Эпилепсия – наиболее частое серьезное расстройство деятельности мозга (распространенность в популяции 0,3–2%). Конец XX – начало XXI в. ознаменовались небывалым прогрессом в фармакотерапии эпилепсии. Было создано и поступило на фармацевтический рынок около 50 принципиально новых противоэпилептических препаратов (ПЭП), из которых самые эффективные и надежно зарекомендовавшие себя зарегистрированы в России (табл. 1).
Казалось бы, широкая палитра противоэпилептических препаратов должна в значительной мере улучшить лечение эпилепсии, однако реальное положение дел не подтверждает этих ожиданий. Эпидемиологические демографические исследования в популяциях, где число принимающих ПЭП пациентов составляет 0–15% , показывают частоту спонтанных ремиссий в 30–46% [25,32,36]. А, к примеру, в Великобритании в наблюдаемой на протяжении 11–14 лет типичной популяции получающих противоэпилептические препараты пациентов, частота ремиссий составляет 47%, т. е. несущественно отличается от наблюдаемой в слабо развитых странах, где эпилепсию практически не лечат [26,28]. Хуже то, что в России, где 85% пациентов получают противоэпилептическую терапию, процент ремиссий в среднем по популяциям колеблется в пределах 3–10% [1], то есть в 4–5 раз хуже, чем в популяциях, где пациенты не получают ПЭП. Между тем частота ремиссии при правильном лечении составляет 60–90%. Очевидно, что приведенная выше неутешительная статистика обусловлена неправильным выбором противоэпилептического препарата, что приводит не только к неэффективности лечения, но и к утяжелению течения заболевания [7]. До 90–х годов прошлого века все препараты делились на препараты первого, второго и дальнейших выборов. В современных условиях изобилия новых препаратов в дополнение к традиционным большинство имеющихся стандартов и рекомендаций по лечению эпилепсии отказались от указанной выше градации и используют нейтральный термин: «препараты выбора», избегая однозначного определения последовательности их применения. Рекомендации Международной противоэпилептической лиги 2006 г. по начальной монотерапии эпилептических припадков и синдромов завершаются мало обнадеживающим заключением о тревожащем дефиците правильно проведенных рандомизированных контролированных исследований препаратов для лечения эпилептических припадков, что не позволяет делать выводы об их эффективности и переносимости. Единственная практическая рекомендация по лечению формулируется общим положением: «Окончательный выбор препарата для индивидуального пациента должен включать знания об эффективности препарата, с учетом других переменных, таких как безопасность и переносимость, фармакокинетика, имеющиеся лекарственные формы и стоимость» [20]. Настоящее сообщение посвящено рассмотрению с этой точки зрения одного из наиболее успешных противоэпилептических ПЭП нашего времени – вальпроевой кислоты (ВПК). Вынесение в заголовок названия Депакин определяется тем, что под этим брендом более полувека выпускаются оригинальные препараты ВПК, вплоть до самых современных и наиболее совершенных ее фармацевтических форм.
Выбор противоэпилептического препарата в качестве начальной терапии определяет дальнейшую судьбу пациента, поэтому национальные рекомендации на основе анализа мировой практики и консенсуса экспертов определяют список препаратов, рекомендуемых для лечения эпилепсии. Большинство таких рекомендаций, включающих «старые», «традиционные» и «новые» противоэпилептические препараты, не дают указаний о порядке их использования. Проанализировав рекомендации ведущих национальных и интернациональных организаций за период 2000–2005 гг., N. Payakachat и др. [32] пришли к выводу о том, что наиболее адекватными клинической практике являются рекомендации Национального института клинического качества Великобритании (NICE National Institute for Clinical Excellence). Они рекомендуют начинать лечение эпилепсии с традиционных препаратов (вальпроата или карбамазепина), в случае если нет индивидуальных противопоказаний. Аналогичные рекомендации содержатся в стандартах по лечению эпилепсии РФ, причем в них ВПК стоит первой по порядку выбора [10,37]. Этот выбор подтверждается и рядом международных и национальных консенсусов экспертов [8,11,39–41].
Определение вальпроатов, как основных ПЭП в лечении эпилепсии, является не только следствием научных исследований, но и, главным образом, исторически сложившейся мировой врачебной практики. ВПК была синтезирована 127 лет назад и на протяжении 80 лет применялась в качестве растворителя органических веществ. В 1962 г. ее использовали для этого во Франции H. Maunier и др., занимавшиеся исследованием противосудорожных свойств серии органических веществ, и в большой степени случайно обнаружили, что свойство подавлять эпилептическую активность принадлежит не испытывавшимся новым соединениям, а давно известному растворителю – ВПК. Дальнейшие исследования показали практически неограниченные возможности применения ВПК и ее производных в лечении всех форм эпилепсии [2,3,5,8–21,24,34,36,39–41]. ВПК является самым широко применяемым противоэпилептическим препаратом, составляя, например, в Японии до 60%, а в среднем в мире – около 25% [5]. Любопытно отметить соотношение эффективности лечения в популяциях, где имеется соответствующая статистика, с процентом пациентов, получающих вальпроат, по опубликованным и нашим собственным данным (табл. 2). Коэффициент корреляции между данными, представленными в таблице 2, составляет r=0,98 (p=0,004), что говорит о теснейшей прямой зависимости успешности лечения от применения препаратов вальпроевой кислоты. Именно поэтому во всем мире применение вальпроатов активно расширяется. Ниже на материале собственного опыта и мировой практики (преимущественно за последние 10 лет) анализируются особенности ВПК, определяющие ее место в лечении эпилепсии.
Факторы клинической эффективности вальпроатов
Идеальный противоэпилептический препарат должен обладать четырьмя основными свойствами: 1) предотвращать припадки; 2) устранять межприступные неврологические, психические и поведенческие расстройства; 3) давать нейропротекторный эффект, препятствуя прогрессированию и способствуя излечению от эпилепсии (собственно противоэпилептическое действие). В той или иной мере все эти свойства присущи ВПК.
Успешность применения ВПК в подавлении эпилептической активности нейронов и соответственно припадков определяется комбинацией механизмов действия. ВПК подавляет судороги посредством активации системы ГАМК и блокады Ca2+–каналов. ВПК влияет также на К+–каналы, зависящие от Ca2+, тормозит распространение разряда из первичного фокуса. ВПК в терапевтических дозах, тормозя ГАМК–трансаминазу, задерживает разложение ГАМК, а увеличивая активность энзима – декарбоксилазы глутаминовой кислоты увеличивает синтез ГАМК, что приводит к увеличению содержания основного тормозного нейротрансмиттера – ГАМК на 30–40%. ВПК стабилизирует мембрану, участвуя в блокаде натриевых каналов [2, 5, 38].
Клинический успех ВПК определяется объективными факторами высокой эффективности (70–90% ремиссии в монотерапии), широтой терапевтического спектра (эффективна при всех формах эпилепсии и типах припадков), хорошей переносимостью, возможностью быстрого наращивания дозы, благоприятным взаимодействием с другими препаратами [5,8,11,21]. Форма пролонгированного действия – Депакин хроно (фармацевтическая компания «Санофи–Авентис») обеспечивает устойчивую терапевтическую концентрацию в крови, минимальный риск побочных эффектов и минимизирует зависимость пациента от лекарства, поскольку суточную дозу можно принимать в два или даже в один вечерний прием [2,3,5,8]. В этом году в России, в соответствии со стандартами Великобритании [37] и cтандартами лечения детской эпилепсии европейских экспертов [41], зарегистрирована новая форма вальпроата с пролонгированным действием – Депакин хроносфера. Ее разработка стимулирована одной из основных проблем в лечении эпилепсии – недостаточным соблюдением режима приема препарата, что является основной причиной срыва ремиссии и неэффективного контроля припадков. У большого числа пациентов (преимущественно детского возраста и лиц с нарушением самоконтроля) имеются трудности проглатывания таблеток или капсул с активным веществом. Новый препарат Депакин хроносфера представляет собой безвкусные сферические гранулы диаметром
27
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
27
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
27
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Место вальпроатов (Депакин) в фармакотерапии эпилепсии XXI века
8156
12 мая 2009
Для цитирования: Зенков Л.Р. Место вальпроатов (Депакин) в фармакотерапии эпилепсии XXI века. РМЖ. 2009;11:726.
Эпилепсия – наиболее частое серьезное расстройство деятельности мозга (распространенность в популяции 0,3–2%). Конец XX – начало XXI в. ознаменовались небывалым прогрессом в фармакотерапии эпилепсии. Было создано и поступило на фармацевтический рынок около 50 принципиально новых противоэпилептических препаратов (ПЭП), из которых самые эффективные и надежно зарекомендовавшие себя зарегистрированы в России (табл. 1).