Проказа, известная человечеству со времен глубокой древности, окутана туманом легенд и страхов. Родиной ее считается юго–восток Азиатского материка (Япония. Китай, Индия), откуда ее занесли на север Африки вавилонские пленники. В свою очередь, финикийские моряки заразились проказой у древних египтян и разнесли ее по всей Европе. В Греции проказу называли «финикийской болезнью» или лепрой.
Из древних египетских папирусов известно, что проказа была распространена и в Египте. Врачи фараона Менептеха, сына Рамзеса II, были по–видимому, одними из первых, кто, изучая эту болезнь, высказал мысль об изоляции прокаженных (на протяжении тысячелетий шла борьба между учеными о причинах заражения проказой).
Голоав прокаженного (скульптура, найденная в Александрии, Египет)
Об этой странной болезни упоминается и в Ветхом Завете: «Когда у человека появляется на коже опухоль, лишай лил белое пятно, напоминающее проказную язву, его должны привести к первосвященнику Аарону или одному из его сыновей... Первосвященник осмотрит рану. Если волосы на ней побелели и она углубляется под кожу тела, это – проказная язва; священник, производивший осмотр, должен объявить тело человека «нечистым». Иногда пациента закрывали на семь дней, чтобы убедиться, что «язва не изменилась и не расползлась по коже».Во многих библейских сказаниях содержатся рекомендации. Например, прокаженный, покрытый язвами, должен был носить разорванную одежду, ходить с непокрытой головой, прикрывать голову и кричать: «Нечистый, нечистый, нечистый». В Ветхом Завете рекомендовалось также уничтожать дома прокаженных, чтобы никто не мог больше жить в них, а их одежду и предметы личного пользования сжигать.
Во всех древних рукописях красной нитью проходит мысль о передаче этого грозного недуга через контакты, так что единственным спасением объявлялась изоляция больных. Поэтому многие легенды были связаны с отшельничеством прокаженных. Об этом нам говорят и древнеегипетские книги – «Веды»: «Если прокаженный мужчина вступает в брак с прокаженной женщиной, то у них родится ребенок, больной проказой». И вновь следует логический вывод: прокаженный должен удалиться в джунгли и жить там отшельником, питаясь фруктами и древесными корнями. Только в уединении можно было надеяться на благоприятный исход. Указывалось и средство лечения – плоды дерева калоо. В настоящее время это средство отождествляют с шолмогровым маслом – ценнейшим лекарством. Шолмогровое масло, применявшееся в индийской и китайской медицине еще в X веке, в европейской медицине появилось только в середине XIX столетия. Его аналог – гиднокарповое масло в течение многих веков было единственным лекарством от проказы: оно предотвращало разрушение носовой кости, отпадение ушей, пальцев на руках и ногах.
Однако названные масла были токсичны и вызывали тяжелые поражения почек. Необходимо было искать более эффективные средства борьбы с лепрой. Из древних византийских книг мы узнаем, что Константин Великий, основавший в IV веке будущую столицу Византийской империи и утвердивший христианство в качестве государственной религии, болел проказой. Языческие врачи предложили ему для излечения каждое утро купаться в крови новорожденных детей. Константин отверг этот «метод». По легенде, ему во сне явился св. Сильвестр и в знак благодарности исцелил императора. После этого Константин принял христианство. Где здесь миф, а где реальность – трудно сказать.
Впрочем, даже если оставить в стороне исторические неточности индийской и византийской мифологии, нельзя не напомнить о таком юридическом документе, как законы Ману (правила поведения для населения Древней Индии). Этот кодекс запрещал больным проказой, а также сыновьям и дочерям прокаженных вступать в брак со здоровыми людьми.
Однако требование изоляции больных (так, согласно источникам, считали древние египтяне, евреи, китайцы) приобретает статус государственных мероприятий только в VI в., когда во Франции прокаженных обязали жить в специальных домах – лепрозориях. На основании указа 503 года на протяжении всего периода средневековья составлялись «правила» поведения прокаженного и его родственников. Вот одно их них. «Как только болезнь обнаруживалась, человека отводили в религиозный трибунал, который... осуждал его на смерть». Что это означало? Несчастного отводили в церковь, где все было приготовлено для похорон. Больного клали в гроб, служили заупокойную службу, относили на кладбище, опускали в могилу и сбрасывали на него несколько лопат земли со словами: «Ты не живой, ты мертвый для всех нас».
После этого больного вытаскивали из могилы и отвозили в лепрозорий. Навсегда. Больше он никогда не возвращался домой, в семью. Для всех он был мертв. Если он покидал на какое–то время лепрозорий, он должен был одеть серый плащ с капюшоном, а на шее нести колокольчик, извещающий окружающих о приближении этого «живого мертвеца».
С историей лепрозориев связана и история военно–монашеского ордена, соперничавшего многие десятилетия с другими орденами – тевтонским, тамплиерским. Именно монахи этого ордена св. Лазаря, учрежденного в XII веке, начали ухаживать за больными проказой в лепрозориях. Отсюда и пошло название «лазарет» (пристанище св. Лазаря). Сколько мужества нужно было иметь в те далекие времена (да и сейчас) чтобы решиться работать в лепрозориях! Труд врачей, фельдшеров, медсестер, санитарок и в современных лепрозориях – настоящий подвиг. А он необходим. По данным английских, американских и других лепрологов, на земном шаре к началу XX в. было до 15 млн. больных. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), к середине XX века насчитывалось 12 млн. больных лепрой. И все они нуждаются в медицинской помощи...
Уход за прокаженными (старинная гравюра)
Возбудители проказы – бактерии были открыты только в конце XIX в. По имени ученых, впервые описавших этот микроб и разработавших метод окраски его, возбудители получили название бактерий Хансена–Нейсеера. До настоящего времени ученые продолжают изучать вопрос о культивировании лепрозных бактерий на искусственных средах. К сожалению, проказа является печальным уделом только организма человека. Кроме людей, лепрой в природе никто не болеет. Типичную экспериментальную проказу на животных вызвать нельзя (редкие эксперименты проводятся на шимпанзе).
Поэтому трагической страницей в истории медицины стали опыты врачей... на себе. Так поступил Д.К. Даниэльсен, норвежский врач–лепролог, который заражал себя кусочками пораженной кожи больных, пересаживал их себе под кожу, впрыскивал себе кровь прокаженных. У него было много последователей. Но ни один опыт не дал результатов. Одни люди заражались проказой даже при кратковременном контакте с больными, другие, прививая себе эту страшную заразу, оставались здоровыми.
Большой вклад в изучение природы проказы и борьбы с ней внесли русские ученые. Среди них особое место занимает В.И. Кедровский (1865–1937). Заведуя лепрозным отделением Тропического института, он проводил уникальные исследования по изучению возбудителя болезни и борьбы с ней. В конце XIX – начале ХХ века в России проказа была зарегистрирована в 59 губерниях, болезнь одно время угрожала Петербургу.
Тайну проказы не удалось раскрыть до настоящего времени. Лепра еще ждет своего исследователя–победителя.