28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
МЕДИЦИНА И КУЛЬТУРА. РЕВМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
string(5) "26806"
Для цитирования: Белова Б.В. МЕДИЦИНА И КУЛЬТУРА. РЕВМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. РМЖ. 1998;13:19.

В художественной литературе конца XIX – начала XX века ревматические заболевания упоминались нередко, однако лишь в немногих произведениях описаны признаки болезней, по которым можно определить, насколько они соответствуют современным представлениям о конкретных нозологических единицах. Наиболее часто писателей “вдохновляли” ревматизм и подагра. Бытовые представления об этих заболеваниях, отраженные в литературе, получили распространение в силу того, что понятия об особенностях их клинической картины в то время были довольно стертыми.


   Практически любые боли в суставах объяснялись ревматизмом. Как известно, бравый солдат Швейк “страдал ревматизмом... и растирал себе колени оподельдоком.”
   “Я приехал сюда, начиненный формулами, истинами, в которые все веруют. Например, что опухшие суставы – признак ревматизма ... Знаете, всякие такие ортодоксальные истины! Ну а теперь я открываю, что некоторые из них неверны,” – восклицает герой романа А. Кронина “Цитадель” доктор Эндрью Мэнсон.
   Итак, ревматизм. Несмотря на то что литературные герои то и дело упоминали эту болезнь, в самих произведениях практически везде отсутствует описание характерной симптоматики. И в самом деле, если дифференциальная диагностика вызывала затруднения не только у рядовых врачей, но и у тех, кто их обучал, то для людей, не имеющих медицинского образования, термин “ревматизм” мог означать любое болезненное поражение суставов. Так, герой пьесы А.П. Чехова “Дядя Ваня”, страдающий подагрой, говорит: “Я сейчас задремал, и мне снилось, будто у меня левая нога чужая. Проснулся от мучительной боли. Нет, это не подагра, скорей ревматизм”. Что говорить о прошлом, если в наше время, когда диагностические критерии ревматизма широко известны, гипердиагностика этого заболевания остается достаточно высокой.
   В своей повести “Шевченко” М. Зощенко скупо сообщает о ссылке поэта: “Шевченко стал болеть. Он сначала заболел цингой. Потом ревматизмом.” В это время Шевченко было 34 года. Это не совсем обычный возраст для первичной атаки ревматизма. Кроме этого, нам не известно, чем проявлялась эта атака. Однако далее, описывая Т.Г. Шевченко в 44-летнем возрасте, Зощенко продолжает: “Между тем физическое его здоровье было совершенно неудовлетворительно. Он перенес в ссылке жестокий ревматизм, который в значительной степени испортил его сердце.” “Сомнений в развитии у поэта порока средца не возникает. Через 3 года декомпенсация порока достигает высшей степени: “Началась водянка. Врачи уложили больного в постель...” Болезнь между тем приняла угрожающие формы. Один из врачей сказал: “Вода бросилась в легкие и затопила все надежды”. Всего за несколько лет до этого французский и русский врачи Ж. Буйо (в 1835 – 1840 гг.) и Г.И. Сокольский (в 1836–1838 гг.) окончательно обосновали связь формирования пороков сердца с ревматическим полиартритом. Этиологический фактор ревматизма и клинические критерии этого заболевания были установлены почти через 100 лет – в 30 – 40-х годах нашего столетия. И в романе А. Кронина “Цитадель”, написанном в 1937 г., мы можем прочитать: “... высказывалось предположение о связи между заболеванием желез (миндалин. – Авт.) и происхождением ревматизма.” “Зато о лечении ревматизма знали значительно раньше: “... ревматизм надо лечить салицилкой” (там же).
