28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Опыт создания Выездного симуляционного центра de-novo в условиях пандемии COVID-19
string(5) "65338"
1
Фонд международного медицинского кластера, Москва, Россия
2
ИЦ «Сколково», Московская обл., Россия

В статье рассматривается уникальный опыт реализации Международным медицинским кластером проекта Выездного симуляционного центра на базе Московского клинического центра инфекционных болезней «Вороновское». Цель проекта – обеспечить непрерывное профессиональное образование медицинского персонала на высокотехнологичном симуляционном оборудовании в условиях повышенной инфекционной опасности. Опыт организации подобного симуляционного центра будет полезен для специализированных COVID-центров и для других стран с большим числом заболевших.

Ключевые слова: COVID-19, SARS-CoV-2,  коронавирус, симуляционный центр, симуляционное обучение, обучение медицинского персонала

The article considers an original structure of organization simulation center by International medical cluster in short time on the base of Moscow clinical center of infectious diseases of Voronovskoye (COVID-center). The main activity of the simulation center by International medical cluster is the continuing professional education of medical workers on high-tech simulation equipment. The experience of organizing such a center will be useful for other COVID-centers and other countries with a large number of patients.

Keywords: COVID-19, SARS-CoV-2, coronavirus, simulation center, clinical simulation, medical education
Опыт создания Выездного симуляционного центра de-novo в условиях пандемии COVID-19

Введение

Эпидемия, вызванная новым вирусом SARS-CoV-2, явилась вызовом для систем здравоохранения во всем мире: медицина многих стран оказалась не готова к резко возросшим нагрузкам и даже коллапсу системы, в то время как некоторым странам удалось взять пандемию под контроль. В настоящее время известно, что распространение высококонтагиозного вируса SARS-CoV-2 полностью сдержать невозможно, однако с помощью эффективных мер со стороны государственных властей, а также с помощью различных технологий можно сгладить пиковые моменты [1,3-5].

Международный медицинский кластер (ММК) как социальный проект Правительства Москвы, направленный на повышение качества российского здравоохранения через трансфер передовых медицинских технологий и практик, в условиях пандемии сосредоточил свои образовательные программы на помощи врачам и медицинским сестрам, которые борются с новым вирусом SARS-CoV-2 . 

Одним из наиболее значимых образовательных проектов Фонда ММК в условиях пандемии стала организация Выездного симуляционного центра в Московском клиническом центре инфекционных болезней «Вороновское», филиале государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Городская клиническая больница имени В.П. Демихова департамента здравоохранения города Москвы (МКЦИБ «Вороновское») с общей мощностью 800 коечных мест [2].

В рамках данной статьи будут рассмотрены основные организационные аспекты, реализованные Проектной командой Фонда ММК при организации Выездного симуляционного центра в МКЦИБ «Вороновское». 

Цель проекта: Создание Выездного симуляционного центра Фонда международного медицинского кластера в Московском клиническом центре инфекционных болезней «Вороновское» для организации процесса профессионального обучения медицинского персонала с использованием высокотехнологического симуляционного оборудования. 

Требования к Выездному симуляционному центру: 

1)    организация полноценной учебно-тренировочной площадки для подготовки медицинского персонала в условиях пандемии и повышенной инфекционной опасности;

2)    высокая пропускная способность Выездного симуляционного центра;

3)    подготовка программы и методических рекомендаций для медицинского персонала МКЦИБ «Вороновское» с учетом российского и международного опыта по COVID-19;

4)    создание условий, обеспечивающих безопасность инструкторов и обучающихся (инфекционная безопасность);

5)    организация мероприятий с привлечением зарубежных и отечественных экспертов и специалистов в области инфекционной безопасности и организации лечебно-диагностического процесса пациентов с COVID-19. 

Основные задачи, которые стояли перед Проектной командой Фонда ММК при реализации проекта Выездного симуляционного центра de-novo:

1) техническая организация Выездного симуляционного центра Фонда ММК на выделенных площадях МКЦИБ «Вороновское» в течение 1 недели;

2) подготовка и согласование программы обучения медицинского персонала и методических рекомендаций;

3) подготовка плана обучения медицинского персонала (количество групп в день, тематика). Организация образовательного процесса;

4) внутренний аудит. Еженедельный анализ обратной связи по данным разработанной анкеты, учет недостатков и еженедельное совершенствование программы обучения;

5) организация дополнительных обучающих мероприятий с привлечением партнеров ММК с целью трансфера передового опыта по COVID-19;

6) подготовка базы актуальных данных по инфекционной безопасности, лечению и диагностики COVID-19, сердечно-легочной реанимации в условиях повышенного инфекционного риска.

Материал и методы

Для реализации проекта и решения поставленных задач была сформирована проектная команда Фонда ММК в составе:

– куратор проекта – GR, коммуникация с руководством больницы, обеспечение ресурсами;

– руководитель проекта – процессное управление, взаимодействие со структурными руководителями, организация мастер-классов и поиск образовательных партнеров;

– тренеры ВСЦ – 2 прикомандированных сотрудника учебно-тренировочного симуляционного центра Фонда ММК и 1 эксперт (врач-реаниматолог филиала израильского госпиталя Hadassah);

– инженер – настройка оборудования для постоянных занятий и для мастер-классов с использованием дополнительного оборудования; мелкий ремонт оборудования;

– HR-специалист – проведение внутреннего аудита: еженедельный анализ обратной связи по данным разработанной анкеты, формирование отчета с указанием пожеланий врачей по совершенствованию программы обучения и проведения дополнительного обучения;

– PR-специалист – организация дополнительных мероприятий с партнерами ММК, подготовка материалов для СМИ, интервью с медицинскими специалистами – участниками образовательного процесса. 

Ресурсы для создания ВСЦ

В здании общежития для врачей МКЦИБ «Вороновское» были выделены два помещения 7,2 м х 3,6 м, общей площадью 51,8 м2. Размещение Выездного симуляционного центра для постоянных занятий целенаправленно рассматривалось вне лечебных корпусов для обеспечения безопасности тренеров и курсантов.

В кратчайшие сроки (3 дня) было подготовлено и перевезено оборудование из учебно-тренировочного симуляционного центра Фонда ММК для организации Выездного симуляционного центра (табл. 1).

 MMKtabl.jpeg

Одна из комнат была организована как аудиторный класс с возможностью проведения трансляции, очных занятий и мастер-классов. В рамках аудиторного класса специалисты изучают применение средств индивидуальной защиты (СИЗ), вопросы организации санитарно-эпидемиологического режима и инфекционной безопасности, а также проводятся видеоуроки по актуальным методам лечения инфекционных больных и особенностям проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) в условиях пандемии. 

Второе помещение представляет собой класс симуляционного обучения с современными симуляторами компании «Эйдос-Медицина», способными имитировать различные патологические состояния и позволяющими отработать широкий спектр манипулятивных навыков, особенно необходимых для реаниматологов. Сценарии болезни разработаны сотрудниками симуляционного центра специально под актуальные нозологии и полностью повторяют течение болезни, вызванной SARS-CoV-2 (рис. 1). 

Рисунок 1. Класс симуляционного обучения с робот-пациентом.

 MMK1.jpg

По запросам медицинского персонала посредством обратной связи и анкетирования была выявлена необходимость в проведении дополнительных образовательных курсов по ультразвуковой диагностике и лапароскопии. В связи с этим в классе симуляционного обучения были дополнительно размещены две стойки для тренировки навыков лапароскопических операций от компании Karl Storz и новейший симулятор ультразвуковых исследований UltraSound компании «Эйдос-Медицина», что позволило врачам обучиться в безопасной среде современным методикам диагностики, выявлению различных патологий с возможностью разбора ошибок.

Для обеспечения мер инфекционной и пожарной безопасности в условиях функционирования симуляционного центра были доставлены: стойка с автоматическим дозатором антисептика на основе 70% спирта; бактерицидный рециркулятор Тион А медицинский; ультрафиолетовый бактерицидный облучатель открытого типа; огнетушитель порошковый (2 шт.); дезинфицирующие средства для поверхностей и пола; одноразовые перчатки и одноразовые хирургические маски.

Учитывая эпидемиологический режим, работа в симуляционном центре организована с соблюдением следующих требований:

– обеспечение размещения обучающихся на удалении друг от друга, оптимальное количество слушателей – до 8 человек;

– использование обучающимися на занятиях одноразовых хирургических масок, частая обработка рук антисептиком у входа в симуляционный центр;

– проведение занятия в хорошо вентилируемом помещении, включение бактерицидного рециркулятора воздуха в случае невозможности обеспечения постоянной естественной вентиляции помещений;

– проведение санитарно-гигиенической обработки помещений между занятиями и в конце дня: протирание поверхностей дезинфицирующими средствами, мытье полов, включение ультрафиолетового бактерицидного облучателя на 30-60 мин., проветривание помещений.

Занятия были организованы также в лечебных корпусах, которые оснащены всем необходимым оборудованием и подготовлены к приему пациентов, но не заполнены пациентами на момент проведения занятий, что считается «чистой зоной» (отделение реанимации и интенсивной терапии, мельцеровские боксы). Обучение в лечебных корпусах позволяет сотрудникам познакомиться с медицинским оборудованием, провести симуляцию возможных сценариев в работе и отработать навыки быстрого реагирования и организации процесса оказания медицинской помощи, максимально погрузившись в организационный, диагностический и лечебный процессы. К таким занятиям относятся: организация логистики отделения и потоков; организация санитарно-эпидемиологического режима и соблюдение мер инфекционной безопасности; обучение надеванию и снятию средств индивидуальной защиты; обучение по применению прон-позиции в лечении пациентов на ИВЛ; экстренные и неотложные ситуации в условиях инфекционного бокса; проведение ультразвуковой диагностики по современным протоколам (FAST, BLUE), а также УЗ-ассистированные пункции сосудов (рис. 2).

Рисунок 2. Проведение занятия по применению средств индивидуальной защиты и имитация сценария СЛР в отделении реанимации и интенсивной терапии

MMK2.jpg

Во время организации учебного процесса необходимо выделить 2 этапа: подготовительный и организационно-методический. Во время подготовительного этапа прикомандированные инструкторы симуляционного центра Фонда ММК проходили обучение, изучали вопросы предстоящих семинаров, а также готовили базу учебных материалов. 

Помощь в подготовке учебных материалов оказала перепрофилированная для приема пациентов с COVID-19 ГБУЗ "Городская клиническая больница № 40 Департамента здравоохранения города Москвы".Инструкторы посетили данное учреждение для ознакомления с режимом и организацией процессов при приеме инфекционных больных, пообщались с медицинским персоналом, выявили ключевые вопросы, которые необходимо осветить на занятиях (гигиена рук, роль среднего медицинского персонала, особенности организации оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19 и др.).

Финальным этапом подготовительной части был подбор актуальной информации для создания базы данных в Выездном симуляционном центре. Особенность данного этапа заключалась в необходимости объединить быстро обновляющуюся информацию из разных отечественных и зарубежных источников, перевести при необходимости на русский язык и сформировать базу данных, доступ к которой был предоставлен всем сотрудникам МКЦИБ «Вороновское». 

Организационно-методический этап соответствовал развертыванию симуляционного центра на местах, привозу, подключению и настройке оборудования, налаживанию внутренних процессов и обсуждению рабочих вопросов с руководством инфекционной больницы. Четкое разделение ролей и функций рабочей группы проекта по организации Выездного симуляционного центра позволило за 3 дня закончить данный этап и приступить к занятиям.

Для информирования сотрудников МКЦИБ «Вороновское» были организованы коммуникационные каналы, через которые производилась рассылка актуальной информации о работе симуляционного центра, производилась запись на занятия, а также рассылались приглашения на обучение. Среди каналов можно выделить: 

– общий групповой чат Выездного симуляционного центра; 

– прямые контакты с руководителями подразделений и с врачебным персоналом; 

– передача информации в рабочие чаты медицинского персонала через одного из участников чата; 

– самостоятельная запись на занятия по ссылке на таблицу с расписанием занятий симуляционного центра на Google Диске; 

– анкета с формой обратной связи, в которой обучающие могли указать желаемые темы занятий.

Обратная связь с обучающими давала возможность точечно по запросу подготовить актуальные курсы для слушателей. Таким образом были организованы курсы по лапароскопии, ультразвуковой диагностике, курсы по применению аппарата непрямого массажа сердца Лукас, курсы по параметрам ИВЛ и т.д. Также готовились справки с литературным обзором по актуальным вопросам на основе принципов доказательной медицины.

Большую поддержку со стороны центра получили так называемые самоорганизованные группы слушателей, представляющие собой медицинский персонал, который самостоятельно выразил готовность пройти обучение или отработать навыки. Плюсом такой подготовки является возможность отработки принципов командной работы (т.к. в большинстве случаев это были совместно работающие сотрудники одного отделения), выработки до автоматизма мероприятий по СЛР, готовность поделиться опытом друг с другом (рис. 3). 

Для оценки эффективности, сбора статистики и улучшения процессов велись фиксация слушателей в журнале учета обучающихся и сбор оценки курса. В случае получения запроса, решение которого невозможно осуществить собственными силами, сотрудники проектной команды ведут переговоры и приглашают экспертов или компании-партнеры для совместной организации курса. 

В целом за первый месяц функционирования Выездного симуляционного центра обучено 235 сотрудников МКЦИБ «Вороновское»: 185 врачей и 50 медицинских сестер. Организован ряд дополнительных образовательных мероприятий: международная конференция ММК с проведением телемоста «CoV-19. Международный опыт или уроки для России»; мастер-классы: «Трудные дыхательные пути» (совместно с Karl Storz); «Расширенная сердечно-легочная реанимация. ИВЛ» с участием врача-реаниматолога филиала израильского госпиталя Hadassah; «УЗИ для смежных специальностей» (совместно с «Эйдос-Медицина»); вебинар для медицинских сестер «Работа операционного блока в период пандемии COVID-19» (совместно с Karl Storz и Региональной общественной организацией медицинских сестер). 

Рисунок 3. Пример обучения самоорганизованных групп

MMK3.jpg

Заключение

Как показывают результаты исследований в других странах, симуляционное обучение в условиях пандемии COVID-19 получило новое, особенно актуальное значение: возможность оперативно подготовить медицинские учреждения к работе в новых условиях путем оптимизации работы подразделений и процессов и, главное, обучить необходимым навыкам медицинских работников с различным уровнем подготовки в короткий срок [3-7].

Эффективность симуляционного обучения особенно была заметна при выстраивании работы медицинских работников в МКЦИБ «Вороновское», созданного с нуля как COVID-центр. Центр был построен за 4,5 недели, и за это же время было необходимо набрать и обучить сотрудников, которые приезжали из разных городов и регионов – в общей сложности из 81 города. Безусловно, у всех был разный опыт, разный уровень квалификации, им предстояло работать с оборудованием, с которым не все ранее сталкивались, а также было необходимо слаженно действовать в одной команде с совершенно незнакомыми людьми. Требовалось привести к единому пониманию подходы к проведению процедур, давая возможность обсуждать возникающие проблемы и находить решения в учебных условиях. И именно благодаря предоставленной Фондом ММК возможности проводить симуляционное обучение, подключать симуляторы к настоящему оборудованию, отрабатывать навыки в команде привело к отличным результатам - находки во время обучающих сессий помогли идентифицировать и улучшить обучающие цели, подготовленность персонала, улучшить систему и, в конечном счете, обеспечить безопасность пациентов. 

Опыт оперативной организации Выездного симуляционного центра в COVID-центре и его высокая востребованность среди персонала показали актуальность данного проекта. Среди преимуществ Выездного симуляционного центра ММК можно отметить наличие профессиональной проектной группы, готовой тиражировать и масштабировать этот опыт; квалифицированного персонала; современного симуляционного оборудования с широким функционалом и наличие разветвленной сети российских и зарубежных образовательных партнеров ММК. 

Таким образом, предложенная схема организации Выездного симуляционного центра будет полезна для разработки комплексных стратегий подготовки систем здравоохранения различных медицинских учреждений к функционированию в условиях пандемий. 


Информация об авторах:

И.И. Хайруллин1, к.м.н., генеральный директор, i.khayrullin@mimc.global

Д.Р. Парамонова1, директор по общим вопросам, D.Paramonova@mimc.global

М.А. Казанфарова1, к.м.н., начальник отдела развития образовательных проектов, M.Kazanfarova@mimc.global

А.Д. Ефимов1, главный специалист отдела развития образовательных проектов, A.Efimov@mimc.global

Д.Г. Илюхин1, главный специалист отдела контроля, D.Ilyukhin@mimc.global

А.В. Камашева1, советник генерального директора, A.Kamasheva@mimc.global 

Ф.Н. Филина1, начальник отдела коммуникации, F.Filina@mimc.global

Фонд международного медицинского кластера, 143005, Россия, г. Москва, Сколково, Большой бул., д.46, стр.1.

1. Coronavirus disease (COVID-19) Pandemic. URL: https://www.who.int/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019 (доступ от 28.08.2020)
2. Московский клинический центр инфекционных болезней «Вороновское» URL: https://mosgorzdrav.ru/voronovskoe (доступ от 28.08.2020)
3. Dieckmann P., Torgeirsen K., Qvindesland A., Thomas L, et al. The use of simulation to prepare and improve responses to infectious disease outbreaks like COVID-19: practical tips and resources from Norway, Denmark, and the UK. Advances in Simulation. – 2020. – № 3 (5). – P. 1-10. https://doi.org/10.1186/s41077-020-00121-5
4. Brazil V, Purdy EI, Bajaj K. Connecting simulation and quality improvement: how can healthcare simulation really improve patient care? BMJ Qual Saf. – 2019. – №28 (11). –P. 862–865.
5. Lavelle M, Reedy GB, Attoe C, Simpson T, Anderson JE. Beyond the clinical team: evaluating the human factors-oriented training of non-clinical professionals working in healthcare contexts. Adv Simul (Lond). – 2019. - № 4 (11) – P. 1-10.
6. Bearman M., Greenhill J., Nestel D. The power of simulation: a large-scale narrative analysis of learners’ experiences. Med Educ. – 2019. - № 53 (4). – P. 369–379.
7. Argintaru N, Li W, Hicks C, White K, McGowan M, Gray S, et al. An active shooter in your hospital: a novel method to develop a response policy using in situ simulation and video framework analysis. Disaster Med Public Health Prep. – 2020 – P. 1–9.
Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Похожие статьи
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше