Малоподвижный образ жизни, неправильное питание, отсутствие адекватной физической нагрузки приводят к росту заболеваемости геморроем, которым в настоящее время все чаще страдают люди молодого, трудоспособного возраста. Геморрой является одним из самых распространенных заболеваний человека. Однако истинная распространенность заболевания среди населения земного шара неизвестна и отличается в разных странах [14]. Так, в России она составляет 130–145 человек на 1000 взрослого населения, а удельный вес геморроя в структуре заболеваний толстой кишки колеблется от 34 до 41% [1]. В Европе удельный вес геморроидальной болезни составляет от 39 до 64% [8, 17]. В США геморрой диагностируется более чем у 1 млн населения в год [12].
Несмотря на высокую распространенность геморроидальной болезни, ни один из хирургических методов лечения в современных условиях не может считаться «золотым стандартом» [16, 23], т. к. каждый из них обладает своими преимуществами и недостатками.
Все хирургические методы лечения геморроя можно разделить на 2 группы: инвазивные и малоинвазивные. К инвазивным методам лечения относят геморроидэктомию (ГЭ) (открытая ГЭ по Миллигану – Моргану, закрытая ГЭ по Фергюсону, подслизистая ГЭ – операция Паркса), а также степлерную геморроидопексию (операция Лонго). Из малоинвазивных методов лечения геморроя в настоящее время хорошо зарекомендовали себя склерозирование внутренних геморроидальных узлов, лигирование латексными кольцами и дезартеризация геморроидальных узлов с/без мукопексии.
По мнению ведущих мировых организаций [5, 7, 24], наиболее оптимальным хирургическим методом лечения геморроя 4-й стадии является ГЭ, которая характеризуется высокой эффективностью в отдаленном послеоперационном периоде и незначительным процентом рецидивов (рис. 1). Однако ГЭ – достаточно травматичная операция и тяжело переносится пациентами. В послеоперационном периоде отмечается выраженный болевой синдром, который связан с массивным повреждением анодермы, продолжительность госпитализации и период нетрудоспособности достаточно длительны. Кроме того, ГЭ может сопровождаться такими серьезными осложнениями, как стриктура анального канала, недостаточность анального сфинктера и формирование длительно незаживающих ран [11, 13, 18, 20, 28].

В попытке предотвратить или свести к минимуму недостатки ГЭ в настоящее время разрабатываются и широко внедряются в практическую деятельность малоинвазивные методы лечения геморроя, что позволяет значительно снизить уровень боли в послеоперационном периоде, сократить продолжительность госпитализации и период нетрудоспособности [9, 21, 30, 34].
Лигирование латексными кольцами внутренних геморроидальных узлов. Первая работа, посвященная эффективному использованию лигирования латексными кольцами геморроидальных узлов, была опубликована J. Barron в 1963 г. [10]. Однако эффективность данного метода лечения при 4-й стадии составляет не более 26%, а рецидив выпадения внутренних геморроидальных узлов после лигирования возникает не менее чем в 40% случаев [15, 25, 31].
Склерозирование внутренних геморроидальных узлов. Первая попытка инъекционного метода лечения геморроя была выполнена J. Morgan в 1869 г. [12]. Эффективность склерозирования при 4-й стадии геморроя составляет не более 45% [1], а рецидив после данного метода лечения – не менее 30% [17, 25, 32]. Однако склерозирование внутренних геморроидальных узлов эффективно в качестве «первого этапа» лечения у соматически отягощенных пациентов, на фоне постоянного приема антикоагулянтов, продолжающегося геморроидального кровотечения и постгеморрагической анемии [4].
Дезартеризация внутренних геморроидальных узлов. Первая работа, посвященная выполнению дезартеризации внутренних геморроидальных узлов, была опубликована K. Morinaga и K. Hasuda в 1995 г. [19]. Эффективность данного метода при 4-й стадии геморроя составляет 40,7–66,0%, а рецидив выпадения внутренних геморроидальных узлов достигает 60% [8, 17, 22]. С целью снижения процента рецидива пролапса внутренних узлов дезартеризация была дополнена мукопексией.
Дезартеризация внутренних геморроидальных узлов с мукопексией. Первые попытки выполнения мукопексии путем пликации внутреннего геморроидального узла отдельными узловыми швами были произведены A.E. Farag в 1978 г. Однако методика не получила широкого распространения из-за высокого процента осложнений в послеоперационном периоде [2]. Современная усовершенствованная техника мукопексии была предложена M. Scheyer в 2006 г. [26]. Эффективность допплероконтролируемой дезартеризации внутренних геморроидальных узлов с мукопексией (ДДМ) при 4-й стадии заболевания составляет 71,4–94,5%, однако рецидив выпадения внутренних геморроидальных узлов в отдаленном послеоперационном периоде достигает 28,6% [23, 27, 29, 33].
Но несмотря на это, по мнению некоторых авторов, ДДМ может рассматриваться как надежная альтернатива традиционной ГЭ [22] и сопоставима с ней по эффективности в отдаленном послеоперационном периоде [3].
Материалы и методы
Для изучения возможности малоинвазивных методов лечения геморроя 4-й стадии на базе ФГБУ «ГНЦК им. А.Н. Рыжих» Минздрава России с ноября 2013 г. проводится проспективное рандомизированное сравнительное одноцентровое исследование хирургического лечения геморроя путем ДДМ и ГЭ гармоническим скальпелем у пациентов с 3-4-й стадией геморроя. При установке диагноза использовалась модифицированная классификация хронического внутреннего геморроя, которая основывается на дифференцированном подходе к 4-й стадии заболевания [6]. В данной классификации предложено выделять 4А и 4В стадии. При 4А стадии между наружным и выпавшим внутренним компонентом определяется граница, которая представлена зубчатой линией (рис. 2). При 4В стадии граница между наружным и выпавшим внутренним компонентом визуально отсутствует (рис. 3).


Классификация геморроя с учетом вышеописанной модификации имеет следующий вид (табл. 1).

В исследование включено 240 пациентов с геморроем 3 и 4А стадий. У 156/240 (65%) больных установлен диагноз геморроя 3 стадии, у 84/240 (35%) – 4А стадии. Все пациенты с 4А стадией геморроя, включенные в исследование, разделены на 2 группы. Пациентам 1-й группы (n=41) выполнена ДДМ (рис. 4), 2-й группы (n=43) — ГЭ гармоническим скальпелем.
ДДМ выполнялась с использованием комплекса «Ангиодин-Прокто», который состоит из проктоскопа (рис. 5) и портативного электронного блока. Проктоскоп является совместной отечественной разработкой ФГБУ «ГНЦК им. А.Н. Рыжих» Минздрава России и ЗАО «БИОСС». В проктоскоп вмонтировано окно, с помощью которого возможно выполнять мукопексию без извлечения последнего из анального канала. УЗ-датчик, расположенный под углом 45° на поверхности проктоскопа, позволяет определять локализацию дистальных ветвей верхней прямокишечной артерии и глубину их залегания ниже места шовного лигирования. Эта конструктивная особенность проктоскопа позволяет при извлечении выдвижного окна полностью визуализировать геморроидальный узел и контролировать УЗ-датчиком качество прошивания геморроидальной артерии.


Результаты
Длительность операции в группе ДДМ составила 17,9±6,1 мин по сравнению с ГЭ 34,5±10,1 мин (р<0,01). Уровень боли (VAS) в послеоперационном периоде был ниже в 1-й группе и составил в среднем 2,5 балла по сравнению с 4,8 балла во 2-й группе (р<0,01). Наркотические анальгетики реже использовались в группе ДДМ (в среднем 1,3 дозы) по сравнению с группой ГЭ (в среднем 6,1 дозы) (р<0,01). Послеоперационный койко-день в 1-й группе составил 4,6±1,3 дня, во 2-й группе — 7,3±1,4 (р<0,01). Период нетрудоспособности в группе ДДМ составил 14,4±5,2 дня по сравнению с 30,3±5,4 дня в группе ГЭ (р<0,01).
Осложнения в ближайшем послеоперационном периоде в сроки до 45 дней возникли у 4/41 (9,8%) пациентов в группе ДДМ и у 5/43 (11,6%) больных в группе ГЭ (p=0,71).
Рецидив выпадения внутренних геморроидальных узлов возник в 1-й группе у 1 больного (2,4%) на 27-й день после операции (табл. 2).
Через 12 мес. после операции анализ результатов лечения проведен у 11/41 (26,8%) пациентов в группе ДДМ и у 9/43 (20,9%) пациентов в группе ГЭ. Рецидив кровотечения возник у 1/11 (9,1%) пациента в 1-й группе и у 2/9 (22,2%) пациентов во 2-й группе.
Заключение
Индивидуальный подход к пациентам с 4-й стадией геморроя позволяет эффективно использовать малоинвазивные хирургические методы лечения. ДДМ является надежной альтернативой ГЭ и позволяет статистически достоверно уменьшить уровень боли в послеоперационном периоде и сократить период нетрудоспособности пациентов. ДДМ сопоставима по эффективности с традиционной ГЭ в отдаленном послеоперационном периоде у пациентов с 4А стадией заболевания.