28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Страницы истории крионики. Путь к бессмертию или вера в чудесное исцеление?
string(5) "19464"
Для цитирования: Горелова Л.Е. Страницы истории крионики. Путь к бессмертию или вера в чудесное исцеление? РМЖ. 2007;9:786.

Под анабиозом в настоящее время понимается состояние полного, но обратимого прекращения жизнедеятельности. Термин «анабиоз» был предложен в 1873 году немецким ученым Вильгельмом Прейером в его работе по исследованию феномена временного прекращения жизнедеятельности. Это название происходит от греческих слов «ана» – вверх и «биос» – жизнь, и переводится как «возврат к жизни». Этот термин считается не очень удачным и вместо него (особенно в зарубежной литературе) используются другие термины, такие как биостаз, абиоз, криптобиоз, мнимая смерть, скрытая жизнь и др.

«Скрытая жизнь» после смерти волновала человечество с глубокой древности. Вера египтян в загробную жизнь, мифы Греции и Рима, сказки «о мертвой царевне» подтверждали мечту человека о «мнимой смерти». История медицины в разделе «исторических загадок» сохранила ряд примеров, якобы подтверждающих жизнь после смерти.
Эта история произошла в одном из французских монастырей в XIV веке после смерти 60–летней монахини. Было обнаружено, что тело ее выглядит живым, члены – эластичными, а глаза – блестящими. В течение нескольких дней жители окрестных деревень неустанно обивали порог монастыря, дабы помолиться у гроба «живой умершей» – тогда монахини, наконец, вызвали врача. Он исключил летаргию, и Розелин была похоронена на монастырском кладбище. Через пять лет ее могилу вскрыли и с изумлением и ужасом констатировали, что вид покойницы совершенно не изменился.
Доминиканки стали было раздумывать, не стоит ли, основываясь на необычном состоянии тела умершей, начать процесс причисления ее к лику святых. Однако Папа Иоанн XXII, прознав о необыкновенном событии, решил иначе. Облаченная в парадные одежды усопшая была помещена в саркофаг со стеклянной крышкой и выставлена в монастырской церкви на всеобщее обозрение. А глаза умершей – все еще живые и блестящие – были извлечены из тела и помещены в серебряный реликварий.
Слухи о нетленной доминиканке из Прованса в течение нескольких веков привлекали в Ля Сель Рубо толпы любопытных и верующих. И вот летом 1660 года в монастырь прибыл король Франции Людовик XIV вместе с матерью, Анной Австрийской. Венценосные гости с изумлением взирали на неизменившееся за три века тело. Оно производило впечатление живого (конечно, были открыты только лицо и руки).
Молодой король с не меньшим интересом осмотрел и блестящие глаза монахини, глядевшие, точно живые, из серебряной раки. Затем, обратившись к придворному лекарю Антуану Вайо, он потребовал, чтобы тот ланцетом проколол глаз. Опешивший каноник не успел воспрепятствовать столь откровенно бестактному приказу, и послушный королевскому капризу лекарь пустил в действие инструмент. Раненое глазное яблоко реагировало так же, как глаз живого человека: зрачок сузился, потерял блеск, а из места прокола вытекла капля розоватой жидкости. Когда Анна Австрийская, отбыв из монастыря, пожурила «любознательного» сына, тот со свойственной ему высокомерной прямотой заявил, что хотел лишь уличить монахинь в мистификации, но теперь свято верит в чудо.
Первый подписанный врачами протокол освидетельствования трупа сестры Розелин был составлен в 1887 году. Четыре врача в присутствии епископа епархии Вар осмотрели умершую, со времени кончины которой прошло уже более 550 лет. Было установлено, что кожа монахини свежа и эластична, кисти и стопы сгибаются. После нажатия пальцем тело возвращается к прежнему состоянию. Видимо, уважение к умершей, пользующейся и без официальной канонизации общим поклонением, не позволило «естествоиспытателям» вскрыть вену Розелин, а тем более произвести полное вскрытие.
А через семь лет после осмотра произошло нечто не менее удивительное: противившееся разложению и воздействию времени тело монахини в течение нескольких дней превратилось в высохшую, сморщенную мумию. Но сначала погасли и вскоре полностью разрушились ее глаза.
Считается, что анабиоз был открыт в начале XVIII века голландским ученым Антонии ван Левенгуком. При микроскопическом исследовании проб песка, взятого из водосточного желоба, он обнаружил, что мельчайшие животные (из класса коловратки, тип круглые черви) будучи полностью высушенными и не подававшие никаких признаков жизни, при добавлении воды оживали. Хотя сам Левенгук считал, что полного высушивания и остановки жизни не происходит. Эксперименты по высушиванию были продолжены уже в середине XVIII века. Были проведены многочисленные опыты по обратимому высушиванию и замораживанию (в том числе почти до абсолютного нуля в вакууме) разных микроскопических (длиной не более нескольких миллиметров) биологических объектов, приспособленных к перенесению анабиоза в естественных условиях (круглые черви–коловратки и нематоды, тихоходки, сине–зеленые водоросли, семена). Но несмотря на это дискуссия о возможности обратимого прекращения жизнедеятельности не прекращалась до 50–х годов XX века. Полученные экспериментальные данные и сложившееся к этому времени понимание физико–химических основ жизни (в том числе того факта, что структура живой материи полностью определяет ее функцию) развеяли последние сомнения в возможности анабиоза.
Открытие анабиоза обозначило тот факт, что жизнь может быть в принципе обратимо приостановлена при помощи высушивания или замораживания. Эта идея была не новой. Еще в древности (первые упоминания относятся к началу нашей эры) было известно, что некоторые замороженные рыбы могут оживать после оттаивания. С середины XVII века эти наблюдения стали дополняться успешными научными экспериментами по замораживанию до температур несколько ниже 0 градусов и последующему оживлению животных, приспособленных для перенесения сильного охлаждения в естественных условиях: рыб, земноводных, круглых червей, куколок бабочек. Состояние, в котором находились животные в этих экспериментах, нельзя назвать анабиозом, т.к. в действительности это было не полное замораживание, а сочетание частичного замораживания с переохлаждением, т.е. вода в организме замораживалась не полностью и, соответственно, жизнедеятельность прекращалась не полностью, а только значительно замедлялась.
До сих пор не изобретены методы, позволяющие произвести обратимое полное замораживание животных больших размеров. Однако идея, что такие методы могут быть созданы, высказывалась многократно. Так, еще во второй половине XVII века на основании наблюдений и экспериментов по замораживанию – переохлаждению английским физиком Робертом Бойлем было высказано предположение о возможности успешного замораживания–размораживания млекопитающих. Затем, после открытия анабиоза, английским хирургом и анатомом Джоном Хантером во второй половине XVIII века было высказано более радикальное предположение, что можно продлить жизнь человека на любой срок – путем его циклического замораживания и оттаивания. Чтобы проверить свою гипотезу, Хантер провел эксперимент по замораживанию рыб, но так как он окончился неудачно (по всей вероятности, это было полное замораживание), Хантер оставил эту идею.
Другие эксперименты по замораживанию больших животных, предпринимавшиеся в течение XIX века, также были неудачными. В начале XX века русский физик П. Бахметьев, основываясь на своих успешных опытах с куколками бабочек (где опять–таки было переохлаждение, а не анабиоз), снова высказал предположение, что все–таки можно найти такие условия, при которых окажется возможным осуществить замораживание и оттаивание человека и использовать эту практику для продления жизни. Однако эти опыты были прерваны в самом начале из–за его неожиданной смерти в 1913 году.
Предпосылки к практической реализации идеи применения анабиоза для продления жизни окончательно сложились в 50–х годах XX века. Это были открытия в области молекулярной биологии, которые в основном прояснили картину клеточной и молекулярной природы жизни.
К этому времени сложилось представление о старении, как о процессе постепенного ухудшения функционирования организма на клеточном и молекулярном уровне, как о болезни, которая в принципе поддается лечению – из чего следовало, что медицина будущего сможет побороть старение. А в этом им могли помочь новые технологии. Среди них особое место занимали криогенные технологии. Криогенные технологии охлаждения газов до сверхнизких температур (до жидкого состояния) обрели промышленный масштаб, что явилось необходимой технико–экономической предпосылкой реализации идеи – остановить старение организма.
Это дало толчок к созданию метода замораживания человека для переноса его в будущее, где его можно будет разморозить и оживить с помощью передовых медицинских технологий. Впоследствии этот метод получил название – крионика (от греческого слова «криос» – холод).
Впервые этот метод нашел свое научное подтверждение в работах американских ученых Роберта Эттинджера и Эвана Кушра, основавших в 1963 году в Вашингтоне Общество продления жизни. В 1964 году Р. Эттинджер опубликовал книгу под интригующим названием «Перспективы бессмертия», имевшую колоссальный успех. Интересно отметить, что на возникновение у Купера идеи крионики, о которой он всерьез начал думать в 1975 году, оказала влияние пьеса Владимира Маяковского «Клоп», главный герой которой был случайно заморожен в 1929 году, а через 50 лет найден, разморожен и оживлен. По всей вероятности, Маяковский знал о работах и идеях Бахметьева, которые через его произведения оказали влияние на зарождение крионики в Америке.
В книге были представлены основные идеи крионики. Начиналась она с вывода того, что большинство ныне живущих людей имеют хороший шанс на возобновление из физической жизни после смерти. Этот вывод следовал из того факта, что замороженные и хранимые при криогенных температурах тела повреждены лишь незначительными изменениями, и из предположения, что перспективные технологии, в конечном счете, позволят осуществить оживление и омолаживание замороженных организмов. Далее в книге рассматривались 3 основных вопроса: 1) осуществима ли технически идея замораживание для последующего оживления; 2) может ли замораживание и неограниченно долгое хранение тел быть осуществлено практически; 3) будет ли последующее оживление благом для общества. На все эти вопросы был дан утвердительный ответ, причем подчеркивалось, что посмертное замораживание осуществимо уже сейчас – на основе современных методов. Представление о структуре книги дают названия ее глав: 1) замороженная смерть, замороженный сон и некоторые следствия; 2) эффекты замораживания и охлаждения; 3) репарация и омоложение; 4) сегодняшний выбор; 5) замороженные люди и религия; 6) замороженные люди и закон; 7) экономика бессмертия; 8) проблема идентичности; 9) польза бессмертия; 10) нравы завтрашнего дня; 11) общество вокруг замораживания.
Эта книга явилась, по существу, программным документом для всего последующего развития крионики. С ее выходом заканчивается этап формулирования базисных понятий, детализации и научно–технического обоснования крионики и начинается период ее практической реализации.
Стали создаваться крионические организации для пропаганды крионики и для обеспечения возможности практического осуществления замораживания (т.е. для привлечения финансовых средств и оборудования, покупки или строительства депозитариев для хранения замороженных тел, юридического и организационного обеспечения). Основными крионическими организациями, существовавшими в США в этот период и осуществлявшими замораживания, были: Нью–Йоркское крионическое общество (термин «крионика» впервые был предложен для названия этого общества в 1965 году Карлом Вернером), корпорация Крайокэр и Калифорнийское крионическое общество. Последнее в 1967 году осуществило первое замораживание в истории крионики, произведенное «по всем правилам». Этим первым пациентом был американский профессор психологии Джеймс Бедфорд.
Всего первыми крионическими организациями в период до 1980 года было осуществлено 20 замораживаний. Почти все пациенты (кроме Бедфорда, который в настоящее время находится в Фонде продления жизни Алькор) были разморожены и похоронены обычным образом. Размораживание пациентов и, вследствие этого, прекращение существования этих трех организаций были вызваны финансовой политикой, которую они применяли для обеспечения хранения пациентов. Деньги на хранение выплачивали родственники пациентов, и, как показала практика, они, в конечном счете, отказывались платить, что с неизбежностью влекло за собой размораживание.
В этот же период появились и другие крионические организации. Среди них важнейшими являются: Американское крионическое общество, компания Транс Тайм, Фонд продления жизни Алькор, Институт крионики.
Всего в мире (в Америке, Западной Европе и Австралии) в тот период существовало более 20 крионических организаций. Большинство из них прекратили свое существование после краха Крайокэр, Нью–Йоркского и Калифорнийского крионических обществ.
Были попытки внедрить крионику и в СССР. С этой целью в 1971 году президент Французского крионического общества Анатоль Долинов приезжал в СССР и встречался с ведущим советским реаниматологом Владимиром Неговским. Но тот лишь дал согласие быть одним из учредителей Европейской крионической корпорации (проект не был осуществлен).
На сегодняшний день крионика – это консервация (биостаз) с использованием ультранизких температур терминальных (обреченных на смерть) пациентов. Цель биостаза и крионической технологии – транспортация сегодняшних терминальных пациентов в тот момент в будущем, когда будет доступна технология для репарации («ремонта») клеток и тканей и будет возможно восстановление всех функций организма и здоровья в целом, когда можно будет вылечить все сегодняшние болезни, включая старение.
Поможет ли она продлить человеческую жизнь? Ответ на этот вопрос еще долго останется без ответа.

Литература
1. Голдовский А.М. Анабиоз. 1981.
2. Дупленко Ю.К. Старение: очерки развития проблемы. 1985.
3. Gruman G.J. A history of ideas about the prolongation of life // Transactions of the American Philosophical Society, 1966, vol. 56, part 9.
4. Kluger J. Can we stay young? // Time, 1996, December 9, p. 57–63.
Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше