Известно, что высокая потребность в назначении НПВП также обусловлена их относительной безопасностью в связи с низкой вероятностью развития у пациентов нежелательных лекарственных реакций, связанной с благоприятными процессами их распределения и метаболизма, легким проникновением и накоплением в воспаленной ткани, наряду с одновременно быстрым выведением из организма.
НПВП входят в группу ненаркотических анальгетиков. Мнение экспертов разных стран об эффективности НПВП неоднозначно, особенно при обсуждении их обезболивающего и противовоспалительного эффекта. Обзоры многих клинических исследований различных препаратов этой группы, применяемых при дорсопатии, а также ревматоидных заболеваниях, не дают оснований отдать предпочтение конкретным препаратам по степени их эффективности [3].
Тем не менее, считается, что НПВП могут рассматриваться как патогенетические средства, а не только как препараты, применяемые для симптоматической терапии [1].
Также достоверным фактом является и то, что длительный прием ряда НПВП приводит к повреждению слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки [1, 4]. При этом важным звеном в развитии патологии верхних отделов ЖКТ следует считать негативное воздействие кислого желудочного содержимого на слизистые оболочки.
Ряд НПВП (ацетилсалициловая кислота, индометацин, кеторолак, диклофенак и др.), а также глюкокортикостероиды способствуют угнетению защитных факторов: первые – за счет подавления синтеза простагландинов (ПГ), вторые – за счет влияния на процессы микроциркуляции, регенерации и стимуляции секреции соляной кислоты и пепсина.
Таким образом, актуальной задачей рациональной фармакотерапии пациентов, страдающих заболеваниями ЖКТ, является возможность стратификации риска развития осложнений при совместном применении препаратов класса НПВП.
Целью данного исследования является изучение эффективности применения НПВП при лечении дорсопатий и оценка их негативного влияния на органы ЖКТ.
Основная задача исследования заключалась в оценке результатов применения отечественного препарата Немулекс (нимесулид), выпускаемого фармацевтической компанией «Сотекс», в составе комплексной терапии группы пациентов с диагнозом «дорсопатия позвоночника».
Одним из наиболее часто применяемых лекарственных препаратов из группы НПВП является нимесулид, который представляет собой селективный ингибитор ЦОГ-2, что определяет активное противовоспалительное и анальгезирующее действие препарата и, вместе с тем, его высокую безопасность.
Поскольку препарат лишь в незначительной степени ингибирует активность ЦОГ-1 и слабо влияет на образование ПГ в физиологических условиях, существенно снижается риск побочных эффектов. В отличие от большинства ЦОГ-2-селективных средств нимесулид обладает мощным жаропонижающим действием. Отмечают также антигистаминовый, антибрадикининовый и хондропротективный эффекты нимесулида.
Препарат полностью и достаточно быстро абсорбируется из ЖКТ, максимальная концентрация в плазме крови достигается через 1,5–2,5 ч после приема. Нимесулид активно метаболизируется в печени, легко проникает через гистогематический барьер.
Показаниями к назначению нимесулида являются: анкилозирующий спондилоартрит, остеохондроз с корешковым синдромом, радикулит, неврит седалищного нерва, люмбаго, остеоартроз, тендовагиниты, бурситы, посттравматическое воспаление мягких тканей и опорно-двигательного аппарата и другие заболевания воспалительного и дегенеративного характера.
Имеются данные о гепатотоксических осложнениях, однако они возникают лишь у 1 из 10 тыс. пациентов на фоне регулярного приема НПВП [2, 5].
Методика исследования
Исследование проводилось в амбулаторно-поликлинической практике невролога на группе из 49 пациентов с диагнозом «дорсопатия позвоночника». Общими критериями для включения в группу являлись: наличие рефлекторно-болевых проявлений дорсопатий различных отделов позвоночника (шейного, грудного, пояснично-крестцового), а также подострый период заболевания.
В группу не включались пациенты с органическими заболеваниями нервной системы, травмами позвоночника в анамнезе, грыжами межпозвоночных дисков, спондилолистезами более 5 мм, наличием деструктивных изменений в телах позвонков и соматическими заболеваниями в стадии декомпенсации.
Приведенные данные свидетельствуют о преобладании пациентов женского пола (в 3 раза больше по сравнению с мужчинами). Наибольшее число пациентов с дорсопатиями позвоночника (32,6%) отмечено в возрастной группе от 50 до 60 лет.
Среди больных было 15 (30,6%) человек с подтвержденными ранее на эзофагогастродуоденоскопии (ЭГДС) диагнозами – заболеваниями ЖКТ (гастрит, дуоденит) вне стадии обострения. У остальной части пациентов (69,4%) жалоб, свидетельствующих о заболевании ЖКТ, не выявлено.
Большинство наблюдавшихся (85%) предъявляли жалобы на боль в одном или нескольких отделах позвоночника. Остальные пациенты (15%) выражали свои ощущения словами «жжение, тяжесть».
При объективном обследовании выявлялись:
- болезненность паравертебральных точек – 72%;
- ограничение подвижности – 66%;
- симптомы натяжения – 65%;
- нарушение чувствительности – 38%;
- дефанс регионарных мышечных групп – 35%.
Диагноз дорсопатии позвоночника был подтвержден данными его МРТ-исследования (32 человека) или компьютерной томографии (17 человек).
Всем больным проводилось комплексное лечение по схеме, включающей:

1. Немулекс в дозе 100 мг 2 р./сут в течение 10–15 дней;
2. толперизона гидрохлорид 150 мг 3 р./сут в течение 10–15 дней;
3. нейротропный поливитаминный препарат в таблетированной форме 2–3 р./сут в течение 10–15 дней.
4. Хондрогард в дозе 1 мл внутримышечно, общим числом 20 инъекций, причем первые 10 инъекций делались ежедневно, а последующие 10 – через день.
Внутримышечное введение препарата Хондрогард обеспечивало его быстрое распределение в регионарном кровотоке. Как известно, при внутримышечном введении максимальная концентрация (Сmах) хондроитина сульфата (ХС) в плазме достигается через 1 ч, затем постепенно снижается в течение 2 сут. ХС накапливается, главным образом, в хрящевой ткани суставов. Синовиальная оболочка не является препятствием для проникновения препарата в полость сустава. В экспериментах показано, что через 15 мин. после внутримышечной инъекции ХС обнаруживается в синовиальной жидкости, затем проникает в суставной хрящ, где Сmах достигается через 48 ч. У некоторых пациентов применялись разогревающие мази или пластыри.
Результаты
Оценка эффективности проводимой терапии включала в себя динамику болевого синдрома и клинической симптоматики у пациентов через 15 и 45 дней после начала терапии.
Через 15 дней у 29 (59,5%) пациентов отмечалось полное отсутствие жалоб на боль в позвоночнике. У 12 (24,5%) пациентов, отмечавших значительное снижение интенсивности болевого синдрома, определялась положительная динамика в виде уменьшения болезненности при пальпации паравертебральных точек, увеличения подвижности, регресса симптомов натяжения и чувствительных нарушений, снятия напряжения регионарных мышечных групп. У 6 (12%) больных эффект от лечения был слабый и им пришлось прибегать к другим методам обезболивания.
У подавляющего большинства пациентов (47 человек, или 96%) в ходе лечения жалоб диспепсического характера не отмечалось. Только 2 (4%) пациента прекратили прием нимесулида из-за дискомфорта в эпигастральной области. Проведенное им ЭГДС-исследование не выявило ухудшения течения имеющегося у них заболевания желудка.
Через 45 дней, после окончания курса хондропротектора (Хондрогард), полное отсутствие жалоб отмечалось уже у 38 (77,5%) пациентов, значительное снижение интенсивности болевого синдрома – у 6 (12%) пациентов, слабый эффект от лечения – у 5 (10,5%) больных.
Выводы
1. В ходе проведенного исследования препарат Немулекс (нимесулид) показал свою высокую эффективность в лечении заболеваний позвоночника (дорсопатий). Почти у 60% пациентов после применения Немулекса отмечался полный регресс болевого синдрома и значительная положительная динамика клинической симптоматики при объективном обследовании. Максимальный клинический результат был достигнут после применения препарата с хондропротективным действием, содержащим ХС.
2. Оптимальной дозой для препарата Немулекс является 100 мг 2 р./сут, т. к. в этом диапазоне препарат демонстрирует высокую эффективность и хорошую переносимость.
3. Фармакотерапия пациентов, страдающих патологией позвоночника в сочетании с заболеваниями ЖКТ, должна проводиться с учетом индивидуального подхода к пациенту и рационального выбора лекарственных препаратов.
4. При указании на имеющиеся в анамнезе заболевания ЖКТ (вне стадии обострения) целесообразно назначение препаратов из группы блокаторов протонной помпы (омепразол) в терапевтической дозе, что позволяет минимизировать развитие гастропатий на фоне терапии НПВП.