28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
28
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Вступительное слово
string(5) "23399"
1
ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского», Москва
Для цитирования: Котов С.В. Вступительное слово. РМЖ. 2014;10:705.

Глубокоуважаемые коллеги!

В первой половине ХХ в. среди медиков бытовало мнение, что «неврологи все знают, но ничего не могут» – методика топической диагностики позволяла точно определить очаг поражения головного или спинного мозга, но никаких лечебных воздействий при этом не существовало. Прошло еще полвека, а ситуация не менялась. И вот в последнем десятилетии ХХ – первом десятилетии ХХI вв. произошла настоящая «неврологическая революция» – появились принципиально новые методы диагностики и лечения многих неврологических заболеваний.
Нужно отметить, что этот прорыв в клинической неврологии произошел отнюдь не вдруг и не на пустом месте. В течение многих лет шло развитие нейроанатомии, нейрогенетики, клеточной и молекулярной нейрофизиологии, нейрофармакологии, других областей знаний, совокупность которых получила название «нейронауки». Отрадно отметить, что в подготовке фундамента для такого научного рывка участвовали как зарубежные, так и российские (советские) ученые.
В результате развития нейронаук изменились наши взгляды на патогенез различных неврологических заболеваний. На основе знаний патогенеза стали меняться лечебные и профилактические подходы. Важный вклад в изменение наших взглядов на неврологические заболевания внесли современные диагностические методы.
Отметим прогресс лишь в некоторых областях неврологии.
Так, с 1838 г., за полуторавековую историю изучения рассеянного склероза, не было достигнуто существенного прогресса. Менялись взгляды: считали, что это инфекция, наследственное заболевание, нейродегенерация и др. Можно вспомнить многочисленные попытки лечения больных «вакциной против вируса, вызывающего рассеянный склероз», продигиозаном, Пропер-Мил и др. Появившееся в последние десятилетия в связи с многочисленными исследованиями понимание иммунного механизма заболевания и появление высокоинформативного метода диагностики – МРТ с контрастированием препаратами гадолиния, привели к возможности разработки и внедрения в практику высокотехнологических лекарственных препаратов – глатирамера и интерферонов, изменивших течение заболевания и его прогноз.
Особое внимание стало уделяться наследственным заболеваниям. На протяжении многих лет гепатолентикулярная дегенерация считалась непрерывно прогрессирующим неизлечимым заболеванием. Понимание роли нарушения обмена меди в поражении головного мозга и печени позволило разработать препараты, прекращающие прогрессирование и приводящие к значительному улучшению состояния больных.
Если в прошлые годы диагноз наследственного заболевания воспринимался как приговор без надежды на амнистию, то сейчас появляются все новые методы помощи больным. Так, при спинальных амиотрофиях и миопатиях ведутся попытки замещения патологического гена полноценным путем введения его в геном пациента.
Для редких болезней, обусловленных дефицитом ферментов (например, при болезни Помпе – кислой α-1,4-глюкозидазы, при болезни Фабри – α-галактозидазы А), разработаны ферментные препараты, замещающие имеющееся нарушение обмена веществ, что у части больных вызывает значительное улучшение состояния.
Если совсем недавно эпилепсия являлась инвалидизирующим заболеванием, приводящим к тяжелой стигматизации больных, то сейчас 2/3 из них на фоне правильно назначенного лечения свободны от приступов и могут иметь семью, заводить детей, учиться и работать.
Долгие годы прошли в попытках подбора лекарственных препаратов для коррекции гиперкинезов. К сожалению, большинство этих лекарств переводило пациентов от насильственных движений к обездвиженности. Лечебное использование ботулотоксина позволило существенно улучшить состояние большинства таких пациентов, хотя и предусматривается регулярное повторное введение препарата, как это делается в Западной Европе.
Значительный прогресс отмечен и в понимании патогенеза болевых синдромов. Так, установлено, что боль не является однородным явлением, как минимум, ее можно разделить на ноцицептивную, обусловленную поражением тканей и раздражением ноцицепторов, и нейропатическую, связанную с поражением различных отделов нервной системы. Изменились и подходы к лечению болевых синдромов – вместо массированного применения нестероидных анальгетиков шире стали использоваться антиконвульсанты и антидепрессанты нового поколения.
При ряде заболеваний невозможно добиться излечения, но это не значит, что пациенту невозможно помочь. Так, тяжелое прогрессирующее заболевание – болезнь Паркинсона – не поддается попыткам остановить его развитие. Однако понимание роли дефицита дофамина позволило разработать методы симптоматической терапии леводопой и агонистами рецепторов дофамина. В настоящее время активно совершенствуется новый высокотехнологичный метод DBS – глубокая стимуляция мозга, который у ряда больных дает отличные результаты.
Существенный прогресс отмечен и во всех аспектах проблемы цереброваскулярных заболеваний. Так, стали понятны пути первичной и вторичной профилактики инсульта, сформулированы две стратегии – популяционная и стратегия высокого риска. Внедрение методов нейровизуализации, ультразвукового и компьютерно-томографического (РКТ и МРТ) исследований позволило не только существенно повысить качество диагностики инсульта, но и уточнить его патогенетические механизмы, в результате чего сформировались новые подходы к лечению в остром периоде и реабилитационные технологии. Все это с 2008 г. в рамках Национального проекта «Здоровье» активно внедряется в нашей стране. По мере увеличения числа специализированных ангионеврологических структур в медицинских организациях все большая часть населения получает доступ не только к рутинным, но и высокотехнологичным методам помощи. Активно используются интервенционные методы лечения больных инсультом.
Одним из условий развития и совершенствования помощи больным инсультом в нашей стране является знание медиками тех возможностей, которые мы можем использовать в настоящее время. Ведь в некоторых случаях пациент не получает тромболитическую терапию просто потому, что специалисты, к которым он обратился, не знают о такой возможности. Поэтому номер популярного в медицинской среде журнала, посвященный различным аспектам проблемы цереброваскулярных заболеваний, не только важен, но и своевременен.

Главный редактор номера «Неврология» профессор С.В. Котов
Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Новости/Конференции
Все новости
Новости/Конференции
Все новости
Ближайшие конференции
Все мероприятия

Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.

Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.

На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.

Читать дальше