5 лет. Хроническая рецидивирующая крапивница — распространенное заболевание кожи, поражающее около 0,3–3% населения США и стран Европы и проявляющееся зудом и кожными высыпаниями, которые могут рецидивировать годами.
Клинически у всех пациентов отмечалось наличие уртикарных высыпаний, сопровождавшихся зудом и чувством жжения. Больные крапивницей принимали левоцетиризин внутрь в дозировке 5 мг ежедневно 1 раз в сутки в течение 14 дней. На 4–й день лечения отмечалось выраженное ослабление зуда, прекращение высыпаний отмечалось на 6–9–й день.
Побочных реакций и непереносимости препарата при проведении лечения в обеих группах не выявлено.
Таким образом, левоцетиризин обладает высокой терапевтической эффективностью в лечении широко распространенных зудящих дерматозов (атопический дерматит, хроническая крапивница), способствует исчезновению зуда, быстрому разрешению высыпаний и препятствует появлению новых. Левоцетиризин отличается высокой степенью безопасности, отсутствием выраженных побочных эффектов и хорошей переносимостью и может быть рекомендован для широкого применения в клинической практике.

Литература
1. Сергеев Ю.В. Атопический дерматит, М., 2006.
2. Агафонова Е.Е.,Захарова А.Б. и соавт. Опыт применения Левоцетиризина в дерматологической практике. Сonsilium Medicum, №1, 2008.
3. Новикова В.И., Сергеев Ю.В., Новикова Н.Д. Клиническая эффективность кестина при лечении аллергических заболеваний // Иммунология. Аллергология. Инфектология. – 2001. – N3. – С.58–60.
4. Hanifin JM, Rajka G. Diagnostic features of atopic dermatitis. // Acta Derm Venereal Suppl (Stockh) 1990; 92:44–47.
5. Gispert J, Antanijan R., Barbanoj M. et. al. Comparative assessment of antiH1 activity // Poster presentation at EAACI Congress 2000, Lisbon.