Данный информационный сайт предназначен исключительно для медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения.
Вся информация сайта www.rmj.ru (далее — Информация) может быть доступна исключительно для специалистов системы здравоохранения. В связи с этим для доступа к такой Информации от Вас требуется подтверждение Вашего статуса и факта наличия у Вас профессионального медицинского образования, а также того, что Вы являетесь действующим медицинским, фармацевтическим работником или иным соответствующим профессионалом, обладающим соответствующими знаниями и навыками в области медицины, фармацевтики, диагностики и здравоохранения РФ. Информация, содержащаяся на настоящем сайте, предназначена исключительно для ознакомления, носит научно-информационный характер и не должна расцениваться в качестве Информации рекламного характера для широкого круга лиц.
Информация не должна быть использована для замены непосредственной консультации с врачом и для принятия решения о применении продукции самостоятельно.
На основании вышесказанного, пожалуйста, подтвердите, что Вы являетесь действующим медицинским или фармацевтическим работником, либо иным работником системы здравоохранения.
27
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
27
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
27
лет
предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе
Использование топического кортикостероида «Альдецин» в лечении пациентов с заболеваниями голосового аппарата в фониатрической практике
2111
29 октября 2005
Для цитирования: Иванченко Г.Ф., Демченко Е.В. Использование топического кортикостероида «Альдецин» в лечении пациентов с заболеваниями голосового аппарата в фониатрической практике. РМЖ. 2005;21:1445.
Лечение больных с заболеваниями голосового аппарата (голосообразующей системы) – одна из актуальных проблем современной оториноларингологии. В первую очередь это объяснятся социальной значимостью данной патологии.
Для лиц голосо–речевых профессий непременным условием является применение наиболее щадящих и точных методов диагностики и эффективных методов лечения. Сокращение же сроков лечения имеет не только клиническое, но клинико–экономическое значение.
Среди заболеваний голосового аппарата наиболее часто встречаются: острый и хронический ларингиты, доброкачественные гиперпластические образования голосовых складок (узелки, полипы).
При комплексном лечении больных с данной патологией традиционно применяются инстилляции в гортань системных глюкокортикостероидов (Susp. Hydrocortisoni). Кроме того, назначение кортикостероидов целесообразно в раннем послеоперационном периоде при удалении доброкачественных образований гортани и «декортикации» голосовых складок при хронических ларингитах.
Вместе с тем замечено, что общепринятое вливание в гортань системных кортикостероидов (Susp. Hydrocortisoni) оказывается малоэффективным во многом из–за того, что большая часть лекарственного средства откашливается или попадает в желудочно–кишечный тракт, а местная абсорбция со слизистой оболочкой гортани оказывается невысокой.
В последние годы для лечения больных с острыми и хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей все чаще используются топические кортикостероиды в виде ингаляций. Их выбор обусловлен рядом факторов: высокая эффективность, безопасность и удобство в применении.
В конце 90–х годов прошлого века в качестве топического кортикостероида наш выбор был остановлен на «Альдецине», который хорошо известен среди практикующих врачей. Альдецин обладает высокой липофильностью, высоким сродством к глюкокортикостероидным рецепторам и небольшой биодоступностью, оказывает выраженное противовоспалительное и противоотечное действие.
Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Альдецин» в комплексном лечении пациентов с заболеваниями голосового аппарата.
Материалы и методы
Нами проведено изучение эффективности ингаляционного топического глюкокортикостероида «Альдецин» у 75 пациентов.
I группа состояла из 25 больных с острым и хроническим ларингитом в стадии обострения. В данную группу вошло 18 (24,0%) мужчин и 7 (9,3%) женщин.
II группа состояла из больных с узелками и полипами голосовых складок (25 пациентов) – из них 20 (26,6%) женщин и 5 (6,6%) мужчин.
III группу составили из больных, перенесших эндоларингеальное вмешательство (25 пациентов) – 21 (28,0%) мужчина и 4 (5,5%) женщины.
В качестве контроля наблюдали 50 пациентов, которым в комплексном лечении проводили инстилляции суспензии гидрокортизона 2,5% по 1 мл два раза в день. Из них 15 (30,0%) больных с хроническим и острым ларингитом; 15 (30,0%) – с узелками и полипами голосовых складок; 20 (40,0%) – после эндоларингеальных хирургических вмешательств.
Диагноз заболевания устанавливали на основании жалоб пациентов с учетом динамики симптомов.
Оценка субъективных местных жалоб проводилась по пятибалльной системе:
0 – отсутствие жалоб
1 – дискомфорт в глотке и гортани
2 – першение, затруднение глотания
3 – легкие боли
4 – средние боли
5 – сильные боли.
В соответствии с рекомендациями Союза европейских фониатров в 1979 году мы использовали оценку охриплости (с учетом периодичности и силы голоса) по количеству баллов, по Yanagihara:
0 – нормальный голос
1 – глухой голос
2 – легкая степень охриплости
3 – средняя степень охриплости
4 – тяжелая степень охриплости
5 – афония.
Для объективной диагностики использовали микроларингоскопию, электронную ларингостробоскопию, видеоларингоскопию, эндоскопическую технику с документацией ларингоскопических данных, комплексный анализ голоса.
При оценке данных микроларингоскопии оценивали рельеф слизистой оболочки гортани, ее прозрачность, состояние эпителиальных сосудов.
При электронной ларингостробоскопии оценивали параметры вибраторного цикла: подвижность голосовых складок, амплитуду, регулярность колебаний, наличие фазы закрытия, смещение слизистой оболочки по свободному краю голосовых складок. На основании пятибалльной оценки вычисляли индекс вибраторных нарушений до и после лечения. Результаты оценивали в первые, третьи, седьмые и четырнадцатые сутки лечения.
Всем пациентам проводили лабораторные исследования: клинический анализ крови, определяли количественные и функциональные показатели клеточного и гуморального иммунитета. Определение концентрации IgG, IgА, IgМ производили в сыворотке периферической крови нефелометрическим методом с использованием диагностических наборов.
Оценивали среднюю продолжительность пребывания пациентов в стационаре.
Результаты и обсуждение
Отмечена хорошая клиническая переносимость Альдецина в применяемых дозировках. Клинический эффект наступал в среднем на 5–6–й день от начала лечения и устойчиво сохранялся в дальнейшем.
Сравнительная динамика клинических показателей и их выраженность при применении топического глюкортикостероида (ТГКС) Альдецин и инстилляций гидрокортизона представлены на рисунке 1.
Как видно из представленных на рисунке 1 данных, жалобы больных основной группы при использовании «Альдецина» к 14 дню лечения практически отсутствовали. У больных контрольной группы при лечении системным кортикостероидом продолжали сохраняться дискомфорт в глотке, гортани, а также першение и затруднение глотания.
Динамика охриплости при использовании топического глюкортикостероида (ТГКС) «Альдецин» и инстилляций гидрокортизона представлены на рисунке 2.
Как видно из представленных на рисунке 2 данных, степень охриплости у больных основной группы при использовании Альдецина стала резко уменьшаться к 7 дню наблюдений, хороший звучный голос появился у большинства больных к 14 дню лечения.
У больных контрольной группы голос улучшался значительно медленнее, к 14 дню наблюдений у большинства больных сохранялась легкая или средняя степень охриплости.
По результатам микроларингоскопии в группе больных с узелками и полипами голосовых складок в течение 2 недель выздоровление после использования Альдецина наступило у 17 женщин с узелками голосовых складок. У больных с полипами голосовых складок (2 женщины и 3 мужчин) улучшения достичь не удалось. У данной категории больных произошло лишь незначительное уменьшение полипов в размере.
При лечении больных Альдецином после эндоларингеальных вмешательств установлено, что охриплость, субъективные и объективные проявления воспалительных изменений в гортани (дискосфорт в глотке, першение, гиперемия и отек слизистой оболочки голосовых складок) проходили на 10,64±0,93 день лечения. В контрольной группе больных с использованием гидрокортизона – на 13,56±85 день. Разница статистически достоверна (p<0,05).
Изменения в клеточном иммунитете больных основной и контрольных групп сопровождались как повышением, так и снижением иммунорегуляторного индекса (СD4/CD8). Изменения в количестве NK–клеток (киллеров) чаще были в сторону уменьшения их количества. Изменения в гуморальном иммунитете в целом также были минимальны, и в большинстве случаев можно было отметить лишь некоторый дисбаланс иммунной системы в целом.
После проведенного лечения Альдецином достоверно значимых изменений как в клеточном, так и в гуморальном иммунитете больных не отмечено. Ни в одном случае использования Альдецина у больных с фониатрической патологией мы не наблюдали побочных эффектов.
Выводы
1. Использование топического глюкокортикостероида Альдецин в комплексном лечении больных с патологией голосового аппарата (острые ларингиты, хронические ларингиты в стадии обострения, узелки и полипы голосовых складок, состояния после эндоларингеальных хирургических вмешательств) показало хороший клинический эффект.
2. Альдецин не оказывает системного водействия на организм пациента в отличие от общепринятых инстилляций суспензии гидрокортизона.
3. Применение ТГКС Альдецин в комплексном лечении больных с патологией голосового аппарата позволило сократить сроки лечения больных в среднем на 2–3 дня по сравнению с общепринятой терапией.
4. Использование ингаляционного ТГКС Альдецин не требует специальных навыков врача и может проводиться в амбулаторных условиях.
Литература
1. Василенко Ю.С., Киттель Г. Хронический отечно–полипозный ларингит (болезнь Рейнке–Гайека) // Актуальные вопросы оториноларингологии: Материалы конференции, посвященной 75–летию кафедры оториноларингологии Казанского государственного медицинского университета.–Казань, 2000.–С.9–14.
2. Демченко Е.В. Клинико–морфологические особенности хронического гиперпластического ларингита // Вестник оторинолар.: Материалы Российской конференции оториноларингологов.–М.,2002.– С.215–216.
3. Иванченко Г.Ф. Применение видеоларингоскопии и видеоларингостробоскопии в фониатрической практике // Вестн. оторинолар.–1991.–№3 – С.38–41.
4. Болтоносов М.В., ДеменковаА.А. Использование топического кортикостероида «Flixotide» в комплексной терапии больныхаригитом. Ринология № 2.,2005 стр.36–40.
Среди заболеваний голосового аппарата наиболее часто встречаются: острый и хронический ларингиты, доброкачественные гиперпластические образования голосовых складок (узелки, полипы).
При комплексном лечении больных с данной патологией традиционно применяются инстилляции в гортань системных глюкокортикостероидов (Susp. Hydrocortisoni). Кроме того, назначение кортикостероидов целесообразно в раннем послеоперационном периоде при удалении доброкачественных образований гортани и «декортикации» голосовых складок при хронических ларингитах.
Вместе с тем замечено, что общепринятое вливание в гортань системных кортикостероидов (Susp. Hydrocortisoni) оказывается малоэффективным во многом из–за того, что большая часть лекарственного средства откашливается или попадает в желудочно–кишечный тракт, а местная абсорбция со слизистой оболочкой гортани оказывается невысокой.
В последние годы для лечения больных с острыми и хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей все чаще используются топические кортикостероиды в виде ингаляций. Их выбор обусловлен рядом факторов: высокая эффективность, безопасность и удобство в применении.
В конце 90–х годов прошлого века в качестве топического кортикостероида наш выбор был остановлен на «Альдецине», который хорошо известен среди практикующих врачей. Альдецин обладает высокой липофильностью, высоким сродством к глюкокортикостероидным рецепторам и небольшой биодоступностью, оказывает выраженное противовоспалительное и противоотечное действие.
Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Альдецин» в комплексном лечении пациентов с заболеваниями голосового аппарата.
Материалы и методы
Нами проведено изучение эффективности ингаляционного топического глюкокортикостероида «Альдецин» у 75 пациентов.
I группа состояла из 25 больных с острым и хроническим ларингитом в стадии обострения. В данную группу вошло 18 (24,0%) мужчин и 7 (9,3%) женщин.
II группа состояла из больных с узелками и полипами голосовых складок (25 пациентов) – из них 20 (26,6%) женщин и 5 (6,6%) мужчин.
III группу составили из больных, перенесших эндоларингеальное вмешательство (25 пациентов) – 21 (28,0%) мужчина и 4 (5,5%) женщины.
В качестве контроля наблюдали 50 пациентов, которым в комплексном лечении проводили инстилляции суспензии гидрокортизона 2,5% по 1 мл два раза в день. Из них 15 (30,0%) больных с хроническим и острым ларингитом; 15 (30,0%) – с узелками и полипами голосовых складок; 20 (40,0%) – после эндоларингеальных хирургических вмешательств.
Диагноз заболевания устанавливали на основании жалоб пациентов с учетом динамики симптомов.
Оценка субъективных местных жалоб проводилась по пятибалльной системе:
0 – отсутствие жалоб
1 – дискомфорт в глотке и гортани
2 – першение, затруднение глотания
3 – легкие боли
4 – средние боли
5 – сильные боли.
В соответствии с рекомендациями Союза европейских фониатров в 1979 году мы использовали оценку охриплости (с учетом периодичности и силы голоса) по количеству баллов, по Yanagihara:
0 – нормальный голос
1 – глухой голос
2 – легкая степень охриплости
3 – средняя степень охриплости
4 – тяжелая степень охриплости
5 – афония.
Для объективной диагностики использовали микроларингоскопию, электронную ларингостробоскопию, видеоларингоскопию, эндоскопическую технику с документацией ларингоскопических данных, комплексный анализ голоса.
При оценке данных микроларингоскопии оценивали рельеф слизистой оболочки гортани, ее прозрачность, состояние эпителиальных сосудов.
При электронной ларингостробоскопии оценивали параметры вибраторного цикла: подвижность голосовых складок, амплитуду, регулярность колебаний, наличие фазы закрытия, смещение слизистой оболочки по свободному краю голосовых складок. На основании пятибалльной оценки вычисляли индекс вибраторных нарушений до и после лечения. Результаты оценивали в первые, третьи, седьмые и четырнадцатые сутки лечения.
Всем пациентам проводили лабораторные исследования: клинический анализ крови, определяли количественные и функциональные показатели клеточного и гуморального иммунитета. Определение концентрации IgG, IgА, IgМ производили в сыворотке периферической крови нефелометрическим методом с использованием диагностических наборов.
Оценивали среднюю продолжительность пребывания пациентов в стационаре.
Результаты и обсуждение
Отмечена хорошая клиническая переносимость Альдецина в применяемых дозировках. Клинический эффект наступал в среднем на 5–6–й день от начала лечения и устойчиво сохранялся в дальнейшем.
Сравнительная динамика клинических показателей и их выраженность при применении топического глюкортикостероида (ТГКС) Альдецин и инстилляций гидрокортизона представлены на рисунке 1.
Как видно из представленных на рисунке 1 данных, жалобы больных основной группы при использовании «Альдецина» к 14 дню лечения практически отсутствовали. У больных контрольной группы при лечении системным кортикостероидом продолжали сохраняться дискомфорт в глотке, гортани, а также першение и затруднение глотания.
Динамика охриплости при использовании топического глюкортикостероида (ТГКС) «Альдецин» и инстилляций гидрокортизона представлены на рисунке 2.
Как видно из представленных на рисунке 2 данных, степень охриплости у больных основной группы при использовании Альдецина стала резко уменьшаться к 7 дню наблюдений, хороший звучный голос появился у большинства больных к 14 дню лечения.
У больных контрольной группы голос улучшался значительно медленнее, к 14 дню наблюдений у большинства больных сохранялась легкая или средняя степень охриплости.
По результатам микроларингоскопии в группе больных с узелками и полипами голосовых складок в течение 2 недель выздоровление после использования Альдецина наступило у 17 женщин с узелками голосовых складок. У больных с полипами голосовых складок (2 женщины и 3 мужчин) улучшения достичь не удалось. У данной категории больных произошло лишь незначительное уменьшение полипов в размере.
При лечении больных Альдецином после эндоларингеальных вмешательств установлено, что охриплость, субъективные и объективные проявления воспалительных изменений в гортани (дискосфорт в глотке, першение, гиперемия и отек слизистой оболочки голосовых складок) проходили на 10,64±0,93 день лечения. В контрольной группе больных с использованием гидрокортизона – на 13,56±85 день. Разница статистически достоверна (p<0,05).
Изменения в клеточном иммунитете больных основной и контрольных групп сопровождались как повышением, так и снижением иммунорегуляторного индекса (СD4/CD8). Изменения в количестве NK–клеток (киллеров) чаще были в сторону уменьшения их количества. Изменения в гуморальном иммунитете в целом также были минимальны, и в большинстве случаев можно было отметить лишь некоторый дисбаланс иммунной системы в целом.
После проведенного лечения Альдецином достоверно значимых изменений как в клеточном, так и в гуморальном иммунитете больных не отмечено. Ни в одном случае использования Альдецина у больных с фониатрической патологией мы не наблюдали побочных эффектов.
Выводы
1. Использование топического глюкокортикостероида Альдецин в комплексном лечении больных с патологией голосового аппарата (острые ларингиты, хронические ларингиты в стадии обострения, узелки и полипы голосовых складок, состояния после эндоларингеальных хирургических вмешательств) показало хороший клинический эффект.
2. Альдецин не оказывает системного водействия на организм пациента в отличие от общепринятых инстилляций суспензии гидрокортизона.
3. Применение ТГКС Альдецин в комплексном лечении больных с патологией голосового аппарата позволило сократить сроки лечения больных в среднем на 2–3 дня по сравнению с общепринятой терапией.
4. Использование ингаляционного ТГКС Альдецин не требует специальных навыков врача и может проводиться в амбулаторных условиях.
Литература
1. Василенко Ю.С., Киттель Г. Хронический отечно–полипозный ларингит (болезнь Рейнке–Гайека) // Актуальные вопросы оториноларингологии: Материалы конференции, посвященной 75–летию кафедры оториноларингологии Казанского государственного медицинского университета.–Казань, 2000.–С.9–14.
2. Демченко Е.В. Клинико–морфологические особенности хронического гиперпластического ларингита // Вестник оторинолар.: Материалы Российской конференции оториноларингологов.–М.,2002.– С.215–216.
3. Иванченко Г.Ф. Применение видеоларингоскопии и видеоларингостробоскопии в фониатрической практике // Вестн. оторинолар.–1991.–№3 – С.38–41.
4. Болтоносов М.В., ДеменковаА.А. Использование топического кортикостероида «Flixotide» в комплексной терапии больныхаригитом. Ринология № 2.,2005 стр.36–40.
Новости/Конференции
Все новости
25 Сентября 2023
Пробиотики и разнообразие микробиома кишечника
22 Сентября 2023
Разработан стандарт медицинской помощи при остром гепатите В
Ближайшие конференции
Читать дальше