Введение
Андрогенетическая алопеция (АГА) представляет собой мультифакторное, генетически детерминированное заболевание, характеризующееся постепенным истончением терминальных волос, превращением в тонкие (веллусные) и их выпадением.Эпидемиология и патогенез АГА
АГА встречается у 80% мужчин и значительно реже у женщин (около 40%). Дебют заболевания может возникать как в подростковом, так и во взрослом возрасте. Распространенность АГА, по данным литературы, значительно ниже среди коренных американцев и афроамериканцев по сравнению с европейской популяцией. Следует отметить, что АГА нередко сопровождается тревожными состояниями и/или депрессией [1].АГА характеризуется прогрессирующим укорочением фазы анагена, пролонгацией постэкзогеновой фазы телогена (латентная фаза кеногена) и в конечном итоге миниатюризацией волосяного фолликула (ВФ) [2].
В основе патогенеза лежит прямое воздействие дигидротестостерона (ДГТ) на дермальный сосочек, а именно на андрогенный рецептор и экспрессию 5α-редуктазы II типа в ВФ. Известно также, что такие сигнальные молекулы, как TGF-β1 (трансформирующий фактор роста β1),
TGF-β2 (трансформирующий фактор роста β2), белок dickopf 1, который является частью внутриклеточного WNT — сигнального пути, участвующего в дифференцировке клеток, интерлейкин-6 (ИЛ-6) и некоторые простагландины (PGD 2) ингибируют рост волоса [3].
Большую роль в развитии АГА играют генетические механизмы, в частности ассоциация с генами андрогенного рецептора, гистон-ацетилазой 4 и 9, и WNT10A — молекулой сигнального пути WNT [4]. У женщин АГА обычно развивается на фоне тяжелой гиперандрогении при андрогенсекретирующих опухолях, а также при поликистозе яичников [5]. Все эти механизмы приводят к постепенному истончению и укрочению волос и последующему их выпадению.
Клинические проявления и диагностика АГА
Различают следующие клинические разновидности АГА: поредение по Гамильтону — Норвуду и Людвигу. Поредение по Гамильтону — Норвуду чаще встречается у мужчин и крайне редко у женщин и характеризуется преимущественным поредением в лобно-височных областях [6]. Поредение по Людвигу в основном наблюдается у женщин и представляет собой диффузное истончение волос в париетальных зонах [2, 6].Для диагностики АГА, помимо клинических проявлений, важным подспорьем являются трихоскопия и фототрихограмма (ФТГ). Различают большие и малые критерии АГА. К большим относятся наличие более 4-х желтых точек (по данным трихоскопии и ФТГ) и 10% истонченных волос во фронтальной зоне (по данным ФТГ). К малым — соотношение одиночных фолликулярных юнитов, веллусных волос, перипилярных признаков во фронтальной и затылочной зонах 2:1; 1,5:1; 3:1 соответственно (по данным ФТГ и трихоскопии) [7].
Диагностический поиск при АГА также включает исследование свободных форм андрогенов в крови. Следует обращать внимание на признаки вирилизации у женщин — угри, гирсутизм. Нередко АГА может сочетаться с диффузной телогеновой алопецией (ДТА), поэтому необходимо исследовать уровень общей железосвязывающей способности сыворотки крови, трансферрина, ферритина, микроэлементов и гормонов щитовидной железы [7].
Лечение пациентов с АГА
Для лечения АГА препаратом первой линии является
миноксидил. Он представляет собой сосудорасширяющее средство. Под воздействием фермента сульфотрансферазы миноксидил трансформируется в активный метаболит, который открывает K+-каналы в клеточных мембранах, оказывая сосудорасширяющее действие. Также миноксидил увеличивает экспрессию сосудистого эндотелиального фактора роста в сосочках дермы, что усиливает ангиогенез и индуцирует рост волос. В зависимости от стадии процесса применяют 0,1; 1; 2; 3; 5% раствор миноксидила.
Согласно проводимым исследованиям, среднее отклонение от базового числа волос при применении миноксидила варьирует от 11% до 54% через 4–6 мес. от начала лечения и от 14% до 248% через 12 мес. от начала лечения [6, 8]. Однако при применении миноксидила всегда надо помнить о дозозависимом эффекте.
Пациентам мужского пола также назначают ингибиторы 5α-редуктазы — финастерид и дутастерид. Под воздействием фермента 5α-редуктазы происходит образование более мощного ДГТ из свободного тестостерона, что в последующем при взаимодействии ДГТ с ВФ приводит к его миниатюризации. Различают 5α-редуктазу первого и второго типа. Первый тип преобладает в печени, коже и скальпе, второй — в предстательной железе, мочеполовом тракте и также в ВФ. Как правило, препарат назначается в дозе 1 мг/сут в течение 6 мес. [8].
По данным исследований, среднее отклонение от базового числа волос при применении финастерида варьирует от 3,6% до 29,1% в теменной области после 12 мес. лечения [6], но следует помнить, что ингибиторы 5α-редуктазы могут вызвать ряд нежелательных побочных эффектов, таких как снижение либидо, депрессия, реже рак молочной и предстательной желез. Кроме того, при прекращении приема препарата возможен синдром отмены. Несмотря на накопленный в настоящее время большой опыт лечения АГА миноксидилом и финастеридом или дутастеридом, имеется необходимость проведения крупных сравнительных исследований эффективности этих препаратов.
Женщинам обычно назначают антиандрогенные препараты — ципротерона ацетат, спиронолактон и др. [6], а также гормональные средства, в частности альфатрадиол, который представляет собой 17α-эстрадиол. Однако в проводимых исследованиях было обнаружено, что при применении 0,025% раствора альфатрадиола в течение 6 мес. плотность волос у больных АГА была статистически значимо ниже по сравнению с группой пациентов, применявших миноксидил (-0,5 мм/см2 и 1,8 мм/см2 соответственно, p<0,0001) [6, 9].
В последнее время хорошие результаты получены при проведении плазмотерапии. Этот метод посредством центрифугирования аутологичной плазмы пациентов позволяет получить большую концентрацию тромбоцитов. Активированные тромбоциты выделяют фактор роста эндотелия сосудов, трансформирующий инсулиноподобный и тромбоцитарный факторы. In vitro активированные тромбоциты увеличивают фосфорилирование внеклеточных сигналорегулируемых киназ, индуцирующих клеточный рост и бета-катениновую активность, которая играет важную роль в регуляции цикла роста волоса и способствует дифференцировке стволовых клеток в ВФ, а также усиливает синтез фактора роста фибробластов, что в конечном итоге продлевает фазу анагена [10].
Для лечения АГА также применяется пересадка волос, однако сравнительные крупные рандомизированные исследования по эффективности пересадки волос отсутствуют [6, 11].
Относительно недавно на фармацевтическом рынке для лечения хронической ДТА появился лосьон Неоптид Мен (Neoptide Men). В своем составе он содержит Peptidoxyl-4 и монолаурин — вещества, нормализующие сигнал WNT, который играет главную роль в регенерации клеток ВФ, что достаточно эффективно останавливает выпадение волос при применении этого препарата.
Материал и методы

больные с онкологическими процессами и инфекционными заболеваниями волосистой части головы, чувствительностью к миноксидилу, а также пациенты, применявшие биологически активные добавки для роста волос, ингибиторы 5α-редуктазы, системные глюкокортикостероиды или ретиноиды за 2–3 мес. до начала исследования.
Диагноз АГА выставлялся на основании следующих критериев (по данным трихоскопии и ФТГ): у каждого пациента фотографировались теменная и затылочная области с 200-кратным и 60-кратным увеличением. Критериями оценки были: (1) количество веллусных волос, (2) толщина волос (процентное содержание тонких (40–60 мкм), средних (60–80 мкм) и толстых (более 80 мкм), (3) процент одиночных, двойных, тройных фолликулярных юнитов (при 20-кратном увеличении), (4) количество желтых точек и (5) процент перифолликулярного воспаления (при 20-кратном увеличении).
Лосьон Неоптид Мен (Neoptide Men) назначали 1 р./день в течение 6 мес.



Результаты
Спустя 6 мес. от начала лечения отмечалось снижение доли тонких волос (40–60 мкм) — 31%, увеличение доли средних (60–80 мкм) и толстых волос (>80 мкм) —