28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Принципы эффективной и безопасной профилактики лечения анемии у беременных с тромбофилией
string(5) "37330"
1
ММА имени И.М. Сеченова
Для цитирования: Бицадзе В.О., Хизроева Д.Х., Егорова Е.С. Принципы эффективной и безопасной профилактики лечения анемии у беременных с тромбофилией. РМЖ. 2006;40-43.

В статье представлены принципы профилактик и лечения анемии у беременных с тромбофилией

    Лечебные свойства железа были известны еще в древние времена. В античные времена воины для укрепления сил пили воду или вино, в которых были заржавлены железные шпаги. Из греческой мифологии известно, что некто Ификлус лечил слабость и недомогание назначением растворенной в вине ржавчины. В древнем Египте и Римской империи железо использовалось для лечения различных недугов. В начале 1700-х годов – Sydenham рекомендовал специфическое применение солей железа для лечения хлороза. Хлороз – хорошо известное в средневековье состояние, описанное не только медиками, но и голландскими живописцами и литераторами (Шекспир).
    В 1830 году анемия, гипохромия и дефицит железа в крови у пациентов с хлорозом были объединены соответственно Hoefer, Popp и Foedisch; Ashwell отнес хлороз к болезням крови. В 1832 году Pierre Blaud описал положительный эффект в лечении хлороза назначением таблеток, содержащих сульфат железа и карбонат калия.
    Потребность организма в железе обычно удовлетворяется поступлением железа с пищей и в большей степени – разрушением «старых» эритроцитов. При повышении потребности в железе или возрастании его потерь организм мобилизует имеющиеся запасы железа, чтобы поддержать нормальный состав крови. В организме основными депо железа являются ферритин и гемосидерин. Депо-органами железа являются печень, головной мозг, селезенка (рис. 1). 

Рис. 1. Депо железа в организме

    В условиях физиологической нормы (у небеременных и некормящих) железо не выводится активно из организма. Ежесуточная потеря железа составляет только 1 мг в сутки с мочой, калом, желчью, слущенным эпителием (рис. 2). 

Рис. 2. Баланс железа в организме
Рис. 3. Железо – один из основных «элементов жизни»

    В то же время почти столько же железа (около 1 мг) абсорбируется из двенадцатиперстной кишки, однако в условиях дефицита абсорбция железа в кишечнике может значительно увеличиваться (в 5-6 раз).
    В слизистой оболочке железо переходит в трехвалентное состояние, связывается с ферритином.
    С помощью белкового комплекса с трансферрином железо доставляется в клетку посредством взаимодействия с рецепторами к трансферрину. Железо высвобождается из связи с трансферрином в эритроидных клетках костного мозга и мышечных клетках. В клетке трехвалентное железо восстанавливается в двухвалентное, которое затем непосредственно включается в синтез гема и в дальнейшем – гемоглобина. Железо в форме гемоглобина эритроцитов циркулирует в плазме. Жизненный цикл эритроцитов составляет в среднем 100-120 дней, после чего в макрофагах ретикуло-эндотелиальной системы селезенки происходит их утилизация и высвобождение железа, которое возвращается в плазменный пул, вновь соединяясь с трансферрином, чтобы затем вновь включиться в синтез гемоглобина в составе новых эритроцитов (рис. 2).
    Таким образом, только 1-2 мг железа, поступающего извне, необходимо для коррекции ежедневных потерь железа и поддержания запасов железа в организме, которые достаточны для кругооборота железа, включающегося в синтез гемоглобина. 
    Прогрессирующее истощение запасов железа в организме приводит к возникновению различных клинических состояний – от прелатентной, латентной или диагностированной гипоферремии до явной анемии. 
    В клинической практике наиболее приемлема классификация анемии, основанная на определении размеров эритроцитов и содержанию гемоглобина в них. 
    По размерам эритроцитов различают анемию:

  • макроцитарную
  • микроцитарную
  • нормоцитарную,

а по содержанию гемоглобина:
  • гиперхромную
  • гипохромную
  • нормохромную анемии

    Наиболее распространенной формой анемии является железодефицитная анемия (ЖДА); более 500 млн. человек в мире страдают этой формой анемии.
    Железодефицитная анемия является гипохромной микроцитарной анемией. То есть, это синдром, для которого характерно снижение содержания железа в гемоглобине, сопровождаемое дальнейшим снижением гемоглобина в эритроците и угнетением эритропоэза. Основной причиной ЖДА является несоответствие между поступлением и расходованием железа в организме. В сущности ЖДА – конечный результат длительного периода отрицательного баланса железа в организме. 
    Этиологических факторов, способствующих отрицательному балансу железа в организме и развитию ЖДА, множество: это и несбалансированное питание, и нарушение абсорбции в ЖКТ, заболевания ЖКТ, избыточные потери крови (менструация, маточные кровотечения и др.) и, конечно, потери, связанные с повышенным расходованием железа во время беременности и особенно во время лактации (рис. 4).

Рис. 4. Этиологические факторы ЖДА

    Клинические проявления при ЖДА можно объединить в две основные группы: а) общеанемический синдром; б) сидеропенический синдром (табл. 1).

40-8.png

    Железодефицитная анемия отмечается у большого процента женщин детородного возраста (20-50%) и беременных (15-58%).
    В детородном возрасте женщины подвержены развитию железодефицитных состояний, в основном, в связи с двумя физиологическими феноменами: менструациями и беременностью. 
    Менструация приводит к потере железа в количестве 0,5 мг/сут.; у 10-20% молодых женщин может присутствовать даже более высокий уровень суточной потери железа. 
    Кроме того, развитие гинекологических заболеваний (полипы, фибромиомы) у женщин с нормальными менструациями приводит к увеличению кровопотери и дальнейшему уменьшению запасов железа.
    Расчетная общая потеря железа за период нормальной беременности составляет примерно 0,8-1,0 г. Потребность в железе постепенно возрастает по мере увеличения срока беременности; это связано с плацентарным барьером, поддерживающим железо сыворотки плода на более высоком уровне по сравнению с аналогичным показателем матери. Данный физиологический механизм предотвращает развитие анемии у растущего плода, но увеличивает вероятность развития дефицита железа у матери. В связи с очень высокой потребностью в железе в материнском организме развивается отрицательный баланс этого элемента (даже в условиях повышенного потребления железа с пищей и усиления всасывания железа в кишечнике), особенно при наличии уменьшенных запасов железа еще до беременности. 
    Наконец, дополнительная потеря железа связана с грудным вскармливанием, особенно если грудное вскармливание продолжается длительный период времени.
    Таким образом, женщины считаются подверженными риску развития железодефицитной анемии, особенно в детородном возрасте.
    Что касается баланса железа во время беременности (рис. 5), то прежде всего следует заметить, что потребление железа у беременной женщины в 3,5 раза больше, чем у неменструирующих женщин; значительное количество железа расходуется и при лактации.

Рис. 5. Баланс железа во время беременности

    Плод получает железо, которое абсолютно необходимо для его роста и нормального развития, путем активного переноса железа через плацентарный барьер и за счет запасов железа, которые формируются в плаценте. Наиболее активно перенос железа к плоду происходит в конце II-III триместра беременности.
    Таким образом, важно подчеркнуть, что исходный запас железа не может обеспечить потребности в железе при беременности (особенно, если в анамнезе были беременности в предыдущие два года), а железо, содержащееся в пище, не способно восполнить его дефицит.
    По определению ВОЗ, анемией у беременных следует считать состояние, при котором уровень гемоглобина составляет:
– менее 110 г/л в I и III триместрах;
– менее 105 г/л во II триместре беременности.
    При анемии у родильниц уровень гемоглобина составляет менее 100 г/л.
    Тем не менее диагностика ЖДА не может ограничиваться определением уровня гемоглобина. В первую очередь при подозрении на ЖДА следует определять уровень ферритина, сывороточного железа, эти же параметры в первую очередь следует оценивать и с целью контроля при проведении антианемической терапии (рис. 6).

Рис. 6. Диагностика ЖДА

    Скрытые (латентные) формы железодефицита не сопровождаются снижением уровня гемоглобина, и только уровень ферритина при этом снижается.
    Прием элементарного железа поддерживает запас железа во время и после беременности и приводит к повышению неонатального запаса железа. При этом профилактический прием железа с 16 нед. беременности предупреждает развитие ЖДА. Согласно рекомендациям ВОЗ, все беременные на протяжении II-III триместров беременности и в первые 6 месяцев лактации должны получать препараты железа в профилактической дозе.
    Однако длительный прием препаратов железа предъявляет и особые требования к ним, особенно у женщин с тромбофилией и осложненным течением гестационного процесса. 
    До последнего времени наиболее часто применяемыми в этих случаях препаратами были соли двухвалентного железа.
    Соли двухвалентного железа обычно хорошо всасываются в кровь, но оказывают раздражающее воздействие на слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, в результате которого развиваются зависимые от дозы побочные реакции, такие как диарея, запоры и боли в эпигастральной области. Не менее опасна и потенциальная токсичность двухвалентного железа . Несмотря на то, что в состав гема входит двухвалентное железо, всасываться может только трехвалентное железо, и только в процессе синтеза гема Fe3+ восстанавливается вновь до Fe2+. Таким образом, на I этапе (в случае приема препаратов двухвалентного (Fe2+) железа) в слизистой кишечного эндотелия происходит окисление Fe2+ в Fe3+ с образованием свободных радикалов, что обусловливает потенциальную токсичность Fe2+, в том числе и для клеток эндотелия (рис. 7).

Рис. 7. Потенциальная токсичность Fe2+

    Частота и тяжесть данных побочных реакций, вызываемых этими соединениями, в значительной мере ограничивает возможности их использования в терапии. Эти же обстоятельства обусловили необходимость разработки новых, безопасных и лучше переносимых пациентами, альтернативных препаратов железа. Такими препаратами стали комплексы трехвалентного железа . К наиболее инновационным разработкам , несомненно, следует отнести соединения трехвалентного железа с белком. Таковым является протеин-сукцинилат железа – препарат «Ферлатум». Белок в составе комплекса выполняет как транспортную, так и защитную функции, предотвращая взаимодействие слизистой желудка и ионов железа: благодаря белковой оболочке, которая преципитируется в кислой среде желудка, железо высвобождается только в двенадцатиперстной кишке, то есть в физиологических условиях, благоприятных для всасывания железа (рис. 8). Крайне важно, что такой комплекс обладает хорошей абсорбцией и высокой биодоступностью. Кроме того, он высоко безопасен, поскольку в отличие от солей двухвалентного железа всасывается путем активного, а не пассивного транспорта. При насыщении организма железом его резорбция прекращается по принципу отрицательной обратной связи, что исключает возможность передозировки и отравления.

Рис. 8. Характеристика препарата Ферлатум
 
    В идеале железосодержащий препарат должен:
• обладать минимальным количеством побочных эффектов,
• иметь простую схему применения, 
• иметь оптимальное содержание железа, 
    Желательно также наличие факторов, усиливающих всасывание и стимулирующих гемопоэз. 
    В то же время у беременных с тромбофилией и осложненным течением гестационного процесса крайне важны:
а) профилактика и терапия анемии, поскольку как гипоксический, так и сидеропенический синдромы являются факторами активации внутрисосудистого микросвертывания крови и тромбообразования;
б) выбор препарата, не обладающего потенциально прооксидантными и протромботическими свойствами, поскольку свободные радикалы являются факторами повреждения эндотелия, что сопровождается усугублением тромбофилии, повышением сосудистого тонуса (вследствие снижения естественной вазодилататорной функции эндотелия) и развитием или утяжелением гестоза и других осложнений беременности.
    В настоящее время этим требованиям удовлетворяет протеин-сукцинилат железа – «Ферлатум». Препарат трехвалентного железа – Ферлатум достоверно улучшает гематологические показатели крови. Положительная динамика наблюдается уже к первому месяцу терапии. В отличие от препаратов двухвалентного железа он не потенцирует тромбофилические нарушения и не обладает прооксидантными свойствами.
    В сочетании с противотромботическими препаратами Ферлатум способствует более быстрому снижению молекулярных маркеров тромбофилии у беременных, а потому является препаратом выбора у беременных с тромбофилией и отягощенным течением беременности (гестоз, ВЗРП и др.). при железодефицитной анемии.
Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше