Современная прегравидарная подготовка предполагает три основных этапа. Первым этапом проводится периконцепционная оценка репродуктивного здоровья супружеской пары: медико-генетическое консультирование, которое позволяет еще до зачатия оценить вероятность возникновения врожденных аномалий у плода; клиническое обследование, обязательно включающее диагностику урогенитальных и TORCH-инфекций; оценка соматического статуса женщины и при необходимости его коррекция; санация очагов инфекции (табл. 1). Второй этап включает применение, как минимум за 3 мес. до наступления беременности, витаминно-минеральных комплексов, содержащих в качестве обязательных компонентов фолиевую кислоту, йод и антиоксиданты, что значительно снижает риск рождения детей с врожденными аномалиями развития. Кроме того, применение витаминно-минеральных комплексов в период зачатия снижает частоту раннего токсикоза и угрозу прерывания беременности в I триместре. Третий этап включает раннюю диагностику беременности в целях оптимального ведения ранних сроков, своевременного выявления факторов риска осложненного течения беременности и профилактики осложнений [1].

Прегравидарная подготовка необходима всем парам, планирующим беременность, но особое значение приобретает при отягощенном репродуктивном анамнезе (бесплодие различного генеза, невынашивание беременности, рождение детей с пороками развития, мертворождение, гинекологическая и соматическая патология родителей).
Основная концепция прегравидарной подготовки: здоровые родители – здоровый ребенок. Здоровый образ жизни включает несколько компонентов: правильное, сбалансированное питание, физическую активность, личную гигиену, отказ от вредных привычек и проживание в экологически безопасной местности.
На первом этапе прегравидарной подготовки всем парам, планирующим беременность, рекомендуются комплексное обследование и меры профилактики:
• определение группы крови и резус-фактора;
• терапевтическое обследование (осмотр, анализы крови и мочи, измерение артериального давления, флюорография), подбор адекватной терапии хронических заболеваний;
• скрининг системы гемостаза (коагулограмма), по показаниям – обследование на врожденные и приобретенные тромбофилии, гипергомоцистеинемию;
• оценка степени риска беременности и родов для женщины при наличии хронических заболеваний;
• консультация и при необходимости лечение у стоматолога и отоларинголога;
• обследование обоих партнеров на инфекции, передающиеся половым путем, ВИЧ, гепатиты В и С;
• анализ крови на антитела к TORCH-инфекциям (краснухе, токсоплазмозу, цитомегаловирусу, вирусу простого герпеса). В случае отсутствия антител к краснухе рекомендуется проведение вакцинации, после чего целесообразно отложить наступление беременности на 6 мес.;
• отказ от гормональных контрацептивов за 3 мес., удаление внутриматочного контрацептива за 5–6 мес. до планируемого зачатия;
• ведение здорового образа жизни: сбалансированное питание с достаточным содержанием овощей и фруктов в рационе, умеренная регулярная физическая нагрузка, прогулки на свежем воздухе, избегание стрессовых ситуаций;
• отказ от вредных привычек (курение, алкоголь и т. д.) обоих родителей;
• для мужчины – исключение дополнительных факторов, ухудшающих сперматогенез: посещения бани, ношения тесной одежды, езды на велосипеде и т. д.;
• создание благоприятного психоэмоционального климата в семье [1].
Поскольку в современных условиях обеспечить сбалансированное питание очень сложно, а компенсировать дефицит витаминов и микронутриентов только за счет питания практически невозможно, были разработаны витаминно-минеральные комплексы, необходимые для подготовки организма к зачатию и полноценному вынашиванию беременности.
Второй этап комплексной прегравидарной подготовки включает прием витаминно-минеральных комплексов с антиоксидантами как минимум за 3 мес. до предполагаемого зачатия, профилактику фолат-зависимых пороков развития, йодопрофилактику, коррекцию гормональных, метаболических нарушений и тромбофилических состояний.
Отрицательное воздействие факторов окружающей среды и нерационального образа жизни опосредовано так называемым оксидативным (окислительным) стрессом, вызывающим разнообразные негативные реакции в организме.
Оксидативный (окислительный) стресс – общепатологическая реакция, проявляющаяся нарушением баланса между прооксидантами и компонентами системы антиоксидантной защиты (рис. 1). Центральным звеном окислительного (оксидативного) стресса является перекисное окисление липидов, являющихся компонентами всех клеточных мембран. Беременность сопровождается дополнительной потребностью в антиоксидантах для борьбы с оксидативным стрессом, при этом действие свободных радикалов и других агентов оксидативного стресса может превышать антиоксидантную буферную способность матери и растущего плода, что сопровождается повреждением и апоптозом клеток [2, 3]. Этот механизм приводит к таким осложнениям, как прерывание беременности, преждевременные роды, преждевременный разрыв плодных оболочек, преэклампсия, плацентарная недостаточность, синдром задержки роста плода, врожденные пороки развития плода, железодефицитная анемия [4–7].
![Рис. 1. Оксидативный стресс и антиоксиданты [8] Рис. 1. Оксидативный стресс и антиоксиданты [8]](/upload/medialibrary/fea/889-2.png)
В рамках подготовки к беременности (минимум за 3 мес.) рекомендуется прием витаминно-минеральных комплексов, содержащих как витамины с антиоксидантной активностью – С, Е, β-каротин, так и минералы (коантиоксиданты) – селен, цинк, медь, кальций, железо и др., что способствует благоприятному зачатию и снижению частоты осложнений беременности, особенно в старшем репродуктивном возрасте (старше 35 лет) и при наличии хронических заболеваний [3, 5, 8].
Огромное значение для профилактики врожденных пороков развития и нормального течения беременности имеет адекватное поступление фолиевой кислоты, необходимой для регулирования экспрессии генов, синтеза и метилирования ДНК, синтеза транспортной РНК, ряда незаменимых аминокислот, синтеза эритроцитов, метаболизма гомоцистеина [9, 10]. В рандомизированном двойном слепом исследовании Czeizel et al. [11] показано, что применение фолиевой кислоты в составе витаминно-минеральных комплексов до зачатия (периконцепционная профилактика фолат-зависимых врожденных пороков развития) и в I триместре беременности позволяет предотвратить большую часть (около 90%) дефектов нервной трубки (рис. 2), а также около 40% врожденных пороков сердца [11].

Минимальная суточная доза фолиевой кислоты для женщин репродуктивного возраста – 400 мкг, минимальная доза для беременных – 600 мкг, а оптимальная суточная доза для беременных – 800–1000 мкг [9–11]. Такая суточная доза фолиевой кислоты входит в состав современных витаминно-минеральных комплексов для беременных. Концентрация фолатов в плазме крови и эритроцитах, необходимая для эффективной профилактики дефектов нервной трубки у плода, достигается приемом фолиевой кислоты около 12 нед., соответственно периконцепционная профилактика фолат-зависимых пороков развития должна быть начата не менее чем за 12 нед. до предполагаемого зачатия [9, 10]. При гипергомоцистеинемии, мутациях ферментов генов фолатного цикла или рождении в анамнезе детей с дефектами нервной трубки на этапе периконцепционной профилактики и во время беременности проводится высокодозная терапия – дозу фолиевой кислоты увеличивают до 4000 мкг (4 мг) [9]. В исследовании Venn et al. [12] показано, что применение более дорогого L-метилфолата (метафолина 600 мкг, фолиевой кислоты 400 мкг) не дает существенных преимуществ в уровне фолатов в плазме крови и эритроцитах по сравнению со стандартным назначением фолиевой кислоты [12].
Согласно современным представлениям, на этапе прегравидарной подготовки показан скрининг тиреоидной функции женщины – определение уровня тиреотропного гормона и свободного тироксина (рис. 3). Развитие плода на протяжении, как минимум, I триместра беременности, в котором происходит формирование большинства структур нервной и других систем, обеспечивается исключительно тиреоидными гормонами беременной, и в это время продукция тиреоидных гормонов щитовидной железой женщины должна возрасти примерно на 30%. Однако это возможно только при адекватном поступлении в организм йода [13, 14]. Если щитовидная железа еще до беременности функционировала, используя все свои компенсаторные возможности, то требуемого физиологического повышения уровня тиреоидных гормонов не происходит [14, 15].
![Рис. 3. Дифференциальная диагностика гипер- и гипотиреоза при скрининге тиреоидной функции [16] (ТТГ – тиреотропный гормон, T4 – свободный тироксин) Рис. 3. Дифференциальная диагностика гипер- и гипотиреоза при скрининге тиреоидной функции [16] (ТТГ – тиреотропный гормон, T4 – свободный тироксин)](/upload/medialibrary/572/889-4.png)
Важнейшим компонентом комплексных препаратов для прегравидарной подготовки является йод [17]. Недостаток йода в организме испытывают более 1,5 млрд жителей планеты. По данным ВОЗ, как минимум 50 млн человек на земном шаре имеют предотвратимые церебральные нарушения, обусловленные недостатком йода в организме [18]. В России около 85% населения проживают в регионах с дефицитом йода. Дефицит йода при беременности нарушает развитие мозга плода (уменьшение массы головного мозга), вызывает образование зоба, приводит к различным нарушениям нейропсихической сферы в постнатальном развитии (косоглазие, снижение памяти, трудности обучения, концептуального и числового мышления) [19].
Рекомендуемая суточная норма потребления йода составляет для беременных 220 мкг/сут, для кормящих – 290 мкг/сут [20]. Беременным и кормящим рекомендуется дополнительный ежедневный прием 150 мкг йода в составе витаминно-минеральных комплексов [21]. Поскольку в большинстве случаев причиной гипотироксинемии является относительный дефицит йода, дополнительный прием препаратов йода часто позволяет избежать назначения тироксина [22].
Биологические функции йода у беременной, плода, а также у репродуктивно активных женщин в прегравидарный период и в период послеродовой реабилитации проявляются гораздо слабее, если дефицит йода сочетается с дефицитами таких микронутриентов-синергистов, как селен, витамин А, витамины группы В, цинк, медь, железо [17, 23].
В настоящее время уделяется большое внимание роли врожденных и приобретенных тромбофилических состояний в генезе многих осложнений беременности. Различные формы наследственной тромбофилии встречаются у 15% белых европейских женщин, при этом они составляют >50% в структуре причин всех венозных тромбоэмболических осложнений (ВТЭО) при беременности [24]. Обследование на наследственные тромбофилии показано на этапе планирования беременности или при первой явке в женскую консультацию на ранних сроках беременности пациенткам с ВТЭО в анамнезе, ВТЭО у родственников первой линии, потерей плода после 10 нед. беременности, привычным невынашиванием, тяжелой задержкой развития плода (ЗРП) или плацентарной недостаточностью в анамнезе, тяжелой преэклампсией, HELLP-синдромом в анамнезе [25].
К наследственной тромбофилии высокого риска, требующей профилактической антикоагулянтной терапии, относятся (рис. 4):
![Рис. 4. Схема влияния наследственных тромбофилий на систему гемостаза [26] Рис. 4. Схема влияния наследственных тромбофилий на систему гемостаза [26]](/upload/medialibrary/667/889-5.png)
• гомозиготная мутация фактора V Leiden G506 A (мутация Лейдена) (редко в популяции);
• гомозиготная мутация гена протромбина G20210А (редко в популяции);
• сочетание гетерозиготных мутаций факторов V (частота в популяции 3–15%) и протромбина (частота 2%);
• дефицит антитромбина (АТ-III) (частота 1:5000);
• дефицит протеина C (частота 2–3:1000);
• дефицит протеина S (частота 2:1000);
• дефицит протеина Z (витамин К-зависимый кофактор инактивации фактора Хa) [25].
При выявлении мутаций генов ферментов фолатного цикла необходим контроль уровня гомоцистеина, при гипергомоцистеинемии на этапе прегравидарной подготовки назначаются препараты фолиевой кислоты (высокодозная терапия) и витамины группы В (В6, В12), при выявлении гиперкоагуляции – антикоагулянтная терапия.
На этапе планирования беременности целесообразно диагностировать приобретенные тромбофилические состояния – антифосфолипидный синдром (АФС). Обследование на АФС показано пациенткам с ВТЭО в анамнезе, привычным невынашиванием, внутриутробной гибелью плода, тяжелой преэклампсией в анамнезе (родоразрешение до 34 нед.), тяжелой ЗРП или плацентарной недостаточностью в анамнезе [25]. При АФС в организме матери вырабатываются и циркулируют в крови антитела (IgA, IgG, IgM) к фосфолипидам клеточных мембран тромбоцитов, в результате возникает дисбаланс системы гемостаза, что может потребовать антикоагулянтной терапии уже на этапе планирования беременности.
В таблице 2 представлены относительные риски акушерских осложнений, ассоциированных с рядом наследственных и приобретенных тромбофилий [27].
![Таблица 2. Акушерские осложнения, ассоциированные с некоторыми наследственными и приобретенными тромбофилиями [27] Таблица 2. Акушерские осложнения, ассоциированные с некоторыми наследственными и приобретенными тромбофилиями [27]](/upload/medialibrary/b2f/889-6.png)
На этапе прегравидарной подготовки для повышения вероятности естественного зачатия целесообразно использовать цифровой тест на овуляцию Clearblue Digital, который позволяет определить в менструальном цикле 2 дня, наиболее благоприятных для наступления беременности. Цифровой тест на овуляцию Clearblue Digital основан на определении уровня лютеинизирующего гормона, является более точным, чем календарный и температурный методы, и дает безошибочно четкие результаты на цифровом дисплее. В проведенных исследованиях было показано, что применение цифрового теста на овуляцию Clearblue Digital повышает вероятность наступления беременности на 77% [28].
Третий этап прегравидарной подготовки включает раннюю диагностику беременности. Оптимальным современным методом ранней диагностики беременности является цифровой тест на беременность Clearblue Digital с индикатором срока в неделях, точность теста в определении срока беременности близка к точности УЗИ. В проведенных исследованиях подтверждено, что результаты теста в 97% случаев совпадают с последующими данными скринингового УЗИ (11–14 нед.). Тест можно использовать за 4 дня до ожидаемого начала менструации, при этом 98% результатов, подтверждающих беременность, получены за день до ожидаемого начала менструации, 97% – за 2 дня, 90% – за 3 дня и 65% – за 4 дня. Ранняя диагностика беременности позволяет разработать тактику оптимального ведения ранних сроков, своевременно выявить факторы риска осложненного течения беременности и провести профилактику возможных осложнений.