   Ранее уже упоминалась подагра – болезнь суставов, наиболее часто встречающаяся в литературе того периода. В это время она, по-видимому, представляла собой настолько обычное явление, что воспринималась как нечто неотъемлемое от жизни: “Ничего особенного. Миссис Гринкорт уезжала на шесть недель в Ментону, но несколько дней назад вернулась. У майора был приступ подагры”. (С. Моэм. “Пироги и пиво”). Именно поэтому по литературным источникам можно подробно проследить клиническую картину подагры. Этиология заболевания представлена на страницах книг соблазнительными описаниями обедов, поглощаемых страдальцами”. “Обед был приличный, но не парадный: рулет из рыбного филе под белым соусом, жареный цыпленок с молодым картофелем и горошком, спаржа, пюре из крыжовника со взбитыми сливками”, или: “– Сам я пью только “виши”, но не могу допустить, чтобы мои друзья пили не самые лучшие вина”. Известно, что постоянное употребление жирной пищи и алкоголя может привести к гиперурикемии из-за блокады почечной экскреции мочевой кислоты. А переедание или чрезмерное употребление алкоголя провоцируют приступ острого подагрического артрита.
   Острому приступу подагры предшествует продромальное состояние, развивающееся за 1 – 2 дня до появления болей в суставах и характеризующееся изменением настроения, нервозностью, неопределенными ощущениями в конечностях, главным образом в области пораженного сустава. Вот отрывок из пьесы “Дядя Ваня”:
   “– Вы писали, что он очень болен, ревматизм и еще что-то, а оказывается, он здоровехонек.
   – Вчера вечером он хандрил, жаловался на боли в ногах, а сегодня ничего...”
   Характер больного – отставного профессора Серебрякова – не вызывал восторга у проживающих вместе с ним именно из-за той раздражительности, которая свойственна больным подагрой накануне и во время приступа болей.
   “ – Твой отец не спит. Когда он болен, его раздражает музыка...”
   Писательский гений и врачебный профессионализм А.П. Чехова позволяют ему с помощью нескольких штрихов создать представление и о приступообразности болевого синдрома, его кратковременности, характерной для острого подагрического артрита, протекающего преимущественно по ночам, и о рецидивирующем течении подагры, и о хроническом характере заболевания. “Это у вас давняя болезнь. Вера Петровна, покойница, Сонечкина мать, бывало, ночи не спит, убивается ... А если подагра, то ведь ты знаешь отлично, что к утру припадок кончится. Что же тут стонать? Экая важность !” Однако Чехов в отличие от своих героев прекрасно знал, что подагра – болезнь далеко не безобидная и только суставами не ограничивается: “Говорят, у Тургенева от подагры сделалась грудная жаба”. Кстати, сам И.С. Тургенев так описывал свою болезнь в письме Л.Н. Толстому: “Болезнь моя ... вовсе неопасная, хоть и довольно мучительная; главная беда в том, что, плохо поддаваясь лекарствам, она может долго продолжаться и лишает меня способности движения” (1882 г.).
   В “Острие бритвы” С. Моэма описан другой, наиболее частый вариант висцерального поражения при этом заболевании – подагрическая нефропатия, которая является причиной смерти приблизительно 40% этих больных. “... у Эллиота был приступ урикемии, и врач считает его состояние тяжелым. На этот раз приступ прошел, и ему лучше, но почки серьезно поражены и полное выздоровление невозможно”. В дальнейшем автор подчеркивает, что его герой “выглядел молодцом”, несмотря на то, что “провел беспокойную ночь”. Однако развитие почечной недостаточности было неизбежным: “лицо его заливала жуткая синяя бледность, от него исходил тошнотворный запах, характерный для его болезни... Он впал в кому”.
   Мы можем найти также сведения о лечении этого заболевания. “Взять хотя бы подагру. Ее можно лечить шафранной настойкой. Эндрью живо помнил, как профессор Лэмплаф кротко мурлыкал в аудитории: “Vinum colchici, господа, в дозах от двадцати до тридцати капель – это специфическое средство при подагре”. (А. Кронин. “Цитадель”). И в настоящее время колхицин применяется для купирования острого приступа подагры, поэтому продолжение цитаты, в которой вновь идет речь о диагностике заболевания, вызывает некоторое недоумение: “А так ли это на самом деле? ... Месяц назад он испробовал это средство в предельных дозах при настоящем случае подагры – жесткой и мучительной “подагры бедняков”, – и результат был плачевно неудачен”. Что имел в виду автор, говоря о “подагре бедняков”? Как известно, “Цитадель” является автобиографическим произведением, и следовательно, доктор Кронин (Эндрью) мог столкнуться либо с атипичным течением заболевания, либо вовсе с другой болезнью, например ревматоидным артритом, который на тот период времени был практически не изучен. Интересно, что проф. Г.А. Захарьин в 1893 г., демонстрируя больную с типичной клиникой ревматоидного артрита, говорил: у лиц, живущих в такой же тяжелой, полной лишения обстановке, часто бывает подагра особого вида, так называемая атопическая.......
   Есть основания думать, что в известнейшем романе другого врача – М.А. Булгакова – “Мастер и Маргарита” описан случай реактивного артрита, и страдает им не кто-нибудь, а сам Воланд. “Воланд широко раскинулся на постели ... Одну голую ногу он поджал под себя, другую вытянул на скамеечку. Колено этой темной ноги и натирала какой-то дымящейся мазью Гелла”. Автор знакомит нас с возможной этиологией заболевания: “Приближенные утверждают, что это ревматизм..., но я сильно подозреваю, что эта боль в колене оставлена мне на память одной очаровательной ведьмой, с которой я близко познакомился в тысяча пятьсот семьдесят первом году...” Итак, перед нами рецидивирующий артрит – “Воланд поморщился, когда Гелла особенно сильно сжала его колено”, да и Маргарита втирала мазь в колено, “стараясь не причинять боли” - подчеркивается щадящее положение больной конечности. Заболевание развивалось на фоне мочеполовой инфекции, и в отличие от гонококкового артрита поражение сустава прогрессировало постепенно и малозаметно, что характерно для реактивного артрита, в частности для болезни Рейтера. Не противоречит этой гипотезе и картина моноартрита. Интересно, что Воланд был слеп на один глаз (“Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотой искрой на дне, сверлящий до дна души, а левый - пустой и черный...”). Известно, что нередко при болезни Рейтера наблюдается передний увеит, результатом которого может оказаться слепота.
   Таким образом, перед нами типичный уретроокулосиновиальный синдром, так изящно вплетенный М.А. Булгаковым в фантастические приключения героев.
   В широко известном произведении Н. Островского “Как закалялась сталь”, носящем автобиографический характер, четко прослеживается динамика развития анкилозирующего спондилоартрита, протекающего у Павла Корчагина в тяжелейшей форме. Болезнь началась с нестойкого поражения коленных суставов, рецидивирующего после переохлаждения (“Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физического страдания”). Затем артрит приобрел стойкое течение: “... студеная вода и осенняя промозглость разбудили врага, дремавшего в крови, – и Корчагин запылал в жару. Две недели жег острый ревматизм его тело, а когда вернулся из больницы, у тисков мог работать лишь сидя “верхом” ... А через несколько дней беспристрастная комиссия признала его нетрудоспособным...” При этом припухлость суставов все еще оставалась, а боли усиливались. “Корчагин знал, что если он слезет с лошади, ...он не пройдет и километра на своих ногах”. “Враг, дремавший в крови”, – прогрессирующий воспалительный процесс – не оставляет у врачей надежды на выздоровление: “Отец заявил ей, что медицина не имеет пока средств, могущих приостановить губительную работу” этого процесса. Это было сказано в связи с появлением болей в спине и прогрессирующей слабости. “Этого молодого человека ожидает трагедия неподвижности, и мы бессильны ее предотвратить”. Повесть была написана в 1934 г., когда в нашей стране еще не применялись гормональные средства и современные нестероидные противовоспалительные препараты – оставалось лишь курортное лечение.
   Наряду со скованностью в суставах у Корчагина отмечался синдром вторичного радикулита, который является одним из осложнений заболевания: “он просиживал ...без перерыва восемь часов не евши, так как спускаться на завтрак и обед с третьего этажа в соседнюю столовую оказалось не под силу: часто немела то рука, то нога. Иногда все тело лишалось способности двигаться... Когда надо было ехать на работу, он вдруг не находил в себе силы подняться с постели. Пока это проходило, он с отчаяньем убеждался, что опаздывает на целый час”. Позже “отказалась подчиняться левая рука. Это было тяжело, но вслед за ней изменили ноги... и я с трудом добираюсь от кровати к столу”. Другим грозным осложнением был иридоциклит, внезапно развившийся у Павла и приведший к окончательной слепоте.
   Известно, что полученная в юности черепно-мозговая травма сопровождалась потерей зрения на правый глаз (“глаз ослеп, но снаружи вид нормальный”). Однако “болезнь (спондилоартрит. – Авт.) делала свое дело.
   Огнем нестерпимой боли запылал правый глаз Корчагина, от него загорелся и левый...темной кисеей затянулось все кругом него”. Таким образом, мы можем наблюдать последовательное развитие анкилозирующего спондилоартрита, дебютирующего по типу периферической формы заболевания.
   В 1848 г. в рассказе “Живые мощи” И.С. Тургенев ярко описывает внешний вид женщины, страдающей системной склеродермией (ССД).
   Описание настолько точно, что ведущий в нашей стране специалист по этому заболеванию Н.Г. Гусева, читая молодым ревматологам лекции по ССД и отдавая должное писателю, начинает выступление со следующей цитаты: “Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать, только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос. У подбородка, на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечные руки тоже бронзового цвета... Лицо не только не безобразное, даже красивое, – но страшное, необычайное... по нем, по металлическим его щекам, я вижу – силится...силится и не может расплыться улыбка”. Амимия характерна для таких больных (“она пела, не изменив выражения своего окаменелого лица”).
   У Лукерьи, по-видимому, был свойственный ССД склерозирующий миозит (“до кружки-то я сама дотянуться могу: одна рука у меня еще действовать может”). Возможно, наряду с миозитом у больной имелась нейропатия: “Спать-то я не всегда могу. Хоть и больших болей у меня нет, а ноет у меня там, в самом нутре, и в костях тоже; не дает спать как следует”.
   Согласно Международной классификации болезней (МКБ) 10-го пересмотра (1990 г.), к ревматическим заболеваниям относят спондилопатии, которые, в свою очередь, включают в себя остеохондроз позвоночника, радикулит. В художественной литературе часто описываются способы лечения радикулярного синдрома. Вот некоторые из примеров.
   “Однажды со мной ни с того ни с сего случился прострел, и фрау Грабау... чуть не силком уложила меня в постель с грелкой” (С. Моэм. “Острие бритвы”).
   “ – А что у него было, у твоего отца?
   – Прострел в пояснице, не мог ни рукой, ни ногой пошевельнуть.
   – И что же с ним сделал твой Шамбрелан?
   – Он мял ему спину, как тесто месят, обеими руками! И через два часа все прошло!” (Ги де Мопассан. “Зверь дяди Бельома”).
   Не правда ли, с такими методами лечения и в наше время встречается каждый?
   В завершение нашего обзора вспомним случай остеоартроза, описанный в известном всем рассказе О’ Генри “Родственные души”. Из-за болей в плече квартирный вор “работает” все с большим трудом, особенно в сырую погоду, а его потенциальная жертва, старый джентльмен, вот уже неделю “лишен возможности одеваться без посторонней помощи”. Вору, конечно, болезнь причиняет больше неудобств: боль “набрасывается, когда не ждешь” (стартовые боли), и что самое обидное – по ночам, “когда самая работа”.
   Читателю предоставляется возможность, как оспорить некоторые предположения автора, так и самому дополнить перечень описаний ревматических заболеваний в художественной литературе. Ведь в редкие часы отдыха врачи все же позволяют себе читать, и это правильно, ибо, как сказал Марк Твен, “если врач ничего не знает, кроме медицины, то вполне возможно, что он не знает и ее”.

Литература:

1. В.А. Насонова, М.Г. Астапенко “Клиническая ревматология”. М., “Медицина”, 1989 г.
2. “Клиническая ревматология”/ Под ред. Х.Л.Ф. Каррея. М., “Медицина”, 1990 г.
3. Я.А. Сигидин, Н.Г. Гусева, М.М. Иванова “Диффузные болезни соединительной ткани”. М., “Медицина”, 1994 г.

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше