Уже в IX столетии в Салерно существовала корпорация врачей, не только осуществлявшая лечение больных, но и обучавшая врачебному искусству. Возникшая медицинская школа сложилась как школа практических врачей. Салернская врачебная школа являлась храни- тельницей античной медицины. Ее называли «civitas Hippocratica» (Гиппократовое общение).
Уже в IX–XI веках в Салерно были созданы труды практической ме- дицины, такие, как «Антидотарий» – включавший в себя 60 рецептов, и «Пассионарий» – практическое руководство по диагностике различных заболеваний.
В XII веке в Салерно был создан фундаментальный трактат «De aegritudinum curatione» («О лечении заболеваний»), в котором шла речь о лечении всех известных в то время болезней «с головы до пят». Оригинальным и новым по своему характеру было сочинение «De adventu medici ad aegrotum» (О приходе врача к больному»), пользовавшееся широкой популярностью.
Лучшим списком произведений Салернской школы является Бре- славльский кодекс, составленный в середине XII века. XII век был вре- менем наивысшего расцвета Салерно. Император Фридрих II (1212 – 1250) дал Салернской школе, единственной в империи, исключитель- ное право присваивать звание врача и воспретил заниматься меди- цинской практикой без соответствующей лицензии этой школы. Обучение продолжалось пять лет, после чего в течение одного года следовала обязательная практическая работа. Обучению предшествовал трехлетний подготовительный курс. Салерно сделался знаменитым медицинским центром всей Европы.
В начале XIII века был составлен труд, написанный по обычаю того времени в стихах, – «Flos medicinae», буквально: «Цвет врачебного искусства». Самые различные вопросы, в том числе и взгляды на то, каким должен быть врач, назначение медицины, теория заражения и многое другое нашли здесь свое отражение.
Дидактическая поэзия – один из древнейших жанров античной литературы. Ее истоки восходят к Гесиоду (VIII–VII в. до н.э.), автору поэмы «Труды и дни», в которой приводятся советы о сохранении здо- ровья. Медицинская дидактика не случайно обрела поэтическую форму. Это не только дань древней традиции. Благодаря поэзии, чисто ме- дицинские советы становятся доступнее и лучше запоминаются. «Ра- дуют душу стихи и, немногие, много вмещают» – сказал один из врачей XVI века.
Интересно отметить, что среди прославленных профессоров школы было немало женщин. Так, в XI веке преподавала Абелла, написавшая трактаты «De atra bile» («О черной желчи») и «De natura seminis humani» («О природе человеческого семени»).
Среди ученых женщин, читавших около 1059 г. лекции в Салерно, была Тротула – «nobilis matrona». Из ее трудов до нас дошли следующие: «De passionibus mulierum» («О женских болезнях») и «De compositione medicamentorum» («О составлении лекарств»). Тротулу неоднократно цитируют многие авторы XI и XII веков. Сохранилось еще много медицинских трактатов, написанных женщинами в Салернской школе.
Так, Ребекка Гуарна написала трактаты «О лихорадках», «О моче», «О зародыше» и другие.
В 1480 году вышел в свет знаменитый труд «Салернский кодекс здо- ровья», принадлежавший Арнольду из Виллановы.
Салернская медицинская школа просуществовала до середины XIX века, но «Салернский кодекс здоровья» остался лучшим ее памятником. В первых главах даются диэтетико–гигиенические навыки, подробно рассматриваются свойства различных пищевых продуктов, плодов, растений и их лечебное действие. Вот некоторые из этих советов:
«Тягость забот отгони и считай недостойным сердиться,
Скромно обедай, о винах забудь, не сочти бесполезным
Бодрствовать после еды, полуденного сна избегая,
Долго мочу не держи, не насилуй потугами стула;
Будешь за этим следить, – проживешь ты долго на свете.
Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими
Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище.
Руки, проснувшись, омой и глаза водою холодной,
В меру туда и сюда походи, потянись, расправляя
Члены свои, причешись ты и зубы почисти. Все это
Ум укрепляет и силу вливает в прочие члены.
Ванну прими, а поев, походи иль постой; охлажденья
Бойся. Источников гладь и трава – глазам утешенье;
Утром на горы свой взор обрати, а под вечер – на воды.
Кратким пусть будет полуденный сон, иль вовсе не будет.
Боль головную, катар, лихорадку и сильную слабость –
Все за полуденный сон ты получишь себе непременно.
От накопленья ветров возникают четыре недуга:
Колики, спазмы, водянка, а также головокруженье».
Достаточно много рекомендаций касается пищевых рационов:
«Ужин чрезмерный отнюдь не полезен для наших желудков.
Чтобы спокойно спалось, перед сном наедаться не надо.
Ты за еду никогда не садись, не узнав, что желудок
Пуст и свободен от пищи, какую ты съел перед этим,
Сам по желанию есть, ты получишь к тому подтвержденье:
А указанием будет слюны пробежавшая струйка.
Персики, яблоки, груши, сыры, молоко, солонина,
Мясо оленье и козье, и заячье мясо и бычье:
Все это черную желчь возбуждает и вредно болящим.
Свежие яйца, багряные вина, супы пожирнее,
Хлеб из тончайшей муки – доставляют телесную крепость.
Сыр молодой, молоко и пшеница полнят и питают,
Бычьи тестикулы также, свинина и мозг всевозможный,
Спелые смоквы и свежие гроздья от лоз виноградных».
Даются и характеристики вин, используемых по рекомендации
салернских врачей:
«Ценятся вина по вкусу, по запаху, блеску и цвету.
Доброго хочешь вина – непременны пять признаков эти:
Крепость, краса, аромат, охлажденность и свежесть, конечно.
Сладкие белые вина гораздо питательней прочих.
Красного если вина ты когда–нибудь выпьешь не в меру,
То закрепится живот и испортится голоса звонкость».
Приведенные примеры из «Салернского кодекса здоровья» сви- детельствуют о неустаревающих рекомендациях медиков средних ве- ков.
Признанием больших и бесспорных заслуг Салернской школы явился тот факт, что XIV Международный конгресс историков медицины в 1954 г. заседал в Риме и Салерно, и «civitas Hippocratica» стала международным форумом ученых многих стран мира.
Арнольду из Виллановы, автору «Салернского кодекса здоровья», принадлежит еще один трактат с интересным названием «О сохранении молодости и отдалении старости». Данный трактат – страница истории геронтологии и гериатрии. По мнению автора, старение лишает живые существа жизненной силы, радости бытия и, наконец, самой жизни. До сих пор до конца не выявлены причины старения и еще нет ответа на вопрос, каковы первичные и существенные элементы старческой инволюции. Гиппократ объясняет старение потерей «природного тепла». Аристотель в сочинении «О молодости и старости» также полагает, что старение вызывается постепенным расходованием «природного тепла», которым располагает каждое живое существо с момента появления на свет. Поэтому старики по природе «холодные». Византийский поэт Лев Философ (IX–X вв.) писал:
«Ты, старость, холодна, и от природы смесь Моя полна мокроты...»
Арнольд в данном трактате на основе гуморальной теории объясняет, как в старости наступает плохое пищеварение, потеря аппетита, истощение, дряблость и морщинистость кожи, ослабление зрения, слуха, памяти. Болезни, сопутствующие старости, – это результат непропорционального соотношения влаг организма. Для здоровья надо удалить избыток той или иной влаги. Развитие и образование первичной смеси субстанций происходит с помощью врожденной теплоты тела. Так как процесс образования природного тепла в старости замедляется, то и процесс выздоровления, естественно, происходит медленнее. Конституция больного играет при этом важную роль.
Всем делам должно сопутствовать хорошее, бодрое настроение, во всем надо соблюдать умеренность, пища должна быть легкой, пита- тельной: нежирное мясо, рыба, сладкие вина. Секрет долголетия за- ключается в рациональном режиме: умеренная еда, отказ от злоупот- ребления вином, разумное пользование воздухом, сном и бодрствова- нием, движением и покоем и, наконец, воздержание от излишних стра- стей – вот главнейшие правила такого режима. Соблюдая его, человек может прожить столько лет, сколько предназначено ему природой, то есть гораздо больше, чем он живет на самом деле. Но люди не понима- ют этого, а потому стареют и умирают раньше срока.
Основным тезисом, выдвинутым им для продления молодости, был:
«Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими
Трое: веселый характер, покой и умеренность в жизни».
Арнольд в своих представлениях придерживался средневековых позиций. Так, астрология, сопутствовавшая человеку с момента его рождения и проникшая в медицину еще в древности, утверждала, что существует связь между органами тела и планетами: между Солнцем и сердцем, Луной и мозгом, Юпитером и печенью, а также связь между планетами и металлами: Солнцем и золотом, Луной и серебром, Марсом и железом, Меркурием и ртутью.
В эту эпоху многие занимались поисками вещества, которое должно было превращать в золото не только серебро, но и неблагородные металлы (свинец, ртуть и т.п.). Оно носило название философского камня, красного льва, звалось панацеей или элексиром жизни. Этому средству предписывалась могучая сила, оно должно было не только об- лагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством, рас- твор его, так называемый «золотой напиток», принятый внутрь в малых дозах, должен был исцелять все болезни, омолаживать старое тело и делать жизнь более продолжительной.
Арнольд действительно считал золото самым совершенным и ни с чем не сравнимым веществом, находящимся под влиянием созвездий, благодаря которому оно отличается неизменяемостью и нерас- творимостью и обладает чудесным целебным действием. Но эти каче- ства свойственны только чистому золоту, и поэтому он предостерега- ет от применения в медицине «искусственного золота», в котором всегда есть примесь посторонних веществ.
Таким образом, Салернская школа являлась образцом средневековой медицины.