Авторы тестов при их составлении руководствовались практическими рекомендациями, разработанными для кардиологов России и размещенными на сайтах Российского кардиологического общества (http://www.scardio.ru), Российского кардиологического научно-производственного комплекса (http://cardioweb.ru), Российского медицинского общества по артериальной гипертонии ( http://www.gipertonik.ru) и Национального общества по изучению атеросклероза (http://noatero.ru). Тесты оценивают знания кардиолога по всем разделам кардиологии. В настоящее время специалистами ФГБУ «РКНПК» МЗ РФ1 подготовлены и переданы на согласование в МЗ РФ 400 тестовых заданий. Сегодня мы знакомим Вас с примерами вопросов по артериальной гипертензии, сердечной недостаточности, острому коронарному синдрому и стабильной стенокардии.
Примеры тестового задания с выбором 1 правильного ответа из 5 предложенных
Тестовое задание 1.
Инструкция: выберите один правильный ответ
Задание: у больных ИБС диетотерапия проводится с целью снижения содержания общего холестерина плазмы. На каком этапе лечения следует присоединять терапию статинами:
Варианты ответа:
1. После 6 нед. диетотерапии при недостаточном снижении уровня общего холестерина крови.
2. После 6 нед. диетотерапии независимо от уровня общего холестерина крови.
3. После 3 мес. диетотерапии при недостаточном снижении уровня общего холестерина крови.
4. После 3 мес. диетотерапии независимо от уровня общего холестерина крови.
5. Одновременно с диетотерапией независимо от уровня общего холестерина крови.
Литература
*Диагностика и коррекция нарушений липидного обмена с целью профилактики и лечения атеросклероза. Российские рекомендации. V пересмотр. 2012 г. (опубликованы на сайте НОА http://noatero.ru/ru) http://noatero.ru/sites/default/files/full_guidelines.pdf
Тестовое задание 2.
Инструкция: выберите один правильный ответ
Задание: рефрактерной (резистентной) к лечению считается артериальная гипертензия, при которой:
Варианты ответа:
1. Клинически определяется очень высокое АД (180/120 мм рт. ст.), сопровождающееся ишемическим поражением органов-мишеней (сетчатка, почки, сердце, головной мозг) вследствие фибриноидного некроза сосудистой стенки.
2. Причиной повышения АД является поражение различных органов или систем.
3. Нормальные показатели АД (<140/90 мм рт. ст.) при измерении медицинским персоналом и повышенные – по данным СМАД и/или СКАД.
4. Изменение (оздоровление) образа жизни и рациональная комбинированная антигипертензивная терапия, состоящая из трех препаратов, включая b-блокатор, в максимально переносимых дозах не приводят к достижению целевого уровня АД.
5. Изменение (оздоровление) образа жизни и рациональная комбинированная антигипертензивная терапия, состоящая из трех препаратов, включая диуретик, в максимально переносимых дозах не приводят к достижению целевого уровня АД.
Литература
* Диагностика и лечение артериальной гипертонии. М., 2013 г.
Клинические рекомендации Российского медицинского общества по артериальной гипертонии: разработаны по поручению МЗ РФ (опубликованы на сайтах РМОАГ http://www.gipertonik.ru и РКНПК http://cardioweb.ru/) http://cardioweb.ru/klinicheskie-rekomendatsii
Примеры тестового задания на соответствие
Тестовое задание 3.
Инструкция: установите соответствие между позициями, представленными в двух колонках. Для каждого буквенного элемента левой колонки выберите пронумерованный элемент в правой колонке. Каждый пронумерованный элемент правой колонки может быть выбран несколько раз или не выбран вообще.
Задание: установите соответствие между коронарными событиями и тактикой врача

Литература
* Диагностика и лечение больных острым инфарктом миокарда с подъемом сегмента ST электрокардиограммы: клинические рекомендации, разработанные по поручению МЗ РФ, М., 2013 г. (опубликованы на сайте РКНПК http://cardioweb.ru/) http://cardioweb.ru/klinicheskie-rekomendatsii
*Национальные рекомендации по лечению острого коронарного синдрома без стойкого подъема ST на ЭКГ–2006 (опубликованы на сайте РКО scardio.ru) http://scardio.ru/content/images/recommendation/oks.pdf
Тестовое задание 4.
Инструкция: установите соответствие между позициями, представленными в двух колонках. Для каждого пронумерованного элемента левой колонки выберите буквенный элемент в правой колонке. Каждый буквенный элемент правой колонки может быть выбран один, несколько раз или не выбран вообще.
Задание: процедура коронарной ангиопластики у больных со стабильной ИБС проводится на фоне двойной антиагрегантной терапии ацетилсалициловой кислотой и клопидогрелом. Укажите соответствие назначаемой дозы клопидогрела длительности лечения клопидогрелом перед процедурой коронарной ангиопластики.

Литература
* Национальные рекомендации по диагностике и лечению стабильной стенокардии–2008
(опубликованы на сайте Российского кардиологического общества http://www.scardio.ru)
http://scardio.ru/content/images/recommendation/rekomendacii_po_diagnostike_i_lecheniyu_stabilnoy_stenokardii.pdf
* Диагностика и лечение хронической ишемической болезни сердца: клинические рекомендации, разработанные по поручению МЗ РФ. М., 2013 (опубликованы на сайте РКНПК http://cardioweb.ru/) http://cardioweb.ru/klinicheskie-rekomendatsii
Примеры тестового задания на последовательность
Тестовое задание 5.
Инструкция: сформулируйте последовательность действий при купировании брадиаритмии:
1. Прекордиальный удар.
2. Временная кардиостимуляция.
3. Инфузия адреномиметика.
4. Атропин в/в.
Литература
* Диагностика и лечение нарушений ритма сердца и проводимости: клинические рекомендации, разработанные по поручению МЗ РФ. М., 2013 (опубликованы на сайте РКНПК http://cardioweb.ru) http://cardioweb.ru/klinicheskie-rekomendatsii
Тестовое задание 6.
Инструкция: установите правильную последовательность действий. Каждый из предложенных ответов должен быть выбран один раз.
Пациент 74 лет с жалобами на приступ удушья, который развился на фоне относительного благополучия. В анамнезе – длительно существующая артериальная гипертензия. Регулярно гипотензивные препараты не принимает. При осмотре отмечается возбуждение пациента, положение вынужденное, сидит. Кожные покровы теплые, влажные. SpO2 – 90%, ЧД – 24 в мин. В легких жесткое дыхание, влажные хрипы в нижних отделах. Тоны сердца ритмичные с ЧСС 84 уд./мин. Акцент II тона над аортой. АД 260/130 мм рт. ст. На ЭКГ ритм синусовый, правильный с ЧСС 84 в мин. Отклонение ЭОС влево. Признаки гипертрофии миокарда ЛЖ. Печень не увеличена. Отеков нет.
Определите последовательность действий при оказании неотложной медицинской помощи при данном клиническом варианте острой сердечной недостаточности.
Задание: указать правильную последовательность действий при данной клинической ситуации:
А. Назначить ингибитор АПФ.
Б. Наладить оксигенотерапию через маску.
В. Наладить внутривенную инфузию нитроглицерина со скоростью 10–20 мкг/мин и мочегонных препаратов.
Г. Ввести морфин.
Литература
* Национальные рекомендации по диагностике и лечению ХСН – 2012 г. (опубликованы на сайте РКО http://scardio.ru) http://scardio.ru/content/Guidelines/SSHF-Guidelines-rev.4.0.1.pdf
* Диагностика и лечение хронической и острой сердечной недостаточности: Клинические рекомендации, разработанные по поручению МЗ РФ. М., 2013 (опубликованы на сайте РКНПК http://cardioweb.ru) http://cardioweb.ru/klinicheskie-rekomendatsii
1 Тестовые задания подготовлены проф., д.м.н. С.П. Голицыным, проф. д.м.н. Ю.А. Карповым, проф., д.м.н. Е.П. Панченко, проф., д.м.н. Г.В. Рябыкиной, д.м.н. М.В. Ежовым, д.м.н. И.В. Жировым, д.м.н. А.Л. Комаровым, д.м.н. А.В. Певзнером, д.м.н. И.В. Сергиенко, д.м.н. А.А. Скворцовым, д.м.н. И.И. Староверовым, д.м.н. Н.М. Чихладзе, к.м.н. А.В. Аксёновой, к.м.н. О.А. Архиповой, к.м.н. О.С. Булкиной, к.м.н. Е.М. Елфимовой, к.м.н. А.А. Заграй, к.м.н. О.А. Землянской, к.м.н. Л.Н. Ильиной, к.м.н. А.Е. Кузьминой, к.м.н. П.С. Лагутой, к.м.н. Л.Н. Лютиковой, к.м.н. Е.Б. Майковым, к.м.н. О.Ю. Нарусовым, к.м.н. С.Н. Насоновой, к.м.н. Л.Ю. Нестеренко, к.м.н. Ю.Ф. Осмоловской, к.м.н. Т.А. Сахновой, к.м.н. О.Н. Свиридой, к.м.н. О.А. Сиваковой, к.м.н. Я.С. Смирновой, к.м.н. С.Ф. Соколовым, к.м.н. О.О. Шахматовой, к.м.н. Н.Б. Шлевковым, Т.В. Горюновой, А.В. Тюриковой
Эталоны ответов:
Тестовое задание 1. 5;
Тестовое задание 2. 5;
Тестовое задание 3. А – 1, Б – 2;
Тестовое задание 4. 1 – А, 2 – Г, 3 – В;
Тестовое задание 5. 1, 4, 3, 2;
Тестовое задание 6. Б, Г, В, А.