28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Цервикокраниалгии
string(5) "18469"
Для цитирования: Степанченко А.В. Цервикокраниалгии. РМЖ. 2006;23:1664.

Боль в шейно–затылочной области – частая жалоба в любом возрасте как у мужчин, так и у женщин. Источником таких неприятных ощущений могут быть межпозвонковые суставы и диски, связки позвоночника и мышцы верхнего отдела спины. Существует достаточно причин, которые приводят к боли в шейно–затылочной области – первичные и метастатические новообразования позвоночника, асептические воспалительные процессы в оболочках спинного мозга, костной или мышечной ткани.

Однако чаще всего боли в затылке и шее связаны с мышечным напряжением или травматизацией соответствующих мыщц, связок, костно–суставного аппарата. Основными причинами таких процессов является прежде всего остеохондроз и остеоартроз шейного отдела позвоночника. При этом клинические проявления напрямую связаны анатомическими особенностями шейного отдела, отличающегося от других участков позвоночного столба. Первый и второй шейные позвонки имеют значительные различия от других позвонков тем, что между ними отсутствует межпозвонковый диск.
Кроме того, при высоком стоянии верхушка зубца второго шейного позвонка может чрезмерно входить в большое затылочное отверстие с перерастяжением нижнего отдела мозгового ствола, влекущими за собой многочисленные неврологические расстройства, в том числе и боль. В поперечных отростках шейных позвонков проходит позвоночная артерия, с окружающим ее периваскулярным вегетативным симпатическим сплетением, которое может подвергаться ирритации остеофитами и приводить к своеобразному болевому синдрому. Если между С1 и С2 отсутствует межпозвонковый диск, то тела позвонков С3 и нижележащих не полностью отделены дисками друг от друга, а соприкасаются между собой унко–вертебральными суставами, которые при остеоартрозе служат причиной болевых ощущений. При неврологических признаках компрессионного воздействия костных структур на спинной мозг необходимо тщательное обследование пациента для решения вопроса о возможном нейрохирургическом лечении. Однако гораздо чаще в клинической практике встречаются болевые синдромы шейно–затылочной локализации (цервикокраниалгии), обусловленные различными, в том числе и скелетно–мышечными нарушениями. Такие подострые или хронические болевые синдромы недостаточно четко отражены в современных международных классификациях.
При наиболее распространенных миофасциальных скелетно–мышечных расстройствах источниками болевых ощущений служат рецепторы патологически измененных тканей – фиброзного кольца межпозвонкового диска, капсулы сустава, задней продольной связки, а также миогелоиды перикраниальных мышц. Хронический цервикокраниалгический синдром отличается ноющим болевым компонентом, усиливающимся при движении головой, или статическим напряжением (длительный просмотр телевизора или работа за компьютером). Наиболее часто в амбулаторной практике встречаются такие цервикокраниалгии, как головные боли напряжения, невралгия большого затылочного нерва (окципитальная невралгия), миофасциальные болевые синдромы перикраниальных мышц. Несколько реже – шейная мигрень (синдром Барре–Льеу), «синдром орла», шейно–язычный синдром. В МКБ–10 цервикокраниальгические болевые синдромы относятся к блоку G 44 («головные боли напряженного типа»), а также к G 50 – G59 («поражения отдельных нервов, нервных корешков, сплетений»). Несколько подробнее боли задней области затылка и шеи представлены в последней версии «Международной классификации головных болей» Международного общества головной боли (2003 г.). В этой классификации выделяют первичную и вторичную головную боль, а к разделу краниальных невралгий в задней области шеи можно отнести окципитальную невралгию (невралгию затылочного нерва), шейно–язычный синдром, болезненную анестезию, головную боль напряжения (эпизодическую, хроническую, частую и нечастую). При этом, согласно нашему клиническом опыту, головные боли напряжения, не сочетающиеся с напряжением перикраниальных мышц, скорее всего, носят психогенный (депрессивный) характер и требуют включения в лечебные мероприятия соответствующих препаратов.
Миофасциальный компонент является ведущим в головных болях напряжения в виде локального мышечного спазма. Боль в задней шейной области обусловлена при этом миогелоидными уплотнениями в верхней порции трапецевидной, полуостистых, надчерепных, ременных и подзатылочных мышц. В отличие от жгучей боли при окципитальной невралгии при головной боли напряжения неприятные ощущения носят тупой, глубинный характер. Боль резко усиливается при пальпации локальных мышечных уплотнений. Окципитальная невралгия представляет собой пароксизмальную колюще– жгучую боль, в зонах иннервации большого и малого затылочного нервов (кожа головы от большого затылочного бугра до теменной области), сопровождающуюся легкой гиперстезией или дизестезией при пальпации.
Шейно–язычный синдром, причина которого в шейном остеохондрозе, проявляется внезапной болью в шейно–затылочной области, иррадиирующей в гомолатеральную половину языка при движениях головы. «Синдром орла» по неврологической симптоматике близок к шейно–язычному синдрому, но обусловлен наряду с остеохондрозом шейного отдела еще и обызвествлением шило–подъязычной связки.
При этом синдроме, чтобы избежать боли в задней части языка и глотке, пациент вынужден держать голову выпрямленной, с некоторым переразгибанием в шейном отделе. Несмотря на отличия в клинической картине различных форм краниоцервикалгий, их объединяют общие механизмы в процессах возникновения и развития болевого синдрома, что предполагает и сходные методы лечебного воздействия. Общим в реализации болевого синдрома в шейно–затылочной области, с ведущим мышечно–скелетным компонентом, является тиргемино–цервикальный механизм. Кроме основной сенсорной функции тригеминальной системы (сенсорная информация от зубо–челюстной системы и органов чувств лицевой области), в настоящее время в ее составе выделены тригемино–васкулярная и тригемино–цервикальная системы, играющие ведущую роль при возникновении и развитии болевых синдромов в области головы и лица. Если тригемино–васкулярная система передает сенсорную информацию от твердой мозговой оболочки и сосудов средней и передней мозговых ям, участвуя в реализации вегетативно–сосудистых болевых синдромов (мигрень, периодическая мигренозная невралгия), то тригемино–цервикальная система проводит сигналы от сенсорных территорий, иннервируемых первым и вторым корешками шейного отдела спинного мозга. Общим для них является конвергенция сенсорных стимулов на каудальные отделы нисходящего ядра (синонимы – ядро спинального тракта, ядро спинномозгового пути) тройничного нерва, где такие сигналы модифицируются как на входе, так и в дальнейших инстанциях тригемино–таламического тракта. В экспериментальных исследованиях, о которых сообщает П. Гетсби (2005 г.), показано, что при раздражении афферентов С–волокон (немиелинизированные волокна болевой и температурной чувствительности), в составе нервов, относящихся к уровню С1 – С2, в том числе и большого затылочного нерва, возникают устойчивые очаги болевого возбуждения в задних рогах верхне–шейных сегментов и входящих в них каудальных отделов нисходящего ядра тройничного нерва. Болевой фибромиалгический синдром шейно–затылочной локализации обусловлен не только нарушением функций 5НТ–рецепторов серотонина, глутамата, кальцитонин–ген связанного пептида и Fos–протеина на входе в ЦНС, но и преимущественно метаболитами каскада арахидоновой кислоты на периферическом уровне. В этом каскаде, который запускает мышечный спазм, миогелоидными уплотнениями, решающее значение имеет асептическое воспаление и один из ее компонентов – циклооксигеназа–2. Для нормального существования организма необходим изофермент циклооксигеназа–1, регулирующий продукцию тех простагландинов, которые участвуют в физиологическом функционировании клеток, в том числе желудочно–кишечного тракта.
При патологических состояниях, приводящих к деструкции клеток, гибели клеточных мембран, возникает каскад метаболизма арахидоновой кислоты, сопровождающийся образованием медиаторов отека и воспаления. Оказывая раздражающее влияние на ноцицепторы в очаге повреждения, простагландины повышают их чувствительность к брадикинину, гистамину, оксиду азота, которые образуются в тканях при воспалении. Поэтому при терапии цервикокраниалгического синдрома, кроме блокад локальными анестетиками, применении миорелаксантов, антидепрессантов, физиотерапевтических мероприятий, важнейшую роль играют нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП).
В основе фармакологического действия препаратов этой группы лежит способность тормозить ключевой фермент синтеза простагландинов (запускающий поток болевых сигналов с рецепторных территорий). Одним из наиболее безопасных препаратов из группы НПВП является Нурофен, который выпускается в различных формах – таблетках, капсулах, геле для наружного применения.
Нурофен (ибупрофен) является производным фенилпропионовой кислоты. Нурофен угнетает синтез простагландинов, ингибируя активность циклооксигеназы. После приема внутрь ибупрофен, входящий в состав Нурофена, быстро абсорбируется из желудочно–кишечного тракта, максимальная концентрация его в плазме крови достигается через 1–2 часа. Ибупрофен метаболизируется в печени, выводится почками в неизмененном виде и в виде конъюгатов, период полувыведения составляет 2 часа. При высокой абсорбции Нурофен связанный с белками плазмы (до 99%), медленно проникает в полость пораженных суставов, (в том числе межпозвоночных суставов шейного уровня), в ткани с асептическим воспалением, характерным для фибромиалгий шейно–затылочной области, создавая в них большие концентрации, чем в плазме, таким образом обеспечивая выраженное обезболивающие действие.
В отличие от других НПВП, при использовании Нурофена крайне редко наблюдаются побочные эффекты. Основным противопоказанием к применению Нурофена является индивидуальная гиперчувствительность к препарату, а также эрозивно–язвенные поражения желудочно–кишечного тракта в фазе обострения.
Для достижения хорошего обезболивающего эффекта рекомендуется применять Нурофен в разовой дозе 400 мг, что соответствует 1 таблетке Нурофена Форте. В данной дозировке препарат проявляет выраженное анальгезирующее, жаропонижающее, а также некоторое противовоспалительное действие. В суточной дозе 1200 мг действует преимущественно как анальгетик, что обеспечивает максимальный эффект в купировании цервикокраниалгий.
Препарат назначается по 1 таблетке 3 раза в сутки в течение 2–3 дней. Обычно, этого достаточно, чтобы купировать болевой синдром при цервикораниалгиях, но при необходимости курс лечения может быть продлен до 7 дней.
Весьма показан для лечения региональных цервикалгических синдромов Нурофен–гель, который наносится непосредственно на болезненный участок, быстро впитывается и оказывает хорошее противоболевое воздействие, особенно в дебюте заболевания. При выраженном болевом синдроме рекомендуется комплексное применение Нурофена в форме геля и таблеток. В некоторых случаях для усиления анальгетического эффекта возможна комбинация Нурофена Форте с блокаторами калиевых каналов (катадолон) или парацетамолом и трамадолом в течение двух дней.
 Цервикалгические синдромы фибромиалгической природы достаточно хорошо поддаются лечебным мероприятиям, особенно при раннем включении нестероидных противовоспалительных препаратов, среди которых одно из первых мест по соотношению эффективности и безопасности занимает Нурофен Форте.
Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше